СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Огонь- друг или враг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль огня в жизни человека, формирование основ пожарной безопасности.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Огонь- друг или враг"»



Классный час

«Огонь – друг или враг»

Цели: формирование основ пожарной безопасности младших школьников.

Задачи:

Обучающие:

•знакомство с ролью огня в жизни человека: как положительной, так и

отрицательной;

•знакомство с основными причинами возникновения пожара и мерами

предосторожности для его исключения;

•знакомство с первичными средствами пожаротушения;

•знакомство с правилами пожарной безопасности.

• обучать детей правилам пожарной безопасности в различных жизненных

ситуациях

Развивающие:

• развитие умения анализировать различные ситуации и умения самостоятельно принимать решение.

•развитие речи, мышления, памяти.

Воспитательные:

•воспитание осторожного обращения с огнём.

•воспитание самостоятельности, внимательности, чувства ответственности,

мужества, находчивости.

•воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

•воспитание уважения к опасной профессии пожарного.

•воспитывать чувство ответственности, активную гражданскую

позицию, осознанное желание соблюдать правила пожарной безопасности

•показать детям возможность тушения огня разными средствами (вода, песок, земля, плотная ткань)

Используемое оборудование:

Мультимедийная установка, презентация «Огонь – друг или враг», телефон, карточки с загадками, огнетушитель, плакат- пожарный щит, ширма, игрушки для кукольного театра.

Подготовила: Сухомлинова О.В.





Учитель: Ребята! Прежде чем я объявлю тему сегодняшнего классного часа, угадайте загадку:

Оставит страшные следы.

Что встретит-пожирает,

Но если дать ему воды,

Он мигом умирает.


Учитель: Что это?

Ученики: Огонь.

Учитель:

Верно, это огонь, и говорить мы сегодня будем об огне и о самом ценном, о самом дорогом – человеческой жизни, о том, как её сохранить в момент опасности. Мы ответим на вопрос: «Огонь – друг или враг человеку?» Узнаем причины пожаров и как вести себя, если случился пожар..

Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах. ( Слайд 2,3 )

  Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше. Огонь в их глазах утратил силу божеств, но другом, помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает готовить пищу. (Слайд 4 )


Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа автомобильных двигателей, полеты реактивных самолетов и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.


Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печет

Но случается, что огонь из верного друга и помощника превращается в беспощадного врага, в считанные минуты уничтожающего то, что создавалось долгими годами упорного труда. (Слайд 5,6 )

Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользнет коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищный делает бросок!..
Да, огонь бывает разный –
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой. 

Учитель предлагает посмотреть инсценировку «Три поросенка», подготовленную учениками класса

На сцену выбегают с песней Три Поросёнка (№ 1)

1-й ПОРОСЁНОК (с охапкой листьев)

Ни кола и ни двора – ну и что ж такого
Осень листопадная пришла
Раз, два, три – и все дела. Раз, два, три – и все дела.
И жильё готово.
Всем на свете нужен дом – людям и зверятам
Всем на свете нужен дом. Даже, даже, даже, даже поросятам

2-й ПОРОСЁНОК (с охапкой веток)

Ни кола и ни двора – ну и что ж такого
Я в лесу весь хворост собрала
Раз, два, три – и все дела. Раз, два, три – и все дела.
И жильё готово.
Всем на свете нужен дом – людям и зверятам
Всем на свете нужен дом. Даже, даже, даже, даже поросятам

3-й ПОРОСЁНОК (с кирпичом и мастерком)

Ни кола и ни двора – ну и что ж такого
Я себе построю крепкий дом
И кирпич за кирпичом, и кирпич за кирпичом
Крепкое жильё моё готово.
Всем на свете нужен дом – людям и зверятам
Всем на свете нужен дом. Даже, даже, даже, даже поросятам

Поросята убегаю в глубь сцены. Их домики – зонты, раскрашенные по листву, хворост, черепицу. Поросята в домиках

