Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему 15.1.
Формулировка задания 15.1.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя.
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами автора высказывания.
Что представляет собой сочинение 15.1. по заданному тексту?
Это сочинение-рассуждение о смысле высказывания.
Главная задача сочинения–рассуждения 15.1 - это доказательство правильности высказывания на примерах из предложенного текста. Работая с исходным текстом, нужно
* обозначать границы аргументов (доказательств, примеров),
* подчеркивать ключевые слова, выражения, доказывающие смысл высказывания.
Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)
Соблюдайте требования к построению текста-рассуждения 15.1.
1-й абзац: вступление (перевод цитаты в тезис*).
2-й абзац: основная часть (обоснование тезиса с помощью первого аргумента* (типовое значение того или иного языкового явления) + 1 пример из текста (либо указание номера предложения без цитирования, либо цитирование, в том числе и частичное, по правилу прямой речи с кавычками или предложение в скобках).
3-й абзац: обоснование тезиса с помощью второго аргумента + 1 пример из текста по указанному выше алгоритму.
4-й абзац: заключение – вывод, в котором подводится итог сказанному.
Теория
Тезис – один из элементов доказательства, положение, истинность которого
обосновывается в доказательстве. Тезис должен удовлетворять следующим
правилам:
1. Тезис должен быть сформулирован ясно и точно. Соблюдение этого правила предостерегает от неопределенности и двусмысленности при доказательстве
того или иного положения.
2. Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства.
Нарушение этого правила ведет к ошибке, называемой «подмена тезиса».
Аргумент – это логический довод, суждение, факт, используемый в процессе доказательства.
Композиция - это построение произведения, соотнесенность компонентов художественной формы, соединенных в целое. Важными элементами композиции являются лирические отступления, вставные эпизоды, интерьер, пейзаж, ретроспекции, цель которых – выражение автором своих мыслей, чувств и расширение пространства произведения.
Речевые формулы (клише) для сочинения 15.1.
Клише – типовая конструкция, употребляемая в речи в однотипных ситуациях для экономичной и точной передачи информации.
Клише для вступления:
Автор пишет о...
В высказывании автора... говорится о...
Как отмечает автор...
Бесспорно мнение автора о том, что...
Я полностью согласен с автором...
Не могу не согласиться с...
Я поддерживаю мнение...
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания
Попробую доказать эту мысль примерами из текста
Клише для аргументации:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению №...
Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения...
Пример можно найти в предложении №...
Рассмотрим предложение... В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как...
Клише для заключения:
Таким образом, ... Итак, ... В заключение... Как видим, ...
Итак, можно увидеть, что...
Нам удалось доказать, что...
В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что...
Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что...
Принципы работы с клише:
1. Выбирайте из списка предложенных клише те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
2. Правильно включайте исходный текст в готовые речевые формулы (клише), при необходимости изменяйте их, соблюдая требования грамматики и культуры речи.
3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять собой относительно законченное целое.
Синонимы, которые помогут избежать повторов:
Автор цитаты: лингвист, ученый, языковед, автор высказывания, филолог.
Он утверждает: считает, пишет, рассуждает, полагает.
Высказывание: цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.
Высказывание автора верно: понятно, справедливо, бесспорно, неоспоримо.
Алгоритм работы с цитатой:
1. Внимательно прочитайте цитату. Выделите ключевые слова. С помощью ключевых слов осмыслите ее (О чем в ней говорится?) Объясните, как Вы цитату. Это будет Ваш тезис.
2. Прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нем есть. Найдите в тексте два примера, иллюстрирующих понятие, обозначенное ключевыми словами.
3. Определите роль в тексте выбранных вами языковых явлений. Проанализируйте соотношение языковых явлений и их роли с тезисом.
4. Напишите сочинение, строго соблюдая указанную выше композицию.
Пример пошаговой работы с текстом при написании сочинения 15.1
Шаг 1. Читаем высказывание. Определяем ключевые слова.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира Галактионовича Короленко: «Слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, другим людям».
Шаг 2. Формулируем тезис и комментируем его.
