СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025. Май. Биология Вариант 15

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 12135

В опыте экспериментатор положил несколько кристалликов поваренной соли в каплю воды с инфузориями и соединил эту каплю «мостиком» с каплей чистой воды без соли. Через некоторое время все инфузории переплыли в каплю с чистой водой.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

2.  Тип 2 № 35135

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  хеликобактер пилори

Б)  василиск шлемоносный

В)  лапчатка гусиная

Г)  груздь черный

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Грибы

3)  Бактерии

4)  Растения

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

3.  Тип 3 № 35172

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  тип Хордовые

2)  царство Животные

3)  род Страусы

4)  класс Птицы

5)  отряд Страусовые

4.  Тип 4 № 12238

Изучите график зависимости расхода глюкозы в мышцах человека от длительности физический нагрузки (по оси х отложена длительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у  — запас глюкозы (в %)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  В период с 10 по 30 минуту глюкоза расходуется интенсивнее всего.

2)  Запасы глюкозы в мышцах к 10-й минуте расходуются наполовину.

3)  При увеличении длительности физической нагрузки расход глюкозы происходит медленнее.

4)  На 30-й минуте запасы глюкозы исчерпываются.

5)  Чем длительнее физическая нагрузка, тем выше расход глюкозы.

5.  Тип 5 № 19536

Расположите в правильном порядке процессы выделения из организма рыб вредных растворенных в воде продуктов обмена, начиная с поступления крови в почки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  удаление мочи по мочеиспускательному каналу

2)  стекание из почек мочи по мочеточникам

3)  поступление мочи в мочевой пузырь

4)  прохождение крови по кровеносным сосудам почек

5)  фильтрация почками поступившей в нее жидкости и образование мочи

6.  Тип 6 № 39185

Как называется прибор, изображенный на рисунке?

 

1)  ручная лупа

2)  микроскоп

3)  штативная лупа

4)  микротом

7.  Тип 7 № 2371

Известно, что лось  — это крупное растительноядное млекопитающее, обитающее в лесной зоне Евразии и Северной Америки. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Лось, или сохатый, самый крупный вид оленей, так как весит до 600 кг, высота в холке 2,3 метра, а длина тела составляет 3 метра.

2)  Окраска зимой кофейно-бурая, летом темнее, ноги белые с широкими копытами, позволяющими передвигаться по снегу и болотам.

3)  Обитает в зоне таежных и смешанных лесов Евразии и Северной Америки.

4)  В Западной Европе истреблен в Средние века, а в нашей стране в середине XX века проводились работы по одомашниванию лосей.

5)  Рога имеются только у самцов и отпадают в декабре, а в апреле и мае начинают расти новые.

6)  Зимой питается побегами и корой ивы, осины, рябины, сосны, а летом  — травами.

8.  Тип 8 № 2044

Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных.

 

 

Группа 1 Группа 2
корова крокодил
собака слон
овца лев

 

Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?

 

1)  покров тела

2)  источник питания

3)  одомашнивание

4)  характер передвижения

9.  Тип 9 № 16410

Кто из перечисленных животных развивается с превращением? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  гребенчатый тритон

2)  озерная лягушка

3)  серая жаба

4)  исполинский кенгуру

5)  степная черепаха

6)  нильский крокодил

10.  Тип 10 № 1985

Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

 

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА

 

Однородный участок земной поверхности с определенным составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б)  — это главным образом зеленые растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа  — это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  биосфера

2)  производитель

3)  разрушитель

4)  потребитель

5)  агроценоз

6)  биогеоценоз

7)  популяция

8)  хищник

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

11.  Тип 11 № 858

Установите соответствие между нарушением зрения и заболеванием, для которого оно характерно. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

 

A)  глазное яблоко удлиненной формы

Б)  четкое изображение фокусируется перед сетчаткой

В)  ресничные мышцы ослаблены и не способны менять кривизну хрусталика

Г)  удаленные предметы видятся расплывчато

Д)  близко расположенные предметы видятся расплывчатыми

 

 

 

ЗАБОЛЕВАНИЕ

 

1)  близорукость

2)  дальнозоркость

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

12.  Тип 12 № 1676

Верны ли следующие суждения о наследственности и естественном отборе?

 

А. Наследственность и естественный отбор  — это движущие силы эволюции.

Б. Потомству передаются признаки, приобретенные организмом в течение жизни.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 317

Рассмотрите фотографии собаки породы волкодав. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

14.  Тип 14 № 35178

Под каким номером изображена почка человека?

15.  Тип 15 № 816

В глазном яблоке человека за зрачком следует

 

1)  хрусталик

2)  стекловидное тело

3)  передняя камера

4)  сетчатка

16.  Тип 16 № 35316

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кожи. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  рецептор

2)  мышца, поднимающая волос

3)  эпидермис

4)  сальная железа

5)  потовая железа

6)  дерма

17.  Тип 17 № 441

Какие функции выполняет слюна человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  облегчение глотания

2)  расщепление жиров

3)  расщепление крахмала

4)  механическое измельчение пищи

5)  обезвреживание бактерий

6)  расщепление белков

18.  Тип 18 № 39194

Установите соответствие характеристиками и отделами скелета человека: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  содержит бедренную кость

Б)  имеет соединение с крестцом

В)  имеет коленный сустав

Г)  включает в себя фаланги пальцев

Д)  состоит из плоских костей

 

 

 

ОТДЕЛЫ СКЕЛЕТА ЧЕЛОВЕКА

 

1)  пояс нижних конечностей

2)  свободная нижняя конечность

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

19.  Тип 19 № 35222

 

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания белоголового орлана.

Список характеристик:

 

1)  находится на вершине пищевой цепи

2)  доминирующий вид

3)  консумент третьего порядка

4)  фитопланктон

5)  плотоядное животное

6)  паразит

20.  Тип 20 № 35202

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит лесная дикая кошка. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

21.  Тип 21 № 35242

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лесных диких кошек и растительности, если в течение нескольких лет шло увеличение численности кроликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность лесных диких кошек Численность растительности

22.  Тип 22 № 12483

Рассмотрите рисунки. Запасание какого вещество их объединяет? Почему растения запасают его?

23.  Тип 23 № 20964

Ученые изучали взаимоотношения высших растений и грибов микоризообразователей. По результатам изучения выяснилось, что гифы грибов оплетают корни растений образуя плотный чехол и даже внедряются в корни. Было выяснено, что в ходе таких взаимоотношений грибы получают от растений органические вещества.

Какие можно сделать выводы о типе взаимоотношений грибов и растений? Какие последствия для растений при таком взаимодействии?

24.  Тип 24 № 1923

 

Синдром Дауна

 

Синдром Дауна − одна из форм геномной патологии, при которой хромосомы 21-й пары вместо нормальных двух представлены тремя копиями. Синдром получил название в честь английского врача Джона Дауна, впервые описавшего его в 1866 году. Связь между происхождением врожденного синдрома и изменением количества хромосом была выявлена только в 1959 году французским генетиком Жеромом Леженом.

 

Синдром Дауна не является редкой патологией − в среднем наблюдается один случай на 700 родов; в данный момент благодаря диагностике во время беременности частота рождения детей с синдромом Дауна уменьшилась до 1 к 1100. У обоих полов аномалия встречается с одинаковой частотой. Синдром Дауна встречается во всех этнических группах и среди всех экономических

классов. Синдром Дауна обусловлен случайными событиями в процессе формирования половых клеток и/или беременности. Поведение родителей и факторы окружающей среды на это никак не влияют.

 

Возраст матери влияет на шансы зачатия ребенка с синдромом Дауна. Если матери от 20 до 24 лет, вероятность этого 1 к 1562, до 30 лет − 1 к 1000, от 35 до 39 лет − 1 к 214, а в возрасте старше 45 вероятность 1 к 19. По последним данным, отцовский возраст, особенно если он больше 42 лет, также увеличивает риск синдрома.

 

Существует ряд дородовых признаков синдрома Дауна, например характерные УЗИ-признаки. Кроме того, имеются различные неинвазивные и инвазивные способы диагностики. Самый точный результат дают инвазивные методики, однако они могут провоцировать выкидыш.

