СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 "Основы философии"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 "Основы философии"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 "Основы философии"»



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МГЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОТЕХНОЛОГИЙ»


«РАССМОТРЕНО И

СОГЛАСОВАНО»

Методическим Советом

протокол № _____

от «____» __________ 2015 год

______________ Бушуева Е.С.



«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора по УПР

_______________ Н.В.Марина

«_____»_____________ 20__ г.






Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

предмет ОГСЭ.01 «Основы философии»





по специальности 26 08 07 «Технология продукции общественного питания»












2016г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 26 08 07«Технология продукции общественного питания» (далее ФГОС СПО ППКРС); примерной программы учебной дисциплины «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального института развития образования, 2015 г.





Организация-разработчик: филиал государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Мглинский техникум агротехнологий» г.Жуковка.


Разработчики:


Абраменков Александр Васильевич, преподаватель общественных дисциплин филиала государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Мглинский техникум агротехнологий» г.Жуковка.




























СОДЕРЖАНИЕ



стр.



  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации учебной дисциплины

29

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

31




























1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01.Основы философии является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по

специальности 26 08 07 «Технология продукции общественного питания».


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной

программы:

Учебная дисциплина Основы философии является дисциплиной общего социально-экономического цикла основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) по специальности среднего профессионального образования «Технология продукции общественного питания» и предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) СПО по данной учебной дисциплине. Дисциплина обеспечивает общекультурное развитие и философско-методологическую подготовку будущих специалистов.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания,

ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры

гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 основные категории и понятия философии,

 роль философии жизни человека и общества.

 основы философского учения о бытии.

 сущность процесса познания.

 основы научной, философской и религиозной картин мира.

 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение

жизни, культуры, окружающей среды.

 о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием

науки, техники и технологий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины.

-максимальной учебной нагрузки обучающегося 59 часа, в том числе:

 обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; в т.ч.

 практические занятия-2 часа.

самостоятельнойработыобучающегося-11часов.








2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

59

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


семинары

3

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

11

Итоговая аттестация - в форме дифференцированного зачета




























Наименование

разделов и тем



Содержание учебного материала, контрольные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся



Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4





Введение.



Содержание учебного материала

1


1.

Лекция. Определение и предмет философии. Место и роль философии в жизни человека и общества. Функции философии. Мировоззренческая функция философии. Основные этапы эволюции философии как мировоззрения.


1,2

Раздел 1. Исторические типы философии и их ведущие представители.

14


Тема 1.1. Древняя философия.


Содержание учебного материала

2

1.

Основные этапы и характерные черты древнекитайской философии. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии. Основные философские школы Древнего Китая.

2


2.

Особенности древнеиндийской философии. Периодизация древнеиндийской философии. Проблема души в древнеиндийской философии. Основные философские школы Древней Индии.


Тема 1.2. Античная философия






Содержание учебного материала

2


1.

Лекция. Периодизация античной философии. Основные философские проблемы досократического периода. Уникальность античной философии. «Золотой век» античности: софисты, Сократ, Платон,Аристотель.


2


2.

Основные направления в философии поздней античности. Этические школы античной философии.


Тема 1.3.

Философия Средневековья и

Возрождения.

Содержание учебного материала

2


1.

Общее понятие и основные черты средневековой философии. Патристика. Схоластика. Спор об универсалиях. Номинализм. Реализм. Августин Блаженный. Фома Аквинский


2

2.

Лекция. Характеристика философии Возрождения. Значение средневековой теологической философии и философии Возрождения.


Тема1.4.

Философия Нового

времени и Просвещения.

Содержание учебного материала


1.

Общая характеристика философии Нового времени. Особенности философии Нового времени. Проблема метода познания как центральная проблема философии нового времени. Характеристика философии Просвещения, ее основные представители.

1

2

Тема 1.5. Немецкая философия

конца18-19вв.

Содержание учебного материала

1

1.

Лекция. Гносеология и философия Канта. Основные идеи философских учений И.Фихте и Ф. Шеллинга. Система Гегеля и его диалектический метод. Антропологический материализм Л. Фейербаха.


2

Тема 1.6.

Русская философия

Содержание учебного материала

1

1.

Периодизация русской философии. Особенности русской философии. Славянофилы. Западники. Философия всеединства В.С.Соловьева. Философия русской эмиграции. Русская философия 19-20вв.


2

Тема 1.7.

Современная философия.

Содержание учебного материала

4

1.

Герменевтика


2

2.

Феноменология


3.

Экзистенциализм


4.