«Зачем человеку даны слово, речь?» - над этим вопросом размышляет Владимир Галактионович Короленко и приходит к выводу, что главная задача человеческой речи - передавать окружающим мысли и чувства.
*Возможна переформулировка высказывания в вопрос. Это поможет Вам при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ.
Шаг 3. Читаем текст. Ищем языковые явления, иллюстрирующие тезис*.
Текст № 1
Отец, сын и осел
притча
(1)Как-то раз отец со своим сыном и осликом в полуденную жару путешествовал по пыльным улицам города. (2) Отец сидел верхом на осле, а сын вёл его за уздечку.
(3)— Бедный мальчик, — сказал прохожий, — его маленькие ножки едва поспевают за ослом. (4) Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?
(5)Отец принял его слова близко к сердцу. (6) Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него.
(7)Очень скоро повстречался им другой человек. (8) Громким голосом он сказал:
(9)— Как не стыдно! (10) Малый сидит верхом на ослике, как султан, а его бедный старый отец бежит следом.
(11)Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на ослика позади него.
(12)— Люди добрые, видали вы где-либо подобное? — заголосила женщина. (13)— Так мучить животное! (14) У бедного ослика уже провис хребет, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, о несчастное существо!
(15)Не говоря ни слова, отец и сын, посрамлённые, слезли с осла. (16) Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними:
(17)— Чего это ваш осёл ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везёт кого-нибудь из вас на себе?
(18)Отец сунул ослику полную пригоршню* соломы и положил руку на плечо сына.
(19)— Что бы мы ни делали, — сказал он, — обязательно найдётся кто-то, кто с нами будет не согласен. (20)Я думаю, мы сами должны решать, как нам путешествовать.
Это важно!
*В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста, не выяснив предварительно, какое значение имеет слово в конкретном контексте. При написании собственного сочинения используйте только на те слова и выражения, значение которых вы хорошо понимаете.
Например, пригоршня - ладонь или обе ладони, сложенные горстью, то есть две ладони как бы соединённые вместе. Количество чего-либо, вмещающееся в сложенные таким образом ладони (Целая пригоршня орехов; конфет наберётся примерно с две пригоршни) (Ожегов «Толковый словарь русского языка», 1989).
** Как читать текст?
Бахтин М.М. («Эстетика словесного творчества») говорил о двух задачах читателя:
во-первых, нужно понять текст так, как понимал его сам автор, увидеть описанную в произведении картину мира "глазами автора»;
во-вторых, включить произведение в свой духовный контекст, увидеть мир произведения собственными глазами, вступить с автором в диалог (спор или согласие);
следовательно, цель читателя заключается в том, чтобы
искать в произведении точки зрения рассказчика и героев,
точку зрения автора, его мысли, чувства, оценки,
сопоставлять их со своими.
Поиск точки зрения автора и выражение собственной точки зрения является ведущей практической задачей школьников на протяжении всех лет обучения.
Языковые явления, иллюстрирующие тезис
Если цитата не содержит указания на конкретные языковые явления, то можно анализировать любые из них. Тезис иллюстрируют метафоры (в предложении № 3), восклицательные предложения (№ 9, 14), вопросительные предложения (№ 4, 12, 17), высокая лексика в сочетании с разговорной (восседать в предложении 4, малый в предложении 10), оценочные сравнения (как султан в предложении 10, будто он диван в предложении 14), фразеологизм «близко к сердцу» в предложении 5, обособленное одиночное определение, выраженное архаизмом-причастием (предложение 15).
Шаг 4. Пишем сочинение. Аргументы (языковые явления, иллюстрирующие тезис, и их роль в тексте (доказательство правильности выдвинутого тезиса)) и вывод
Рекомендации по оформлению аргументов:
1. Ссылки на номера предложений: С помощью вопросительных и восклицательных предложений (9, 11, 14) автор воздействует на чувства читателя.
Рассмотрим слово пример из предложения 17.
Рассмотрим слово пример (предложение 17). Помните, скобки – знак препинания.
Рассмотрим слово пример (17).
В предложении 17 слово пример употребляется...
2. Использование ключевых слов: обособленное одиночное определение, выраженное архаизмом-причастием «посрамленные» позволяет передать читателю все сложные чувства героев. Слова, которые используются в качестве аргументации, берутся в кавычки – это цитирование.
3. Использование цитирования: С помощью диалога автор высказывает основную мысль: «Я думаю, мы сами должны решать, как нам путешествовать».
Это важно:
Выбранные вами языковые явления должны соответствовать тем, которые упоминаются в высказывании. Например, если в цитате упоминается слово, следует писать о лексических явлениях, а если автор говорит о мысли или речи, то следует искать синтаксические явления.
Мне кажется, прекрасным подтверждением мысли Короленко может послужить притча. Например, с помощью оценочных сравнений (языковое явление) (как султан в предложении 10, будто он диван в предложении 14) восклицательных предложений (языковое явление) (№ 9, 14), вопросительных предложений (языковое явление) (№ 4, 12, 17), высокой лексики в сочетании с разговорной (языковое явление) (восседать в предложении 4, малый в предложении 10), автор передает видение поступков героев другими людьми (доказательство правильности выдвинутого тезиса – передача окружающим мыслей и чувств).
Фразеологизм «близко к сердцу» (языковое явление) в предложении 5, обособленное одиночное определение, выраженное архаизмом-причастием «посрамленные» (языковое явление) позволяют передать читателю все сложные чувства героев, в которых смешаны страх, горечь, стыд за совершенный поступок и в то же время непонимание происходящего (доказательство правильности выдвинутого тезиса – передача окружающим мыслей и чувств).
Шаг 5. Сделайте вывод и напишите заключение.
Соотнесите ваш вывод, которым вы завершаете свои рассуждения, с вашим объяснением смысла фрагмента.
Вывод
Итак, примеры из текста доказывают правоту В.Г. Короленко: слово имеет огромную силу воздействия на человека и позволяет передать другому сложные мысли и чувства.
Шаг 6. Проверьте сочинение по содержательным критериям (С3К1-2; С3К2-3; С3К3-2; С3К4-2 = 9 баллов).
Шаг 7. Проверьте орфографию, пунктуацию, речь, грамматику и фактологию. Сосчитайте количество слов (объём сочинения: не менее 70 слов).
Опорный план (шаблон)
* аргументы можно объединить в один абзац, а можно разнести в 2 абзаца (если мысль, высказанная в аргументах, разная), т.е. в сочинении может быть либо 3, либо 4 абзаца.
1 абзац: «Высказывание,» – писал (утверждал, говорил, отмечал и т.п.) автор высказывания. Действительно,... комментарий – 1-2 предложения, объясняющий смысл высказывания.
2 (3)* абзац: Докажем мысль (слова, высказывание, суждение и т.п.) автор высказывания примерами из текста. Рассмотрим слово (словосочетание) Пример 1 из предложения номер.... . Или в предложении номер... слово (словосочетание) Пример 2 .
3 (4) абзац: Таким образом (действительно, в самом деле, значит и т.п.) прав был автор высказывания, когда говорил о
Модель сочинения
________________ ( автор тезиса, ФИО) пишет: «______________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________». Я согласен(а) с мнением автора.
По-моему, в этом высказывании идет речь о __________________________ _________________________________________________________________ .
Действительно,_____________________________ ______________________
играют важную роль в нашем языке _________________________________
_____________________________(называем языковое явление, можно заменить синонимичным выражением) – это ____________________________
___________________________________ (дать определение, что это такое).
Обратимся к тексту____________________________ (ФИО исходного текста). Например, в предложении №______мы встречам_______________
_________________________________________________________________. Это помогает писателю ____________________________________________.
А в предложении № ______ автор ___________________________________ __________________________________________, которые_______________ __________________________________________________________________
(указываем роль языкового понятия в тексте).
Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль______________
( автор тезиса) о том, что____________________________________________
__________________________________________________________________. (Количество слов: __________слова)
Алгоритм написания сочинения по цитате 15.2.
Формулировка задания 15.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста экзаменационной работы. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Что представляет собой сочинение 15.2. по заданному тексту?
Это сочинение-рассуждение о смысле представленного текста или отрывка текста. Обычно в задании дана цитата, которая содержит идею, основную мысль текста. Главная задача - объяснить смысл заданных строк, а значит, понять авторский замысел и выразить его своими словами.
Композиция сочинения-рассуждения по цитате из произведения (15.1)
Соблюдайте требования к построению текста-рассуждения 15.2.
1-й абзац: вступление (перевод цитаты в тезис*).
2-й абзац: основная часть (обоснование тезиса с помощью первого аргумента) 1 пример из текста (либо указание номера предложения без цитирования, либо цитирование, в том числе и частичное, по правилу прямой речи с кавычками или предложение в скобках).
3-й абзац: обоснование тезиса с помощью второго аргумента + 1 пример из текста по указанному выше алгоритму.
4-й абзац: заключение – вывод, в котором подводится итог сказанному.
Речевые формулы (клише) для сочинения 15.2.
Клише – типовая конструкция, употребляемая в речи в однотипных ситуациях для экономичной и точной передачи информации.
Клише для вступления
Смысл последних строк текста заключается в...
Автор данного текста/ФИО автора привлекает читателя к размышлению над вопросом...
Я считаю, что автор использует ... в тексте, чтобы передать/обратить внимание на...
По моему мнению, в данном отрывке содержится главная мысль текста, заключающаяся в следующем: ...
Смысл данного отрывка («Можно процитировать») я понимаю так: ...
Клише для аргументации
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению...
Справедливость этого тезиса можно доказать на примере ... предложения текста.
Предложение (№) подтверждает мысль о том, что...
В доказательство собственных выводов приведу пример из ... предложения текста: «Пример».
Клише для вывода
В заключение отмечу, что...
Итак, ...
Следовательно, ...
Таким образом, действительна верна мысль о том, что...
Алгоритм работы с фрагментом текста:
1. Внимательно прочитайте цитату*. Выделите ключевые слова. С помощью ключевых слов осмыслите ее (О чем в ней говорится?) Объясните, как Вы цитату. Это будет Ваш тезис.
2. Прочитайте текст и подумайте, какие аргументы, иллюстрирующие тезис, в нем есть. Найдите в тексте два примера, иллюстрирующих цитату-тезис, проанализируйте их. Это и будут Ваши примеры-аргументы.
3. Определите роль в тексте выбранных примеров-аргументов (эпизодов, микротем и т.п.). Проанализируйте соотношение аргументов с тезисом.
4. Напишите сочинение, строго соблюдая указанную выше композицию.
*Теория
Чаще всего, предложенная для объяснения цитата, это главная мысль текста, позиция автора.
Главная мысль автора, идея – замысел автора, в котором выражается его оценочно-эмоциональное отношение к тем явлениям, которые им изображены. Главная мысль автора выражается наиболее ярко в заключении, но важно понять, как он пришёл к этому заключению и с какой точки зрения он рассматривал выбранный предмет.
Авторская позиция – это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также в непосредственно в оценках повествователя.
Пример пошаговой работы с текстом при написании сочинения 15.2
Шаг 1. Читаем высказывание (фрагмент текста), определяем его смысл. NB! Фрагмент, который дается в задании, часто является финалом текста. В художественном тексте концовка – самая значимая позиция, в которой обычно содержится идея текста, его основная мысль.
Шаг второй. Найдите в тексте это предложение (фрагмент) и подчеркните его.
Определите:
а) в какой части текста находится это предложение (фрагмент) – в начале, середине или конце;
б) кому принадлежит это высказывание – герою произведения или самому автору;
в) какова позиция автора произведения – что он хотел сказать, какую мысль передать читателю (какова идея произведения);
г) выражает ли автор свою позицию непосредственно (в каких-либо предложениях) или опосредованно;
д) если в тексте не выражена словесно мысль или нет прямой оценки автора, которую он дает герою и его поступкам, то определите, при помощи каких средств автор выражает свое мнение (при помощи сюжета, композиции, образа положительного героя, портрета героя, его речевой характеристики и т. п.).
Сформулируйте идею текста (основную мысль) и определите, соответствует ли авторская позиция вашему пониманию, вашему мнению по поводу анализируемого фрагмента.