 

Синдрому Дауна обычно сопутствуют характерные внешние признаки: плоское лицо, развитие эпикантуса («третьего века», как у представителей монголоидной расы), гиперподвижность суставов, короткие конечности, постоянно открытый рот и другие признаки. Кроме того, синдром Дауна часто сопровождается умственной отсталостью.

 

Степень проявления задержки умственного и речевого развития зависит как от врожденных факторов, так и от занятий с ребенком. Дети с синдромом Дауна обучаемы. Занятия с ними по специальным методикам, учитывающим особенности их развития и восприятия, обычно приводят к неплохим результатам. Так как степень обучаемости детей сильно варьируется, их успех в обучении по стандартной школьной программе может быть различен.. Проблемы в обучении, имеющиеся у детей с синдромом Дауна, встречаются и у здоровых детей, поэтому родители первых могут попробовать использовать общую программу обучения, преподаваемую в школах.

 

Известен случай получения человеком с синдромом Дауна университетского образования.

Используя содержание текста «Синдром Дауна», ответьте на следующие вопросы.

 

1.  С чем связано возникновение синдрома Дауна у ребенка?

2.  Что влияет на вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна?

3.  Возможно ли преодолеть отставание в умственном развитии ребенка с синдромом Дауна?

25.  Тип 25 № 1410

Пользуясь таблицей «Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК», а также своими знаниями ответьте на нижеследующие вопросы.

 

Таблица 1. Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК.

 

 

Наименование

культуры

2005 год 2006 год
площадь,

га

вал. сбор, т урожай-ность,

ц/га

площадь,

га

вал. сбор, т урожай-ность,

ц/га

Горчица 166 145 9 96 121 13
Озимый рапс 50 98 17 75 184 25
Соя 328 559 17 232 688 30
Яровой рапс 30 45 8 50 67 13

 

1.  Какая из культур имела наибольшую урожайность в 2006 году?

2.  Увеличился ли в 2006 году валовый сбор по сравнению с 2005 годом? Ответ обоснуйте.

3.  Как Вы считаете, в какой год погода была более благоприятная? Ответ поясните.

26.  Тип 26 № 12958

Алина занимается баскетболом. После двухчачасовой тренировки она решили зайти по-есть в кафе.

1)  Каковы энергозатраты Алины за время тренировки?

2)  Будут ли покрыты энергозатраты на тренировку, если Алина закажет салат греческий, жареную курицу с картофельным пюре и шоколадное мороженое?

3)  Где происходит превращение глюкозы в гликоген?

 

Таблица 1

 

Меню кафе и энергетическая ценность блюд

 

 

 

Продукты Белки, г Жиры, г Углеводы, г Калорийность, ккал

 

Закуски
Салат «Оливье» 5,4 16,7 7,0 198
Салат «Греческий» 3,9 17,8 3,4 189
Салат «Цезарь» 14,8 17,2 24,0 304
Первые блюда
Борщ 4,4 3,6 5,5 63
Суп овощной 1,7 1,8 6,2 43
Солянка мясная 5,2 4,6 1,7 69
Вторые блюда

 

Говядина жареная 32,7 28,1 0,0 384
Свинина жареная 11,4 49,3 0,0 489
Курица жареная 26,0 12,0 0,0 210
Горбуша жареная в кляре 17,1 16,4 15,2 281
Окунь речной жареный 20,6 9,1 4,0 180
Гарниры и каши
Рис вареный 2,2 0,5 24,9 116
Картофель жареный 3,7 10,6 24,8 203
Картофельное пюре 2,1 4,6 8,5 82
Десерты

 

Апельсиновые корзиночки с кремом 3,1 8,0 9,2 119
Желе ягодное 2,7 0,1 18,9 82
Безе 2,3 0,0 78,8 305
Десерт «Птичье молоко»

 

5,1 13,8 38,5 289
Лимонное пирожное 5,3 12,2 23,8 220
Мармелад из абрикосов 0,5 0,1 52,4 199
Мороженое с ягодами 4,5 15,5 17,5 223
Пирожное «Кокетка» 18,7 29,4 21,0 418
Пудинг из творога 11,0 19,7 24,3 313
Сливки взбитые 2,4 17,3 17,5 231
Торт «Медовый» 3,7 16,6 42,4 323
Шоколадное мороженое 4,4 15,8 29,1 269
Яблоки в желе 3,0 3,4 18,3 111
Ягодный мусс 1,2 0,8 41,2 167

