РУССКИЙ ЯЗЫК С КСЕНИЕЙ СКВОРЦОВОЙ
РУССКИЙ ЯЗЫК С КСЕНИЕЙ СКВОРЦОВОЙ
Основной государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Вариант 1. Сентябрь
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих 13 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, словосочетания, предложения, текста.
Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов
№ 1.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2. Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый, аргументированный ответ.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ к каждому заданию в бланках ответов
№ 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения. Сжатое изложение напишите от того же лица, от которого ведётся повествование в исходном тексте.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Великие физические открытия XX века стали возможны благодаря применению научного метода познания природы. (2)«Увидеть», «описать»,
«понять», «применить» – такими глаголами можно выразить основные составляющие этого метода. (3)Каждый из этапов научной деятельности имеет свои особенности, и не каждый учёный может одинаково успешно освоить все премудрости научного метода. (4)Одним больше нравится наблюдать природные явления, находя в них гармонию, красоту и скрытую целесообразность; другим – экспериментировать в целях выявления неизвестных закономерностей; третьи создают теории мироздания, объясняющие устройство мира; четвёртые изобретают новые приборы, с помощью которых можно изменить окружающий мир. (5)Так усилиями множества людей разных стран постепенно строится величественное здание науки, которое служит одновременно всем людям на Земле.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
-
открытия стали возможны (предложение 1)
-
можно выразить (предложение 2)
-
каждый из этапов может освоить (предложение 3)
-
одним нравится наблюдать (предложение 4)
-
которое служит (предложение 5) Ответ: .
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
-
Предложение 1 осложнено обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
-
Предложение 2 нераспространённое.
-
Предложение 3 сложносочинённое.
-
Предложение 4 содержит 5 (пять) грамматических основ.
-
Предложение 5 простое, осложнённое однородными сказуемыми. Ответ: .
Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. Б) Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире. В) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, выделяется тире. | -
И берёзовая рощица, протягивающая к небу ветки, и могучий дуб, закрывающий своим шатром поляну, ‒ словом, всё было по-своему прекрасно. -
Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким лаем -
Далеко впереди, в ясном небе, проступала светлая полоса, отблеск близких полярных льдов. -
С Балтики на город наползали тёмные тучи – предвестники шторма, нередкого в этих краях. -
Старик взволнованно подёргал за ручку – дверь оказалась запертой, видимо, с внутренней стороны. |
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Заядлые путешественники (1) ищущие (2) что посмотреть в России самого необычного и даже мистического (3) непременно должны спуститься в Кунгурскую пещеру. Сегодня это место (4) самое известное уральское чудо. Температура здесь не поднимается выше +8 ºC (5) поэтому (6) отправившиеся на досуге полюбоваться сталактитами и сталагмитами (7) уральцы (8) частенько дрожат здесь от холода (9) если забыли надеть перед спуском тёплую куртку и шапку.
Ответ: .
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
-
РАСХОДНЫЙ (материал) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
-
НОЧНОЙ – в сочетании ЧН буква Ь не пишется.
-
СКАКАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.
-
РАЗВЕЯННЫЙ – написание гласной Я перед НН зависит от принадлежности к спряжению глагола.
-
НЕДОРОГОЕ (изделие) – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что его можно заменить синонимом без НЕ.
Ответ: .
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
За тёмной ст..(1)ной ракит, где небо уже зеленело от зари, монотонно падала вода. Этот шум – единств..(2)нный звук в безмолви..(3) ночи – утверждал непр..(4)рывное дв..(5)жение природы. Должно быть, каждый из нас подумал о лесных ручьях, бегущ..(6)х под бур..(7)ломом и сгнивш..(8)й листвой, о том, как м..(9)рцают звёзды в заводях Дубны.
Ответ: .
Раскройте скобки и запишите слово «пятьдесят» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
(Пятьдесят) километрами ниже по реке находилась сторожка лесника.
Ответ: .
Замените словосочетание «стариковский голос», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: .
Прочитайте текст и выполните задания 10-13.
(1)В нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым. (2)Недоброжелатели считали, что Павлик был приложением ко мне. (3)На первый взгляд так оно и было. (4)Меня нельзя было приглашать на день рождения без Павлика. (5)Я покинул футбольную дворовую команду, где считался лучшим бомбардиром, когда Павлика отказались взять хотя бы запасным, и вернулся вместе с ним.
(6)Так возникла иллюзия нашего неравенства. (7)На самом деле ни один из нас не зависел от другого, но душевное превосходство было на стороне Павлика.
(8)Его нравственный кодекс был строже и чище моего. (9)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден.
(10)Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик. (11)На уроках немецкого я чувствовал себя принцем. (12)Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков. (13)Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске. (14)Как раз перед этим я пропустил несколько дней и не знал о домашнем задании. (15)Поначалу всё шло хорошо: я проспрягал какой-то глагол, отбарабанил предлоги, прочёл текст и пересказал его.
-
(16)Прекрасно, – поджала губы Елена Францевна. – (17)Теперь стихотворение.
-
(18)Какое стихотворение?
-
(19)То, которое задано! – отчеканила она ледяным тоном.
-
(20)А вы разве задавали?
-
(21)Привык на уроках ворон считать! – завелась она с пол-оборота. – (22)Здоровенный парень, а дисциплина...
-
(23)Да я же болел!
-
(24)Да, ты отсутствовал. (25)А спросить у товарищей, что задано, мозгов не хватило?
