СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ -2025. Русский язык. 9 класс. Пробный вариант №2

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОГЭ -2025. Русский язык. 9 класс.  Пробный вариант №2

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ -2025. Русский язык. 9 класс. Пробный вариант №2»

Прочитайте текст.

(1)Каждый день уровень океанских вод поднимается и снижается, причём в устьях некоторых рек и в отдельных заливах  – на несколько метров. (2)Эти явления носят названия «приливы» и «отливы». (3)Дважды в сутки вода приливает на берег и дважды в сутки отступает: там, где берег полóг, вода подходит, а при отливе отходит на несколько километров от берега. (4)Приливы и отливы относятся к возобновляемым экологически чистым источникам энергии. (5)В 1967 г. во Франции была пущена первая приливная электростанция, а затем подобную опытную электростанцию создали и в России, вблизи Мурманска.

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из части сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)  уровень поднимается (предложение 1)

2)  эти явления носят (предложение 2)

3)  берег полог (предложение 3)

4)  приливы относятся (предложение 4)

5)  создали (предложение 5)


3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1)  Вторая часть предложения 1  – неполное предложение.

2)  Предложение 2 простое, неосложнённое.

3)  В предложении 3 первая часть содержит однородные сказуемые. 4)  Предложение 4 простое, осложнённое однородными подлежащими. 5)  Вторая часть предложения 5  – односоставное безличное предложение.

4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А)  После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

Б)  Обращение выделяется запятыми.

В)  Вводная конструкция отделяется запятой.


1)  Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель.

2)  Повсюду можно было слышать шумные разговоры: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах.

3)  По словам А.А. Блока, «Родина  — древнее, бесконечно древнее существо».

4)  Д.С. Лихачёв писал: «Я убеждён, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего в своей семье, в отношениях со своими родными».

5)  Это было поразительное зрелище: ровное ледяное поле медленно и беззвучно выгибалось, силясь в точности повторить очертания пришедшей с моря волны.


5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должна стоять тире.

Расположенный в живописных лесах сибирской тайги (1) этнографический музей под открытым небом «Торум-Маа» (2) гордость местных жителей. Главная задача музея (3) воспроизведение среды обитания коренных жителей (4) передающей их жизненный уклад и культурную самобытность. Старинные деревянные усадьбы (5) невероятная природа дремучего леса (6) всё это дарит уникальную возможность (7) любому желающему познакомиться с культурой (8) древнего сибирского народа.

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1)  ПРИТОРМОЗИТЬ  – написание приставки определяется её значением  – присоединение.

2)  ЛЬНЯНОЙ  – в суффиксе прилагательного, образованного от существительного с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.

3)  В АКВАРИУМЕ  – в форме дательного падежа единственного числа имени существительного 2-го склонения пишется окончание -Е.

4)  НЕ С КЕМ  – НЕ с притяжательными местоимениями пишется раздельно. 5)  БЕСШУМНЫЙ  – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С.


7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Осень  – пора ув(1)..дания природы, когда вспых(2)..вает она последн(3)..ми яркими красками. Это время года пр(4)..влекает нас гармонией красок. Безм(5)..тежна природа, лёгкой грустью ове(6)..но всё вокруг. Тиш(7)..на. Н(8).. звука. Всё зам(9)..рает.

8. Раскройте скобки и запишите слово «объявить» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Выйдя на середину сцены, конферансье (объявить) о начале концерта.

9. Замените словосочетание «самовар из меди», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10 -13.

(1)Меня ждали шестнадцать лет... (2)Ужасно быть поздним ребёнком! (3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.

(5)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской.

(6)А гордятся все в доме мной. (7)Это несправедливо.

(8)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.

– (10)Вот ведь способный какой, а! (11)Совсем вчера не учил уроков, у телевизора сидел, а на тройку ответил!

(12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.

– (13)Какая диковинная память, а! – радостно говорит он. – (14)Всё помнит, будто вчера читал... (15)А я вот всё позабыл, всё перепутал!

(16)Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает и путает.

(17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:

– (18)Драться, конечно, нехорошо. (19)А всё-таки смелый какой, а! (20)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился! (21)Такой в огне не сгорит и в воде не утонет!

(22)Вот до чего доводит любовь!

(23)А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют.

(24)Трудно разве ответить на тройку? (25)Или запомнить содержание книги? (26)Кретин я, что ли, какой? (27)И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (28)Хотя на самом деле всего на полголовы.

(29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу!

(32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.

– (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! – воскликнул отец.

– (36)Значит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – (37)Мы очень рады.

(38)Вот вам и всё! (39)Они очень рады. (40)А я?..

(По А.Г. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург.
Его произведения повествуют главным образом о мире юности.



10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Герою-рассказчику нравится, что все в семье его восхваляют.

2)  Сестра героя-рассказчика работает в строительном институте.

3)  Герою-рассказчику хочется, чтобы его принимали в семье таким, каков он есть на самом деле.

4)  Любовь и чрезмерная забота родителей сделали героя-рассказчика эгоистичным и чёрствым. 5

5)  Герой-рассказчик считает несправедливым, что родители гордятся им, а не сестрой Людмилой.

11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.

1)  Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.

2)  – Какая диковинная память, а!  – радостно говорит он.

3)  Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять.

4)  Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.

5)  Без царя в голове я, что ли?

12. Замените просторечное слово «смазал» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

13.1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Наша речь  – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

13.2. Напишите сочинение-рассуждение на тему. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста ««– 3начит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом,  – заключила мама.  – Мы очень рады. Вот вам и всё! Они очень рады. А я?..» Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности?» Дайте определение понятию ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра).

Ответы:

2 –35

3 –134

4 –413

5 –236

6 –25

7 –234789

8 –объявил

9 –медный самовар

10 –35

11 –45

12 –ударил