Появляются Забияки (Огонь, Спичка, Уголёк, Зажигалка, Хлам, Неисправный Прибор

ЗАБИЯКИ (поют) (№ 2)

Сразу нас узнает всякий – ведь я и ты
Хулиганы-забияки – и ты, и я
Круто зажигаем мы в ночи и днём
Весело играем мы с огнём, с огнём
Хулиганы-петушки
Зажигалки-огоньки
Нет, не случаен наш союз
Когда в душе огонь пылает
У нас с тобой отличный вкус
Нам вместе скучно не бывает
Хулиганы-петушки
Зажигалки-огоньки

1-я СПИЧКА

Внимание! Внимание! Открываем заседание!

2-я СПИЧКА

А ещё точнее – слёт! Собирайся в круг, народ!

3-я СПИЧКА

Кто есть кто – скажите людям – а не то про нас забудут!

ОГОНЬ

Я, Огонь, бываю разный: бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой, очень добрый, очень злой.
Беду несу я не всегда, но верить мне не стоит слепо,
Могу я терпеливо ждать года, чтоб стать однажды пламенем до неба.

НЕИСПРАВНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИБОР

С точки зрения пожарной чересчур опасен я,
Если из бумаги будет шляпа-абажур моя.
Ну а если будет так же повреждён электрошнур –
От пожара вас не спрячет самый лучший абажур

УГОЛЁК

Когда без присмотра оставлена печь,
Один уголёк целый дом может сжечь.
Меня вы бросили в лесу - и вот несчастье на носу.
Чтоб вашим я не стал врагом, вы не шутите с Угольком!

СПИЧКИ

Я маленькая мошка - осиновая ножка.
На стог села - всё сено съела.
Хочешь поиграть со мною? Только помни – я мала,
Но от Спички - невелички может дом сгореть дотла.

ХЛАМ

Если мусор где хранится или просто старый хлам,
Вот где будем мы трудиться, вот Огню раздолье там!
Тряпки, старые газеты, да старьё “на всякий случай” -
Для огня и для пожара места нет на свете лучше

ЗАЖИГАЛКА

Посмотрите, как на ветке, голубой дрожит листок.
Я как хищница из клетки быстрый сделаю бросок!..
Не шутите с моим газом - всё горит единым разом!
И с бензином не шутите – коль пожара не хотите
Возле дома и сарая мне огня для вас не жалко
Посмотрите я какая – я крутая Зажигалка

ОГОНЬ

Руки чешутся начать и чего-то поджигать
Только что ж мы подожжём?

УГОЛЁК

Видел тут я за углом
Что три братца поросёнка собирались строить дом!

НЕИСПРАВНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИБОР

В доме свет, тепло, уют…

СПИЧКИ

Вот как свиньи-то живут!

ОГОНЬ

Мы проверим их на прочность!

ЗАЖИГАЛКА

Да, проверим!

ЗАБИЯКИ (хором)

Это точно!

Забияки нападают на домики

ЗАБИЯКИ (поют) (№ 3)

А как известно, мы народ горячий
И не выносим нежностей свинячьих
Но любим мы зато свинячьи души
Любим зажигать (3 р) Ты нас послушай!
Мы раз-бо-бо-бо-бойники
Разбойники, разбойники
И враз спалим все домики,
Спалим все ваши домики
А кто увидит нас – тот сразу ахнет
И для кого-то жареным запахнет
Огонь всегда за пазухой мы держим
С нами не шути (3 р). Огнём зарежем

Поросята сбегаются к каменному домику, отбиваются. В их руках – муляжи огнетушителей. ЗАБИЯКИ в страхе разбегаются

ПОРОСЯТА

Все мы силы приложили и пожар мы потушили.
Было трудно, тяжело,
Но умение и ловкость нас от бедствия спасло.

На сцену выходят все участники представления

В их руках – плакат “Береги жильё от пожара!”

