СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ. Русский язык. Задание 3. Пунктуационный анализ. Постановка запятой.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация состоит из двух частей - теоретической и практической. В первой части представлены основные случаи постановки запятой. Вторая часть - 20 заданий №3 (только с запятой) ОГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ. Русский язык. Задание 3. Пунктуационный анализ. Постановка запятой.»

Задание 3. Пунктуационный анализ. Постановка запятой.

Задание 3.

Пунктуационный анализ.

Постановка запятой.

Основные случаи постановки запятых 1. Запятой выделяются обращения независимо от места в предложении.   2. Запятой выделяются слова-предложения «да», «нет» и междометия. Да, мы вернёмся вечером. Нет, я не приду сегодня к вам. Эх, мне б такой огромный дом!

Основные случаи постановки запятых

1. Запятой выделяются обращения независимо от места в предложении.

2. Запятой выделяются слова-предложения «да», «нет» и междометия.

Да, мы вернёмся вечером.

Нет, я не приду сегодня к вам.

Эх, мне б такой огромный дом!

3. Запятой выделяются вводные слова и предложения   Это такие слова, как: конечно, несомненно, очевидно, безусловно, разумеется, наверно, возможно, может быть, кажется, пожалуй, в самом деле, правда, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др. Ваша идея, мне кажется заслуживает обсуждения. Может быть, вам лучше уйти? 4. Запятая всегда ставится перед противительными союзами а, но, однако, зато, да (в значении «но»)

3. Запятой выделяются вводные слова и предложения Это такие слова, как: конечно, несомненно, очевидно, безусловно, разумеется, наверно, возможно, может быть, кажется, пожалуй, в самом деле, правда, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др.

Ваша идея, мне кажется заслуживает обсуждения.

Может быть, вам лучше уйти?

4. Запятая всегда ставится перед противительными союзами а, но, однако, зато, да (в значении «но»)

5. Запятой разделяются однородные члены предложения.  Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения и выполняют одинаковую синтаксическую функцию. Между собой соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью. Во сне он говорил, кричал, смеялся. Во сне он и говорил, и кричал, и смеялся. Снег покрыл крыши и деревья, машины и дороги. ! Однородные определения (прилагательные, причастия) не надо путать с неоднородными, последние запятой не разделяются. В небе были белые круглые облака.

5. Запятой разделяются однородные члены предложения.

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения и выполняют одинаковую синтаксическую функцию. Между собой соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью.

Во сне он говорил, кричал, смеялся.

Во сне он и говорил, и кричал, и смеялся.

Снег покрыл крыши и деревья, машины и дороги.

!

Однородные определения (прилагательные, причастия) не надо путать с неоднородными, последние запятой не разделяются.

В небе были белые круглые облака.

6. Запятой разделяются два или несколько простых предложений в составе одного сложного. А) Бессоюзные. Б) Сложносочинённые В) Сложноподчинённые Я подарил ей розы, и она очень обрадовалась. Светило солнышко, она смеялась, у меня радостно стучало сердце. Трость, которую он держал в руках, была очень изящна.

6. Запятой разделяются два или несколько простых предложений в составе одного сложного.

А) Бессоюзные.

Б) Сложносочинённые

В) Сложноподчинённые

Я подарил ей розы, и она очень обрадовалась.

Светило солнышко, она смеялась, у меня радостно стучало сердце.

Трость, которую он держал в руках, была очень изящна.

9. Запятой выделяются обособленные члены предложения. Определения (согласованные и несогласованные) Обстоятельства (деепричастные обороты, сравнительные обороты, с производными предлогами, уточняющие слова и обороты) Приложения Дополнения ! Если деепричастный оборот превратился в устойчивое выражение (фразеологизм),  запятые не ставятся. Сказал положа руку на сердце. ! Не выделяются запятыми и деепричастия, которые перешли в наречия (шутя, лежа, молча, нехотя, не спеша, стоя и т. д.). Поднялся нехотя; шёл не спеша; читал лежа.

9. Запятой выделяются обособленные члены предложения.

  • Определения (согласованные и несогласованные)
  • Обстоятельства (деепричастные обороты, сравнительные обороты, с производными предлогами, уточняющие слова и обороты)
  • Приложения
  • Дополнения

!

Если деепричастный оборот превратился в устойчивое выражение (фразеологизм),  запятые не ставятся.