Шаг 3. Объясните, как вы поняли предложение (фрагмент) текста: дайте свое видение, свою трактовку смысла цитаты. Помните, что вы должны выразить свое мнение о фрагменте в контексте всего текста в целом и с учётом позиции автора (В этом задании необходимо пояснить смысл заданной фразы. Давая объяснение, Вы так или иначе выражаете своё мнение, основываясь на том, о чём повествуется в тексте, перефразирование предложения здесь неприемлемо.)
Попробуем разобраться в смысле высказывания к тексту № 1.
Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента исходного текста: (19) Что бы мы ни делали, — сказал он, — обязательно найдётся кто-то, кто с нами будет не согласен. (20) Я думаю, мы сами должны решать, как нам путешествовать. Тезис. В принятии собственных решений человек не должен руководствоваться мнением окружающих, ставить их в приоритет.
Шаг 4. Найдите в тексте два примера, которыми вы сможете подтвердить свое мнение, свои рассуждения о фрагменте. Помните, что вы аргументируете (доказываете) свою оценку, свое мнение о цитате. Обязательно опирайтесь на ключевые слова фрагмента.
Справедливость этого высказывания подтверждают предложения № 3-6, где говорится о том, что отец принял близко к сердцу слова прохожего и велел сыну пересесть на осла, а в предложениях 7-9 другой прохожий осуждает сына,
сидящего на осле. В предложениях 12-17 женщина и другой прохожий осуждали героев за как им казалось ужасные действия героев. С помощью оценочных сравнений («как султан» в предложении 10, «будто он диван» в предложении 14) восклицательных предложений (№ 9, 14), вопросительных предложений (№ 4, 12, 17), высокой лексики в сочетании с разговорной («восседать» в предложении 4, «малый» в предложении 10), автор передает видение поступков героев другими людьми. Фразеологизм «близко к сердцу» в предложении 5, обособленное одиночное определение, выраженное архаизмом-причастием «посрамленные» позволяют передать читателю все сложные чувства героев, в которых смешаны страх, горечь, стыд за совершенный поступок и в то же время непонимание происходящего. С помощью диалога автор высказывает основную мысль: «Я думаю, мы сами должны решать, как нам путешествовать».
Это интересно
Для аргументации тезиса возможно использование средств выразительности.
Шаг 5. Сделайте вывод и напишите заключение. Соотнесите ваш вывод, которым вы завершаете свои рассуждения, с вашим объяснением смысла фрагмента.
Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что человек сам должен принимать решения.
Шаг 6. Проверьте сочинение по содержательным критериям (С3К1-2; С3К2-3; С3К3-2; С3К4-2 = 9 баллов).
Шаг 7. Проверьте орфографию, пунктуацию, речь, грамматику и фактологию. Сосчитайте количество слов (объём сочинения: не менее 70 слов).
Модель сочинения
На мой взгляд, смысл финала текста следует понимать так: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Докажу справедливость своих слов примерами из текста.
Во-первых, в предложениях _______ говорится о том, что ___________________________________________________________________________________________________________________________________. __________________________________________________________________________________________________________________________________.
Во-вторых, в предложениях _______ сообщается о том, что____________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Таким образом, история ______________________ - это яркий пример того, что __________________________, но и способствуют ___________
____________________________________________________________________________________________________________________________________.
(Количество слов: __________слова)
Алгоритм написания сочинения на морально- этическую тему (задание 15.3 ОГЭ)
Формулировка задания 15.3. Как Вы понимаете значение слова «ВЫБОР»?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите
сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста.
Что представляет собой сочинение 15.3. по заданному тексту?
Это рассуждение-объяснение смысла слова. Необходимо дать развернутый ответ на вопрос «Что это такое?». Главная задача - объяснить смысл слова в контексте текста.
Соблюдайте требования к построению текста-рассуждения 15.3.
1-й абзац: вступление (дать определение понятию и прокомментировать его).
2-й абзац: основная часть (обоснование тезиса с помощью первого аргумента 1 пример из текста (либо указание номера предложения без цитирования, либо цитирование, в том числе и частичное, по правилу прямой речи с кавычками или предложение в скобках).
3-й абзац: обоснование тезиса с помощью второго аргумента + 1 пример из текста по указанному выше алгоритму/или пример из жизненного опыта*.
