Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» города Соликамск Пермского края ОГЭ – обществознание Отработка навыков составления плана текста Сазонова Людмила Михайловна , учитель обществознания
Цель смыслового чтения :
максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию; внимательно «вчитаться» и проникнуть в смысл текста с помощью анализа отдельных частей текста.
Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.
План
ПЛАН – перечень основных мыслей, которые раскрывают содержание текста, последовательность фактов и логические связи между ними
План:
- отражает последовательность изменения мысли и обобщает;
- раскрывает содержание текста;
- восстанавливает в памяти содержание источника;
- ускоряет проработку источника информации;
- организует самоконтроль;
- сосредотачивает внимание и стимулирует занятие;
- используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст.
Виды планов
Простой
Сложный
Состоит из основных пунктов
Включает в себя подпункты, которые конкретизируют содержание
По речевому оформлению
- Вопросный
- Назывной
- Тезисный
- Цитатный
вопросный
назывной
тезисный
цитатный
Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
Как составлять план текста?
Прочитать текст.
Найти новые слова и понятия – выяснить их значение.
Определить тему и основную мысль текста.
Разделить текст на смысловые части.
Озаглавить части текста.
Алгоритм работы над простым планом планом
1)Прочтите текст (представьте мысленно весь материал). 2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. 3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными, запишите их. 4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. 5) Подкорректируйте план.
Алгоритм работы над сложным планом
1) Учитель сам составляет на занятии сложный план и разъясняет основные принципы его построения.
2) Затем можно дать простой план темы и продолжить учащимся развернуть его путем детализации наиболее важных вопросов.
3) Далее, одному, двум ученикам поручить написать на доске развернутый план, а затем разобрать его при участии всей группы.
4) Уч-ся самостоятельно составляют на уроке сложный план по одной – двум темам.
5) Только после этого можно предложить школьникам составить развернутый план, по какой либо теме.
Требования к плану
Информативность. Пункты не должны быть слишком обобщёнными (например, просто "Гадкий утёнок" вам ни о чём не скажет).
Длина высказывания. Описания не должны быть слишком детальными — в плане нужно упомянуть только те детали, которые нужны для понимания тематики, идеи и логики текста.
Пропорциональность . Желательно, чтобы пункты были одинаковы. Слишком короткие стоит убрать или объединить с более развёрнутыми. Структура. В плане обязательно присутствовать вступление и заключение.
Последовательность . Каждый пункт должен логически проистекать из предыдущего. Формулировки. Они не должны повторяться или наслаиваться по содержанию на соседние тезисы.
Логика. Важно, чтобы вы план давал предсталение о причинно-следственных и других связях между блоками ("Из-за… случилось…, что привело к…)
Формулировки обучающихся:
1)Развитие этноса;
Этнос и его неповторимый стереотип поведения.
2)Нормы отношений этносов, структура этнического поведения .
3)Разные народы и разные эпохи
Задание 26. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них(составьте план)
Модельный ответ.
1) Развитие и стабильность этноса;
2)нормы отношений внутри этноса;
3) факторы , влияющие на развитие этноса.
Литература:
Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.
Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100
http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm