Вариант 2 (ОГЭ – 2024)
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2,3
(1) История вывесок началась давным-давно, в то время, когда появились первые магазины, лавки и мастерские. (2)Чтобы привлечь внимание посетителей, торговцы и художники старались придумать что-нибудь оригинальное, яркое, бросающееся в глаза, а потому порой рисовали целые сюжетные композиции. (3)Но бывали и другие времена, когда торговля приходила в упадок, тогда живописные изображения исчезали с вывесок и на них оставались только скупые надписи. (4)Тогда вывески теряли своё своеобразное очарование, а города становились похожими на скучные канцелярии. (5)К счастью, обычно это длилось недолго. |
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) История вывесок началась (предложение 1)
2) привлечь (предложение 2)
3) торговля приходила в упадок (предложение 3)
4) города становились похожими (предложение 4)
5) это длилось недолго (предложение 5)
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 оба сказуемых простые глагольные.
2) Предложение 2 с сочинительной и подчинительной связью между частями.
3) Предложение 3 состоит из четырёх простых предложений.
4) Предложения 4 простое с однородными членами.
5) Предложение 5 осложнено вводным словом.
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) А) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая. | 1) Уже в августе розовеет листва яблоневых садов, сединой блестят поля. |
Б) Б) Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, обособляется. | 2) Вечерами над Волгой стоят облака, покрытые жарким румянцем. |
В) Вводное слово обособляется. | 3) Пожалуй, именно в Плёсе художник в полной мере ощутил тепло и ласковость русской земли. |
| 4) Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам — колотушки сторожей. |
| 5) Почти у каждого из нас остались в памяти печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Лабиринты Заяцкого острова (1) настоящая загадка Соловецкого архипелага. Это невысокие сооружения (2) выложенные в виде спирали из мелких булыжников (3) и (4) имеющие один вход (5) и выход. Над загадкой острова учёные бьются с начала XX века (6) однако (7) единого мнения о происхождении этих лабиринтов до сих пор не существует. Тайна (8) завесу которой пока никто не может приподнять (9) манит к себе большое количество туристов.
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИБИТЬ (к стене) — приставка ПРИ- неизменяемая.
2) ДВАДЦАТИПЯТИМЕТРОВЫЙ — прилагательные, первая часть которых — числительное, пишутся слитно.
3) ОТРАСЛЬ (животноводства) — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
4) КОЖАНАЯ (куртка) — в отглагольном прилагательном пишется -Н-.
5) НЕРЯШЛИВО (одетый) — НЕ- пишется слитно с наречиями, если его можно заменить синонимом без НЕ.
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.
(Междуцарствие тишины и гр(1)..зы было закончен(2).. (3)..глушительным шквалом дождя, взявшим теперь быстр(4)..ту курьерского поезда. Под этим н(5)..пором деревья скл(6)..нились под тридц(7)..тиградусным углом. Мелкая пор(8)..сль отч(9)..янн(10).. задр(11)..жала, как в лих(12)..радке. Всё понеслось меж стволов: листья, сучья, разный древесный сор. |
8. Раскройте скобки и запишите слово «она» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
У (она) ничего не проси, всё равно не даст.
9. Замените словосочетание «смотрел с тоской», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Прочитайте текст и выполните задания 10-13
(1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.
(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.
(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.
(10)Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.
(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына...
(15)Иоська смолк и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.
– (17)3дравствуйте, барышня! — сказал он, поднимаясь навстречу.
– (18)3дравствуйте, Яков Ильич! — низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.
(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач — всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:
– (21)Сыграйте, Яков Ильич.
(22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
(24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. (25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать.
(По В. Осеевой) *
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902—1969 гг.) — детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Динка не ожидала увидеть в хате настолько выразительный и наполненный жизнью портрет.
2) На портрете была изображена женщина, удивительно похожая на Иоську.
3) Динка удивилась, что в убогой хате вообще есть украшения и предметы искусства.
4) Динку поразила изысканность платья женщины на портрете.
5) Яков Ильич и Иоська жили в старой хате на краю обрыва.
11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.
2) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.
3) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.
4) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
5) Не чувствуя под собой ног и не зная, что ей делать, она жалостно попросила: — Сыграйте, Яков Ильич.
12. Замените книжное выражение «внушало ужас» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Часть 3
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что даёт людям настоящее искусство?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы
2. 234
3. 135
4. 523
5. 2689
6. 23
7. 579
8. неё
9. смотрелтоскливо
10. 125
11. 25
12.пугало
Электронная тетрадь по русскому языку 7...
Русский язык 10 класс ФГОС
Русский язык 11 класс ФГОС
Культура речи: от ударения до стилистики
Электронная тетрадь по русскому языку...
Электронная тетрадь по русскому языку...
Правила русского языка. Орфография и...
Электронная тетрадь по русскому языку 8...
© 2023, Худышина Юлия Михайловна 33520 22
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы