Задание №8
1. Раскройте скобки и запишите слово «пятьдесят» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
(Пятьдесят) километрами ниже по реке находилась сторожка лесника.
2. Раскройте скобки и запишите слово «оба» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
По (оба) сторонам дороги цвели яблони.
3. Раскройте скобки и запишите слово «пламя» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Бледный язычок (пламя) костра светился в темноте.
4. Раскройте скобки и запишите слово «абрикосы» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Для приготовления десерта понадобится банка консервированных (абрикосы).
5. Раскройте скобки и запишите слово «сберечь» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Установка оборудования для фильтрации воды в будущем (сберечь) здоровье жителей города.
6. Раскройте скобки и запишите слово «шестьсот» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Самому древнему маяку из действующих до наших дней более (шестьсот) лет.
7. Раскройте скобки и запишите слово «шестьдесят» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Более (шестьдесят) процентов территории России занимают леса.
8. Раскройте скобки и запишите слово «лечь» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
(Лечь) на спину, вытяни левую ногу, правую согни в колене и потяни на себя.
9. Раскройте скобки и запишите слово «хлестать» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Я смотрю, как мокрые от дождя ветви деревьев (хлестать) по стёклам окон.
10. Раскройте скобки и запишите слово «жечься» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Собирайте крапиву в перчатках: она очень больно (жечься).
11. Раскройте скобки и запишите слово «бананы» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В магазине мы купили связку (бананы).
12. Раскройте скобки и запишите слово «заглохнуть» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Автомобиль внезапно (заглохнуть) на дороге, потому что в баке закончился бензин.
13. Раскройте скобки и запишите слово «месяц» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Летние (месяц): июнь, июль, август — самые тёплые в году.
14. Раскройте скобки и запишите слово «Власов» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Мы с Пашей (Власов) прошлым летом вместе отдыхали в лагере.
15. Раскройте скобки и запишите слово «семьсот» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Сердце синего кита весит около (семьсот) килограммов.
16. Раскройте скобки и запишите слово «полтораста» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Крупный город располагался в (полтораста) километрах от нашей деревни.
17. Раскройте скобки и запишите слово «промокнуть» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Вчера я (промокнуть) под дождём, потому что забыл зонт.
18. Раскройте скобки и запишите слово «двести» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
(Двести) студентам за отличную учёбу назначили повышенную стипендию.
19. Раскройте скобки и запишите слово «звонкий» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Голос у девочки был (звонкий), чем у других участниц конкурса.
20. Раскройте скобки и запишите слово «сотня» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Исследование опирается на содержание нескольких (сотня) архивных документов.
21. Раскройте скобки и запишите слово «мускулы» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Бывает, что за лёгким движением лицевых (мускулы) скрывается множество различных эмоций.
22. Раскройте скобки и запишите слово «полтора» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Подготовка к конкурсу заняла у нас чуть больше (полтора) месяцев.
23. Раскройте скобки и запишите слово «сто» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Добрый пример лучше (сто) слов.
24. Раскройте скобки и запишите слово «четыреста» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Организатор обратился с речью к (четыреста) участникам форума.
25. Раскройте скобки и запишите слово «сильный» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
И маленькая победа над собой делает человека намного (сильный).
26. Раскройте скобки и запишите слово «семьдесят» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Разность между (семьдесят) и двадцатью семью равна сорока трём.
27. Раскройте скобки и запишите слово «исчезнуть» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Из-за тумана город на время (исчезнуть) из вида.
28. Раскройте скобки и запишите слово «вафли» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Бабушка купила две пачки (вафли) по цене одной.
29. Раскройте скобки и запишите слово «аэрозоль» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Перед тем как отправиться в лес, обработайте одежду (аэрозоль) для защиты от насекомых.
30. Раскройте скобки и запишите слово «четыреста» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В зале, где должен был выступать известный артист, собралось около (четыреста) человек.
31. Раскройте скобки и запишите слово «башни» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Московский Кремль имеет двадцать (башни).
32. Раскройте скобки и запишите слово «побережья» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Мониторинг состояния морских (побережья) страны осуществляется под надзором экологических организаций.
33. Раскройте скобки и запишите слово «оба» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Посёлок расположен с (оба) сторон железной дороги.
34. Раскройте скобки и запишите слово «джинсы» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В новом магазине был большой выбор модных (джинсы).
35. Раскройте скобки и запишите слово «плечи» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Во время выполнения упражнения поставьте ноги на ширине (плечи).
36. Раскройте скобки и запишите слово «тюль» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Окно было занавешено (тюль).
37. Раскройте скобки и запишите слово «сиденья» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Для изготовления плетёных (сиденья) используют капроновые полоски, имитирующие ротанговую соломку.
38. Раскройте скобки и запишите слово «гулянья» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Мне памятны звуки народных (гулянья) на улицах старой Москвы.
39. Раскройте скобки и запишите слово «двести» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Длина ста́да мигрирующих северных оленей может достигать более (двести) километров.
40. Раскройте скобки и запишите слово «туфли» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
К новому учебному году мне купили две пары (туфли).
41. Раскройте скобки и запишите слово «триста» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В (триста) метрах от моря расположились туристы.
42. Раскройте скобки и запишите слово «яркий» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Солнце (яркий) всех других звёзд нашей Галактики.
43. Раскройте скобки и запишите слово «соленья» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
На даче был небольшой погребок для хранения овощей, (соленья) и маринованных грибов.
44. Раскройте скобки и запишите слово «чипсы» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Врачи предупреждают о вреде неумеренного употребления (чипсы) и газированной воды.
45. Раскройте скобки и запишите слово «директор» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
(Директор) нескольких школ нашего района столкнулись с проблемой нехватки компьютеров для проведения уроков информатики.
46. Раскройте скобки и запишите слово «пятьсот» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Средний срок жизни дуба составляет около (пятьсот) лет.
47. Раскройте скобки и запишите слово «ездить» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В пункте проката висело объявление «Осторожно (ездить) на самокате по улицам города».
48. Раскройте скобки и запишите слово «оба» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Санкт-Петербург расположен на (оба) берегах Невы.
49. Раскройте скобки и запишите слово «басни» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Мой брат знает наизусть много (басни) И.А. Крылова.
50. Раскройте скобки и запишите слово «засохнуть» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Цветок (засохнуть), но остался по-прежнему прекрасен.
51. Раскройте скобки и запишите слово «попробовать» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Завтра мы (попробовать) торт, который испекла мама.
52. Раскройте скобки и запишите слово «глубокий» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В этом месте река (глубокий), чем ниже по течению.
53. Раскройте скобки и запишите слово «мелкий» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Лесная малина ароматнее и (мелкий), чем садовая.
54. Раскройте скобки и запишите слово «помидоры» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
На ужин мама приготовила салат из огурцов и (помидоры).
55. Раскройте скобки и запишите слово «катер» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
У пристани стояли небольшие прогулочные (катер).
56. Раскройте скобки и запишите слово «крутой» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Правый берег реки (крутой), чем левый.
57. Раскройте скобки и запишите слово «контейнер» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Мы купили новые (контейнер) для хранения продуктов.
58. Раскройте скобки и запишите слово «носки» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Собираясь в поход, положите в рюкзак несколько пар запасных (носки).
59. Раскройте скобки и запишите слово «платье» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В магазине представлен широкий выбор модных (платье) и костюмов.
60. Раскройте скобки и запишите слово «он» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Пароход отплывает, вслед (он) звучит прощальный марш.
61. Раскройте скобки и запишите слово «тонкий» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Бумага (тонкий) картона, поэтому её используют для оригами.
Ответы: | 31. | Башен |
1. | пятьюдесятью | 32 | Побережий |
2. | обеим | 33 | Обеих |
3. | пламени | 34 | Джинсов |
4. | абрикосов | 35 | Плеч |
5. | сбережёт | 36 | Тюлем |
6. | шестисот | 37 | Сидений |
7. | шестидесяти | 38 | Гуляний |
8. | ляг | 39 | Двухсот |
9. | хлещут | 40 | Туфель |
10. | жжётся | 41 | Трёхстах |
11. | бананов | 42 | Ярче |
12. | заглох | 43 | Солений |
13. | месяцы | 44 | Чипсов |
14. | Власовым | 45 | Директора |
15. | семисот | 46 | Пятисот |
16. | полутораста | 47 | Ездите |
17. | промок | 48 | Обоих |
18. | двумстам | 49 | Басен |
19. | звонче | 50 | Засох |
20. | сотен | 51 | Попробуем |
21. | мускулов | 52 | Глубже |
22. | полутора | 53 | Мельче |
23. | ста | 54 | Помидоров |
24. | четырёмстам | 55 | Катера |
25. | сильнее | 56 | Круче |
26. | семьюдесятью | 57 | Контейнеры |
27. | исчез | 58 | Носков |
28. | вафель | 59 | Платьев |
29. | аэрозолем | 60 | Ему |
30. | четырёхсот | 61 | Тоньше |
Таблица с примерами логических ошибок
Логические ошибки ‒ это ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи, возникающие в результате нарушения законов логики и приводящие к непониманию смысла высказывания.
№ | Вид ошибки | Примеры |
1 | Отсутствие завершённой мысли | В предложении 24 автор говорит. (Обрывочность фразы, остановка на полуслове.) |
2 | Наличие множества не связанных между собой мыслей | Очень сложно человеку сделать выбор. Выбор может быть разным. При этом Желтков, на мой взгляд, поступает неправильно. (Многотезисность, подмена понятия, отход от основной темы, мозаичность текста, нагромождение лишней информации.) |
3 | Пропуск звена в передаче мыслей | В семье Татьяну Ларину не понимали. Она часто сидела у окна. (Недосказанность, отсутствие связующего элемента, наличие смысловой «лакуны», «скважины».) |
4 | Неоправданный повтор одной и той же мысли | Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие. |
5 | Высказывание противоречащих (взаимоисключающих) суждений | В последние годы очень много было сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо. |
6 | Неоправданное противопоставление | Сейчас моей сестре третий год, но я очень рада этому. |
7 | Неоправданная причинно-следственная связь | В нашем районе отсутствуют спортивные площадки. Это делает нас ещё более спортивными. |
8 | Алогизм (употребление логически неоднородных понятий, сопоставление несопоставимого) | Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. (Нельзя сопоставлять синтаксис и статьи.) |
9 | Пересечение (скрещивание) понятий | В литературе, искусстве, живописи часто ставятся вопросы смысла жизни. (Как правило, наблюдается нарушение родо-видовых отношений в результате неверной классификации. При правильном разведении понятий они должны исключать друг друга.) |
10 | Различение тождественного | Маша, героиня чеховской «Чайки», любит Константина, но это никак не влияет на ход событий. Она любит Треплева, а замуж выходит за Медведенко, но продолжает любить Костю. (Разные наименования одного человека ‒ Константина, Треплева, Костю ‒ путают читателя.) |
11 | Нарушение пропорций частей текста | Вступление и/или заключение значительно и необоснованно превышает(-ют) по объёму основную часть |
12 | Полное отсутствие связи или слабая выраженность связи вступления с основной частью | Чтобы достичь свою цель, человек проходит долгий путь: преодолевает трудности, работает над собой, получает новый опыт и знания. Этот путь может быть связан с разными эмоциями, как и негативными, так и позитивными. Чтобы обосновать позицию автора, обратимся к примерам из прочитанного текста… |
13 | Неудачное определение понятия | Несовершеннолетний - гражданин, которому на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет. (Дефективное определение.) Лошадь - домашнее животное. (Неполное определение.) |
14 | Бездоказательность заявленного тезиса | Всё в мире преходяще! (Ни перед тезисом, ни после него нет подтверждения мысли.) |
15 | Неполное (частичное) доказательство заявленного тезиса | Автор показывает, почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым. Сначала мы видим Ковалёва вовсе не героем, а обычным человеком. Он ничем не отличается от окружающих. (Во втором и в третьем предложениях раскрывается мысль об обманчивости первого впечатления, но ничего не говорится о причинах этого явления.) |
16 | Мнимое доказательство | Всё в мире преходяще! Сейчас принято почему-то учить детей, пусть побольше оканчивают техникумы, вузы. Всё, что угодно, лишь бы человек не работал руками. (Много информации, но она не касается сути тезиса.) |
17 | Подмена тезиса (перефразирование тезиса, доказательство другого тезиса, заявленного или незаявленного) | Он невиновен, ведь он хороший семьянин и передовик производства. (Благодаря сходству доказанного положения ‒ он в принципе хороший человек - с тезисом создаётся иллюзия о доказанности именно сформулированного тезиса.) |
18 | Ошибка в заключении | Например, немотивированный (ложный) вывод, наличие новой информации, не вытекающей из основной части |
19 | Отсутствие абзацного членения в месте, где оно должно быть | Например, смысловая связь между примерами-иллюстрациями и обоснование собственного отношения к позиции автора немотивированно приведены в одном абзаце |
20 | Наличие абзацного членения в месте, где его не должно быть | Я убедилась в справедливости такого суждения, услышав рассказ своего взрослого знакомого. Однажды его маленький сын проводил, как обычно, вечер у телевизора, смотря развлекательную передачу. Тогда отец открыл форточку, через которую доносились крики гонявших шайбу мальчишек. Они кричали так громко, им было так весело. И сын, выключив телевизор, побежал к ним. (Соотносимые средства связи ‒ наречия однажды и тогда во 2-м и 3-м предложениях ‒ указывают на то, что перед нами одна микротема, не требующая членения на абзацы.) |
21 | Неверное построение абзаца | С особенной силой этот эпизод описан в романе… (Здесь зачин абзаца включает предложение, содержащее указание ‒ этот эпизод ‒ на предыдущий контекст.) |
22 | Отсутствие необходимого средства связи | Желтков сделал свой выбор. Не всегда человек должен расставаться с жизнью из-за любимого человека. |
23 | Избыточность использованных средств связи | Сейчас в Москве 14–16 градусов, а в Санкт- Петербурге тоже 20–22. |
24 | Неверное использование средства связи | Искусство оказывает неоднозначное влияние на людей. Позиция автора текста Д.С. Лихачёва по сформулированному вопросу заключается в… (В качестве средств связи предложений использованы слова «по сформулированному вопросу», однако вопроса в предыдущем контексте нет.) |