Оказание психолого-педагогической поддержки учащимся с ОВЗ
МБОУ СОШ №3 сл. Большая Орловка
Бархян М.В.
28.08.2018
На протяжении последнего десятилетия в образовательной политике России складываются значительные изменения: формируется культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Связано это с тем, что одной из основных функций образовательного Стандарта общего образования является реализация права каждого ребенка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья.
Доля детей с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ), нуждающихся в создании системы специальных условий обучения и воспитания растет. Проблема обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы является особенно актуальной в современном школьном образовании.
С 2014 года в МБОУ СОШ №3 реализуется программа «Доступная среда», направленная на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счет доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним.
Цель программы- создание безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная задача школы – создание условий для полного включения детей с ОВЗ в процесс образования.
Для решения этой задачи проведены работы по архитектурной доступности:
в здании школы №1 и №2 сделаны пандусы для инвалидов-колясочников; расширены дверные проемы в основные помещения школы: учебные кабинеты, столовую, спортивные залы, актовый зал, библиотеку, медицинский кабинет;
оборудована санитарная комната для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
приобретено устройство для лестничных маршей с целью обеспечения доступа инвалидов-колясочников на верхние этажи школы; отремонтированы пути эвакуации из здания школы №2 на случай пожара; приобретен программный комплекс «Мультикид», интерактивная горизонтальная панель, двухполосные планшеты.
В 2017-2018 учебном году 63 обучающихся нуждались в предоставлении специальных условий обучения. Обучение в школе велось как посредством совместного обучения учащихся с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном общеобразовательном классе, так и посредством функционирования специальных классов для детей с ОВЗ.
Обучающиеся 3в, 4в, 6в классов получают образование по программам, разработанным на базе общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся (VII вид) на основании заключения ПМПК.
Организованы индивидуальные и групповые коррекционные занятия (логопедические занятия, развитие сенсорных и психических процессов, коррекционные занятия по восполнению пробелов в знаниях по русскому языку и математике).
5 учеников (дети-инвалиды) обучались на дому и 3 обучались инклюзивно в общеобразовательных классах по индивидуальным учебным планам.
Три ученика 10 класса обучались в форме семейного образования.
В этом учебном году в начальных классах будут обучаться :
инклюзивно в общеобразовательных классах -8чел.
в коррекционном классе -11чел.
на дому-2чел.
Основной контингент детей с ОВЗ в нашей школе- это обучающиеся с нарушением интеллекта.
С целью коррекции отставания детей в развитии школа осуществляет индивидуально-ориентированное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, что дает возможность освоить образовательную программу, обеспечить успешную социализацию детей.
Этому способствует специально приобретенное оборудование:
аппаратно-программный комплекс для слабовидящих детей,
аппаратно-программный комплекс для слабослышащих детей,
аппаратно-программный комплекс для детей с ДЦП,
Монтессори- оборудование (для детей с нарушением интеллекта).
В школе создана психолого-педагогическая служба, работает ПМПК, оборудован кабинет психолога, логопеда, социального педагога.
Учителя школы обучены по программам: «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов с ОВЗ в общеобразовательных организациях», «Здоровьесохранное образовательное пространство современной школы. Проектирование и организация», «Формирование модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС», «Основы специальной психологии коррекционной педагогики в контексте требований ФГОС».
В школе регулярно проводятся педагогические советы и семинары по вопросам здоровьесбережения и инклюзивного образования. Разработаны адаптированные программы для обучающихся по программам VIII вида, а также программы логопедических занятий, программы по развитию сенсорных и психических процессов. Проводится индивидуальная работа с родителями детей с ОВЗ: консультирование, составление индивидуальных планов, проведение диагностик, плановые встречи.