ГИА. 2014. 36 вариантов. Под редакцией И. П. Цыбулько.
Среди предложений … найдите сложноподчинённое предложение … подчинением придаточных.
1 с последовательным. (16) В воскресенье мы с мужем, как всегда, приехали на дачу. (17) Пока Шура насыпал в птичью кормушку семечки и подвешивал для синиц сало, я прошла к дому. (18) У крыльца, вся сжавшись, грязная и такая худая, что можно было пересчитать все рёбра, лежала собака и испуганно глядела на меня. (19) Мухтар остался жить у нас. (20) Он давно поправился, но уходить от нас не собирался, хотя мог это сделать свободно, потому что в нашем деревянном заборе было много выломанных досок.
2 с неоднородным (параллельным). (28) В желудке моём что-то урчало и булькало, и я, прошмыгнув на кухню и раздобыв бутерброды с колбасой, села перед телевизором и надулась, как мыльный пузырь. (29) Мама взяла папе свитер, а папа с головой залез в Интернет.
- (30) Ну, - сказала она, наконец, успокоилась? (31) Сколько можно таскать в дом этих заразных кошек?
(32) Тут я не выдержала. (33) Из меня потекли такие слёзы, что я сама испугалась. (34) Наверное, весь сок, весь чай и вся другая жидкость, которую я выпила за свои семь лет, скопилась где-то во мне и дождалась своего часа, чтобы вылиться бурным потоком из моих глаз.
3 с однородным. (43) А на другой день хозяева стали снова собирать сумки и пакеты. (44) Когда все вещи были погружены в багажник и хозяйка убрала миску в дом, хозяин повернул ключом дверной замок и дружеским свистом позвал его в машину. (45) Хозяйка открыла заднюю дверку:
- (46) Ну, залезай! (47) Скорее, а то холоду напустим.
(48) Но лезть в машину Виконту совсем не хотелось: сразу вспомнилось, как заманивал и запихивал его на заднее сиденье Борис. (49) А потом вдруг мелькающие за окном дома показались знакомыми. (50) Ну да! (51) Вот автобусная остановка, возле которой он любил выпрашивать у приезжих недоеденные в пути кусочки пирогов.
4 с последовательным. (17) Собачка, ставшая невольным свидетелем этого разговора, осталась лежать под скамейкой, где ей и предстояло провести ещё одну ночь, которая могла стать для неё последней. (18) Жулька всю свою жизнь прожила с человеком, она не умела заботиться о своём пропитании, не умела находить лазейки в тёплые подвалы, как другие собаки, у которых никогда не было дома, и у неё не было ни единого шанса пережить эту зиму.
(19) Марина спала эту ночь плохо. (20) Ей снились собаки. (21) Много, много собак: белых, рыжих, чёрных. (22) Они лаяли, скули, как будто хотели что-то сказать, и в глазах каждой из них были слёзы. (23) Нет, глаза не слезились, это были настоящие слёзы. (24) И почему человек считает, что только он способен по-настоящему плакать, чувствовать, переживать?
5 с однородным. (15) Однажды она купила ему мороженое, чем оскорбила его ужасно. (16) Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. (17) Но мороженое! (18) Такого унижения Тимофей перенести не мог. (19) Если она хочет, он будет с ней дружить, а подачек ему не надо. (20) Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив его пополам. (21) Потом она вышла замуж и уехала.
6. с последовательным.
- (27) Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. -
(28) У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29) Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30) Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31) Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
7 с последовательным.
- (41) Она никогда, наверное, не поверит, что хозяин погиб…
(42) Женечка подошла к собаке. (43) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.
- (44) Я ей сделал дом из старой лодки. (45) Подкармливаю. (46) Она очень тощая…
(47) Пройдя ещё несколько шагов, он сказал:
- (48) Собаки всегда ждут. (49) Даже погибших… (50) Собакам надо помогать.
(51) Море потускнело и стало словно меньше размером. (52) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам. (53) Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста, где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка, подпёртая чурбаком, чтобы под неё можно было забраться. (54) Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании…
8 с неоднородным (параллельным). (16) Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (17) Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (18) На всякий случай думают, что плохое. (19) Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами. (20) Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста – молчальник. (21) Подумали, что он волшебник.
9 с неоднородным (параллельным). (14) Белогрудка выронила из зубов птицу, что добыла с таким трудом, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике.
(15) Детёнышей не было. (16) Если бы она умела кричать – закричала бы. (17) К вечеру Белогрудка выследила, что её детёнышей унесли в деревню, и нашла дом, где их держали. (18) До рассвета она металась возле дома, часами сидела на черёмухе, под окном, слушала, не запищат ли малыши.
10 с однородным. (23) Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24) Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их. (25) Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (26) Он уже горел вовсю, словно факел. (27) Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.
11с неоднородным (параллельным) и последовательным. (1) Охотничий сезон уже близился к концу, когда Ян в одно ветреное морозное утро встретил знакомого дровосека. (2) Дровосек рассказывал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя, у которого «был целый лес рогов на голове».
(3) Ян понял, что это именно тот олень, которого он уже давно выслеживает, и быстро пошёл по направлению, что указал ему дровосек. (4)Вскоре он напал на следы, принадлежавшие, несомненно, оленю Песчаных холмов.
12 с неоднородным (параллельным). (20) Глаза директора, которые были устремлены на мальчика, прищурились, как будто он целился. (21) Он не видел ничего, кроме Таборки.
- (22) Давай дальше.
(23) Мальчик говорил спокойно, почти монотонно, и слова, как круглые ровные шарики, катались одно за другим.
- (24) В милиции нас продержали два часа. (25) Там один, с усами, даже погладил её и дал её сахару…
(26) Директор внимательно слушал Таборку, грудью навалившись на стол.
13 с последовательным. (11) С упорством и настойчивостью, появившимися уже в детстве, он начал готовить себя к военной деятельности. (12) Это выражалось в целой системе самовоспитания, которой подверг себя десятилетний мальчик, чтобы осуществить свою мечту. (13) Болезненный и легко подверженный простуде, он поставил себе целью закалиться. (14) Для этого он обливался холодной водой, не надевал тёплого платья, скакал верхом под проливным дождём.
15 с однородным. (23) Я хотел уже засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. (24) Если дал честное слово, так надо стоять, чтобы ни случилось, а игра это или не игра – всё равно. (25) Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.
16 с последовательным. (1) С тех пор как он поверил, что, ежедневно тренируясь, сможет научиться летать без ног и снова стать полноценным лётчиком, им овладела жажда жизни и деятельности. (2) Теперь у него была цель жизни: он должен вернуться к профессии истребителя. (3) Ещё в ранней юности привыкший осмысливать свою жизнь, он прежде всего точно определил, что он должен сделать, чтобы достичь этого как можно скорее, не тратя попусту драгоценного времени.
17 с однородным. (1) Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой стоял на краю города. (2) Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка» (3) Валентин, а за ним и Коля вошли в одну из комнат, где сидела женщина-начальница. (4) Николай примостился на стуле возле стенки, и, пока Валентин объяснял цель их визита, мальчик огляделся. (5) Комната, в которой вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками, сразу видно, иностранного производства, и на стенах висели разноцветные календари и плакаты, была просторной и светлой. (6) За спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани.
- (7) Вы знаете, - заговорила начальница, - мы у себя документы не храним, всё передаётся дальше, в детский дом, в интернат. (8) У тебя что сохранилось, - спросила, обращаясь к Коле, - метрика, это ясно, а ещё что?
18 с однородным и последовательным. (1) Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2) Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил.
(3) Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4) И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пыщущие лбы и приговаривая, приговаривая, какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
19 с последовательным. (15) Настали неприятные дни ожидания расплаты.
- (16) Старуха обязательно пожалуется, - говорил Лёвка. - (17) Вот злющая какая! (18) Подожди… я ей устрою штуку! (19) Будет она знать…
(20) Лёвка показал на Мурлышку, которого любили все соседи, потому что никому не доставлял хлопот, а целыми днями мирно спал за окном, подтолкнул Серёжу и зашептал что-то на ухо товарищу.
- (21) Да, хорошо бы, - сказал Серёжа.
20 с последовательным. (15) И я со всей пылкостью и самонадеянностью, которые свойственны молодым, приступила к делу. (16) Получив согласие директора интерната, я написала статью в газету, где рассказала про наших ребятишек. (17) Ещё я написала о том, что ребятам нужны близкие контакты с другими людьми, чтобы эти люди были друзьями детей на всю жизнь.