(26)Взял бы да и сказал: не хватило. (27)Ну что она могла мне сделать? (28)О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он ни словом не обмолвился о стихотворении. (29)Забыл, наверное. (30)Я так и сказал Елене Францевне.
– (31)Встань! — приказала Павлику «немка». – (32)Это правда?
(33)Он молча наклонил голову. (34)И я тут же понял, что это неправда. (35)Как раз о немецком я его не спрашивал...
(36)Елена Францевна перенесла свой гнев на Павлика. (37)Он слушал её молча, не оправдываясь и не огрызаясь, словно всё это нисколько его не касалось. (38)Спустив пары, «немка» угомонилась и предложила мне прочесть любое стихотворение на выбор... (39)Я получил «отлично».
(40)Вот так всё и обошлось. (41)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика, к моему удивлению, не оказалось рядом. (42)Он сидел за пустой партой далеко от меня.
– (43)Ты чего это?..
(44)Он не ответил. (45)У него были какие-то странные глаза – красные и налитые влагой. (46)Я никогда не видел Павлика плачущим. (47)Даже после самых жестоких, неравных и неудачных драк, когда и самые сильные ребята плачут, он не плакал.
– (48)Брось! – сказал я. – (49)Стоит ли из-за учительницы?
(50)Он молчал и глядел мимо меня. (51)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (52)Его предал друг. (53)Спокойно, обыденно и публично, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.
(54)Никому не хочется признаваться в собственной низости. (55)Я стал уговаривать себя, что поступил правильно. (56)Ну покричала на него «немка», подумаешь, несчастье! (57) Стоит ли вообще придавать значение подобной чепухе?.. (58)И всё же, окажись Павлик на моём месте, назвал бы он меня?
(59)Нет! (60)Он скорее проглотил бы собственный язык. (61)Когда прозвучал звонок, я подавил желание броситься к нему, признавая тем самым свою вину и готовность принять кару.
(62)Потом было немало случаев, когда мы могли бы вернуться к прежней дружбе, хотя Павлик не хотел этого: ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого.
(По Ю.М. Нагибину*)
* Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) – русский советский писатель- прозаик, журналист и сценарист.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
-
Павлик не мог смириться с ролью ведомого в дружбе.
-
Рассказчик хорошо знал немецкий язык, поэтому учительница любила его и редко спрашивала домашнее задание.
-
Елена Францевна поставила рассказчику двойку за невыученное стихотворение.
-
Рассказчик никогда не узнавал домашнего задания у Павлика.
-
Павлик не простил другу предательства.
Ответ: .
Укажите варианты ответов, в которых не использован фразеологизм. Запишите номера ответов.
-
Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.
-
Он сидел за пустой партой далеко от меня.
-
На первый взгляд так оно и было.
-
Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.
-
У него были какие-то странные глаза – красные и налитые влагой. Ответ: .
В предложениях 1–6 найдите слово с лексическим значением «нападающий игрок в командных играх с мячом». Выпишите это слово.
Ответ: .
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Власа Платоновича Жукова: «Фразеологизмы наделены оценочным значением и яркой эмоционально-экспрессивной окраской».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Потом было немало случаев, когда мы могли бы вернуться к прежней дружбе. Но Павлик не хотел этого. Ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что может разрушить дружбу?». Дайте определение понятию ДРУЖБА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.) Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку Часть 1
Текст для прослушивания
Необычной была дружба этих двух людей — Александра Сергеевича Пушкина и Ивана Ивановича Пущина. Шесть лет они учились вместе в Царскосельском лицее. Затем были довольно редкие встречи в Петербурге у общих знакомых. И вот единственный день, проведённый вместе, 11 января 1825 года, когда Пущин первым из друзей посетил Пушкина, который находился в ссылке в Михайловском. И всё. Больше они никогда не виделись. 11 лет Пущин-декабрист провёл в тюрьме и на каторге. Но дружба не слабела. Многие стихотворения Пушкин посвятил другу.
После смерти Пушкина настал черёд Пущина одного за двоих хранить верность старой дружбе. Он словно и не считал Пушкина погибшим, непрестанно обращался к лицейским годам, к Михайловскому свиданию, добывал неизвестные ему прежде стихи Пушкина, письма, прозу и как бы во второй раз узнавал лицейского товарища.
Влияние личности и образа мысли Пущина на Пушкина, начавшееся ещё в лицее, очень значительно. Большой Жанно (так называли лицеисты Пущина) не раз охлаждал горячую голову темпераментного друга, никогда с отроческих лет не боялся сказать другу правду. Столько же, несомненно, велико и влияние Пушкина на Пущина. Огромный талант, глубокий ум, острота чувств, доброе сердце — всё это могло оставить равнодушной личность мелкую, но такого человека, как Пущин, покорило навсегда.
Внимание!
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 7).
Если в изложении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.
Часть 2
Правильное выполнение каждого из заданий 2–12 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. Порядок следования символов при записи ответов на задания 2, 3, 5–7, 10, 11 не имеет значения. Порядок следования символов при записи ответа на задание 4 имеет значение.
Номер задания | Правильный ответ |
2 | 125 |
3 | 34 |
4 | 254 |
5 | 12359 |
6 | 125 |
7 | 356 |
8 | пятьюдесятью |
9 | голос старика |
10 | 25 |
11 | 25 |
12 | бомбардиром |