СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ -2025. Русский язык. 9 класс. 30 вариантов. Л.И. Мальцева, Н.М. Смерчинская

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОГЭ -2025. Русский язык. 9 класс. 30 вариантов. Л.И. Мальцева, Н.М. Смерчинская

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ -2025. Русский язык. 9 класс. 30 вариантов. Л.И. Мальцева, Н.М. Смерчинская»



Л. И. Мальцева Н. М. Смеречинская



РУССКИЙ ЯЗЫК 9 КЛАСС

ОГЭ 2025


  • Теоретический справочник

  • Сборник упражнений и практических работ

    • Учебно-тренировочные варианты

  • Подготовка к написанию изложения и сочинения




Издатель Мальцев Д. А. Ростов-на-Дону



Народное образование Москва

2024

ББК 81.2Рус-922 Р89


Рецензенты:

Александрова Н. С., учитель русского языка и литературы высшей категории;

Мельникова М. В., учитель русского языка и литературы высшей категории



Р89 Русский язык. 9 класс. ОГЭ 2025 / Л. И. Мальцева, Н. М. Сме- речинская. — Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д. А., М. : Народ- ное образование, 2024. — 432 с.

ISBN 978-5-87953-710-9



Данное пособие предназначено для подготовки учащихся девятых классов к итоговой аттестации по русскому языку. Оно состоит из че- тырёх разделов.

I раздел. Краткий справочник, в котором приведены все сведения по русскому языку за курс основной школы, необходимые для под- готовки к экзамену.

  1. раздел. Сборник упражнений и практических работ с комментария- ми к заданиям, предлагаемым на экзамене.

  2. раздел. Учебно-тренировочные варианты, составленные со- гласно Демоверсии ОГЭ 2025.

  3. раздел. Подготовка к написанию изложения и сочинения.

Данное пособие может быть использовано учащимися для само- стоятельной подготовки к итоговой аттестации.

Учителями пособие может быть использовано для контроля зна- ний учащихся и в качестве источника заданий для домашних работ.



