СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 01. «Основы философии» СПЕЦИАЛЬНОСТИ 43.02.10 ТУРИЗМ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 01. «Основы философии» СПЕЦИАЛЬНОСТИ 43.02.10 ТУРИЗМ 

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 01. «Основы философии» СПЕЦИАЛЬНОСТИ 43.02.10 ТУРИЗМ»


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

Таврический колледж



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе


______________________ О.С. Горащук


«_____»_______________________2021г.










РАБОЧАЯ Программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ОГСЭ. 01. «Основы философии»


СпеЦИАЛЬНОСТИ 43.02.10 Туризм















2021 г.

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм,

утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № 474.



Разработчик: Федяев Мирослав Иванович, преподаватель 1 категории


Рассмотрено и утверждено на заседании выпускающей методической комиссии по направлению подготовки 43.00.00 Сервис и Туризм


от «_____»_______________2021г. протокол № ____


Председатель _________________________________________ Е.Р. Беленькая























1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01 «Основы философии»


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу ФГОС СПО, является необходимым (обязательным) элементом его базовой части (ППССЗ ОГСЭ.01);

изучение дисциплины предполагается на базе знаний, умений и компетенций, приобретенных в результате получения общего среднего образования (специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающихся не предусматриваются);

дисциплина «Основы философии» формирует основы общенаучной методологической грамотности и является предшествующей для последующих дисциплин как гуманитарного, социального и экономического, так и профессионального циклов. Методы, освоенные в дисциплинарных рамках основ философии, имеют всеобщую (междисциплинарную) значимость.


1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Основные категории и понятия философии;

  • Роль философии в жизни человека и общества;

  • Основы философского учения о бытии;

  • Сущность процесса познания;

  • Основы научной, философской и религиозной картин мира;

  • Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;





обладать общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:


лекционные занятия

32

семинарские занятия

18

практические занятия

2

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

в том числе:



составление сравнительной таблицы

5

составление конспекта

5

подготовка к семинарам

16

Итоговая аттестация в форме: дифференцированный зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: «Основы философии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Применение современных образовательных технологий (в случае применения указать виды)**

1

2

3

4

Введение. Философия, ее функции и роль в обществе

Содержание учебного материала

4


1

Философия как любовь к мудрости. Предмет, структура и функции философии.

Понятие мировоззрения и его типы (мифологическое, религиозное, научное). Особенности философского мировосприятия.

Основные проблемы и вопросы философии: человек и мир, смысл жизни человека, бытие и сознание.



Семинар

  1. Предмет, объект и функции философии.

  2. Структура и уровни мировоззрения.

  3. Исторические типы мировоззрения

3


Самостоятельная работа обучающихся

Построение схемы структуры и исторических типов мировоззрения.

Составление таблицы структура и методы философского знания

Написать эссе по теме «Значение философии для современного человека».

2

Раздел 1.

Основные идеи истории мировой и отечественной философии




Тема 1.1. Философия древнего мира

Содержание учебного материала

4


1

Основные понятия древнеиндийской философии. Индия – ведический период.

Даосизм. Учение Лао-Цзы. Конфуцианство как этико-политическое учение. Основные принципы учения. Правила управления государством. Исторические условия формирования философии Древней Греции. Космоцентризм и антропоцентризм античной философии. Развитие логики. Проблема бытия в философских системах Демокрита и Платона. Идеи Сократа и Аристотеля.



Интерактивная лекция

Семинар

  1. Философия древней Индии.

  2. Философские школы древнего Китая.

  3. Основные этапы развития Античной философии.

3


Самостоятельная работа обучающихся

выполнение домашнего задания по теме 1.1.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы;

Работа с фрагментами классических текстов по теме.

Составление сводной таблицы основных философских идей представителей, школ и направлений изучаемых в теме исторических периодов

2

Тема 1.2.

Философия Средних веков и эпохи Возрождения.

Содержание учебного материала

3

Интерактивная лекция

1

Основные положения христианского вероучения. Теологический характер философии средних веков. Патристика. Августин Блаженный о гармонии веры и разума.

Схоластика. Ф. Аквинский о проблеме соотношения веры и разума. Средневековая философия: патристика и схоластика. Арабская философия. Философия Ренессанса

Семинар

  1. Особенности средневековой философии.

  2. Философия Ренессанса

2


Самостоятельная работа обучающихся

выполнение домашнего задания по теме 1.2.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы;

Работа с фрагментами классических текстов по теме.

Составление сводной таблицы основных философских идей представителей, школ и направлений изучаемых в теме исторических периодов

2

Тема 1.3. Философия Нового времени


Содержание учебного материала

10


1

Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения и Нового времени. Развитие натурфилософии и пантеизма. Н. Кузанский о мире и человеке. Философские и космологические идеи Д. Бруно. Исторические условия формирования философии Нового времени. Разработка методики научного познания. Философия Ф. Бэкона. Индукция.

Р. Декарт и его учение о познании. Дедуктивный метод. Механический материализм в эпоху просвещения (Ламетри, Гольбах). Общая направленность немецкой классической философии. И. Кант, как родоначальник немецкой классической философии.

Учение о познании и этика И. Канта. Философская система и диалектический метод Г. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха.


Интерактивная лекция

Семинар

  1. Основные представители философии Нового времени и их философские системы.

  2. Основные черты Немецкой классической философии.


2


Самостоятельная работа обучающихся

выполнение домашнего задания по теме 1.3.