Постмодернизм



Самостоятельная работа:


Выполнение домашних заданий по разделу 1.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

-Анализ текстов (диалог о добре и зле, Платон об идее, Аристотель об истине)

 античные натурфилософы

 представители классического периода античной философии

 философские школы эллинистического периода


-Августин Блаженный

 Фома Аквинский

 Оккам

 Джордано Бруно

 Макиавелли

- диалектический материализм Маркса и Энгельса

 концепция материалистического понимания истории

 Сковорода Г.С.

 Чаадаев П.Я..

 Достоевский Ф. М.

 Толстой Л.Н.

 Бердяев Н.А.

 Лосев А.Ф.


Семинарское занятие

1

1.

« Исторические типы философии и их ведущие представители».



Раздел 2. Основы

философского понимания мира


12


Тема 2.1.Учение о бытии.

Содержание учебного материала

3


1.


Лекция. Понятие бытия и его интерпретации. Бытие и Небытие в философии Запада и Востока.


2

2.

Лекция. Понятие материи в философии. Современная наука о строении материи и уровнях ее организации.



3.


Движение и его основные формы.


Тема 2.2.Философское учение о познании.

Содержание учебного материала

3


1.

Гностицизм и агностицизм.



2

2.

Эмпиризм и рационализм.



3.

Представление о субъекте и объекте познания в истории философии. Истина. Практика.


Тема 2.3.Научное и вне научное знание.

Содержание учебного материала

1

1.

Структура научного познания, его методы и формы. Понятие науки. Классификация наук. Критерий научности. Структура научного познания. Формы вненаучного знания.


2

Тема 2.4..

Социальные и этические проблемы, связанные с развитием науки, техники и технологии.

Содержание учебного материала

1

1.

Социальные и этические проблемы, связанные с развитием науки, техники и технологии. Рост народонаселения как демографическая и этическая проблема. Военно-технический прогресс и проблема предотвращения термоядерной войны. Вмешательство в человеческую телесность: этическая

составляющая и социокультурные последствия. Роль философии в преодолении паталогии общества и

выживании цивилизации


2

Тема 2.5.

Философия пространства и времени. Картины мира.


Содержание учебного материала


2

1.

Лекция. Пространственно-временные характеристики природы и социо-культурного мира.



2

2.

Картины мира. Научная картина мира. Религиозная картина мира. Философская картина мира.

Материальное единство мира.




Тема 2.6. Законы и категории диалектики

Содержание учебного материала


1


1.

Диалектика как метод и принцип бытия. Категории диалектики. Законы диалектики. Альтернативы диалектики.


2


Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы


 Абстрактное мышление

 Интуиция.

 Вера и знание.

 Рациональное и иррациональное в познавательной

деятельности.

 Формы истины.

 Проблема эвтаназии.

 Проблема клонирования.

 Техногенные катастрофы: философское осмысление.


Семинарское занятие


1

Содержание учебного материала



1.

Основы философского понимания мира


Раздел 3. Социальная философия.



20


Тема 3.1. Социальная философия

и ее основные проблемы

Содержание учебного материала

3


1.

Лекция. Становление социальной философии. Основные проблемы социальной философии.





2.

Лекция. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость.


3.

Философские теории общества. Диалектика общественно-исторического развития.


Тема 3.2. Общество как система.

Содержание учебного материала

3


1.

Системность общества. Философские основания системной теории общества.


2

2.

Формационная концепция развития общества. Цивилизационная концепция развития общества. Понятие общественно-экономической формации.


3.

Цивилизация как форма существования и развития общества. Информационная цивилизация.



Тема 3.3. Общество как процесс.

Содержание учебного материала

2


1.


Лекция. Общественно-исторический процесс. Критерий прогресса.


2


2.


Философские модели общественно-исторического процесса (религиозный подход, концепция Гегеля, концепция Маркса,Ясперса, Ростоу)Теория Данилевского Н.Я


Тема 3.4. Культура и цивилизация.

Содержание учебного материала

1


1.

Культура. Философия культуры. Основные этапы в истории философии культуры. Функции культуры. Субъекты культуры. Бинарность русской культуры. Цивилизация как культура.


2

Тема 3.5.

Гражданское общество и государство.

Содержание учебного материала


1

1.


Теория государства. Понятие и принципы правового государства. Политическая жизнь общества. Теория открытых и закрытых обществ. Личность и политика.



2

Тема 3.6.

Смыслы человеческого

бытия.

Содержание учебного материала

4

1.


Лекция. Философские подходы к смыслу и цели жизни человека. Цель и деятельность. Структура человеческой деятельности.


2

2.

Лекция. Насилие и ненасилие как типы взаимоотношений между людьми.



3.

