СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ. Задание 3. Анализ средств выразительности. Тесты с ответами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОГЭ. Задание 3. Анализ средств выразительности

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ. Задание 3. Анализ средств выразительности. Тесты с ответами»

Задание 3. Анализ средств выразительности

Задание 1

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством.

  2. Его значение в нашей жизни велико.

  3. Особенно сильно воздействует на человека художественная литература.

  4. Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений.

Задание 2

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  1. В детском доме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший.

  2. Они как будто просили извинения за своё вторжение в жизнь граждан, лечащихся или просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить слушателей ко второму, более серьёзному отделению.

  3. Штраус не помог – уже с середины первого отделения концерта слушатели, пришедшие на мероприятие, вероятно, только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал.

  4. Жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает.

Задание 3

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Люди видели, что я весь в крови, что-то случилось – упал, ударили.

  2. Все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза.

  3. Снижение уровня нашей отзывчивости заставило меня призадуматься.

  4. Нет, наверное, рецепта от равнодушия, от нежелания оказывать помощь.

Задание 4

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Когда солдаты отпускают лямки, шар вздрагивает, взмывает над костром и несётся ввысь, к облакам!

  2. И вдруг какой-то Древницкий собирается лететь по воздуху, как птицы!

  3. Мы с Юлькой, сидя рядом на деревянной скамье, смотрим на Древницкого во все глаза.

  4. Юлька идёт, ведомая своим чувством чуда!

Задание 5

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  1. В обыкновенной, всамделишной жизни летать было невозможно.

  2. Те, кто тогда это видел, навсегда запомнили чувство, которое охватило сердце, когда шар взлетел к облакам, – чувство чуда.

  3. Мы идём в Ботанический сад всей семьёй.

  4. Она качается, словно травинка, и делает всего несколько неверных шагов.

Задание 6

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  1. Она недавно приехала из Москвы, вызванная телеграммой.

  2. Весь вечер она будет сидеть и думать о Мише.

  3. Только маленький уголок, там, где сидит мама, освещён золотистым светом догорающего дня.

  4. Он был погружён в какой-то туман, и звуки за окном мешались со снами.

Задание 7

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  1. Она оправила постель, убрала со стола тарелку, хлеб, смахнула крошки.

  2. Он пойдёт по длинной дачной улице, будто настоящий раненый солдат – весь в бинтах.

  3. Он никогда не целовал мать – ведь это «телячьи нежности».

  4. Он представлял себе, как мама войдёт в комнату и увидит, что его уже нет.

Задание 8

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Земляки обычно считают их чудаками, но относятся к ним с уважением.

  2. Людям особенно нравится, когда живопись открывает им прелесть хорошо знакомых обжитых мест.

  3. «Вот они какие, наши места!» – с гордостью говорят земляки такого художника.

  4. Тогда непременно отыскался бы не один клад.

Задание 9

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей.

  2. Я шёл медленно, посматривая на перелески, на деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил себе нашего поэта Николая Алексеевича Некрасова.

  3. Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже.

  4. В это зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.

Задание 10

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

  1. Пароход миновал Осиновский порог, и сразу Енисей сделался шире, раз-дольней, а высота берегов пошла на убыль.

  2. Вот-вот после короткой дрёмы оттолкнётся солнце от острых вершин леса, взойдёт над синими хребтами и спугнёт туманы.

  3. В середине острова грудились скалы, а по низу его кипел вершинами лес.

  4. Я долго стоял на палубе и отыскивал глазами такую же красоту.

Задание 11

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Однажды к Хлынову подошли враги, несметное множество кочевых полчищ.

  2. Дымковская собака – безобидная дворняга, которая если и лает, то лишь от радости.

  3. Дымковская игрушка – это добрая улыбка.

  4. Это был праздник детей и праздник игрушек.

Задание 12

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.

  2. Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

  3. Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.

  4. Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

Задание 13

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. И стонало сердце моё, и не могла я готовить уроки.

  2. Он был меньше ростом, чем я ждала.

  3. Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая.

  4. Я думала, что в доме Толстого все ходят на цыпочках и говорят шёпотом.

Задание 14

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  1. А дома Павлуша после долгих расспросов расскажет всю горечь, что лежит на сердце.

  2. Сиди себе да учи, небось, не просидишь места-то!

  3. И улыбка, гордая и счастливая в одно и то же время, разомкнёт его почти всегда сомкнутые губы.

  4. С трудом одолел ученик Павлуши задачу и вызубрил, как попугай, главные реки Европы.

Задание 15

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Подумаешь, как генерал какой.

  2. Ведь вы на четвёртый год в классе останетесь, работая спустя рукава!

  3. Как был бы я счастлив, заметив у него хоть каплю успехов, но...

  4. Тебе, глупому, мешают чужие денежки?

Задание 16

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Он выхватил у меня авторучку и швырнул её в окно.

  2. В классе за мною числилось множество разных грехов.

  3. Скрепя сердце, я поплёлся в кабинет.

  4. И рукописи, и деловые бумаги, и письма нельзя было бы прочесть, если б они были написаны каракулями.



Задание 3. Анализ средств выразительности

Задание 1

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством.

Его значение в нашей жизни велико.

Особенно сильно воздействует на человека художественная литература.

Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений.

Ответ: 4

Разбор: Метафора используется в 4 предложении, где искусство названо «хранилищем памяти». Хранилище в буквальном смысле – это место, помещение для хранения, сбережения каких-либо предметов.

Задание 2

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

В детском доме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нём раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший.

Они как будто просили извинения за своё вторжение в жизнь граждан, лечащихся или просто жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтобы подготовить слушателей ко второму, более серьёзному отделению.

Штраус не помог – уже с середины первого отделения концерта слушатели, пришедшие на мероприятие, вероятно, только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал.

Жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает.

Ответ: 2

Разбор: Эпитет есть во втором предложении. Эпитет, т.е. определение (прилагательное), придающее речи образность, эмоциональность, – «лихая увертюра».

Задание 3

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

Люди видели, что я весь в крови, что-то случилось – упал, ударили.

Все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза.

Снижение уровня нашей отзывчивости заставило меня призадуматься.

Нет, наверное, рецепта от равнодушия, от нежелания оказывать помощь.

Ответ: 4

Разбор: Метафора используется в 4 предложении – «рецепт от равнодушия». Рецепт в буквальном смысле – это письменное предписание врача или кулинара (рецепт на очки, рецепт приготовления торта).

Задание 4

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

Когда солдаты отпускают лямки, шар вздрагивает, взмывает над костром и несётся ввысь, к облакам!

И вдруг какой-то Древницкий собирается лететь по воздуху, как птицы!

Мы с Юлькой, сидя рядом на деревянной скамье, смотрим на Древницкого во все глаза.

Юлька идёт, ведомая своим чувством чуда!

Ответ: 3

Разбор:

В варианте ответа 3 фразеологизм – «во все глаза» (= неотрывно, внимательно).

В остальных вариантах ответа присутствуют другие средства выразительности.

В варианте ответ– олицетворение (неодушевлённое существительное «шар» наделяется качествами живых существ: он «вздрагивает», «взмывает», «несётся»).

В варианте ответа 2 – сравнение («лететь… как птицы»).

В варианте ответа 4 – метафора (скрытое сравнение: «ведомая своим чувством чуда»).

Задание 5

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

В обыкновенной, всамделишной жизни летать было невозможно.

Те, кто тогда это видел, навсегда запомнили чувство, которое охватило сердце, когда шар взлетел к облакам, – чувство чуда.

Мы идём в Ботанический сад всей семьёй.

Она качается, словно травинка, и делает всего несколько неверных шагов.

Ответ: 4

Разбор:

Сравнение чаще всего выражается при помощи оборотов со сравнительными союзами. В варианте ответа 4 сравнение – словно травинка.

В остальных вариантах ответа сравнения нет.

В варианте ответа 1 средством выразительности является разговорное слово (всамделишной).

В варианте ответа 2 – метафоры (чувство, которое охватило сердце, чувство чуда).

В варианте ответа 3 есть форма Творительного падежа (всей семьёй), которая тоже иногда может выражать сравнение, однако в данном случае значения сравнения нет.

Задание 6

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

Она недавно приехала из Москвы, вызванная телеграммой.

Весь вечер она будет сидеть и думать о Мише.

Только маленький уголок, там, где сидит мама, освещён золотистым светом догорающего дня.

Он был погружён в какой-то туман, и звуки за окном мешались со снами.

Ответ: 3

Разбор:

Эпитет – это художественное определение, выражается, как правило, прилагательным или причастием. В варианте ответа 3 эпитетами являются слова золотистым (светом), догорающего (дня).

