СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ русский язык 2024 .Вариант 1 с ответами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ русский язык 2024 .Вариант 1 с ответами»

Вариант 1 (ОГЭ – 2024)


Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2,3


(1) Весьма популярны созвездия зодиакального пояса, имеющие древнюю астрологическую историю. (2)В давние времена каждое из этих 12 созвездий обозначалось особым знаком (символом). (3)Эклиптика* была разделена на 12 равных частей, которые также назвали знаками зодиака. (4)Их отсчёт вёлся от точки весеннего равноденствия. (5)Поскольку на их фоне разыгрываются основные события в Солнечной системе, такие созвездия важны для астрономов.


2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1)  созвездия популярны (предложение 1)

2)  обозначалось знаком (предложение 2)

3)  которые назвали (предложение 3)

4)  отчёт вёлся (предложение 4)

5)  созвездия важны (предложение 5)


3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.


 1)  Предложение 1 осложнено обособленным определением.

2)  Предложение 2 односоставное безличное.

3)  Предложение 3 сложноподчинённое, с придаточным определительным.

4)  В предложении 4 составное именное сказуемое.

5)  Предложение 5 сложносочинённое.


4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.


1)  Авторская рукопись  — это единственное, абсолютно бесспорное доказательство принадлежности произведения данному автору.


Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.


2) Зимой звёзды на небе ярко блестят  — жди лютой стужи.


В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая указывает на причину того, о чём говорится в первой части.


3) Книги как люди: одни, едва прикоснувшись к тебе, исчезают навсегда, другие, встретившись случайно, входят в твою жизнь и остаются в ней.



4) Тишина, полумрак, тёмные лики святых среди золота окладов, жёлтые огоньки свечей  — всё это было неожиданно после солнца и света майского дня.



5) Он давно уже устал от однообразного тускловатого света, обманчиво обещающего либо наступление полной темноты, либо восход солнца.



Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В





5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.


Знаменитая 60-метровая «падающая» колокольня в городе Соликамске Пермского края (1) не имеет архитектурных аналогов в России (2) так как состоит из двух чётко различимых частей (3) массивного кубического здания (4) и высокой восьмигранной башни. Кроме того (5) особенность её ещё и в том (6) что она отклоняется от оси почти на два метра. Во время строительства (7) под действием грунтовых вод колокольня накренилась (8) и затем достраивали её уже в таком положении.


6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.


1)  И3ЛОЖЕНИЕ  — написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется ударением.

2)  БЕССМЕРТНЫЙ (подвиг)  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

3)  ИЗДАВНА  — написание суффикса -А в наречии определяется наличием приставки ИЗ-.

4)  КОЖАНЫЙ  — в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.

5)  ЛИШЬ  — в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква Ь.


7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.


Пут(1)..шеств(2)..нники встали под широко раскинувш(3)..мися деревьями, пр(4)..слуш(5)..ваясь к шуму л(6)..ствы, по которой защёлкал не крупный, но частый весенний дождь. Порыв(7)..стый ветер, не зат(8)..хающий н(9).. на мгновение, ещё резче ударил снова.



8. Раскройте скобки и запишите слово «она» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

Мама ни с кем не откровенничала, и, кроме (она), никто не знал о болезни бабушки.


9. Замените словосочетание «бетонная дорожка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



Прочитайте текст и выполните задания 10-13

(1)В командировки мама и отец ездили очень часто: они вместе проектировали заводы, которые строились где-то очень далеко от нашего города. (2)Я оставался с бабушкой  — маминой мамой.

(3)В неблагополучных семьях родители, уехав из дому, вообще не присылают писем, в благополучных пишут примерно раз или два в неделю  — мы с бабушкой получали письма каждый день. (4)Мои родители соблюдали строгую очерёдность: одно письмо  — от отца, другое  — от мамы. (5)Порядок ни разу не нарушился. (6)В конце письма неизменно стояла дата, а чуть пониже было написано: «8 часов утра». (7)Значит, отец и мама писáли после своей утренней пробежки и перед работой.

– (8)Фантастика!  — сказала однажды бабушка.  — (9)Хоть бы раз перепутали очередь!..

(10)Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чём-то их упрекает? (11)Это было отличительной бабушкиной чертой: по её тону часто нельзя было определить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или высмеивает. (12)Я-то восхищался ими, поскольку мы часто восхищаемся поступками, на которые сами не способны.

(13)Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить.

(14)Например, мама и отец старались закалить нас. (15)Но мы с бабушкой не желали обливаться ледяной водой и вставать по воскресеньям ещё раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход. (16)Мы сознавали, что нечётко делаем гимнастику.

(17)Вообще, мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто и когда звонил маме или отцу по телефону, нечётко соблюдали режим дня.

(18)Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет. (19)Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку. (20)А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня. (21)И не только внешне.

– (22)Ну-с, сколько денег откладываем на кино?  — спрашивала бабушка.

– (23)Побольше!  — говорил я.

(24)И бабушка, любившая ходить в кино, как и я, откладывала побольше, а деньги потом экономились на обедах.

(25)По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло.

 

(По А. Алексину) *

 

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.


10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.


1)  Рассказчик и его бабушка получали письма каждый день.

2)  Родители рассказчика «проектировали заводы, которые строились где-то очень далеко».

3)  Родители рассказчика любили ходить в кино.

4)  Родители рассказчика были людьми, способными научить тому, как избежать любых проблем.

5)  Рассказчика объединяли с бабушкой общие интересы.


11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.


1)  — Фантастика!  — сказала однажды бабушка.

2)  Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чём-то их упрекает?

3)  Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет.

4)  По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло.

5)  Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку.



12. Замените разговорное слово «смахивал» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним (или синонимическое выражение).


Часть 3

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

 

13.1  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста В. Г. Ветвицкого: «Имя существительное  — это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты  — зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

13.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

15.3  Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?


Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие жизненные ценности важны?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Ответы:

2. 145

3. 13

4.513

5.2568

6.234

7.12

8.неё

9.дорожкаизбетона

10.125

11.35

12.былпохож




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!