Хорошо придти домой – дом родной прекрасен!
Лучше всех на свете – дом родной!
Огорчает, что порой, огорчает, что порой
Он небезопасен
Всем на свете нужен дом – людям и зверятам
Нужен безопасный дом даже, даже, даже, даже поросятам!

В представлении использованы музыкальные произведения:

1. “Ни кола и ни двора” Музыка И. Ефремова
2. “Дуэт Пончика и Сиропчика” Музыка М.Минкова
3. “Песенка Разбойников” Музыка Г.Гладкова




Учитель: Огонь – враг, оставивший свои следы в истории человечества. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступают эпидемиям, засухам и другим бедствиям ( Слайд 7,8)


Ежегодно в мире происходит 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, 2 получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок.

По данным МЧС России за 2022 год произошло352300 пожаров (965 ежедневно). Погибло за год - 7709 человек, в т.ч. 305-несовершенно летних.

Отчего же происходят пожары?

Ответы: (Слайд 9)

- неосторожное обращение с огнем в самых разнообразных формах;

- небрежное использование бытовых нагревательных приборов;

- нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации сети и электро проводки;

- неумение правильно эксплуатировать газовые приборы;

- неосторожное обращение с пиротехническими изделиями (хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.);

возгорание телевизоров, радиоаппаратуры;

- неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов;

- Поджоги;

- Природные явления (молния, вулкан);

- шалости детей с огнем.


Учитель: Главные виновники пожара – это люди. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности

Какие правила пожарной безопасности вы знаете? 

Учитель обобщает. Запомните! (Слайд 10)

- Не играйте со спичками и зажигалками.

- Не оставляйте без присмотра включенные утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др.

- Уходя из дома, не забудьте их выключить.

- Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа,

- Не зажигайте свет, откройте окна, проветрите квартиру.  

- Не сушите бельё над плитой. Оно может загореться.

- Не разжигайте костры возле построек.

- Следи за исправностью электропроводки и электроприборов.

- Потуши за собой костер в лесу.

Далее давайте поработаем в группах. У нас их 3. Задания у вас на столах.

Обсуждение конкретных ситуаций

Для команды «Искорка»

Игровая ситуация №1

У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: телевизор, ведро с водой, одеяло, песок.

Ответ:

1.     Обесточить телевизор.

2.     Накрыть влажной тканью.

3.     Позвонить по “01”.

Ситуация №2

Кашу Саша решил на сковороде подогреть,

При этом в соседней комнате песни попеть.

Заигрался Саша и бдительность потерял,

Правила безопасности не соблюдал.

И вот огоньки заскакали кругом,

И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!

На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: сковорода, кружка с водой, полотенце.

Ответ:

1.     Выключить газ.

2.     Накинуть влажное полотенце.


Для команды «Огнеборцы»

 Ситуация №1

На тебе загорелась одежда. Что будешь делать?

Ответ:

1.     Надо упасть на пол.

2.     Накрыться влажной тканью.

3.     Бежать нельзя!

Ситуация №2

Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать?

Ответ:

1.     Догнать, накрыть тканью.

2.     Уронить на пол.

3.     Тушить огнетушителем нельзя.


Для команды «Отважные»

   Ситуация №1

   Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь?

а) Первым делом! зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ.

б) Пойду понюхаю, откуда пахнет.

в) Позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут.

г) Открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04. и все это буду делать, не включая света.

Ситуация №2

 В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?

 а) Убежать   б) Закричать    в) Вызвать пожарных.

Конкурс «Собери пословицу» 

Сокрушает, огонь, все, и, вола;

Спички, огонь, забава, не, не, шутки;

Бывает, без, дыма, огня, не;

Лес, маленькая, сжигает, спичка, большой;

(выигрывает команда, которая выполнит первой задание)


Блиц-опрос

1) Перевязочный материал из марли (бинт)

2) Переговорное устройство, с помощью которого можно вызвать пожарных (телефон)

3) Головной убор пожарных ( каска )

4) Пожароопасная елочная игрушка ( хлопушка )

5) Остатки костра, в которых пекут картошку ( зола )

6) Самая нужная жидкость на земле ( вода )

7) Что бывает, если птички зажигают дома спички? ( пожар )

8) Один костер весь мир согревает ( солнце )

9) Без рук, без ног, а на гору ползет

10) Шипит и злится, воды боится. С языком, а не лает. Без зубов, а кусает

11) От огня происхожу, от огня и умираю. (Уголь.)

12) Маленькая, удаленькая, а большую беду принесла (искорка


 «Есть проблема»

А теперь, ребята, давайте порассуждаем все вместе.

Участникам игры предлагаются ситуации, в ко­торых нарушены правила пожарной безопасности. После предварительного обсуждения учащиеся да­ют оценку поступкам героев, прогнозируют воз­можное развитие событий.

  1. Десятилетний Вася шел к маме на работу. Возле сарая одного из домов увидел бочку. Приот­крыв крышку, Вася обнаружил, что бочка полна какой-то жидкости. Достав из кармана спички, за­жег одну и бросил ее в бочку.

2. Шестилетний Павел, оставшись дома один, решил поиграть в кладовой. Туда он отправился, взяв на кухне коробку спичек. Он стал зажигать спички и бросать их в коробку с игрушками.

3. После уборки территории школы ребята ре­шили сжечь в костре мусор (листья, ветки, осколки шифера и пр.). Коля и Толя стали зажигать спич­ки, а Сережа начал раздувать пламя.

4. Оля сидела дома и смотрела телевизор. За ней зашла ее подруга Света и позвала гулять во двор. Пока Оля собиралась, Света рассказывала ей по­следние новости, забыв про телевизор, девочки по­бежали гулять.

Учитель: Что делать, если начался пожар? (Слайд 11,12)


Учащиеся: Позвонить в пожарную охрану по телефону 01.

Выключить электричество, газ;

Сообщить соседям о пожаре и немедленно

покинуть квартиру.

Учитель: Кто приходит к нам на помощь в трудную минуту? (пожарные)

(СЛАЙД 13,14,15)

Пожарный-это герой, он на трудной службе каждую минуту рискует своей жизнью. Это не просто ребята-это призвание. Ведь далеко не каждый согласится взвалить на свои плечи ответственность за чужие жизни, сможет справиться и выполнить свой долг.

Просмотр видео клипа песни «Пожарным России» (слова Степана Кадажникова, музыка Ю.Киртаева)

Дети читают стихи:

Спит будильник среди ночи,

Ты летишь по мостовой:

Чей-то домик полыхает,

Сизый дом стоит стеной.

В тишине сирена воет,

Затихая под дождем,

Неизвестные герои

Смело борются с дождем

Дым исчез, пожар потушен,

Новый вызов впереди.

Люди спят, пожарный тушит.

Так бегут за днями дни.

Люди, будьте осторожны!

Берегите свой очаг!

Я хочу, чтоб в доме вашем

Не гостили боль и мрак.

После школы непременно

Я в пожарные пойду!

Буду сильным, ловким, смелым-

В жизни я не пропаду.

За сутками сутки и ночью, и днем

Готовы пожарные к битве с огнем,

И нету на службе секунды для сна,

Секунды- у них дорогая цена!

Едва о беде сообщит телефон,

Помчится на выручку дивизион.

Но мало отважными, смелыми быть,

Чтоб злой и коварный огнь победить

А следует много знать и уметь,

Чтоб четко и быстро огонь одолеть.

Всегда осторожными будьте с огнем –

Всем скажут пожарные строго,

Пусть реже и реже для нас с каждым днем

Зовет на пожар к вам тревога

(Слайды 16, 17)


Учитель: Помните, ребята, что пожар легче предупредить, чем потушить! Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правило пожарной безопасности. Запомните то, о чем мы сегодня говорили.

Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом!

Огонь - всем друг,

Надежный и испытанный,

Но если дружба дорога,

То будьте осторожны,

Будьте бдительны -

Не превращайте друга во врага!












14