РАЗРАБОТКА
«Конспект учебного занятия по пожарной безопасности в школе»
«Огонь-друг, огонь-враг»
Автор: Шаталин Александр Андреевич, учитель-организатор ОБЖ
МБОУ СШ№2 г. Димитровграда Ульяновской области
2019 год г. Димитровград
«Огонь-друг, огонь-враг»
Беседа- обсуждение.
Адресность: данное мероприятие предназначено для учащихся 5-7 классов средней образовательной школы .
Цель: учить детей правильным действиям в чрезвычайных ситуациях дома, формировать умение предвидеть возможные опасности, воспитывать ответственность за собственную жизнь, а также за жизнь и здоровье окружающих.
Оборудование: видеоролики: «Причины возникновения пожаров, поражающие факторы пожара», «Эвакуация из здания школы», «Тушение электроприборов». петарды, свечи, зажигалки, спички, вилки, электро — розетки, лупы, дезодоранты,.
Ход занятия
Вступительное слово учителя.
Много лет назад человек научился добывать огонь. Он был спутником человека, верно, служил ему. Огонь с нами и в праздники, и в будни, он согревает и кормит нас. Огонь- давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Каких?
А теперь, обобщая ваши ответы, послушаем ваших товарищей:
1)А без доброго огня обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами: гонит холод, гонит мрак
Он приветливое пламя поднимает будто флаг.
2) Всем огонь хороший нужен. И за то ему почет.
Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печет.
Но если с ним не дружить, он может превратиться в жестокого… (врага)
Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое пожар, чем он опасен, чем его тушат, как правильно себя вести, чтобы пожар не возник дома, на природе и как вести себя, если он возник, а также посмотрим несколько небольших видео роликов про пожарных.
Что такое пожар? - Это неконтролируемое горение, развивающееся во времени и пространстве. Неконтролируемое - означает, что человек, в силу каких-либо обстоятельств, не может следить за ходом горения какого-либо вещества, материала.
Пример контролируемого горения - огонь в печке, камине, газовой плите.
Неконтролируемое горение - любой пожар, будь то в лесу (лес горит), либо в квартире, на производстве и т.д.
При любом горении обязательно выделяется тепло и излучается свет.
Любой пожар состоит из трех составляющих, исключив хоть одну из них, и пожар потухнет.
И так составляющие возникновения пожара:
1) горючий материал;
2) кислород ;
3) источник зажигания (открытый огонь, искра, замыкание электрических проводов и т.д.).
Чем же опасен пожар? Опасные факторы пожара:
1) Открытый огонь (ожоги).
2) Повышенная температура окружающей среды (ожоги, потеря сознания из-за теплового удара).
3) Пониженная концентрация кислорода (потеря сознания из-за нехватки кислорода и как следствие гибель человека).
4) Токсичные продукты термического разложения и горения (дым, угарный газ).
5) Обрушение конструкций.
6) Взрывы ( баллонов с газом, бочек с бензином, покрышек автомобилей, баков автомашин и т.д.).
Просмотр видеоролика «Причины возникновения пожаров, поражающие факторы пожара» (№1)
Что нужно сделать, когда уходишь из квартиры, чтобы не допустить пожара?
(выключить свет, отключить электроприборы)
Чаще всего дома вызывают пожары: печи, утюги, телевизор и газовые плиты) Чем же опасна газовая плита?
1.Утечка газа приводит к беде.
2. Пользоваться газом можно, когда комната проветривается.
3. Запрещается использовать газ для обогрева.
4. При зажигании газа надо сначала поднести горящую спичку к горелке, а потом открыть кран.
5.При запахе газа позвоните в газовую службу. А какой телефон?
Молодцы, ребята. Обобщая все, что вы рассказали, послушайте и запомните 4 важных «не». (Открывается доска с правилами).
Учитель читает их.
- не ремонтируйте газовые приборы самостоятельно
- не привязывайте к газовым трубам бельевых веревок
- не исправляйте сами дефекты газопроводных труб
- не оставляйте без присмотра работающие газовые приборы.
А если загорелся телевизор? Что делать?
1. Телевизор надо сразу отключить от сети.
2. На него надо набросить плотную ткань или одеяло.
А как вести себя если загорелся утюг?
1. Отключить утюг от электричества.
2. Отключать лучше в резиновой перчатке, если она есть.
3. Набросить на него плотную ткань.
4. И только потом бежать за водой.
Обнаружив пожар, необходимо немедленно вызвать спасателей, набрав номер «01», и сообщить следующие сведения: Адрес, где обнаружено загорание или пожар.
Объект, где происходит пожар: во дворе, в квартире, в школе и т.д. Что конкретно горит: телевизор, мебель, автомобиль. Номер дома, подъезда, квартиры, где начался пожар, на каком этаже горит, откуда удобнее подъехать, код для входа в подъезд. Сообщить свою фамилию и телефон.
Коллективное составление памятки.
«Правила поведения при пожаре.»
Вызвать пожарных по телефону «01».
Если загорелся электроприбор, постараться отлючить его, вынув шнур от розетки сухими руками.
Небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его одеялом, и таким образом перекрыв доступ кислорода.
Если есть возможность, покинуть помещение через дверь или по пожарной лестнице.
Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться- пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх
Если нет возможности покинуть помещение, не открывать окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.
Заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.
Просмотр видеоролика «Эвакуация из здания школы»( №02
Игра «Запрещается – разрешается!»
Учитель называет основные требования пожарной безопасности, дети хлопают в ладоши – если «разрешается», ничего не делают, молчат – если «запрещается».
Запрещается:
Бросать горящие спички в помещении.
Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
Отставлять без присмотра топящие печи.
Оставлять открытые двери печей.
Включать в одну розетку большое количество электроприборов.
Пользоваться повреждёнными розетками.
Оставлять без присмотра включённые электроприборы.
Играть спичками.
Оставлять незатушеные костры в лесу.
Поджигать сухую траву, тополиный пух.
Разрешается:
В случае возникновение пожара вызывать пожарную охрану.
Использовать огнетушитель для тушения пожара.
Звонить по телефону родителям, чтобы сообщить родителям о пожаре.
Знать план эвакуации на случай пожара.
Кричать и звать на помощь взрослых.
Двигаться ползком или пригнувшись, если помещение сильно задымлено.
Вывести из горящего дома своих младших братьев и сестёр.
Набросить покрывало на пострадавшего.
Учитель. Теперь я вижу, что вы знаете, что с огнем шутить опасно и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности
С огнем нужно быть предельно осторожным. Когда он используется в управляемой ситуации, он очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным.
Рефлексия
Учитель. Ребята, что вам запомнилось? Поднимите руку, кто из вас считает, что он сегодня хорошо работал на уроке? Кто не очень доволен своей работой на уроке?
Список использованной литературы
1. Герасимова В.А. Классный час играючи в начальной школе. М.: Творческий Центр «Сфера», 2005.
2. Землянская Е.Н. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» №7, 2008. М.: Центр «Педагогический поиск».
3. Кондрашова Л. «Загадки для малышей».М.: «Эксмо», 2004.
4. С.Я. Шевченко Г.Н. «Основы безопасности жизнедеятельности». Волгоград:«Учитель»,2003.
5. Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия. 3 класс. М.: «Вако», 2004