ОГЭ по русскому языку 2024
Вариант 4
Инструкция по выполнению работы
Работа состоит из трёх частей, включающих в себя 13 заданий. На выполнение работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Часть 2 состоит из 11 заданий (2-12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, словосочетания, предложения, текста. Ответами к заданиям 2-12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2. Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. После завершения работы проверьте, чтобы ответ к каждому заданию в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем удачи!
Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сначала напишите номер задания, а затем - текст сжатого изложения.
Сжатое изложение напишите от того же лица, от которого ведётся повествование в исходном тексте.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2 Ответами к заданиям 2-12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Дерево какао не очень высокое, со стручками, растущими не на ветвях, а главным образом на стволе. (2)Удивительно и то, что эти стручки, от оранжевых до коричневых, имеют разную степень зрелости, благодаря чему урожай их можно собирать каждый месяц. (3)Дерево какао плодоносит непрерывно и притом считается редкой «неженкой», поскольку боится яркого солнечного света, требует постоянно высокой температуры, не может без частых проливных дождей. (4)Растёт дерево какао в «поясе какао», расположенном вдоль экватора, прекрасно чувствует себя в экваториальных лесах Мексиканского залива. (5)Издавна индейцы, проживавшие на территории современной Мексики, начинали многие свои ритуалы с чаши горького напитка, приготовленного из стручков дерева какао.
2.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) дерево какао не высокое (предложение 1)
2) стручки имеют (предложение 2)
3) плодоносит, считается (предложение 3)
4) дерево растет (предложение 4)
5) начинали ритуалы (предложение 5)
3.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 одна грамматическая основа.
2) Первая часть сложного предложения 2 представлена двусоставным предложением.
3) В предложении 3 четыре грамматические основы.
4) Предложение 4 осложнено обособленным обстоятельством.
5) Предложение 5 осложнено обособленными определениями.
4 Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
Б) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже.
В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Рассерженная на брата сестра насупилась и замолчала.
2) Назначение каждого человека — развить в себе всё человеческое, общее и насладиться им.
3) Ксения ужинала, расстелив платок на стержне.
4) Оптика — раздел физики.
5) Туман, пропитанный влагой, расстилался над полем.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Берёзовый сок (1) очень ценный продукт (2) богатый полезными для организма веществами. Наблюдательному человеку не нужно резать берёзку (3) чтобы узнать (4) началось ли движение сока. Лягушки прыгают (5) есть сок в берёзе. Тонет нога в земле (6) есть сок в берёзе. Зяблики поют (7) жаворонки (8) скворцы и дрозды (9) есть сок в берёзе.
6.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) НАРЕЖЬ — на конце неопределённой формы глагола после шипящего пишется буква Ь.
2) ПО ВОЛЧЬЕМУ (следу) — буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.
3) НЕНАВИСТНЫЙ — непроизносимый согласный в корне слова проверяется краткой формой ненавистен, в которой он слышится отчётливо.
4) СЛЕВА — в наречии написание суффикса зависит от ударения.
5) ЛИМОННЫЙ — в имени прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н при помощи суффикса -Н-, пишется НН.
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Тут Ипполит Матвеевич замет..(1)л излишнюю чистоту, новый, режущий глаза б..(2)спорядок в расстановке немногочисл..(3)нной мебели и ощутил щ..(4)котание в носу, происшедшее от сильного л..(5)карственного запаха. В первой комнате Ипполита Матвеевича встрет..(6)ла соседка, жена агронома мадам Кузнецова. Она заш..(7)пела и замахала руками
8. Раскройте скобки и запишите слово «человек» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Что и говорить, разные (человек) живут в нашем доме.
9. Замените словосочетание «с силой толкнул», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Женя и Пожаров медленно шли по берегу.
— (2)Вы мне одного парнишку напомнили, — с усмешкой сказал Пожаров, — тоже такой мечтательный был, такой выдумщик...
(3)Это ещё было, когда я техникум окончил, меня тогда начальником пионерлагеря на лето послали. (4)Так вот, был у нас Саша Бабуров, звали Бабуром, и друг у него был — Митя Кукушкин. (5)Надо сказать, я был неплохим начальником лагеря: вожатых не стеснял, но требовал порядка, чтобы мне обо всём, что происходит в лагере, ежедневно докладывали. (6)И вот стал замечать, что вожатые лукавят. (7)Я, например, запретил ходить на рыбную ловлю, а они ходят, только мне не говорят. (8)Или, например, подрались двое; вожатые знали, что я прикажу немедленно отправить их домой, и опять скрыли. (9)«Мы, говорят, их помирили, они извинились друг перед другом, ну и, дескать, о чём же говорить?» (10)А я этого терпеть не могу, вы решили так, а я, может, решу иначе.
(11)Женя с удивлением и любопытством взглянула на Пожарова и тотчас отвела глаза. (12)Незнакомый, почти неизвестный ей человек проглянул в этих речах. (13)А Пожаров, увлечённый воспоминаниями, продолжал:
— И вот тогда придумал я гениальную вещь. (14)Я наметил нескольких ребят, по одному из отряда — таких, самых исполнительных, принципиальных, которые не обманут, не подведут. (15)И тихонько с каждым переговорил. «(16)Будешь моим тайным помощником, — сказал я каждому из них, — и чтоб никто об этом не знал, только ты и я. (17)И каждый вечер будешь приходить ко мне, но так, чтобы никто не видел и никто не слыхал, и будешь мне рассказывать всё, что случилось в лагере». (18)И представьте себе — получилось! (19)Ребятам это нравилось, вроде игры какой-то: ходят они по лагерю, смотрят за всеми, а те даже и не знают, что за ними смотрят.
— (20)Это их товарищи, а они и не знают?.. — сдержанно сказала Женя.
— (21)Ну да, ну да! — оживлённо продолжал Пожаров. — (22)Не хвалясь, скажу — здорово придумано было. (23)Удивляются все, бывало: нашалят чего-нибудь, а начальник лагеря уже знает, и то одному взыскание, то другому. (24)И всё в точку. (25)По линеечке ходили.
— (26)А когда же про парнишку? — так же сдержанно спросила Женя.
— (27)А, про Бабурова-то! (28)Таким разведчиком сделал я и его друга, Митю Кукушкина. (29)Отличный мальчишка был, честный, докладывал обо всём безукоризненно, ничего не пропускал. (30)И всё было бы хорошо, если бы не этот Бабур. (31)Вдруг вздумалось ему убежать ночью на пруд, вечно что-то ему лезло в голову. (32)То сидел часами около диковинного цветка какого-нибудь: хотелось поглядеть, как этот цветок раскрывается. (33)То с ёлки сорвался: понадобилось ему, видите ли, узнать, как у дятла устроено гнездо. (34)А тут взбрело в голову ночью в пруду искупаться, не днём, а ночью, среди звёзд поплавать. (35)Митя его отговаривал, чуть не плакал. (36)Но Бабур всё-таки побежал. (37)«Никто ведь не узнает, — говорит, — только ты один». (38)Только ты один!
(39)Пожаров повторил эту фразу и засмеялся, а Женя вдруг увидела, как противно распахнулся его рот.
— (40)А что Мите делать? (41)Он же обязан прийти и мне рассказать, он слово дал! (42)Конечно, пришёл, правда, почему-то пасмурный такой, и всё мне рассказал. (43)Ну, я ему говорю: «Ладно, не хмурься, я понимаю, что друга выдавать нелегко, но это твой долг!» (44)Ну, а Бабура я наутро же поставил перед линейкой и в тот же день отчислил. (45)Но вот что странно: Митя этот сам попросился домой, отец приехал и взял его из лагеря...
(46)Женя смотрела на Пожарова и будто видела его в первый раз! (47)Она никак не могла понять: неужели человек, совершая те или иные поступки, всегда думает только о себе и своих целях, неужели желания и убеждения других людей совсем не важны?..
(По Л. Ф. Воронковой*)
* Воронкова Любовь Фёдоровна (1906-1976) — советская писательница, автор многих детских книг.
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Пожаров, начальник лагеря, назначил себе тайных помощников, которые следили за жизнью в лагере и всё докладывали ему.
2) Бабуров убежал ночью из лагеря, залез на ёлку и сорвался с ветки.
3) Бабуров доверил свой план ночной прогулки только Мите Кукушкину, своему лучшему другу.
4) Сашу Бабурова отчислили, поэтому Мите стало скучно в лагере, и его забрал домой отец.
5) Митя не смог оставаться в лагере: он понял, что его доносы стали причиной отчисления друга.
11.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Я, например, запретил ходить на рыбную ловлю, а они ходят, только мне не говорят.
2) Ребятам это нравилось, вроде игры какой-то: ходят они по лагерю, смотрят за всеми, а те даже и не знают, что за ними смотрят.
3) Таким разведчиком я сделал и его друга, Митю Кукушкина.
4) То сидел часами около диковинного цветка какого-нибудь: хотелось поглядеть, как этот цветок раскрывается.
5) Конечно, пришёл, правда, почему-то пасмурный такой, и всё мне рассказал.
12. В предложениях 32-35 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.
13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного писателя Леонида Семёновича Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: (46)Женя смотрела на Пожарова и будто видела его в первый раз! (47)Она никак не могла понять: неужели человек, совершая те или иные поступки, всегда думает только о себе и своих целях, неужели желания и убеждения других людей совсем не важны?..Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.3. Как Вы понимаете значение выражения ПРЕДАТЕЛЬСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется предательство?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. 13|31.
3. 125|152|215|251|512
4. 543.
5. 1569|1596|1659|1695|1956.
6. 35|53.
7. 167|176|617|671|716.
8. люди.
9. сильно толкнул|толкнул сильно.
10. 135|153|315|351|513.
11. 45|54.
12. днём ночью|ночью днём.