ISBN 978-5-87953-710-9

ББК 81.2Рус-922

© ИП Мальцев Д. А., 2024

Cодержание

Предисловие 6

КРАтКИЙ СпРАвОчнИК

§ 1. Фонетика 7

§ 2. Морфемика и словообразование 8

§ 3. Морфология 11

    1. Самостоятельные части речи 11

Имя существительное 11

Имя прилагательное 13

Имя числительное 14

Местоимение 14

Глагол 16

Причастие 18

Деепричастие 19

Наречие 20

    1. Служебные части речи 22

Союз 22

Предлог 23

Частица 23

    1. Междометие 24

§ 4. Орфография 25

    1. Правописание корней 25

    2. Правописание приставок 28

    3. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, причастий .31

    4. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи 33

    5. Слитное, дефисное и раздельное написание различных частей речи 35

    6. Правописание окончаний 41

    7. Правописание Ъ и Ь 43

§ 5. Синтаксис 44

    1. Словосочетание. Связь слов в словосочетании 44

    2. Предложение 45

Главные члены предложения и способы их выражения 45

Второстепенные члены предложения 47

Грамматическая основа предложения 48

    1. Виды предложений 49

Простое осложнённое предложение 50

Сложные предложения с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью 53

4 Содержание

§ 6. пунктуация 58

    1. Знаки препинания в предложениях с однородными членами 58

    2. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 59

    3. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения 62

    4. Запятые в сложном предложении 65

    5. Тире и двоеточие в простом и сложном предложениях 68

§ 7. Средства художественной выразительности 70

    1. Тропы 70

    2. Фигуры речи 72

    3. Изобразительные средства лексики 74

    4. Изобразительные средства синтаксиса 75

§ 8. Лексика и фразеология 76

    1. Лексическое значение слова 76

    2. Омонимы. Синонимы. Антонимы 76

    3. Фразеологические обороты 78

    4. Употребление стилистически ограниченной лексики 78

§ 9. нормы современного русского языка 79

СбОРнИК УпРАжненИЙ И пРАКтИчеСКИх РАбОт

Синтаксический анализ предложения (подготовка к выполнению заданий 2—3) 85

Упражнения № 1—2 85

Практическая работа № 1 90

пунктуационный анализ предложения (подготовка к выполнению заданий 4—5) 98

Упражнения № 3—6 98

Практическая работа № 2 107

Практическая работа № 3 115

Орфографический анализ слова (подготовка к выполнению заданий 6—7) 118

Упражнения № 7—16 119

Практическая работа № 4 139

Практическая работа № 5 143

нормы современного русского литературного языка

(подготовка к выполнению задания 8) 146

Упражнение № 17 146

Практическая работа № 6 149

Синтаксический анализ словосочетания (подготовка к выполнению задания 9) 151

Упражнения № 18—19 151

Практическая работа № 7 154

Средства художественной выразительности (подготовка к выполнению задания 11) 156

Практическая работа № 8 156

Лексический анализ слова (подготовка к выполнению задания 12) 160

Упражнение № 20 160

Практическая работа № 9 162

Содержание 5

УчебнО-тРенИРОвОчнЫе вАРИАнтЫ ИтОГОвОЙ РАбОтЫ

Вариант 1 166

Вариант 2 175

Вариант 3 182

Вариант 4 190

Вариант 5 198

Вариант 6 206

Вариант 7 213

Вариант 8 221

Вариант 9 228

Вариант 10 236

Вариант 11 244

Вариант 12 252

Вариант 13 260

Вариант 14 267

Вариант 15 274

Вариант 16 282

Вариант 17 289

Вариант 18 296

Вариант 19 304

Вариант 20 312

Вариант 21 319

Вариант 22 327

Вариант 23 334

Вариант 24 342

Вариант 25 349

Вариант 26 357

Вариант 27 365

Вариант 28 373

Вариант 29 381

Вариант 30 389

пОДГОтОвКА К нАпИСАнИЮ ИЗЛОженИЯ И СОчИненИЯ

ПРАКТИКУМ. Пишем вместе сжатое изложение 397

Подготовка к выполнению задания 13.1 (Практические занятия 12) 400

Подготовка к выполнению задания 13.2 (Практическое занятие 3) 405

Подготовка к выполнению задания 13.3 (Практическое занятие 4) 410

СЛОвАРЬ тОЛКОвАнИЯ ЗнАченИЙ СЛОв 415

ОтветЫ

Ответы к упражнениям 427

Ответы к практическим работам 430

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель данного пособия — помочь учащимся 9-х классов в подготов- ке к итоговой аттестации за курс основной школы.

Пособие состоит из четырёх разделов.

Первый раздел пособия — это Теоретический справочник, содер- жащий все сведения, необходимые для подготовки к экзамену по рус- скому языку за курс основной школы.

Формулировки правил, приведённых в теоретической части, ана- логичны тем, которые даны в школьных учебниках. Все правила и определения проиллюстрированы примерами, взятыми из художе- ственных произведений.

Сведения, представляющие собой дополнительные уточнения или справки, даются под рубрикой «Обратите внимание!».

Второй раздел включает Сборник упражнений и практических работ

с комментариями к заданиям, предлагаемым на экзамене.

Третий раздел пособия содержит 30 учебно-тренировочных вариан- тов итоговой работы, составленных согласно Демоверсии ОГЭ 2025.

Приведённые в пособии учебно-тренировочные варианты дают воз- можность составить представление о структуре будущей экзаменацион- ной работы, числе заданий, форме и уровне сложности этих заданий.

Четвёртый раздел пособия включает материалы, которые помогут освоить основные методы написания сжатого изложения и сочине- ния-рассуждения разных видов.

  1. ПРАКТИКУМ. Пишем вместе сжатое изложение.

Практикум содержит рекомендации по написанию изложения по тексту и пример такого изложения.

  1. ПРАКТИКУМ. Подготовка к выполнению заданий 13.1, 13.2, 13.3. Практикум включает 6 (шесть) практических занятий. Цель этих занятий — помочь учащимся овладеть основными методами написа-

ния сочинения-рассуждения разных видов (задания 13.1, 13.2, 13.3).

