Репетиционная работа по тексту управления образования и молодёжной политики администрации Георгиевского городского округа
по обществознанию в 9 классе
31 января 2018 года
Вариант 1
Инструктаж по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развернутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 1-20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответы к заданиям 21-25 записываются в виде последовательности.
Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему (26-31). Для выполнения этих заданий необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение.
Часть 1
1. Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества...
1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную
2. Что относится к естественным наукам?
1) история
2) математика
3) искусствоведение
4) физика
3. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?
1) купание верующих в проруби в праздник Крещения
2) покупка гражданами одежды из искусственного меха
3) открытие выставки художников-маринистов
4) создание сети национальных парков и заповедников
4. Верны ли следующие суждения о деятельности?
А. Деятельность человека и активность животного не имеют отличий.
Б. Деятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере
1) науки
2) искусства
3) религии
4) познания
6. Верны ли следующие суждения о гражданственности как позиции личности?
А. Гражданственность предполагает следование определённым нравственным принципам.
Б. Гражданственность, прежде всего, утверждает ценность человека как личности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Доход в государственный бюджет приносит(-ят)
1) обслуживание государственного долга
2) дотации предприятиям
3) льготы общественным фондам
4) таможенные пошлины
8. Что из перечисленного характерно для предпринимательской деятельности?
1) повышенная политическая активность
2) уравнительное распределение произведённых благ
3) отсутствие специальных способностей
4) наличие экономической свободы
9. В стране М. все стиральные порошки производятся на трех предприятиях-гигантах. Крупные предприятия поглощают мелкие и в других сферах производства. В этом проявляется процесс
1) приватизации
2) национализации
3) монополизации
4) стандартизации
10. Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?
А. Экономическая сфера помимо производства, обмена, распределения материальных благ включает и их потребление.
Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Что отличает семью от других малых групп?
1) единые предпочтения в одежде
2) непосредственные личные контакты
3) организация совместного быта
4) совместное проведение досуга
12. Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует
1) политический строй
2) социальную структуру
3) хозяйственный уклад
4) форму государства
13. Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?
А. Различие в доходах является одним из проявлений социального неравенства.
Б. Социальное неравенство появилось при переходе общества в индустриальную фазу развития.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. Способность и возможность отдельного человека или группы общества подчинять своей воле других людей — это
1) социализация
2) власть
3) политика
4) престиж
15. В государстве Z провозглашены и гарантированы права и свободы граждан, признано идеологическое многообразие, оппозиция действует на законных основаниях. Какой политический режим в стране Z?
1) тоталитарный
2) авторитарный
3) диктаторский
4) демократический
16. Верны ли следующие суждения о политических режимах?
А. Для недемократических режимов свойственно регулярное проведение выборов в органы законодательной власти на альтернативной основе.
Б. Процедура открытого голосования — необходимый принцип выборов в демократическом государстве.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. Правовая норма, в отличие от других социальных норм
1) неформальна
2) общеобязательна
3) исторически изменчива
4) рекомендательна
18. Конституционной обязанностью граждан РФ является
1) уплата налогов
2) участие в экономической жизни государства
3) работа в органах социальной защиты
4) участие в работе парламента
19. Вернувшись с работы домой, гражданин обнаружил, что его квартира ограблена. Куда необходимо обратиться гражданину?
1) к нотариусу
2) к мировому судье
3) в органы внутренних дел
4) к адвокату
20.Верны ли следующие суждения о семейном праве?
А. Все имущество, приобретенное во время брака, является общей собственностью супругов.
Б. Вопрос о расторжении брака в случае несогласия одного из супругов или наличия детей в семье решается только в судебном порядке.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
21. На уроке учитель рассказывал о различных политических организациях. Сравните два типа политических организаций: политические партии и общественно-политические движения.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия
1) Выражают интересы определённых социальных групп.
2) Стремятся к завоеванию власти и к участию в её осуществлении.
3) Не имеют фиксированного членства.
