2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
специальность 35.02.07 Механизация
сельского хозяйства
Бохан
2019
Рассмотрена и одобрена
на заседании МК
Руководитель МК______
Барлукова М.В.
Протокол №____________
«_____»______________2019г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)
Рабочая программа является частью основной образовательной программы ППССЗ по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства и предназначена для реализации на базе основного общего образования.
Организация – Разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Боханский аграрный техникум».
Разработчики:
Хижняк Валерий Петрович, преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рецензент:
МБОУ «Боханская СОШ № 1» Зам. по УВР М.В. Балдынова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: программа входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл дисциплин ОГСЭ, направлена на формирование следующих общих компетенций:
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК.2. Организовывать собственную деятельность и выбирать типовые методы способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК.5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания.
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразование, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 25 часа.
№ | Профессия, специальность | Семестр | Итого |
1 курс | 2 курс | 3 курс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Механизация сельского хозяйства | - | - | 51 | - | - | - | 51 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 76 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 51 |
Лекции | 17 |
в том числе практические занятия | 34 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 25 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
Наименование разделов и тем | № урока | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Тип и вид урока | Вид контроля | Уровень освоения |
1 | | 2 | 3 | | | 4 |
Раздел 1. Предмет философии и ее история | | | | | | |
Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии | | Содержание учебного материала | 4 | | | |
1-2 | 1 2 | Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискуссивность. | 2 | Урок изучения нового материала, объяснение. сам. работа с учебником. | Объяснительно-иллюстративный | 1 |
3-4 | 3 | Предмет и определение философии. | 2 | Урок изучения нового материала, объяснение. сам. работа с учебником. | Объяснительно-иллюстративный | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся: Работа с текстами - Платон «Апология Сократа» работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность» | 4 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. | Объяснительно-иллюстративный | |
Тема 1.2. | | Содержание учебного материала | 6 | | | |
Философия Древнего мира и средневековая философия | 5-6 | 1 | Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). | 2 | Урок изучения нового материала, объяснение. сам. работа с учебником | Объяснительно-иллюстративный | 2 |
7-8 | 2 | Практическое занятие: Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. | 2 | Урок изучения нового материала, объяснение. сам. работа с учебником | Объяснительно-иллюстративный | 2 |
9-10 | 3 | Практическое занятие: Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика | 2 | Урок изучения нового материала, объяснение. сам. работа с учебником | Объяснительно-иллюстративный | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся: работа с текстами: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»; творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах» | 4 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. | Объяснительно-иллюстративный | |
Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени | | Содержание учебного материала | 4 | | | |
11-12 | 1 2 | Практическое занятие: Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. | 2 | Урок изучения нового материала, объяснение. сам. работа с учебником | Объяснительно-иллюстративный | 2 |
13-14 | 3 | Практическое занятие: Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма. | 2 | Урок изучения нового материала, объяснение. сам. работа с учебником | Объяснительно-иллюстративный | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся: Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв (3-4 - по выбору учащихся) «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений» Творческое задание: «Почему позитивизм как философия науки появился в XIX в ?» | 4 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. | Объяснительно-иллюстративный | |
Тема 1.4. Современная философия | | Содержание учебного материала | 6 | | | |
15-16 | 1 | Практическое занятие: Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. | 2 | Урок изучения нового материала, объяснение. сам. работа с учебником | Объяснительно-иллюстративный | 2 |
17-18-19-20 | 2 | Особенности русской философии. Русская идея. | 4 | Урок изучения нового материала, объяснение. сам. работа с учебником | Объяснительно-иллюстративный | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся: Работа с текстами Э. Фромм «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея» | 2 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Объяснительно-иллюстративный | |
Раздел 2. Структура и основные направления философии | | | | | | |
Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение | | Содержание учебного материала | 8 | | | |