Работа с фрагментами классических текстов по теме;

Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII – XIX вв (3 – 4) – по выбору учащихся.

Эссе на тему: «Категорический императив И. Канта и его роль в жизни человека и общества»

2

Тема 1.4. Современная философия


Содержание учебного материала

3


1

Основные школы направления философии XX века: сциентизм и антисциентизм.



Семинар

  1. Специфика современной философии, ее школы и направления

1


Самостоятельная работа обучающихся

выполнение домашнего задания по теме 1.4.

Работа с фрагментами классических текстов по теме;

Работа с оригинальным текстом по выбору учащегося.

Творческое задание: «Почему именно ХХ век дал возможность возникновению большого числа разнообразных школ и направлений?»

2

Тема 1.5. Русская философия.


Содержание учебного материала

1


1

Истоки и основные черты русской философии.

Этапы развития русской философии и их особенности.

Спор западников и славянофилов. Важнейшие течения в русской философии XIX- начала XX веков (философия всеединства, персонализм, космизм).



Семинар

  1. Специфика и основные черты Русской философии.


1


Самостоятельная работа обучающихся

выполнение домашнего задания по теме 1.3.

Работа с фрагментами классических текстов по теме на выбор учащегося.

Написание эссе на тему: «Влияние идей русских философов на патриотические настроения современной России».

2

Раздел 2. Структура и основные направления философии




Тема 2.1

Онтология (Учение о бытии)

Содержание учебного материала

2


1

Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.



Семинар

1. Предмет и основные проблемы онтологии.

2. Основные философские категории.


1



















Интерактивная лекция

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира»

2


Тема 2.2

Гносеология (Теория познания)



Содержание учебного материала

2

1

Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания.

Семинар

1. Предмет и основные категории гносеологии.

2. Проблемы истины и познаваемости мира.


1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин

2


Тема 2.3

Философская антропология (Учение о человеке)



2

1

Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие.


Семинар

1. Человек как феномен общественной жизни.


1

Самостоятельная работа обучающихся

Написание эссе не тему: «Смысл и цель жизни человека»

2


Тема 2.4

Аксиология (Учение о ценностях)



1

Интерактивная лекция

1

Понятие и природа ценностей. Социальные ценности и социализация личности. Иерархия, место и роль ценностей в деятельности человека.

Семинар

1. Ценности как предмет философского исследования.



Самостоятельная работа обучающихся

Составление сравнительной таблицы иерархии ценностей в творчестве представителей различных философских школ (Ф. Ницше, Г. Риккерт, В. Виндельбанд, М. Шеллер, Н. Лоссикий, Н. Гартман)

2

Тема 2.5

Философия науки

(Учение о науке)

Содержание учебного материала

1

1

Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции

Семинар

1 Наука как предмет философского познания.


2

Самостоятельная работа обучающихся

Написание эссе «Научно-технический прогресс: PRO and CONTRA»

2



Тема 2.6

Социальная философия

Содержание учебного материала

1

1

Социальное бытие, общественное сознание и социальное познание как основные предметы социальной философии.



Семинар

  1. Характеристика основных сфер социального бытия.

1


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации»

2

Всего:

78




3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета: кабинет «Гуманитарных и социальных дисциплин»;


Оборудование учебного кабинета: Таблицы, иллюстрации (в т. ч. на электронных носителях)

Технические средства обучения: Мультимедийный комплект


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, раздаточный информационный и проверочный материал.

Основные источники:

  1. Гордашевская, В. Д. Основы философии : учебное пособие для спо / В. Д. Гордашевская. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 84 с. — ISBN 978-5-8114-7175-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/169780 (дата обращения: 27.08.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

  2. Основы философии : учебное пособие / М. А. Гласер, И. А. Дмитриева, В. Е. Дмитриев [и др.] ; под редакцией М. А. Гласе. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 360 с. — ISBN 978-5-8114-5734-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/146810 (дата обращения: 27.08.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

  3. Основы философии : учебное пособие для спо / М. А. Гласер, И. А. Дмитриева, В. Е. Дмитриев [и др.] ; Под редакцией М. А. Гласер. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 360 с. — ISBN 978-5-8114-7450-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/160130 (дата обращения: 27.08.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.


Дополнительные источники:

1. Б-ка «Гумер». – Философия [Электронная б-ка философа – книги, учебники, тексты, словари, статьи] [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php

2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/

3. Научная электронная б-ка eLibrary.ru [Доступ к РИНЦ (Российскому индексу научного цитирования) и журнальным статьям] [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/





4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется после изучения каждого раздела в виде письменной проверочной работы в форме теста или контрольной работы. Итоговый контроль осуществляется в форме дифференцированного зачета.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Общие компетенции

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • Основные категории и понятия философии;




  • Роль философии в жизни человека и общества;




  • Основы философского учения о бытии;




  • Сущность процесса познания;



  • Основы научной, философской и религиозной картин мира;





  • Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;





  • О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


Формирование культуры гражданина и будущего специалиста, используя умения ориентироваться в философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни.





Демонстрация знаний основных категорий и понятий философии



Понимание, осознание роли философии в жизни человека и общества.


Демонстрирование знаний основ философского учения о бытии


Понимание сущности процесса познания



Владение устойчивыми знаниями о научной, философской и религиозной картин мира


Демонстрация знаний об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни и культуры, окружающей среды.



Знание социальных и этнических проблем, связанных с развитием и использованием науки, техники и технологий.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.



7