(18) Не родными, так близкими.
21с последовательным. (58) «Волшебник!» - повторял он про себя, вспоминая старика. (59) За обедом Павлик сидел притихший, потому что прислушивался к каждому слову брата. (60) Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихонько попросил:
- (61) Возьми меня, пожалуйста.
(62) За столом все замолчали, а брат поднял брови и усмехнулся.
22 с неоднородным (параллельным).
- (11) Если я быстро не предприму что-нибудь, кто-то может пострадать, - решил я.
(12) Видя, что я встал на ноги, мужчина понял, что ему есть на кого направить свой гнев.
- (13) Ага! – заорал он. – (14) Иностранец! (15) Тебе нужно поучиться японским манерам! (16) Сейчас я проучу тебя! – (17) Он приготовился наброситься на меня.
(18) За какую-то долю секунды до того, как он двинулся с места, кто-то крикнул: «Эй!»
23 с однородным и последовательным. (34) Но страх, наверное, не совсем ещё выпарился огнём ласк из её сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении она терялась и ждала побоев. (35) И долго ещё всякая ласка казалась её неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить, потому что не умела ласкаться. (36) Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. (37) Но этого было мало, это не могло выразить её восторга, благодарности и любви.
24 с последовательным. (7) И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (8) И переговариваются,
переговариваются: вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. (9) Минут за десять, наверное, хохлатые нарядные работницы обчистили деревце. (10) Обработали деловые птахи дикую рябинку, а на те, что рядом росли, даже и не присели. (11) Думал я, что птицы непременно прилетят позже, когда корма меньше по лесам и садам останется. (12) Нет, не прилетели.
26 с неоднородным (параллельным). (1) Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки… (2) Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своём инструменте. (3) В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду. (4) А о чём писать? (5) О чём угодно. (6) Если у вас в данное нет никакой темы, идеи, то пишите просто обо всём, что увидите. (7) Бежит собака с высунутым языком, - сказал он, посмотрев в окно, - опишите собаку. (8) Одно, два четверостишия. (9) Но точно, достоверно, чтобы собака была именно эта, а не какая-нибудь другая.
29 с последовательным. (21) Первая такая прогулка была в октябре. (22) Пошли человек шесть, среди них, конечно, и Миха, который потом почти дословно пересказал друзьям все удивительные истории, услышанные от учителя. (23) Речь тогда шла о Пушкине, о котором Виктор Юрьевич рассказывал так, что возникало подозрение, не учились ли они в одном классе. (24) Этот первый поход по литературным местам оказался прообразом кружка, который к концу года нашёл себе название «ЛЮРС» - любители русской словесности. (25) Ребята не пропустили больше ни одного такого «выхода на натуру», а составленные отчёты и многочисленные фотографии долгие годы потом хранилась у учителя в книжном шкафу.
30 с неоднородным (параллельным). (21) Убедившись, что они не передумают, я побежал вперёд, чтобы устранить связь между собой и их приходом. (22) Когда я вошёл в класс, у доски стоял Шурик Авдеенко, и, хотя решение задачи в трёх действиях было написано на доске его красивым почерком, объяснить решение он не мог. (23) «Не бойся, Шурик, - думал я, - ты ничего не знаешь, а я тебя уже спас». (24) Хотелось быть ласковым и добрым. (25) Распахнулась дверь, докторша вошла в класс и сказала, что надо ребятам делать уколы.
31 с однородным. (1) Елена Михайловна всегда с удовольствием ждала встречи с седьмым «А», потому что они были её любимцами и уроки в этом классе становились ежедневным праздником. (2) Но улыбка погасла на её лице, едва она открыла дверь в класс. (3) Ребята, словно не заметив её прихода, поднимались вяло и неохотно, а Вовка Нефёдов был единственным, кто не встал совсем. (4) Это было непохоже на него, потому что мальчик был так запуган своим отцом, что он по привычке боялся всех и вся и никогда не позволил бы себе малейшего нарушения дисциплины. (5) Учёба давалась ему с трудом, но он был прилежен и исполнителен.