Задание 7

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

Она оправила постель, убрала со стола тарелку, хлеб, смахнула крошки.

Он пойдёт по длинной дачной улице, будто настоящий раненый солдат – весь в бинтах.

Он никогда не целовал мать – ведь это «телячьи нежности».

Он представлял себе, как мама войдёт в комнату и увидит, что его уже нет.

Ответ: 2

Разбор:

Сравнение чаще всего выражается при помощи оборотов со сравнительными союзами. В варианте ответа 2 сравнением является оборот со сравнительным союзом будто (будто настоящий раненый солдат – весь в бинтах).

Задание 8

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

Земляки обычно считают их чудаками, но относятся к ним с уважением.

Людям особенно нравится, когда живопись открывает им прелесть хорошо знакомых обжитых мест.

«Вот они какие, наши места!» – с гордостью говорят земляки такого художника.

Тогда непременно отыскался бы не один клад.

Ответ: 4

Разбор:

Метафора используется в 4 предложении – «отыскался бы клад». Клад в буквальном смысле – это деньги или драгоценности, спрятанные в земле или другом тайном месте.

Задание 9

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей.

Я шёл медленно, посматривая на перелески, на деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил себе нашего поэта Николая Алексеевича Некрасова.

Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже.

В это зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.

Ответ: 4

Разбор:

Метафора используется в 4 предложении, где вода реки названа зеркалом.

Задание 10

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

Пароход миновал Осиновский порог, и сразу Енисей сделался шире, раз-дольней, а высота берегов пошла на убыль.

Вот-вот после короткой дрёмы оттолкнётся солнце от острых вершин леса, взойдёт над синими хребтами и спугнёт туманы.

В середине острова грудились скалы, а по низу его кипел вершинами лес.

Я долго стоял на палубе и отыскивал глазами такую же красоту.

Ответ: 2

Разбор:

Олицетворение используется в предложении 2, где солнце уподобляется живому существу: оно дремлет, может оттолкнуться от вершин деревьев, спугнуть туманы.

Задание 11

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

Однажды к Хлынову подошли враги, несметное множество кочевых полчищ.

Дымковская собака – безобидная дворняга, которая если и лает, то лишь от радости.

Дымковская игрушка – это добрая улыбка.

Это был праздник детей и праздник игрушек.

Ответ: 3

Разбор:

Метафора используется в предложении 333. Дымковская игрушка – это добрая улыбка не в прямом смысле слова.

Задание 12

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

– Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.

Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.

Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

Ответ: 2

Разбор:

Метафора используется в предложении 2. Письма вынули из души Анны Федотовны (то есть как будто из души).

Задание 13

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

И стонало сердце моё, и не могла я готовить уроки.

Он был меньше ростом, чем я ждала.

Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая.

Я думала, что в доме Толстого все ходят на цыпочках и говорят шёпотом.

Ответ: 1

Разбор:

Метафора используется в предложении 111: сердце «стонало» не в прямом смысле; девочка страдала, мучилась, её сердце как будто стонало.

Задание 14

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

А дома Павлуша после долгих расспросов расскажет всю горечь, что лежит на сердце.

Сиди себе да учи, небось, не просидишь места-то!

И улыбка, гордая и счастливая в одно и то же время, разомкнёт его почти всегда сомкнутые губы.

С трудом одолел ученик Павлуши задачу и вызубрил, как попугай, главные реки Европы.

Ответ: 4

Разбор:

Сравнение чаще всего выражается при помощи оборотов со сравнительными союзами. В варианте ответа 4 сравнение – «как попугай».

Задание 15

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

Подумаешь, как генерал какой.

Ведь вы на четвёртый год в классе останетесь, работая спустя рукава!

Как был бы я счастлив, заметив у него хоть каплю успехов, но...

Тебе, глупому, мешают чужие денежки?

Ответ: 2

Разбор:

Фразеологизмом в варианте ответа 222 является сочетание «спустя рукава» (оба слова в составе этого сочетания не имеют прямого значения, это выражение можно заменить одним словом: «плохо»).

Задание 16

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

Он выхватил у меня авторучку и швырнул её в окно.

В классе за мною числилось множество разных грехов.

Скрепя сердце, я поплёлся в кабинет.

И рукописи, и деловые бумаги, и письма нельзя было бы прочесть, если б они были написаны каракулями.

Ответ: 3

Разбор:

Фразеологизм используется в предложении 333: «скрепя сердце» – значит «неохотно».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!