  1. СЛОВАРЬ ТОЛКОВАНИЯ СЛОВ окажет помощь учащимся при подготовке к выполнению задания 13.3.

Данное пособие может быть использовано учащимися для само- стоятельной подготовки к итоговой аттестации.

Учителями пособие может быть использовано для контроля знаний учащихся и в качестве источника заданий для домашних работ.

Желаем вам удачи и высоких баллов на экзамене!

КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК § 1. фОНЕТИКА

Гласные буквы и звуки Гласные буквы: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я. Гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Буквы е, ё, ю, я обозначают один звук после согласных:

е — [э]; ё — [о]; ю — [у]; я — [а].

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в начале слова, после гласной буквы, после разделительных ъ и ь.

Гласная буква И обозначает один звук после мягких согласных: пить — [п’ит’], два звука после ь: соловьи — [салав’йи].

Не обозначают никаких звуков ъ и ь.

Парные и непарные согласные звуки


Парные согласные звуки

звонкие

[б], [б’]; [в], [в’]; [г], [г’]; [д], [д’]; [ж]; [з], [з’]

на конце слова и перед глухими согласными заменяются парными глухими

глухие

[п], [п’]; [ф], [ф’]; [к], [к’]; [т], [т’]; [ш]; [с], [с’]

перед звонкими согласными (кроме в, л, м, н, р, й) заменяются парными звонкими

Непарные согласные звуки

звонкие

[й’]; [л], [л’]; [м], [м’]; [н], [н’]; [р], [р’]

глухие

[х], [х’]; [ц]; [ч’]; [щ’]

Мягкие и твёрдые согласные

Всегда твёрдые — [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие — [ч’], [щ’], [й’].

Мягкость согласных звуков обозначают буквы я, е, ё, ю, и, ь. Твёрдость согласных звуков обозначают гласные буквы а, о, у, ы, э. Твёрдые согласные звуки [с], [з], [т], [д], [н] смягчаются перед мягки-

ми: известие изве[с’т’]ие, иссякнуть и[с’]сякнуть.

Разделительный мягкий знак (ь) указывает на то, что предшествую- щий согласный звук произносится мягко: се[м’]ья, [б’]ьют. Исключе- ние составляют твёрдые шипящие: ло[ж]ью, ту[ш]ью.


СбОРНИК уПРАжНЕНИЙ И ПРАКТИЧЕСКИх РАбОТ


СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИз ПРЕДЛОжЕНИя

(ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИю зАДАНИЙ 2—3)



зАДАНИЕ 2


Что проверяет задание


Задание проверяет умение определять грамматическую основу предложения.


Что надо повторить


СИНТАКСИС — § 5. РАЗДеЛ 5.2.


Тренируемся



Упражнение 1


Выпишите грамматическую основу из предложения.

  1. День за днём Стенька шёл на север, то запевая песню, то молча шагая по берегу Дона. (С. Злобин)

Ответ: .


  1. На реке было ещё прохладно, тихо. (И. бунин)

Ответ: .

  1. Многое можно услышать в весеннем лесу. (И. Соколов-Микитов)

Ответ: .

уЧЕбНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ




Вариант 1 Часть 1


Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОтВЕтОВ 2. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. Сжатое изложение напишите от того же лица, от которого ведётся повествование в исходном тексте.


Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

1

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каж- дой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.


Дружба — это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нуж- на нам не для того, чтобы чем-то заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро. В годы от- рочества и ранней юности каждому человеку необходимо пережить глубокое чувство восхищения духовным благородством хорошего че- ловека. От этого по существу зависит вера в человека, в красоту чело- вечности. Если этого нет — душа человека пуста, малейшие неурядицы жизни могут вызвать у него мелочное брюзжание, неверие в свои силы. Пустая душа жадно впитывает плохое и трудно поддаётся влиянию хо- рошего. Тот, у кого пустая душа, не может быть настоящим другом, он не чувствует человечности в дружбе.

