Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П. И. Сюзева»
рабочая программа
по учебной дисциплине
ОГСЭ. 05 «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»
для специальности
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Квалификация – юрист
Добрянка, 2020 г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Исследовательская (проектная) деятельность» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 40.02.01 Право и организация социального обеспечения , утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 508 от 12.05.2014 г. (зарегистрированного в Минюсте России 29.07.2014 г. № 33324), Профессионального стандарта «Специалист по организации администрирования страховых взносов» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 778н от 28.10.2015), Профессионального стандарта «Специалист по организации назначения и выплаты пенсии» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 787н от 28.10.2015), Профессионального стандарта «Специалист по организации и установлению выплат социального характера» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 785н от 28.10.2015) и на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, реализуемого в пределах программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П. И. Сюзева»
Разработчик: Ушакова Г. Г. преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П. И. Сюзева»
Рассмотрено и одобрено на заседании П(Ц)К Общеобразовательных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Протокол № ___ от «___» _____________ 2020 г.
Согласовано методическим советом техникума
Протокол № _____ от «___» ____________ 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. Структура и содержание учебной программы дисциплины | 5 |
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 9 |
4. контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 10 |
1. Паспорт рабочей программы дисциплины
1.1. Программа учебной дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения), базовой подготовки.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной программы:
Учебная программа дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин с целью более успешной адаптации обучающихся, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении (адаптационная дисциплина).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:
уметь:
- применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;
- использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;
- на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;
- планировать и составлять временную перспективу своего будущего;
- успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде;
знать:
- необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения; - простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции
поведения человека;
- современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;
- основные принципы и технологии выбора профессии;
- методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.
Полученные знания и приобретенные умения направлены на формирование следующих компетенций: ОК 1-12
Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часов;
самостоятельной работы обучающегося 6 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 54 |
в том числе: | |
практические занятия | 32 |
лабораторные работы | |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа студента (всего) | 6 |
- самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной литературы, учебных пособий; - подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя; - выполнение практических заданий по отдельным темам дисциплины; - самостоятельное изучение отдельных вопросов (с целью углубления знаний по заданию преподавателя) с последующим оформлением реферата, доклада; | |
Промежуточная аттестация в форме: дифференцированный зачет | 2 |
2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ | 8 | |
Тема 1.1 Профессиональная деятельность | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие «деятельность» и «профессия». Человек в сфере трудовой деятельности. Подготовка к труду. Адаптация внутренних условий и внутренний средств деятельности. Требования к внешним условиям и внешним средствам деятельности. Адаптация. Напряженность: понятие, характеристика и проявление напряженности. Подготовка к профессиональной деятельности. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа | 2 | |
Изучение теоретического материала с использованием рекомендованной литературы, делая при этом конспекты прочитанного или выписки. | |
Тема 1.2 Профессиональное самоопределение | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Сущность профессионального самоопределения. Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности. Конфликты профессионального самоопределения. | 2 | 2 |
Практическое занятие | 2 | |
№ 1 | Семинар-практикум. Профессиональная направленность. Тестирование на профессиональную направленность личности, определение типа профессиональной направленности. | 2 |
Самостоятельная работа | 2 |
Изучение теоретического материала с использованием рекомендованной литературы. Подготовка докладов по изучаемой теме. 1. Профессиональная пригодность. 2. Профессиональное становление личности. 3. Профессиональная непригодность. 4. Профессиональная направленность | |
Тема1.3. Профессиональная структура личности | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Детерминация профессионального становления личности. Взаимодействие индивидуального, личностного в профессиональном развитии. Стадии профессионального становления личности. Профессиональные деформации личности. | 1 | 1 |
2 | Профессиональная непригодность. Методы оценки профессиональной пригодности соискателей на должность. Психодиагностика профессиональной направленности и специальных способностей. | 1 | |
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. ПРАВИЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ | 12 | |
Тема 2.1 Профессиональный выбор | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Профессиональное становление личности - формообразование. Психофизиологические свойства личности. Направленность, профессиональная компетентность, профессионально важные качества. Поиск оптимальных способов качественного выполнения профессионально значимых видов деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности. | 2 | 2 |
2 | Самосознание. Самодиагностика. Самоопределение. Исследование рынка труда. Рейтинг профессий. Профессиональное консультирование. Ярмарки вакансий. | 2 |
Практическое занятие | 4 | |
№ 2 | Семинар-практикум. Анализ профессиональной направленности и рынка труда | 2 |