Свобода, грани свободы, свобода и ответственность.



4.

Проблема вины, наказания, страха, одиночества.



Тема 3.7.

Ценности человеческого бытия

Содержание учебного материала

1

1.

Мораль и этика. Нравственные ценности и категории этики : добро, зло, справедливость, честь, достоинство, счастье. Эстетические ценности. Право. Проблема прав и свобод личности в современном обществе.


2

Тема 3.8.Человек как личность.

Содержание учебного материала

1


1.

Понятие личности. Личность физическая, социальная, духовная. Социальные типы личности. Особенности восприятия личности в разных культурах.



Тема 3.9. Проблема отчуждения личности.


Содержание учебного материала


1


1.

Понятие отчуждения. Проблема отчуждения личности. Основные причины отчуждения, пути преодоления.


2

Тема 3 .10.

Свобода и ответственность личности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.


Содержание учебного материала

2


1.

Свобода как феномен жизни человека и общества.


2

2.

Ответственность как путь выживания и дальнейшего совершенствования человека.



Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3



Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

 Общество как саморазвивающаяся система. Типология

общества.

 Формационный подход в исследовании общества.

 Цивилизационный подход в исследовании общества.

 Культура и цивилизация. Диалог культур.

 Культурно-исторические типы ДанилевскогоН.Я.

 Культуры (цивилизации) Шпенглера.

 Типологический подход Тойнби.

 Бердяев Н.А. о русском национальном характере.

 Конфуцианская этика.

 Этика в учении Будды.

 Этический рационализм.

 Гедонистическая этика.

 Протестантская этика.

 Гуманизм как философская и этическая система.

 Эстетический идеал.


Семинарское занятие

1

Содержание учебного материала


1.

Социальная философия

1


Контрольное занятие


1.

Контрольная работа за семестр


Итого


48




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



































3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально - техническому обеспечению:

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Философия».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий;

  • стенд по технике безопасности

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением,

  • экран и мультимедиапроектор.



3.2. Информационное обеспечение обучения:


Перечень учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов

Основные источники:


1. Гуревич П.С. Основы философии, учебник-М.,ООО УИЦ «Гардарики»,2014,439с.

2. Вагин И.В. Давыдович В.Е., Жарков Л.В.., Золотухина Е.В., Кохановский В.П.,

Матяш Т.П., Несмеянов Е.Е., Яковлев В.П. Философия, учебное пособие - Ростов-

на-Дону, «Феникс», 2014, 574 с.

3. Горелов А. А. Основы философии, уч. пособие - М., Академия, 2012, 255 с.

4. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-

М, 2012. - 288 с. (Профессиональное образование)

5. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.

заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2012. – 286 с.

6. Философия, под редакцией Лавриненко В.Н., Ратниковой В.П.; Учебник, М., -

Юнити-Дана, 2014, 635 с.

Дополнительные источники:

1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1. Учебник,

М. - Юнити-Дана, 2009, 463 с.

2. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время.

Книга 2. Учебник, М. - Юнити-Дана, 2009, 455 с.

3. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское

просвещение ХУШ в., Книга 3. Учебник, М. - Юнити-Дана, 2010, 483 с.

4. Никитин Л. А. История и философия науки. Учебное пособие - М., Юнити-Дана,

2008, 335 с.

5. Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие - М.,

Юнити-Дана, 2009, 287 с.

6. Наука и религия: научно-популярный журнал ООО «НИР Лтд»

7. httpA //vphil. ru/index. php? option=com conten+& task=view&id=131T

Журнал

8. htfp: //www.ata//eng.ru/d/phiI/070.h+m Основы философии. Канке В.В. М.-Логос,

2008. - 288 с.






4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


ориентироваться в наиболее общих

философских проблемах

-бытия,

-познания

-ценностей,

свободы и смысла жизни как основе

формирования культуры гражданина и

будущего специалиста.


Проверка выполнения домашних заданий

контроль выполнения и проверка конспектов

проверка анализа текстов философского

содержания

проверка знаний основных терминов и

понятий (устный опрос)

Знания:



основные категории и понятия

философии,

роль философии жизни человека и

общества.

основы философского учения о

бытии.

сущность процесса познания.

основы научной, философской и

религиозной картин мира.

об условиях формирования

личности, свободе и

ответственности за сохранение

жизни, культуры, окружающей

среды.

о социальных и этических

проблемах, связанных с развитием

и использованием науки, техники и

технологий.









контроль выполнения тестовых заданий


оценивание подготовленных докладов и

сообщений


тестирование


устный опрос

собеседование


тестирование

кроссворды


реферирование






























8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!