Если в годы отрочества и ранней юности человека воодушевляет нравственный идеал, если человек понимает, что такое правильный человек, то дружба духовно обогащает его, в дружбе он ищет не про- вождения времени, а поле для самоутверждения и самовоспитания. Особенно необходима эта благородная духовная потребность — по- требность в человеке — для формирования мужчины. Чтобы стать на- стоящим мужчиной, ты в годы ранней юности должен раскрыть богат- ства души в дружбе. От этого зависит чистота твоего чувства любви, счастье твоей будущей семьи.

Вариант 1

167


Любовь без дружбы мелка. Если юноша уважает в девушке прежде всего человека, то эта возвышенная, благородная дружба сама по себе так же прекрасна, как и любовь.



Часть 2

(По В. Сухомлинскому)

208 слов



Ответами к заданиям 2—12 являются слово (несколько слов) или последова- тельность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОтВЕтОВ № 1 без пробелов, запятых и других символов.



Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1) Никогда не светит солнце так ярко, как в марте, никогда небо не бывает таким просторным и чистым, как в марте, и чем ярче све- тит солнце, тем злее ночной мороз. (2) За ночь мороз старательно за- тягивает лужи узорчатым льдом, развешивает по краям крыши бах- рому сосулек, сковывает сугробы. (3) А утром солнце, отоспавшись за зиму, весело растапливает ледяные плёнки на лужах, острым лучом отпиливает сосульки, и они падают с хрустальным звоном на землю.

  1. Длинным днём хозяйничает солнце, короткой ночью — мороз.

  2. И морозу не хватает ни времени, ни сил, чтобы восстановить то, что разрушило солнце, а солнце расчищает дорогу весне, которая идёт с юга и скатывает снеговой ковёр с земли.



Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамма- тическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

    1. 2

      солнце ярко светит (предложение 1)

    2. мороз затягивает (предложение 2)

    3. они падают (предложение 3)

    4. солнце хозяйничает (предложение 4)

    5. которая идёт (предложение 5)

Ответ: .


3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характери- стики предложений текста. Запишите номера ответов.

168 Учебно-тренировочные варианты



  1. Предложение 1 сложноподчинённое с однородным подчине- нием придаточных.

  2. Предложение 2 простое двусоставное, осложнённое однород- ными сказуемыми.

  3. Предложение 3 сложное с разными видами связи: с бессоюзной и союзной сочинительной.

  4. Предложение 4 имеет в своём составе односоставное неопреде- лённо-личное предложение.

  5. Предложение 5 имеет пять грамматических основ. Ответ: .


4

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для при- ведённых пунктуационных правил. К каждой позиции перво- го столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННыЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОжЕНИЯ

А) Между частями сложносочи- нённого предложения, соединён- ными соединительным союзом, ставится запятая.

Б) Между частями сложного бессо- юзного предложения ставится дво- еточие, если вторая часть дополняет первую.

  1. Одна из самых мудрых истин нас убеждает с давних дней: лишь тот богат, кто бескорыстен, а скря- га бедного бедней. (П. бровка)

  2. За ночь мороз старательно за- тягивает лужи узорчатым льдом, развешивает по краям крыши бах- рому сосулек, сковывает сугробы.


В) В неполном предложении на месте пропуска предложения ста- вится тире.

  1. А солнце, отоспавшись за зиму, весело растапливает ледяные плёнки на лужах, острым лучом отпиливает сосульки, и они па- дают с хрустальным звоном на землю.

  2. Длинным днём хозяйничает солнце, короткой ночью — мороз.

Вариант 1

169



  1. Повсюду: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах — происходили шумные разговоры. (В. гаршин)

А

Б

В





Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Ответ:


5

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Солнце садилось(1) и на жёлтом(2) горячем песке лежал розоватый отблеск его лучей. И жалкие кусты ив(3) и перламутровые облака(4) и взбегавшие на берег волны(5) всё готовилось к ночному покою. Оди- нокий(6) точно заблудившийся в тёмной дали моря(7) огонь то ярко вспыхивал(8) то угасал(9) как бы изнемогая. (М. горький)

Ответ: .