№ 3 | Практикум. Составление рейтинга профессий | 2 |
Тема 2.2 Профессиональные категории | Практические занятия | 4 |
№ 4 | Семинар-практикум. Психологическая классификация профессий. Профессиональное сопровождение. Профессиональное долголетие. | 2 |
№ 5 | Семинар-практикум. Процедура и методы профессиональной аттестации в специальностях. | 2 |
РАЗДЕЛ 3. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СТРУКТУРЕ | 26 |
Тема 3.1. Структура личности | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие «личность». Отличие личности от человека, индивида, индивидуальности. Отличие мужчины от женщины. Составляющие структуры личности в разных школах психологии. Отечественные психологи о структуре личности. | 1 | 2 |
2 | Психические познавательные процессы. Эмоция и воля. Темперамент и характер. Сознательное и бессознательное. Проявление личности в поведении и профессиональной деятельности. | 1 | 2 |
Практические занятия | 6 | |
№ 6 | Семинар. Социально обусловленные свойства личности. | 2 |
№ 7 | Индивидуальные особенности отдельных психологических процессов. | 2 | |
№ 8 | Свойства и качества, определяющие профессиональный выбор | 2 | |
Тема 3.2 Психические процессы и волевая регуляция деятельности человека. Эмоционально-волевая сфера | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие эмоций, их функции и свойства. Отличия между эмоциями и чувствами. Базисные эмоции. Основные элементы эмоциональной сферы личности. Психологические характеристики стресса. Механизмы регуляции эмоциональных состояний. Воля. Волевой акт. Психологические особенности воли на разных возрастных этапах развития личности. | 2 | 2 |
Практическое занятие | 2 | |
№ 9 | Работа с коллажами на тему: 1. Такой я / реклама себе. 2. Таким меня видят другие люди. 3. Таким я хочу быть. 4. Такой я в группе. | 2 |
Тема 3.3. Характерологические особенности профессионала | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Критерии профессионального выбора у Е.А. Климова, Э. Гинзберг и Холланда. Комплекс характерологических особенностей при выборе профессии. Реалистический тип. Социальный тип. Исследовательский тип. Артистический тип. Предпринимательский тип. Конвенциальный тип.. Стратегии формирования психики - стратегии внутреннего обретения новых свойств и качеств личности. | 2 | 2 |
Практические занятия | 4 | |
№10 | Этапы профессионального пути. | 2 |
№11 | Коррекция личности при компромиссном выборе профессии | 2 |
Тема 3.4. Самовоспитание и самопознание | Содержание учебного материала | 2 |
| Условия личностной самореализации. Понятие и сформированность представлений личности о себе. Сила «Я» и самоуважение. Компетентность. Аутопсихологическая компетентность. Коммуникативная компетентность. Необходимость формирования аутопсихологической компетентности и коммуникативной компетентности - требование времени. Кризисы и конфликты в жизни человека. | 2 | 2 |
Практические занятия | 6 | |
№12 | Самовоспитание и самопознание. Условия формирования компетентности. | 2 |
№13 | Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов. Способы разрешения. | 4 |
Самостоятельная работа | 2 |
- проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; - самодиагностика коммуникативных способностей; - подготовка к семинарским занятиям, работа с источниками информации; - подготовка сообщений, докладов по теме: Социально обусловленные свойства личности. Индивидуальные особенности отдельных психологических процессов. - самостоятельное освоение дополнительных тем, углубляющих разделы курса; - подготовка к ответам на контрольные вопросы, зачету. | |
РАЗДЕЛ 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ПЕРИОДА | 8 |
Тема 4.1 Этапы профессионального развития | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Стадии профессионального становления. Зарождение профессионально ориентированных интересов. Профессиональные намерения и осознанные желания в процессе выбора профессии. Профессиональное обучение – профессиональная подготовка. Оптимальный уровень профессиональной активности. Проявление индивидуальности в профессиональной деятельности. Профессиональное мастерство. Изменение характера профессиональной деятельности. Проявление активности на стадии профессионального мастерства. | 2 | 2 |
Практические занятия | 4 | |
№14 | Профессиональная адаптация - освоение системы взаимоотношений в трудовом коллективе. Развитие профессиональных технологии на стадии первичной профессионализации. | 4 |
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ | 2 |
ИТОГО | 54 |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета: стол для совещаний, 50 стульев, передвижная ученическая доска
Технические средства обучения: ноутбук с программным обеспечением, мультимедиапроектор, видеоролики.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Психология общения: учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Изд.5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2020. – 317, [1] с. – (Среднее профессиональное образование)
2. Психология общения : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. П. Панфилова. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 368 с.
Дополнительные источники
1. Шаламова Г.М., «Деловая культура и психология общения», М., «Академия», 2007.
2. Кропоткин П.А., «Этика», М., Просвещение, 2006.
3. Словарь по этике/ под редакцией А.А. Беляева. М., Политиздат, 2009.
4. Дейл Карнеги «Как завоевать друзей и …», М., Просвещение, 2008.
5. Формановская А.И., «Употребление русского речевого этикета», М., «Русский язык», 2006.
6. Дебрович А.Б., «Воспитателю о психологии и психологическое общение», М., Просвещение,2007.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины 4.1.Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
- применять различные средства, техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; | Практические занятия: №№ 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 14 |
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; | Практические занятия: №№ 6, 7, 8 |
Знать: | |
- взаимосвязь общения и деятельности; | |
- цели, функции, виды и уровни общения; | |
- роли и ролевые ожидания в общении; | Практические занятия: №№ 6, 7 |
- механизмы взаимопонимания в общении; | Практическое занятие: № 12 |
- виды социальных взаимодействий; | Практические занятия: №№ 6, 7 |
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; | Практическое занятие: № 12 |
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | Практическое занятие: № 13 |
- этические принципы общения; | |
Дифференцированный зачёт по курсу в форме теста |