21-22-23-24 | 1 2 | Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира - философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век). | 4 | Урок изучения нового материала, объяснение. сам. работа с учебником | Объяснительно-иллюстративный | 2 |
25-26-27 28 | 3 | Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Практическое занятие: Строение философии и ее основные направления | 4 | Урок изучения нового материала, объяснение. сам. работа с учебником | Объяснительно-иллюстративный | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся: Написание реферата: «Философская система нашего времени: основные черты» | 4 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Объяснительно-иллюстративный | |
Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания | | Содержание учебного материала | 8 | | | |
29-30-31-32 | 1 2 | Практическое занятие: Онтология - учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Практическое занятие: Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. | 4 | Урок изучения нового материала, объяснение. сам. работа с учебником | Объяснительно-иллюстративный | 1 |
33-34-35-36 | 3 4 | Практическое занятие: Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Практическое занятие: Соотношение философской, религиозной и научной истины. Методология научного познания. | 4 | Урок изучения нового материала, объяснение. сам. работа с учебником | Объяснительно-иллюстративный | 1 |
| Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение по темам на выбор учащихся: «Учение о человеке в философии экзистенционализма»; «Человек как тело и дух»; «Современная наука и философия о проблеме возникновения человека»; «Основополагающие категории человеческого бытия»; «Сознание бессознательное – основные идеи З.Фрейда»; «Спор сенсуалистов, рационалистов и агносьтиков о природе познания»; «Проблема истины» | 4 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Объяснительно-иллюстративный | |
Тема 2.3. Этика и социальная философия | | Содержание учебного материала | 8 | | | |
37-38 39-40 | 1 2 | Практическое занятие: Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | 4 | Урок изучения нового материала, объяснение. сам. работа с учебником | Объяснительно-иллюстративный | 2 |
41-42 43-44 | 1 2 | Практическое занятие: Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества. Философия и глобальные проблемы современности | 4 | Урок изучения нового материала, объяснение. Сам. работа с учебником | Объяснительно-иллюстративный | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся: Написание реферата на тему: «Экологическая проблема». | 3 | | | |
Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение | | Содержание учебного материала | 7 | | | |
45-46 | 1 | Практическое занятие: Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии. | 2 | Урок изучения нового материала, объяснение. сам. работа с учебником | Объяснительно-иллюстративный | 2 |
47-48 49-50 | 1 2 | Практическое занятие: Структура философского творчества. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии. | 4 | Урок изучения нового материала, объяснение. сам. работа с учебником | Объяснительно-иллюстративный | 2 |
| 51 | Дифференцированный зачёт | 1 | Урок обобщения и систематизации. Контрольный урок | | |
| 51 | Всего: | 51 | | | |
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории и основ философии.
Оборудование учебного кабинета:
- 25 посадочных мест (по количеству обучающихся);
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Используемая литература
Основная
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Основы философии, уч. пособие | Горелов А. А. | М., Академия, 2015, 256 с. |
Дополнительная
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
3 | История философии. Древний мир. Античность. Книга 1. Учебник | Грядовой Д.И. | М. - Юнити-Дана, 2009, 463 с. |
4 | История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2. Учебник | Грядовой Д.И. | М. Юнити-Дана, 2009, 455 с. |
5 | История классич. философии. Новое время. Европейское просвещение ХУШ в., Книга 3. Учебник | Грядовой Д.И. | М. - Юнити-Дана, 2010, 483 с. |
6 | История и философия науки. Учебное пособие | Никитин Л. А. | М., Юнити-Дана, 2008, 335 с. |
9 | Основы философских знаний, 3-е издание, переработанное и дополненное. Учебник | Грядовой Д.И. | М.: «Профессиональный учебник», 2007, 303 с. |
10 | Философия, учебное пособие | Вагин И.В. Давыдович В.Е. и др. | Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008, 574 с. |
Интернет - ресурсы
http //vphil. ru/index. php? option=com conten+& task=view&id=131T Журнал
htfp: //www.ata//eng.ru/d/phiI/070.h+m Основы философии. Канке В.В. М.-Логос, 2008. - 288 с.
htfp: //www. poIistudies/ru Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, тестирования, реферативной работы, составления конспектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | | 2 |
Освоенные умения: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | ОК 1. - ОК 9. | - оценка выполнения заданий по сопоставлению основных философских категорий и понятий; - оценка результатов тестирования. |
Усвоенные знания: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | ОК 1. - ОК 9 | - оценка точности определений разных философских понятий в форме терминологического диктанта; - оценка индивидуальных устных ответов; - оценка результатов письменного опроса в форме тестирования; - оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий; - оценка точности определения различных философских концепций; - оценка результатов защиты рефератов; - оценка выполнения заданий по сопоставлению разных философских подходов и концепций. |