6

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. НЕШИРОКАЯ, но холодная река — прилагательное с НЕ пи- шется раздельно, так как есть противопоставление.

  2. СВЯЗАННый (шарф) — полное страдательное причастие прошедшего времени пишется с двумя буквами Н.

  3. БЛИСТАЯ (красотой) — в корне с безударной чередующейся перед СТ пишется буква И.

  4. ПРИФРОНТОВОй — пишется приставка ПРИ-, так как она имеет значение — пространственная близость.

  5. КАРТЕЧь — в именах существительных мужского рода после шипящего пишется буква Ь.

Ответ: .


7

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Чуть забрезж..1т рассвет и посв..2тлеет на восток..3 небо, нач..4нается

«пробуждение» цветов. Первым открывает леп..5стки ж..6лтый козлобо-

170 Учебно-тренировочные варианты



родник, похожий на одуванч..7к. За ним следом расправля..8т свои го- лубые звёздочки цикорий, вспых..9вают яркими огоньками цветы мака.

(По В. Ветлиной)

Ответ: .


8

Раскройте скобки и запишите слово «зеркальце» в соответству- ющей форме, соблюдая нормы современного русского литера- турного языка.

В дымоходе была установлена сложная система проволочек и (зер- кальце), с помощью которых старый князь мог наблюдать жизнь оби- тателей замка.

Ответ: .


9

Замените словосочетание «ария из оперы», построенное на ос- нове управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, со- блюдая нормы современного русского литературного языка.

Ответ: .


Прочитайте текст и выполните задания 10—13.


(1) С Борисом Житковым я познакомился в детстве. (2) Мы были од- нолетки, учились в одном классе одной и той же Одесской прогимназии, но он долго не обращал на меня никакого внимания, и это причиняло мне боль.

(3) Я принадлежал к той ватаге мальчишек, которая бурлила на задних скамейках и называлась «Камчаткой». (4) Он же сидел далеко впереди, молчаливый, очень прямой, неподвижный, словно стеной от- гороженный от всех остальных. (5) Нам он казался надменным. (6) Но мне нравилось в нём всё, даже эта надменность. (7) Мне нравилось, что он живёт в порту среди кораблей и матросов; что все его дяди адмиралы; что у него есть собственная лодка, — и не только лодка, но и телескоп, и скрипка, и чугунные шары для гимнастики, и дрессированный пёс.

  1. Обо всём этом я знал от счастливцев, которым удалось побывать у Житкова, а дрессированного пса я видел своими глазами: он часто

Вариант 1

171


провожал своего хозяина до ворот нашей школы, неся за ним в зубах его скрипку.

  1. Может быть, оттого, что у меня не было ни дядей-адмиралов, ни лодки, ни телескопа, ни учёного пса, Житков казался мне самым замеча- тельным существом на всём свете, и меня тянуло к нему, как магнитом.

  2. Мне импонировали его важность, молчаливость и сдержанность, ибо сам я был очень вертляв и болтлив и во мне не было ни тени солид- ности. (11) Случалось, что в течение целого дня он не произносил ни единого слова, и я помню, как мучительно я завидовал тем, кого он удостаивал своим разговором.

(12) Мне совестно вспомнить, сколько я делал мальчишески неуме- лых попыток проникнуть в этот замкнутый круг, привлечь внимание Бориса Житкова какой-нибудь отчаянной выходкой. (13) Но он даже не глядел в мою сторону.

(14) Так шло дело месяца два или три. (15) Житков упорно уклонял- ся от всякого общения со мною. (16) Но тут произошёл один случай, неожиданно сблизивший нас.

(17) Началось с того, что наш директор, Андрей Васильевич юнг- мейстер, преподававший нам русский язык, повёл как-то речь о раз- личных устаревших словах и упомянул между прочим словечко «от- нюдь», которое, по его утверждению, уже отживало свой век и в бли- жайшие годы должно было неминуемо сгинуть. (18) Я от всей души пожалел умиравшее слово и решил принять самые энергичные меры, чтобы предотвратить его смерть и влить в него, так сказать, новую жизнь: упросил всю «Камчатку», около десятка товарищей, возможно чаще употреблять его в своих разговорах и на уроках. (19) Поэтому ког- да юнгмейстер спрашивал у нас, например, знаем ли мы единствен- ное число слова «ножницы», мы хором отвечали:

— Отнюдь!