Сказал положа руку на сердце.

!

Не выделяются запятыми и деепричастия, которые перешли в наречия (шутя, лежа, молча, нехотя, не спеша, стоя и т. д.).

Поднялся нехотя; шёл не спеша; читал лежа.

9. Запятая отделяет прямую речь от слов автора.

9. Запятая отделяет прямую речь от слов автора.

"Нет, не видел я тут никого", - сказал Санька.

«Я не помню это стихотворение, — вздохнул Олег, — я совсем его забыл».

Задание 3. Пунктуационный разбор

Задание 3.

Пунктуационный разбор

1. Задание 3 №  12961 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   Казалось(1) что кто-то тихо вздыхал среди глубокой(2) холодной ночи(3) и клубы пара(4) вылетавшие из гигантской груди(5) бесшумно проносились по небу от края (6) и затем тихо угасали в глубокой синеве. 2. Задание 3 №  12962 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   И если тебе(1) мой читатель(2) посчастливится побывать когда-нибудь в Кавказском заповеднике(3) и пройти по тропе(4) у которой(5) стоит такой обелиск(6) низко поклонись памяти защитников нашей Родины (7) отдавших свои жизни за то (8) чтобы сегодня мы жили в мире.

1. Задание 3 №  12961

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

  Казалось(1) что кто-то тихо вздыхал среди глубокой(2) холодной ночи(3) и клубы пара(4) вылетавшие из гигантской груди(5) бесшумно проносились по небу от края (6) и затем тихо угасали в глубокой синеве.

2. Задание 3 №  12962

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

  И если тебе(1) мой читатель(2) посчастливится побывать когда-нибудь в Кавказском заповеднике(3) и пройти по тропе(4) у которой(5) стоит такой обелиск(6) низко поклонись памяти защитников нашей Родины (7) отдавших свои жизни за то (8) чтобы сегодня мы жили в мире.

3. Задание 3 №  12963 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   За 75 лет(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин»(2) и спасения всех (3)оказавшихся на льду людей(4) в печати появились десятки статей(5) легенд(6) фантастических и псевдонаучных публикаций(7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного (8)по тем временам рейса. 4. Задание 3 №  12964 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   Впереди еще долгие жаркие(1) знойные (2)и просто теплые приятные деньки(3) когда солнце просыпается рано(4) а заходит очень нескоро(5) давая вволю нагуляться(6) прежде чем (7)погрузиться в сумерки.

3. Задание 3 №  12963

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

  За 75 лет(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин»(2) и спасения всех (3)оказавшихся на льду людей(4) в печати появились десятки статей(5) легенд(6) фантастических и псевдонаучных публикаций(7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного (8)по тем временам рейса.

4. Задание 3 №  12964

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

  Впереди еще долгие жаркие(1) знойные (2)и просто теплые приятные деньки(3) когда солнце просыпается рано(4) а заходит очень нескоро(5) давая вволю нагуляться(6) прежде чем (7)погрузиться в сумерки.

5. Задание 3 №  12965 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   В раскопках под Новгородом(1) которые велись в продолжение десяти лет(2) были найдены сверхинтересные(3) берестяные грамоты(4) свидетельствующие о том(5) что восточные славяне обладали сравнительно высоким уровнем письма(6) подтверждая тем самым факт(7) что Русь была страной(8) высокой и прекрасной письменной культуры. 6. Задание 3 №  12966 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   Некоторые уже улеглись на влажную(1) устланную осыпающейся хвоей(2) землю(3) жевали жёсткие солдатские сухари(4) копчёную колбасу(5) а кое-кто(6) открыв перочинным ножом жестяную банку(7) ел свиную тушёнку(8) намазывая её на тонко нарезанные(9) ломтики чёрствого хлеба.

5. Задание 3 №  12965

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

  В раскопках под Новгородом(1) которые велись в продолжение десяти лет(2) были найдены сверхинтересные(3) берестяные грамоты(4) свидетельствующие о том(5) что восточные славяне обладали сравнительно высоким уровнем письма(6) подтверждая тем самым факт(7) что Русь была страной(8) высокой и прекрасной письменной культуры.

6. Задание 3 №  12966

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

  Некоторые уже улеглись на влажную(1) устланную осыпающейся хвоей(2) землю(3) жевали жёсткие солдатские сухари(4) копчёную колбасу(5) а кое-кто(6) открыв перочинным ножом жестяную банку(7) ел свиную тушёнку(8) намазывая её на тонко нарезанные(9) ломтики чёрствого хлеба.

7. Задание 3 №  12967 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   Когда пригрело солнце(1) и коровы легли на траву отдыхать(2) пастух(3) расстегнув ворот синей рубашки(4) сняв старую шляпу(5) сел на ствол(6) поваленной берёзы(7) и занялся лещом. 8. Задание 3 №  12968 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   Однажды(1) возвращаясь из Петровского(2) я заблудился в лесных оврагах(3) где под корнями дубов(4) вязов(5) и клёнов бормотали неугомонные ручьи(6) а на дне самых больших оврагов(7) можно было угодить (8)и в маленькие озёрца.

7. Задание 3 №  12967

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Когда пригрело солнце(1) и коровы легли на траву отдыхать(2) пастух(3) расстегнув ворот синей рубашки(4) сняв старую шляпу(5) сел на ствол(6) поваленной берёзы(7) и занялся лещом.

8. Задание 3 №  12968

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Однажды(1) возвращаясь из Петровского(2) я заблудился в лесных оврагах(3) где под корнями дубов(4) вязов(5) и клёнов бормотали неугомонные ручьи(6) а на дне самых больших оврагов(7) можно было угодить (8)и в маленькие озёрца.

9. Задание 3 №  12969 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   Продолжая держаться лапой за ушибленное место(1) медвежонок стремительно кинулся через речку(2) схватил маленького братишку за шиворот(3) и(4) всё ещё вскрикивая(5) переволок его(6) через глубокое место. 10. Задание 3 №  12970 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   Рублевский ангел — возвышенная мечта об идеальном человеке(1) позволяющая глубоко заглянуть в народную душу(2) понять мироощущение(3) духовное богатство(4) наших далеких соотечественников(5) ведь ненависти и отчаянию(6) Андрей Рублев противопоставлял любовь(7) добро(8) дружеское согласие.

9. Задание 3 №  12969

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

  Продолжая держаться лапой за ушибленное место(1) медвежонок стремительно кинулся через речку(2) схватил маленького братишку за шиворот(3) и(4) всё ещё вскрикивая(5) переволок его(6) через глубокое место.

10. Задание 3 №  12970

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

  Рублевский ангел — возвышенная мечта об идеальном человеке(1) позволяющая глубоко заглянуть в народную душу(2) понять мироощущение(3) духовное богатство(4) наших далеких соотечественников(5) ведь ненависти и отчаянию(6) Андрей Рублев противопоставлял любовь(7) добро(8) дружеское согласие.

11. Задание 3 №  13028 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   Когда я гляжу на трубящего ангела(1) написанного на западной арке продольной части храма(2) когда думаю об этом прекрасном образе(3) рожденном чувством гармонии(4) ясностью духа(5) плавной чистотой линий(6) и красок(7) то невольно воспринимаю встречу с чудом искусства(8) как встречу с самим творцом художественного совершенства. 12. Задание 3 №  13029 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   Когда всматриваешься в группу «праведных жен»(1) идущих в рай(2) нарисованную на южном столпе(3) то особенно глубоко ощущаешь(4) замысел художника(5) верившего в то(6) что зло исчезнет(7) уступив в мире (8)место добру.

11. Задание 3 №  13028

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

  Когда я гляжу на трубящего ангела(1) написанного на западной арке продольной части храма(2) когда думаю об этом прекрасном образе(3) рожденном чувством гармонии(4) ясностью духа(5) плавной чистотой линий(6) и красок(7) то невольно воспринимаю встречу с чудом искусства(8) как встречу с самим творцом художественного совершенства.

12. Задание 3 №  13029

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

  Когда всматриваешься в группу «праведных жен»(1) идущих в рай(2) нарисованную на южном столпе(3) то особенно глубоко ощущаешь(4) замысел художника(5) верившего в то(6) что зло исчезнет(7) уступив в мире (8)место добру.

13. Задание 3 №  13030 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   Вьюжными ночами(1) когда даже лесные гиганты стонут(2) трещат(3) и охают(4) когда небо сливается с землей(5) и неистово бухают подземные колокола(6) все живое старается укрыться в затишье: в домах(7) под раскидистой елью(8) между ее нижними лапами и землей(9) еще пахнущей занесенными сюда осенью листьями. 14. Задание 3 №  13031 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   Слышалось иногда(1) как густым басом(2) гудит(3) пролетая где-то очень близко(4) невидимый жук(5) и как он(6) сухо шлепнувшись(7) о какое-то препятствие(8) сразу замолкает.

13. Задание 3 №  13030

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

  Вьюжными ночами(1) когда даже лесные гиганты стонут(2) трещат(3) и охают(4) когда небо сливается с землей(5) и неистово бухают подземные колокола(6) все живое старается укрыться в затишье: в домах(7) под раскидистой елью(8) между ее нижними лапами и землей(9) еще пахнущей занесенными сюда осенью листьями.

14. Задание 3 №  13031

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

  Слышалось иногда(1) как густым басом(2) гудит(3) пролетая где-то очень близко(4) невидимый жук(5) и как он(6) сухо шлепнувшись(7) о какое-то препятствие(8) сразу замолкает.

15. Задание 3 №  13032 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   К счастью(1) окраины ледяных полей были сильно поломаны(2) айсберги отсутствовали(3) и только иногда(4) гряды мелкого льда(5) нагроможденные местами(6) на полях(7) представляли серьезную опасность. 16. Задание 3 №  13033 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   Глубокая тишина(1) нарушаемая всплесками рыбы(2) да криками какой-то еще (3)не уснувшей птицы(4) возившейся неподалеку(5) казалось(6) лишь подчеркивала(7) неодолимое наступление ночного покоя.

15. Задание 3 №  13032

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

К счастью(1) окраины ледяных полей были сильно поломаны(2) айсберги отсутствовали(3) и только иногда(4) гряды мелкого льда(5) нагроможденные местами(6) на полях(7) представляли серьезную опасность.

16. Задание 3 №  13033

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Глубокая тишина(1) нарушаемая всплесками рыбы(2) да криками какой-то еще (3)не уснувшей птицы(4) возившейся неподалеку(5) казалось(6) лишь подчеркивала(7) неодолимое наступление ночного покоя.

17. Задание 3 №  13034 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   Невероятной кажется способность человека(1) который всю жизнь считал(2) что он aбсолютно неспособен к иностранным языкaм(3) но, попaв в чужую страну(4) в экстремальную ситуaцию(5) он быстро и легко выучивaет чужой язык(6) представлявшийся до этого(7) совершенно невозможным для запоминания. 18. Задание 3 №  13035 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   Он часто возвращался к матери(1) прижимался к ней(2) и(3) когда барин спрашивал его(4) хорошо ли ему на даче(5) улыбаясь(6) отвечал: «Хорошо!»

17. Задание 3 №  13034

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

  Невероятной кажется способность человека(1) который всю жизнь считал(2) что он aбсолютно неспособен к иностранным языкaм(3) но, попaв в чужую страну(4) в экстремальную ситуaцию(5) он быстро и легко выучивaет чужой язык(6) представлявшийся до этого(7) совершенно невозможным для запоминания.

18. Задание 3 №  13035

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

  Он часто возвращался к матери(1) прижимался к ней(2) и(3) когда барин спрашивал его(4) хорошо ли ему на даче(5) улыбаясь(6) отвечал: «Хорошо!»

19. Задание 3 №  13036 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   Звенящей(1) острой(2) как отчаянье(3) нотой(4) ворвался вой в монотонный шум дождя(5) прорезая тьму(6) и (7) замирая(8) понесся(9) над обнаженными полями. 20. Задание 3 №  13037 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.   В такие летние сумерки(1) хорошо войти в сухие сени(2) в низкие комнаты (3)с только что вымытыми полами(4) где уже горят лампы(5) и за открытыми окнами шумит от падающих капель(6) и дико пахнет заброшенный сад.

19. Задание 3 №  13036

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Звенящей(1) острой(2) как отчаянье(3) нотой(4) ворвался вой в монотонный шум дождя(5) прорезая тьму(6) и (7) замирая(8) понесся(9) над обнаженными полями.

20. Задание 3 №  13037

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания.  Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

В такие летние сумерки(1) хорошо войти в сухие сени(2) в низкие комнаты (3)с только что вымытыми полами(4) где уже горят лампы(5) и за открытыми окнами шумит от падающих капель(6) и дико пахнет заброшенный сад.

КЛЮЧ

КЛЮЧ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!