4) Выступают с гражданскими инициативами по вопросам политической жизни.
|
Черты сходства | Черты отличия |
| | | |
22. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРАВОТНОШЕНИЯ | | ОТРАСЛИ ПРАВА |
А) определяет преступность и наказуемость опасных для общества деяний Б) регулирует управленческую деятельность государственных органов В) определяет государственное устройство, права и свободы граждан Г) возникают не по воле сторон, четко определены и не допускают свободы выбора Д) много норм-принципов, которые сами по себе не порождают правоотношений | | 1) Конституционное 2) Административное 3) Уголовное |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
23. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Законы регулируют жизнь общества, устанавливая рамки дозволенного поведения. (Б)Слишком большое число законов так же вредно для общества, как и их недостаток. (В)В любом государстве действуют правоохранительные органы, основными задачами которых является защита прав и свобод граждан, борьба с правонарушениями.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнение
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
24. В стране Z был проведён опрос совершеннолетних граждан о том, какой подход к проблеме прав человека является более правильным. Результаты опроса по двум возрастным группам (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наибольшая доля опрошенных в возрасте 40 лет считает, что люди должны отстаивать свои права, даже если это противоречит интересам государства.
2) Доля тех, кто считает, что люди должны отстаивать свои права, даже если это противоречит интересам государства, среди 40-летних ниже, чем среди 60-летних.
3) Среди 40-летних опрошенных доля тех, кто считает, что в интересах государства в отдельных случаях можно согласиться с ущемлением прав граждан, выше доли тех, кто считает, что права человека выше интересов государства.
4) Одинаковые доли 40-летних опрошенных считают, что интересы государства важнее прав человека и что в интересах государства в отдельных случаях можно согласиться с ущемлением прав граждан.
5) Наименьшие доли опрошенных каждой из групп не интересуются этой проблемой.
25. В России в 2010 году был проведён опрос общественного мнения, в ходе которого респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Какие профессии вы считаете наиболее престижными и доходными?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.
| Престижность профессии, % опрошенных | Доходность профессии, % опрошенных |
юрист, адвокат, прокурор | 30 | 28 |
экономист, финансист | 20 | 17 |
медик | 15 | 5 |
предприниматель, бизнесмен | 12 | 20 |
госслужащий | 10 | 15 |
менеджер | 6 | 10 |
военнослужащий | 3 | 2 |
учёный | 2 | 0 |
спортсмен | 1 | 3 |
рабочий | 1 | 0 |
Результаты опросов, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Профессии, связанные в первую очередь с финансированием из бюджетных средств, являются наиболее престижными, с точки зрения россиян.
2) Наиболее престижными россияне считают профессии, связанные с юриспруденцией.
3) Представления о престижности профессии всегда совпадают с ожиданиями от её доходности.
4) Россияне считают владение и управление собственным бизнесом более престижным и доходным, чем работу в качестве наёмного менеджера.
5) Высокий уровень физической активности является определяющим показателем, на который ориентируются россияне, когда называют престижные профессии.
Часть2
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками. Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии разума, только он является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы...
Несмотря на кажущееся принципиальное различие, биология и философия пользуются при оценке человека одним и тем же масштабом, в качестве которого выступает разум. Если философия объявляет его высшим началом, а человека венцом творения, то биология не считает интеллект чем-то над природным и рассматривает человека в ряду живых организмов. Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.
Марков Б. В. «Философская антропология». — СПб., 1997.
27. Какие две группы наук о человеке выделяет автор? Как расцениваются две стороны человеческой сущности каждой из групп наук? Назовите два положения.
28. Автор пишет, что «и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие». Приведите по одному примеру, доказывающему утверждение автора относительно этих трёх видов знания.
29. Автор пишет об ошибочности подхода к восприятию человека как высшего существа, противостоящего всему остальному миру. Какая глобальная мировая проблема порождена таким подходом? Приведите два примера решения современным обществом этой проблемы, объясните, как каждый пример иллюстрирует преодоление человечеством подобного подхода к природе.
30. Автор называет философию в качестве примера гуманитарных наук. Назовите не менее двух других гуманитарных наук. Чем гуманитарные науки отличаются от общественных (социальных)? Назовите не менее трёх общественных наук.
31. Автор пишет, что «любая концепция человека исходит из наличия в нём природного и разумного». Приведите по одному примеру наличия в человеке этих двух проявлений — природного и разумного.