  1. — А склоняются ли такие слова, как «пальто» или «кофе»?

  2. — Отнюдь!

  3. Здесь не было озорства или дерзости — просто нам хотелось по мере возможности спасти безвинно погибавшее русское слово. (23) Но юнгмейстер увидел злокозненный заговор и, так как я кричал громче всех, вызвал меня к себе в кабинет и спросил, намерен ли я прекратить этот «бессмысленный бунт». (24) Когда же я по инерции ответил «от- нюдь», он разъярился и приказал остаться на два часа после уроков.

172 Учебно-тренировочные варианты



  1. Отсидев эти два часа на подоконнике класса, я, голодный и сердитый, брёл домой.

  2. Отойдя довольно далеко от гимназии, я с удивлением увидел, что рядом со мною — Житков. (27) В руке у него была скрипка.

  1. «Задержался, должно быть, с учителем музыки», — подумал я.

  2. Житков был сдержан и молчалив, как всегда, но в самом его молчании я чувствовал дружественность. (30) Должно быть, в бестол- ковом эпизоде, о котором я сейчас рассказал, что-то полюбилось ему.

  1. Ни единым словом не выразил он мне одобрения, но уже то, что он шёл со мной рядом, я ощутил как выражение сочувствия.

  2. На углу Канатной он внезапно спросил:

— Грести умеешь?

  1. — Отнюдь... (34) То есть нет, не умею...

  1. — А править рулём?

  2. — Не умею.

  3. — А какой сейчас дует ветер? (38) Норд или Вест?

(39) Этого я тоже не знал. (40) Я не знал ничего ни о чём. (41) Я был уверен, что, увидев, какой я невежда, он отвернётся от меня и сейчас же уйдёт. (42) Но он продолжал молча шагать со мной рядом.

(По К. Чуковскому)

Чуковский Корней Иванович (1882—1969) — русский писатель и переводчик.


10

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Герой-рассказчик был одноклассником Бориса Житкова.

  2. Борису все одноклассники завидовали, потому что у него был би- нокль и учёный пёс.

  3. Герой-рассказчик был молчалив и сдержан и казался одноклас- сникам надменным.

  4. Борис Житков сразу же обратил внимание на героя-рассказчи- ка, сидевшего на задней скамейке класса.

  5. Узнав на уроке, что слово «отнюдь» должно неминуемо выйти из употребления, герой-рассказчик подговорил своих друзей как можно чаще употреблять его в разговоре.

Ответ: .

Вариант 1

173



11

Укажите варианты ответов, в которых средством выразитель- ности речи является сравнение. Запишите номера ответов.

  1. Он же сидел далеко впереди, молчаливый, очень прямой, непод- вижный, словно стеной отгороженный от всех остальных.

  2. Может быть, оттого, что у меня не было ни дядей-адмиралов, ни лодки, ни телескопа, ни учёного пса, Житков казался мне самым замечательным существом на всём свете, и меня тянуло к нему, как магнитом.

  3. Случалось, что в течение целого дня он не произносил ни еди- ного слова, и я помню, как мучительно я завидовал тем, кого он удостаивал своим разговором.

  4. Но юнгмейстер увидел злокозненный заговор и, так как я кри- чал громче всех, вызвал меня к себе в кабинет и спросил, наме- рен ли я прекратить этот «бессмысленный бунт».

  5. Ни единым словом не выразил он мне одобрения, но уже то, что он шёл со мной рядом, я ощутил как выражение сочувствия.

Ответ: .


12

В предложениях 14—19 найдите фразеологизм, имеющий лек- сическое значение «совершенно искренне». Выпишите этот фразеологизм.

Ответ: .


Часть 3


Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке отве- тов № 2 тОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написа- нием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.


Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в предложении играет запятая?».

13.1

Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, под- тверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете ис- пользовать различные способы обращения к прочитанному тексту.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

174 Учебно-тренировочные варианты



Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментари- ев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


13.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы пони- маете смысл предложения 11: «Случалось, что в течение цело- го дня он не произносил ни единого слова, и я помню, как му- чительно я завидовал тем, кого он изредка удостаивал своим разговором».

Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, под- тверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете ис- пользовать различные способы обращения к прочитанному тексту.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментари- ев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


13.3

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что лежит в ос- нове дружеских отношений?». Дайте определение понятию ДРУжБА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сфор- мулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример приведите из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитан- ному тексту.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментари- ев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Подготовка к написанию изложения и сочинения



ПРАКТИКуМ

Пишем вместе сжатое изложение

I. Прослушайте текст.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придёт в школу в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочется распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько про- щает тебе? Терпеть — это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе «жизнь от- даёт». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость — довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё, личное, у неё позади — заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты — её единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.

А потом, у каждого возраста свои особенности. Вот и у стариков они есть — ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность, ему положено кричать. Не обижайся на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать.

(По И. Медведевой)

400 Практикум. Подготовка к выполнению задания 13.1


ПРАКТИКуМ

Подготовка к выполнению заданий 13.1, 13.2, 13.3



Подготовка к выполнению задания 13.1

Практическое занятие 1


Пишем вместе сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

«Роль прилагательных в тексте»

  1. Вспомним структуру сочинения-рассуждения.

  1. Вступление.

Во вступлении обычно приводится тезис, который надо доказать в основной части с помощью двух примеров из текста.

  1. Основная часть.

    1. Пример из текста и микровывод. (Микровывод – это отсылка к тезису, которую нужно писать в конце каждого примера. Микровывод поможет придерживаться темы, сохранить логику изложения и увели- чить количество слов в работе.)

    2. Пример из текста и микровывод.

  2. Заключение. (Общий вывод.)

  1. Внимательно прочитаем текст.

(1) Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра.

(2) Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. (3) Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты, над её коричневой, но совершенно прозрачной водой…

(4) Но удивительнее всего в этих местах был воздух. (5) В нём была полная и совершенная чистота.

(6) А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пя- тен — золотых, синих, зелёных и радужных. (7) Потоки света то мерк- ли, то разгорались и превращали заросли в живой шевелящийся мир листвы. (8) Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зелёного цвета...

(К. Паустовский)


СЛОВАРь ТОЛКОВАНИя зНАЧЕНИЙ СЛОВ

бЛАГОДАРНОСТь — способность человека помнить всё хорошее и доброе, сделанное ему, и желание отблагодарить.

Благодарность прекраснейший из цветков души. (Г. Бичер)

бЛАГОРОДСТВО — это высокая нравственность человека, соеди- нённая с самоотверженностью и честностью.

Благородство это готовность действовать наперекор собственным интересам. (С. Довлатов)

ВДОхНОВЕНИЕ — это состояние человека, при котором он спосо- бен к наиболее интенсивным, целесообразным и ценным по внутрен- нему достоинству действиям, как в умственной, так и в эстетической области.

Вдохновение не есть исключительная принадлеж- ность художника; без него недалеко уйдёт и учёный, без него немного сделает даже и ремесленник, по- тому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде. (В. Белинский)

ВзАИМОСВязь — отношение взаимной зависимости, обусловлен- ности, общности между чем-нибудь.

Мир это одна большая паутина, и никто не может прикоснуться к одной нити, не потревожив остальные. (Дж. Мартин)

ВЕжЛИВОСТь — это доброжелательное, уважительное и почтительное поведение и общение человека с другими людьми. Вежливость настраи- вает на сотрудничество, уменьшает напряжённость и раздражение.

Вежливость есть символически условное выраже- ние уважения ко всякому человеку. (Н. Бердяев)

ВОЙНА — это вооружённое столкновение между государствами, народами, социальными группами. Война — одно из величайших ко- щунств, поскольку несёт людям страдания и гибель.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс