ГИА. 2014. 36 вариантов. Под редакцией И. П. Цыбулько.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
1. Но она честно служила своим хозяевам: охраняла сад, (1) играла с детьми и готова была броситься на любого, (2) кто посмел бы их обидеть. Но люди, (3) у которых она жила, (4) совсем не стоили её преданности.
2. Сочинительной. В желудке моём что-то урчало и булькало , (1) и я, (2) прошмыгнув на кухню и раздобыв бутерброды с колбасой, (3) села перед телевизором и надулась, (4) как мыльный пузырь. Мама вязала папе свитер, (5) а папа с головой залез в Интернет.
3. Подчинительной. Хозяева маленького лесного домика в заброшенном посёлке, (1) куда привёз его Борис и где оставил на произвол судьбы, (2) приезжали нечасто… Они топили жилище, (3) ночевали и снова уезжали, (4) погрузив в машину тяжёлые сумки с какими-то банками.
4. Сочинительной. Ночь больше не казалась гулкой и пустой, (1) дом стал уютнее, (2) на сердце стало теплее, (3) и всё оттого, (4) что рядом было живое создание, (5) за которое теперь она несла ответственность.
5. Сочинительной. Поесть не очень стыдно, (1) когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. Но мороженое! Такого унижения Тимофей перенести не мог. Если она хочет, (2) он будет с ней дружить, (3) а подачек ему не надо.
6. Сочинительной. Я для тебя всего только лисица, (1) точно такая же, (2) как сто тысяч других лисиц. Но, (3) если ты меня приручишь, (4) мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете, (5) и я буду тебя один в целом свете.
7. Подчинительной. Костя и Женечка проводили собаку до её бессменного поста, (1) где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка, (2) подпёртая чурбаком, (3) чтобы под неё можно было забраться. Собака подошла к воде, (4) села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании.
8. Подчинительной. Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костей, (1) расспросить его о собаках, (2) которых он кормил, (3) выгуливал, (4) поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика, (5) который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником.
9. Сочинительной. В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур, (1) а в крайних домах, (2) расположенных ближе к лесу, (3) птица вовсе вывелась. Долго не могли узнать на селе, (4) кто это разбойничает ночами.
10. Подчинительной. Он несся сломя голову так, (1) как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный, (2) не думая ни о чём, (3) кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень, (4) которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.
11. Подчинительной. Стрелять в него теперь, (1) когда он отдыхал, (2) не подозревая об опасности, (3) было бы преступлением… Но Ян ведь жаждал этой встречи уже давно, (4) он должен выстрелить.
12. Сочинительной. Я боялся, (1) что с ней что-нибудь случится, (2) и привёл её в класс. Она долго сидела под партой тихо, (3) но потом заскулила, (4) и Нина Петровна стала кричать, (5) а потом велела нам убираться вон.
13. Подчинительной. Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, (1) к его отцу приехал приятель, (2) генерал Ганнибал, (3) которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого». Василий Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына, (4) и, (5) заинтересовавшись, (6) гость прошёл к мальчику.
14. Сочинительной. Эта неудача была совершенно естественна, (1) так как Павел имел очень слабый голос, (2) говорил невнятно, (3) слегка заикался, (4) картавил, (5) да и вообще он совершенно не умел держаться перед публикой.
15. Подчинительной. Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, (1) что ему, (2) конечно же, (3) нечего бояться. Мальчик, (4) у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, (5) не испугается темноты, (6) не испугается хулиганов, (7) не испугается и более страшных вещей.
16. Подчинительной. Мересьев сделал несколько осторожных шагов, (1) и дались они ему, (2) эти первые шаги, (3) с таким трудом, (4) что, (5) дойдя до двери и обратно, (6) он почувствовал, (7) будто бы куль муки втащил на пятый этаж.
17. Сочинительной. Наши-то беленькие, (1) крепенькие, (2) правда, (3) больных много, (4) да разве это для американок-то беда?
18. Сочинительной. Когда заканчивалось её дежурство, (1) усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, (2) смачивала уголком полотенца ссохшиеся, (3) запёкшиеся его губы, (4) и обтирала лицо, (5) и подносила водички, (6) и всё время гладила она его холодную, (7) неживую руку и приговаривала, (8) приговаривала, (9) не жалея слов, (10) мягких, (11) как хорошая подвязка.
19. Сочинительной. – Надо найти старушку, (1) которой мы отдали кота, (2) – решили они. Но легко сказать «найти», (3) а где её сыщешь теперь, (4) когда столько дней прошло.
20. Сочинительной. В них, (1) признаюсь честно, (2) вся эта история оставила нелёгкий след, (3) и мне часто казалось, (4) что со временем боль не утихала, (5) а получала новое выражение.
21. Сочинительной. Брат на лодке едет кататься, (1) а сам меня брать не хочет. Я ему говорю: «Возьми лучше, (2) всё равно я от тебя не отстану, (3) вёсла утащу, (4) в лодку залезу».
22. Сочинительной. Поезд тронулся, (1) и находившиеся в вагоне пассажиры замерли от страха. Я почувствовал, (2) что люди в опасности, (3) и встал. Тогда, (4) двадцать лет назад, (5) был я молод и находился в хорошей спортивной форме.
23. Подчинительной. Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, (1) а то, (2) что они были далеко от города, (3) дышали хорошим воздухом, (4) видели вокруг себя всё зелёным, (5) голубым и беззлобным, (6) делало их ещё добрее.
24. Подчинительной. В следующие осени, (1) коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес, (2) они уже привычно рассаживались на рябинке-дичке, (3) а на деревца, (4) привезённые из питомника, (5) так ни разу и не позарились.
25. Сочинительной. Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, (1) важно прохаживались по веткам. А одна птица сидела на вершине берёзы, (2) вздувала шею, (3)вскидывала краснобровую голову, (4) распускала веером хвост и всё громче и сильнее бормотала: «Чуф-фых-х, бу-бу-бу». Ей по очереди, (5) с расстановкой вторили другие птицы.
- Знаешь, (6) сказал отец, (7) –это лучшая песня. Послушаешь её, (8) и весь месяц на душе праздник!
26. Подчинительной. Например, (1) опишите вьющийся куст этих красных цветов, (2) которые тянутся через ограду, (3) хотят заглянуть в комнату, (4) посмотреть через стеклянную дверь, (5) что мы тут с вами делаем.
27. Подчинительной. Вскоре мы вышли на самую середину реки, (1) и, (2) когда за изгибом показался хуторок с убегающей в поле дорогой, (3) женщина склонила голову набок и запела тихо:
Куда бежишь, (4) тропинка милая, (5)
Куда зовёшь, (6) куда ведёшь…
28. Сочинительной. Много историй и сказок знал дед, (1) но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней. Казалось, (2) смежив глаза, (3) представлял он себя молодым, (4) чинно сидящим за столом заполошной казачьей свадьбы, (5) или летел он на коне в атаку. Тогда он вскакивал и показывал, (6) как рубали австрияков.
- шашки вон! – командовал старик, (7) тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метёлки жирной лебеды.
29. Сочинительной. Звенел звонок, (1) а ребята всё сидели как одурманенные его словами. Почему не хлопали крышками парт, (2) не срывались с воплями с мест, (3) не кидались поспешно к двери, (4) пихаясь локтями?
30. Сочинительной. Когда я вошёл в класс, (1) у доски стоял Шурик Авдеенко, (2) и, (3) хотя решение задачи в трёх действиях было написано на доске его красивым почерком, (4) объяснить решение он не мог.
«Не бойся, (5) Шурик, (6) – думал я, (7) – ты ничего не знаешь, (8) а я тебя уже спас»
31. Подчинительной. Но улыбка погасла на её лице, (1) едва она открыла дверь в класс. Ребята, (2) словно не заметив её прихода, (3) поднимались вяло и неохотно, (4) а Вовка Нефёдов был единственным, (5) кто не встал совсем.
32. Подчинительной. Я подскочила к Севе, (1) встряхнула его, (2) чтобы он опомнился, (3) пришёл в себя, (4) дёрнула за руку, (5) и без всякого перехода, (6) с той же яростью Сева стал бить по моей руке свободным кулаком, (7) грязно ругаясь.
33. Сочинительной. Сделав последнее усилие, (1) он выбирается сам и вытаскивает Жучку. Но теперь, (2) когда дело сделано, (3) силы быстро оставляют его, (4) и он падает в обморок.
34. Сочинительной.
- Я просто хотел узнать, (1) почему она воет. Ей плохо, (2) да?
- Ты прав, (3) ей плохо. Янка привыкла днём гулять, (4) а я на работе. Вот приедет моя жена, (5) и всё будет в порядке.
35. Сочинительной. Он сидел всё в одном и том же месте, (1) около ножки кровати, (2) и, (3) когда кто-нибудь наклонялся над ним, (4) он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.
36. Подчинительной. Сейчас я понимаю, (1) что был пёс-чудак. Странный, (2) необычный и, (3) можно сказать, (4) выдающийся. Если бы он родился человеком, (5) то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». Но тогда, (6) в детстве, (7) его несуразные выходка, (8) наивная ребячливость, (9) несовместимая с грозным званием сторожевого пса, (10) сентиментальность меня порою доводили до бешенства.
Г.Т. Егораева. Русский язык 2011. ГИА в новой форме. 10 вариантов
1. Подчинительной. Шли месяцы, (1) годы. И вдруг нам сказали, (2) что детей возвращают в Москву, (3) к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, (4) к кому мы собираемся ехать, (5) кто у нас есть из родственников.
2. Подчинительной. Я ощущал превосходство маленького парашютиста и старался понять, (1) откуда оно берётся. Может быть, (2) сила этого малыша в том, (3) что он свободен от множества страхов, (4) которые с годами приходят к взрослым людям.
3. Подчинительной. На фронте была своя война, (1) а в деревне – своя: надрывались бабы, (2) когда вместо лошади впрягались в плуг. Такая это была пахота, (3) что в конце полосы в глазах становилось темно, (4) и тяжёлая кровь начинала звенеть в ушах, (5) и падали бабы на землю, (6) как солдаты под огнём.
4. Подчинительной.
- Может быть, (1) ты не знаешь, (2) что увлекает тебя больше всего?
- Нет, (3) я знаю, (4) – упрямо ответил он. - Но мне надо. Это моя тайна.
- Тайна это или не тайна, (5) – сказал я, (6) – но на занятия физического кружка можешь не приходить. Ты преувеличиваешь свои возможности: если ты будешь работать в зоологическом, (7) математическом и спортивном кружках, (8) то на физику у тебя времени будет в обрез.
5. Подчинительной.
- Я видел, (1) я видел гремучую змею! – сказал Димка. – Она ползла, (2) тихо пошёптывая, (3) и я слышал её шипение. Я хотел её тут же убить, (4) чтобы добыть яд для лекарств. Но потом я подумал, (5) что вам тоже будет интересно посмотреть на живую змею.
6. Подчинительной. Олеська буквально выпала из переполненного автобуса, (1) с трудом удержала равновесие, (2) чтобы не упасть, (3) поправила пальто, (4) кинула взгляд на сумку и обмерла: молния на ней была расстёгнута, (5) внутренний карман вывернут наружу. «Кошелёк!» - мелькнуло в голове. Секунды хватило, (6) чтобы понять, (7) что его на самом деле вытащили.
7. Подчинительной. Ролевые компьютерные игры, (1) которых сей час предостаточно, (2) интересны человеку тем, (3) что дают ему, (4) сидящему перед компьютером, (5) иллюзию активных действий, (6) наполненных различными эмоциями.
В виртуальном мире игрок спсобен без особого труда покорить все вершины, (7) не прилагая усилий, (8) добиться того, (9) чего, (10) возможно, (11) не удаётся достичь в реальной жизни.
8. Подчинительной. А если у них и находилось свободное время, (1) они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек, (2) конечно, (3) не было, (4) рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, (5) меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло.
9. Подчинительной. Матери Терезе открывались двери и хижин, (1) и дворцов, (2) она говорила с королями и нищими, (3) держала речь перед полными залами. Она знала, (4) что сказать, (5) чтобы зажечь в сердцах слушателей сострадание и желание помочь страждущим.