 

Таблица 2

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

 

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025. Май. Биология Вариант 15»

1.  Тип 1 № 12135

В опыте экспериментатор положил несколько кристалликов поваренной соли в каплю воды с инфузориями и соединил эту каплю «мостиком» с каплей чистой воды без соли. Через некоторое время все инфузории переплыли в каплю с чистой водой.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

2.  Тип 2 № 35135

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  хеликобактер пилори

Б)  василиск шлемоносный

В)  лапчатка гусиная

Г)  груздь черный

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Грибы

3)  Бактерии

4)  Растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35172

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  тип Хордовые

2)  царство Животные

3)  род Страусы

4)  класс Птицы

5)  отряд Страусовые

4.  Тип 4 № 12238

Изучите график зависимости расхода глюкозы в мышцах человека от длительности физический нагрузки (по оси х отложена длительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у  — запас глюкозы (в %)).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  В период с 10 по 30 минуту глюкоза расходуется интенсивнее всего.

2)  Запасы глюкозы в мышцах к 10-й минуте расходуются наполовину.

3)  При увеличении длительности физической нагрузки расход глюкозы происходит медленнее.

4)  На 30-й минуте запасы глюкозы исчерпываются.

5)  Чем длительнее физическая нагрузка, тем выше расход глюкозы.

5.  Тип 5 № 19536

Расположите в правильном порядке процессы выделения из организма рыб вредных растворенных в воде продуктов обмена, начиная с поступления крови в почки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  удаление мочи по мочеиспускательному каналу

2)  стекание из почек мочи по мочеточникам

3)  поступление мочи в мочевой пузырь

4)  прохождение крови по кровеносным сосудам почек

5)  фильтрация почками поступившей в нее жидкости и образование мочи

6.  Тип 6 № 39185

Как называется прибор, изображенный на рисунке?

 

1)  ручная лупа

2)  микроскоп

3)  штативная лупа

4)  микротом

7.  Тип 7 № 2371

Известно, что лось  — это крупное растительноядное млекопитающее, обитающее в лесной зоне Евразии и Северной Америки. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Лось, или сохатый, самый крупный вид оленей, так как весит до 600 кг, высота в холке 2,3 метра, а длина тела составляет 3 метра.

2)  Окраска зимой кофейно-бурая, летом темнее, ноги белые с широкими копытами, позволяющими передвигаться по снегу и болотам.

3)  Обитает в зоне таежных и смешанных лесов Евразии и Северной Америки.

4)  В Западной Европе истреблен в Средние века, а в нашей стране в середине XX века проводились работы по одомашниванию лосей.

5)  Рога имеются только у самцов и отпадают в декабре, а в апреле и мае начинают расти новые.

6)  Зимой питается побегами и корой ивы, осины, рябины, сосны, а летом  — травами.

8.  Тип 8 № 2044

Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных.

 

Группа 1

Группа 2

корова

крокодил

собака

слон

овца

лев

 

Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?

 

1)  покров тела

2)  источник питания

3)  одомашнивание

4)  характер передвижения

9.  Тип 9 № 16410

Кто из перечисленных животных развивается с превращением? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  гребенчатый тритон

2)  озерная лягушка

3)  серая жаба

4)  исполинский кенгуру

5)  степная черепаха

6)  нильский крокодил

10.  Тип 10 № 1985

Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА

Однородный участок земной поверхности с определенным составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б)  — это главным образом зеленые растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа  — это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  биосфера

2)  производитель

3)  разрушитель

4)  потребитель

5)  агроценоз

6)  биогеоценоз

7)  популяция

8)  хищник

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 858

Установите соответствие между нарушением зрения и заболеванием, для которого оно характерно. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

A)  глазное яблоко удлиненной формы

Б)  четкое изображение фокусируется перед сетчаткой

В)  ресничные мышцы ослаблены и не способны менять кривизну хрусталика

Г)  удаленные предметы видятся расплывчато

Д)  близко расположенные предметы видятся расплывчатыми

ЗАБОЛЕВАНИЕ

1)  близорукость

2)  дальнозоркость

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12.  Тип 12 № 1676

Верны ли следующие суждения о наследственности и естественном отборе?