4-й абзац: заключение – вывод, в котором подводится итог сказанному.
*Пример из жизненного опыта - это обобщение каких-то жизненных фактов:
- жизненная история, произошедшая с Вами;
- жизненная история, произошедшая с Вашим другом;
- жизненная история, произошедшая с Вашими родителями или их знакомыми.
- жизненная история, о которой Вы узнали из СМИ.
2. Это обращение к прочитанной книге (рассказу, повести, роману, стихотворению), посвящённой данной теме.
3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.
4. Это обращение к историческим фактам, в которых раскрывается тема.
Речевые формулы (клише) для сочинения 15.3.
Клише – типовая конструкция, употребляемая в речи в однотипных ситуациях для экономичной и точной передачи информации.
Клише для вступления
Значение слова … я понимаю так: … - это…
Своё понимание значения слова … я раскрою на примере текста (инициалы и фамилия автора автора)
… - это …
На мой взгляд (я думаю, мне кажется), … - это …
… человеком можно назвать того, кто …
Клише для аргументации
1)Пример – аргумент из текста.
Так герой (героиня) рассказа…..
Так, в тексте (указать автора)…
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению (номер) текста.
Предложение (номер) подтверждает мысль о том, что…
Эту мысль легко доказать, обратившись к предложению (номер) текста (указать автора).
Например, анализируя поведение (речь, поступки) героя данного текста, можно увидеть, что …
Анализируя поступки героя данного текста, можно увидеть, что …….
(или) Размышляя о ………, обращусь к предложенному тексту, автор которого показывает яркий пример ……
2) Пример – аргумент из жизненного опыта.
Немало примеров проявления … мы видим и в нашей жизни. Например, …
Я вспоминаю похожий случай из своего детства…
Кроме этого, ещё одним доказательством справедливости моего утверждения может служить такой пример из учебника (обществознания, истории, физики, биологии, географии, литературы): …
1) Примеры проявления … можно увидеть не только в литературе, но и в жизни.
2) Примеры проявления … можно увидеть и в произведениях других писателей. Так, герой книги «…» (инициалы, фамилия автора)
3) И в жизни нередко встречаются примеры проявления…( такие люди, как…)
Это определение можно доказать на таком примере. (…)
В подтверждение приведу также пример из жизни. (…)
В жизни эта проблема коснулась и меня лично. (…)
Доказательства этой мысли можно найти в художественной литературе. Вспомним героев рассказа «Название» писателя (ФИО). Они стремились ….. .
Клише для вывода
Вывод (заключение, сделанное на основе аргументов и связанное с тезисом).
Таким образом, … в жизни человека играет важную роль, ведь если каждый из нас будет …, то и общество в целом изменится в лучшую сторону.
Таким образом, автор (Ф.И.) в своём тексте поднял(а), несомненно , важную проблему – проблему … . Я искренне благодарен автору за то, что он ещё раз заставил меня задуматься над этим вопросом.
Речевые сигналы:
Таким образом, …
Итак, …
Следовательно,…
Подводя итог сказанному, отмечу …
Думаю, что…
Очень хотелось бы, чтобы …
Хочется верить, что…
Обобщая сказанное, хочется отметить, что…
Алгоритм работы со словом
1. В первом предложении сформулируйте и запишите определение слова. Во втором предложении разъясните написанное. Это будет Ваш тезис.
2. Прочитайте текст и подумайте, какие аргументы, иллюстрирующие тезис, в нем есть. Найдите в тексте два примера, иллюстрирующих тезис-определение, проанализируйте их. Это и будут Ваши примеры-аргументы.
3. Определите роль в тексте выбранных примеров-аргументов (эпизодов, микротем и т.п.). Второй аргумент можно взять из жизненного опыта. Проанализируйте соотношение аргументов с тезисом.
4. Напишите сочинение, строго соблюдая указанную выше композицию.
Пример пошаговой работы с текстом при написании сочинения 15.3
Шаг 1. Формулируем определение.
Перечитайте текст, убедитесь в том, что понята его идея в связи с предлагаемым для определения понятием*. На основе идеи текста сформулируйте определение понятия и дайте комментарий к нему.
* Варианты определения понятия.
1. Перечисление основных признаков, составляющих понятие.
Выбор – это осознанное принятие решения из нескольких вариантов.
2. Перечисление синонимов.
Выбор – это дилемма, альтернатива, предпочтение.
3. Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие.
Выбор – это принятие человеком одного решения из предложенного множества вариантов, самоопределение личности в отношении принципов, решений и действий.
Выбор – это осознанное принятие решений человеком, за которые он несет ответственность всегда. Если человек не умеет правильно делать выбор, он не сможет распорядиться своей жизнью, так как именно выбор определяет ситуацию.
Шаг 2. Комментируем определение.
Комментарий представляет собой объяснение текста Вашего определения.
Нередко для совершения правильного выбора требуются усилия души, разума и сила воли.
Шаг 3. Подбираем аргументы.
Найдите в тексте два примера, которыми вы сможете подтвердить свое мнение, свои рассуждения о слове. Для этого определите фрагменты текста, которые хорошо иллюстрируют мысль, вынесенную в качестве тезиса, сформулируйте их содержание кратко и своими словами/используйте полное или частичное цитирование/укажите номер предложения. Помните, что вы аргументируете (доказываете) свою оценку, свое мнение о слове. Обязательно опирайтесь не только на определение слова, но и на комментарий к нему. Попробуйте своими словами передать мысль автора, содержание той части текста, которая подтверждает тезис. Укажите номера предложений.
Аргумент из текста
Микротезис. В тексте притчи главные герои не знают, как поступить, чтобы не вызывать гнев людей. Аргумент. В конце повествования отец приходит к выводу, что необходимо принимать решения самостоятельно, не идя на поводу у толпы. Микровывод. Чтобы сделать правильный шаг, нужна стойкость духа, сила воли.
Шаг четвертый. Продолжите написание основной части, приведите аргумент из собственного жизненного опыта. Продумать смысловой переход к примеру из жизни (из личного опыта, из истории, из литературы, из телевидения и кино). Укажите номера предложений.
Аргумент из жизненного опыта (оба аргумента из художественной литературы, но представлены по-разному)
В подтверждение своего тезиса приведу пример восточной притчи. Тезис. В ней Мастер предлагает выбор сделать самому ученику, и это моральный выбор.
Аргумент. Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Что ответил Мастер своему ученику?
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: «Всё в твоих руках». Микровывод. Выбор, как поступить, всегда остается за самим человеком.
В подтверждение своего тезиса приведу пример из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Это, конечно же, выбор Швабрина. Тезис. Он готов пожертвовать идеалами и принципами ради спасения жизни. Аргумент. Трагические события, связанные с пугачевским восстанием, помогают понять характер героя: став предателем, он думал только о спасении своей жизни, забыв о том, что присягал на верность отечеству, императрице. Он выбрал жизнь, поэтому поцеловал руку Пугачеву и стал служить самозванцу. Микровывод. Это выбор предателя.
Шаг 5. Завершите работу выводом, в котором на основании представленных аргументов подтвердите правильность и доказанность тезиса.
Вывод.
Человеку, чтобы сделать выбор, требуется усилие воли, осознание несовершенства мира, взгляд на себя со стороны (подходит к аргументу из текста и к первому аргументу из художественной литературы).
Человек всегда может сам выбрать свой жизненный путь (подходит к аргументу из текста и во второму аргументу из художественной литературы).
Шаг 6. Проверьте сочинение по содержательным критериям (С3К1-2; С3К2-3; С3К3-2; С3К4-2 = 9 баллов).
Шаг 7. Проверьте орфографию, пунктуацию, речь, грамматику и фактологию. Сосчитайте количество слов (объём сочинения: не менее 70 слов).
Модель сочинения
Значение слова … я понимаю так: … это…
____________________________________________________________________. _____________________________________________________________________
Докажу справедливость своих слов примером из текста (инициалы и фамилия автора автора).
Так, _________________________________________________________________________________________________________________________________________ И в жизни нередко встречаются примеры проявления ___________.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Таким образом, … в жизни человека играет важную роль ____________________________________________________________________________________________________________________________________.
(Количество слов: __________слова)