10. Подчинительной. В общем, (1) там какие-то люди прилетели на Луну и на особых аппаратах продвигались к тому месту, (2) где начиналась неведомая часть планеты, (3) потому что Луна повёрнута к нам одной стороной. Я как раз успел прочитать строки, (4) как они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого и их глазам открылось совершенно необычное зрелище.
Под редакцией Н.А. Сениной. Подготовка к ГИА. 2010.
1. Подчинительной. Потом по-хозяйски ветки от ствола отгребли, (1) чтобы весною солнце до корней достало, (2) и двинулись дальше, (3) только минуту постояли.
2. Подчинительной. Когда первый купол, (1) стёртый, (2) багряный, (3) растворился, (4) вверх ушёл, (5) второй, (6) пламенеющее-золотой, (7) накалившийся добела, (8) породил нечто третье в своей глубине.
4. Подчинительной. Прав ли я, (1) что взялся рассказать людям о Селигере, (2) тем самым отдав его в чужие, (3) многие руки?
5. Подчинительной. Я шёл, (1) посвистывая, (2) вспоминал зайца, (3) представляя, (4) что он сейчас делает.
6. Подчинительной. … уже кричал я беспомощно, (1) хорошо чувствуя, (2) что от такого жалобного крика я бы сам никогда не двинулся вперёд ,(3) будь я лошадью.
7. Подчинительной. Находит эту точку, (1) появляется маленький росток, (2) и с этого времени начинается то великое колдовство труда, (3) благодаря которому человек становится гордым творцом, (4) художником, (5) поэтом в своём деле.
8. Подчинительной. Он не понимал слов, (1) которые читал он, (2) – (3) звуки его голоса тянули его за собою, (4) увлекая в невидимую даль.
9. Сочинительной. Для неё я убивал гусениц, (1) и только двух или трёх я оставил,(2) чтобы вывелись бабочки. Я слушал и как она жаловалась,(3) и как она хвастала, (4) я прислушивался к ней даже когда она умолкала.
11. Подчинительной. Протока речки Марарайки и колодцы, (1) которые обслуживали питьевой водой усадьбу, (2) со временем были затоплены водой, (3) затянуты тиной, (4) и об их существовании говорят только воспоминания старожилов Тархан.
12. Подчинительной. Здесь усилиями множества людей создан музей, (1) равного которому ( по площади, (2) им занимаемой, (3) по документальной точности экспозиций, (4) по количеству и культурной ценности оставшихся реликвий) нет, (5) вероятно, (6) в мире.
13. Подчинительной. Но чтобы создать новую Москву на месте старой, (1) почти тысячу лет строившейся кусочками, (2) где какой удобен для строителя, (3) нужны особые, (4) невиданные доселе силы.
14. Подчинительной. Однажды поэт, (1) чтобы описать Москву и Кремль, (2) поднялся на его самую высокую башню – колокольню Ивана Великого, (3) откуда долго рассматривал древний город: дома, (4) памятники, (5) дворцы, (6) Москву-реку.
17. Подчинительной. Опережая движение этого копья, (1) он может сам обойти острые углы, (2) утешая себя мыслью, (3) что и без этого много интересного в его вещи.
19. Подчинительной. Я долго шёл по ельнику, (1) пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта.
Кто должен разъяснить им, (2) что лес без птиц скучен и неприветлив?
22. Подчинительной. Ты невольно сдерживаешь шаг, (1) стараешься ступать тихо, (2) говорить шёпотом, (3) чтобы не потревожить святую тишину залов, (4) где со всех сторон на тебя смотрит история.
23. Подчинительной. Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, (1) хотя оно – (2) единственная вещь, (3) которую нельзя возвратить обратно при всём желании.
24. Подчинительной. Памятью обладают отдельные растения, (1) камень, (2) на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, (3) стекло, (4) вода и т. д.
25. Подчинительной. Она вся искрилась снежинками, (1) переливаясь лунным светом, (2) и казалось, (3) что её специально убрали к празднику, (4) хотя на ней не было ни одной ёлочной игрушки.
27. Подчинительной. Нас волнует настроение, (1) которое вложил в свою работу художник, (2) и мы переживаем события, (3) изображённые на картине.
30. Подчинительной. Однако существует также читательское искусство, (1) которое тоже предполагает врождённый талант и истовое трудолюбие, (2) вознаграждаемое сторицею.