 

А. Наследственность и естественный отбор  — это движущие силы эволюции.

Б. Потомству передаются признаки, приобретенные организмом в течение жизни.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 317

Рассмотрите фотографии собаки породы волкодав. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35178

Под каким номером изображена почка человека?

15.  Тип 15 № 816

В глазном яблоке человека за зрачком следует

 

1)  хрусталик

2)  стекловидное тело

3)  передняя камера

4)  сетчатка

16.  Тип 16 № 35316

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кожи. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  рецептор

2)  мышца, поднимающая волос

3)  эпидермис

4)  сальная железа

5)  потовая железа

6)  дерма

17.  Тип 17 № 441

Какие функции выполняет слюна человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  облегчение глотания

2)  расщепление жиров

3)  расщепление крахмала

4)  механическое измельчение пищи

5)  обезвреживание бактерий

6)  расщепление белков

18.  Тип 18 № 39194

Установите соответствие характеристиками и отделами скелета человека: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  содержит бедренную кость

Б)  имеет соединение с крестцом

В)  имеет коленный сустав

Г)  включает в себя фаланги пальцев

Д)  состоит из плоских костей

ОТДЕЛЫ СКЕЛЕТА ЧЕЛОВЕКА

1)  пояс нижних конечностей

2)  свободная нижняя конечность

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

19.  Тип 19 № 35222

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания белоголового орлана.

Список характеристик:

 

1)  находится на вершине пищевой цепи

2)  доминирующий вид

3)  консумент третьего порядка

4)  фитопланктон

5)  плотоядное животное

6)  паразит

20.  Тип 20 № 35202

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит лесная дикая кошка. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35242

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лесных диких кошек и растительности, если в течение нескольких лет шло увеличение численности кроликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность лесных диких кошек

Численность растительности

22.  Тип 22 № 12483

Рассмотрите рисунки. Запасание какого вещество их объединяет? Почему растения запасают его?

23.  Тип 23 № 20964

Ученые изучали взаимоотношения высших растений и грибов микоризообразователей. По результатам изучения выяснилось, что гифы грибов оплетают корни растений образуя плотный чехол и даже внедряются в корни. Было выяснено, что в ходе таких взаимоотношений грибы получают от растений органические вещества.

Какие можно сделать выводы о типе взаимоотношений грибов и растений? Какие последствия для растений при таком взаимодействии?

24.  Тип 24 № 1923

Синдром Дауна

 

Синдром Дауна − одна из форм геномной патологии, при которой хромосомы 21-й пары вместо нормальных двух представлены тремя копиями. Синдром получил название в честь английского врача Джона Дауна, впервые описавшего его в 1866 году. Связь между происхождением врожденного синдрома и изменением количества хромосом была выявлена только в 1959 году французским генетиком Жеромом Леженом.

 

Синдром Дауна не является редкой патологией − в среднем наблюдается один случай на 700 родов; в данный момент благодаря диагностике во время беременности частота рождения детей с синдромом Дауна уменьшилась до 1 к 1100. У обоих полов аномалия встречается с одинаковой частотой. Синдром Дауна встречается во всех этнических группах и среди всех экономических

классов. Синдром Дауна обусловлен случайными событиями в процессе формирования половых клеток и/или беременности. Поведение родителей и факторы окружающей среды на это никак не влияют.

 

Возраст матери влияет на шансы зачатия ребенка с синдромом Дауна. Если матери от 20 до 24 лет, вероятность этого 1 к 1562, до 30 лет − 1 к 1000, от 35 до 39 лет − 1 к 214, а в возрасте старше 45 вероятность 1 к 19. По последним данным, отцовский возраст, особенно если он больше 42 лет, также увеличивает риск синдрома.

 

Существует ряд дородовых признаков синдрома Дауна, например характерные УЗИ-признаки. Кроме того, имеются различные неинвазивные и инвазивные способы диагностики. Самый точный результат дают инвазивные методики, однако они могут провоцировать выкидыш.

 

Синдрому Дауна обычно сопутствуют характерные внешние признаки: плоское лицо, развитие эпикантуса («третьего века», как у представителей монголоидной расы), гиперподвижность суставов, короткие конечности, постоянно открытый рот и другие признаки. Кроме того, синдром Дауна часто сопровождается умственной отсталостью.

 

Степень проявления задержки умственного и речевого развития зависит как от врожденных факторов, так и от занятий с ребенком. Дети с синдромом Дауна обучаемы. Занятия с ними по специальным методикам, учитывающим особенности их развития и восприятия, обычно приводят к неплохим результатам. Так как степень обучаемости детей сильно варьируется, их успех в обучении по стандартной школьной программе может быть различен.. Проблемы в обучении, имеющиеся у детей с синдромом Дауна, встречаются и у здоровых детей, поэтому родители первых могут попробовать использовать общую программу обучения, преподаваемую в школах.

 

Известен случай получения человеком с синдромом Дауна университетского образования.

Используя содержание текста «Синдром Дауна», ответьте на следующие вопросы.

 

1.  С чем связано возникновение синдрома Дауна у ребенка?

2.  Что влияет на вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна?

3.  Возможно ли преодолеть отставание в умственном развитии ребенка с синдромом Дауна?

25.  Тип 25 № 1410

Пользуясь таблицей «Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК», а также своими знаниями ответьте на нижеследующие вопросы.

Таблица 1. Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК.

Наименование

культуры

2005 год

2006 год

площадь,

га

вал. сбор, т

урожай-ность,

ц/га

площадь,

га

вал. сбор, т

урожай-ность,

ц/га

Горчица

166

145

9

96

121

13

Озимый рапс

50

98

17

75

184

25

Соя

328

559

17

232

688

30

Яровой рапс

30

45

8

50

67

13

 

1.  Какая из культур имела наибольшую урожайность в 2006 году?

2.  Увеличился ли в 2006 году валовый сбор по сравнению с 2005 годом? Ответ обоснуйте.

3.  Как Вы считаете, в какой год погода была более благоприятная? Ответ поясните.

26.  Тип 26 № 12958

Алина занимается баскетболом. После двухчачасовой тренировки она решили зайти по-есть в кафе.

1)  Каковы энергозатраты Алины за время тренировки?

2)  Будут ли покрыты энергозатраты на тренировку, если Алина закажет салат греческий, жареную курицу с картофельным пюре и шоколадное мороженое?

3)  Где происходит превращение глюкозы в гликоген?

 

Таблица 1

Меню кафе и энергетическая ценность блюд

 

Продукты

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Калорийность, ккал

Закуски

Салат «Оливье»

5,4

16,7

7,0

198

Салат «Греческий»

3,9

17,8

3,4

189

Салат «Цезарь»

14,8

17,2

24,0

304

Первые блюда

Борщ

4,4

3,6

5,5

63

Суп овощной

1,7

1,8

6,2

43

Солянка мясная

5,2

4,6

1,7

69

Вторые блюда

Говядина жареная

32,7

28,1

0,0

384

Свинина жареная

11,4

49,3

0,0

489

Курица жареная

26,0

12,0

0,0

210

Горбуша жареная в кляре

17,1

16,4

15,2

281

Окунь речной жареный

20,6

9,1

4,0

180

Гарниры и каши

Рис вареный

2,2

0,5

24,9

116

Картофель жареный

3,7

10,6

24,8

203

Картофельное пюре

2,1

4,6

8,5

82

Десерты

Апельсиновые корзиночки с кремом

3,1

8,0

9,2

119

Желе ягодное

2,7

0,1

18,9

82

Безе

2,3

0,0

78,8

305

Десерт «Птичье молоко»

5,1

13,8

38,5

289

Лимонное пирожное

5,3

12,2

23,8

220

Мармелад из абрикосов

0,5

0,1

52,4

199

Мороженое с ягодами

4,5

15,5

17,5

223

Пирожное «Кокетка»

18,7

29,4

21,0

418

Пудинг из творога

11,0

19,7

24,3

313

Сливки взбитые

2,4

17,3

17,5

231

Торт «Медовый»

3,7

16,6

42,4

323

Шоколадное мороженое

4,4

15,8

29,1

269

Яблоки в желе

3,0

3,4

18,3

111

Ягодный мусс

1,2

0,8

41,2

167

 

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин