СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Охрана и укрепление физического и психологического здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема здоровья и его сохранение в современном обществе стоит на первом месте.  Здоровье человека – это полное физическое, психологическое и социальное благополучие при отсутствии заболевания. Такое благополучие обеспечивается комплексом внешних и внутренних факторов. Одним из главных признаков здоровья считается способность организма надежно приспосабливаться к условиям внешней среды и возможность осуществления полноценной деятельности в различной обстановке. 

Просмотр содержимого документа
«Охрана и укрепление физического и психологического здоровья»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГЛУБОКИНСКАЯ КАЗАЧЬЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1















ДОКЛАД НА ТЕМУ:


«ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ

ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»




Подготовила:

учитель начальных классов

А.А.Бабченкова










2016 г.


Проблема здоровья и его сохранение в современном обществе стоит на первом месте. Здоровье человека – это полное физическое, психологическое и социальное благополучие при отсутствии заболевания. Такое благополучие обеспечивается комплексом внешних и внутренних факторов. Одним из главных признаков здоровья считается способность организма надежно приспосабливаться к условиям внешней среды и возможность осуществления полноценной деятельности в различной обстановке.

В настоящее время, в период совершенствования и обновле­ния системы воспитания, гуманизации педагоги­ческого процесса, особое значение придается охране и укрепле­нию физического и психологического здоровья детей, полноценному развитию личности ребенка. Здоровье самых маленьких граждан России по праву называют актуальной проблемой, общечелове­ческой, глобальной, планетарной. В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 16-17 лет этой средой является школа.

Почему же сияющий первоклассник превращается в бледного школьника? Обычно, из-за нехватки времени. Современная школа - это не только большие возможности, это еще и серьезные нагрузки, которые превышают физиологические возможности детей. Дети слишком много времени проводят за уроками, мало занимаются спортом, плохо питаются. Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие, к увеличению простудных заболеваний, инфекций. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.

Как же сделать так, чтобы ребенок все успевал и оставался здоровым? Недостижимый идеал на самом деле зависит от разумно организованного режима дня, своевременной профилактики болезней и поддержки родителей.

В становлении здоровья ребёнка огромное значение имеет здоровый образ жизни. Свежий воздух, больше движения, закаливание, здоровая атмосфера в семье — факторы, которые влияют как на эмоциональную составляющую ребенка, так и на его здоровье в целом.

Понятие «здоровый ребенок» профессор Ю.Ф. Змановский включал помимо физиологических характеристик, психологические, такие как:

-Жизнерадостность

-Активность

-Любознательность

-Высокий уровень умственного развития.

Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Источником такой целостности развития ребенка, является живое одушевленное и одухотворенное движение человека, т.е. формирование у ребенка отношения к собственному телу, как гармонически целому. Мышление является неотъемлемым посредником этого единства. Формообразующим источником этого единства является одухотворенное движение человека, которое преобразует активный энергетический потенциал организма и выступает как средство универсального расширения человеческого сознания.

Это значит «здоровый ребенок» - сам строит для себя здоровое тело. Высшими критериями и регуляторами такого движения служат ценности человеческой культуры: истина, добро, красота.

Только с учетом здоровой психосоматической целостности (соматические заболевания психические факторы) - можно развивать здоровье и формировать у детей правильное отношение к собственному телу как гармоничному целому.

Здоровью всегда сопутствует психологическое благополучие.

Нарушение психологического здоровья связано не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами, которые воздействуют на психику. Психологическое здоровье - это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Общение – это вопрос индивидуальный, и каждый преподаватель должен обращать на него внимание, ведь от этого зависит психологический микроклимат в классе.

Поэтому задача обеспечения эмоционального благополучия ребёнка в школьном учреждении является одной из приоритетных задач.

Достаточно ли этого? Укреплению здоровья детей раннего возраста способствует совершенствование и развитие двигательных навыков.

Рассмотрим вопрос о значимости смены деятельности в учебном процессе как факторе физического благополучия. С началом обучения естественная двигательная активность детей снижается на 50 %. Доминирующей становится учебная деятельность. Поэтому, при разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть его рациональное содержание.

Итак, первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности:

-утренняя гимнастика, цель которой – создание бодрого, жизнерадостного настроения у детей, укрепление здоровья, развитие сноровки, физической силы, благоприятно влияет на эмоциональную сферу, способствует хорошему настроению, формирует представления о здоровом образе жизни;

-подвижные игры представляют одно из признанных средств физического воспитания детей и подростков в системе всеобщего среднего образования и внешкольного воспитания, а также являются обязательным компонентом практически каждого урока. Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они оказывают благотворное влияние на сердечно - сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах. Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе зимой и летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всем организме.

Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Причем, в подвижных играх физические качества развиваются в комплексе; игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. Участвуя в коллективной игре, ребенок должен жертвовать своими интересами ради интересов команды: уступить мяч товарищу, находящемуся в лучшем положении, стараться выручить попавших в "плен".

- физкультминутки, которые могут включать в себя:

  • упражнения для глаз; СЛАЙД

  • упражнения для мелких мышц пальцев рук - одна из самых сложных задач, стоящих перед первоклассником, — научиться правильно и красиво писать. При долгом письме пальчики ребенка устают, а веселые и разнообразные упражнения «Пальчиковой гимнастики» не только дадут им необходимый отдых, но и сделают их более подвижными и ловкими.

  • ОРУ, которые позволяют компенсировать недостаточную двигательную активность (различные варианты физкультминуток) Физкультминутки благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию переутомления и повышают эмоциональный уровень учащихся, снижают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся под руководством педагога и не должны превышать 1–2 минуты. Наиболее целесообразно проводить их тогда, когда у учащихся начинают появляться первые признаки переутомления: снижается работоспособность, активность, нарушается внимание. Это определяется педагогом, который ведет урок. Выполняются упражнения как сидя, так и стоя, амплитуда движения должна быть небольшой. Во время проведения физкультминуток необходимо производить проветривание класса, ученикам необходимо ослабить пояса, расстегнуть воротнички, чтобы чувствовать себя более комфортно. Физкультминутки необходимо применять в начальном и среднем звене, также они могут проводиться и в старших классах. Каждый комплекс состоит из 4–6 упражнений, каждое упражнение выполняется 6–8 раз и должно быть доступным для всех, должно охватывать большие группы мышц. Это могут быть упражнения на потягивания, наклоны и полунаклоны, присяды и полуприсяды.

Физминутка на уроке математики: - Подтянитесь на носочках

Столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев

На руке у вас.


На уроке русского языка: – Я буду называть слова разных склонений. Если вы слышите слово 1-го склонения – поднять руки вверх, 2-го склонения – руки в стороны, 3-го склонения – присесть.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Занятия по физической культуре проводятся не менее трех раз в неделю. Для организации занятий используются спортзал и стадион.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью построено с учетом уровня ДА. Организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов.

Обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций.

Вышеописанные виды занятий по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую ДА каждого ребенка в течение всего времени пребывания в школе. При этом следует помнить, что ДА оптимальна в том случае, когда ее основные параметры (объем, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается ее соответствие условиям среды, правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

При разработке содержания двигательного режима учитываются требования:

обогащать двигательный опыт детей за счет движений общеразвивающего характера, спортивных упражнений и игр;

способствовать развитию произвольности выполнения двигательных действий, уметь определять цель и задачу действия, выбирать способы действия, сочетать их, доводить до определенных результатов;

умеренно стимулировать процесс развития двигательных способностей и физических качеств – ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости, совершенствовать ориентацию в пространстве и времени, чувство равновесия, ритмичности, глазомер; повышать общую работоспособность;

формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности и в оздоровительных мероприятиях, повышать мотивацию, побуждать детей сознательно относиться к оздоровительным мероприятиям,

содействовать охране и укреплению здоровья детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, формировать правильную осанку, гармоничное телосложение, повышать функциональные возможности детского организма;

Сохранение и укрепление здоровья учащихся осуществляется и через внеклассную работу. Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады. Организация школьных спортивных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья», участие школьников в районных соревнованиях. Организация дней здоровья, прогулок, экскурсий, походов.

Систематическое проведение классных часов: «Гигиена школьника», «Чтобы зубы не болели», «Беречь глаз как алмаз», «О хороших привычках», «Умеем отдыхать», «Ты и телевизор», «Твой режим дня», «Не видать грязнулям счастья», «Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение», «Как уберечь себя от беды»; «Наше здоровье в наших руках».

И н с т р у к т а ж и по предупреждению травматизма: правила дорожного движения, правила поведения на уроках физкультуры.

Ещё одной из оздоровительных задач также является формирование правильной осанки ребенка. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.

Приучая ребенка к активному образу жизни с раннего возраста, делая это без принуждения, не провоцируя внутреннего протеста у ребёнка, можно быть уверенным, что именно это и есть забота о сохранении его здоровья.


Помните! Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!

































Минута отдыха

- Коллеги, предлагаю Вам немного отдохнуть и сделать со мной кинезиологическую гимнастику.

- А что такое кинезиология? (Кинезиология, буквально изучение движений тела — это целостный подход балансирования движений и взаимодействий человеческих энергетических систем.)

1. Стоя прямо, выпрямив спину, сведя лопатки вместе, повторяем: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!».

2. Попеременно, кладя ладони рук на лоб, произносим: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!».

3. Потирая ладонь о ладонь, повторяем: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче, богаче!».

4. Встав на цыпочки, подняв руки над головой и сомкнув их в кольцо, произносим: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего!».

5. Вращая руками сжав кулаки, говорим: «На пути у меня нет преграды, получается все так как надо!».

6. Делая наклоны туловищем в стороны, произносим: «Покой и улыбку всегда брегу, и мне все помогут, и я помогу!».

7. Делая наклоны туловищем вперед и назад, говорим: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен – и я прекрасна!».

8. Сложив руки в замок, повторяем: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается!». (Педагогам раздаются памятки с этими упражнениями).


∞ Рефлексия «Я просто люблю этот мир» ∞

- Помните: «Здоровый педагог – здоровые дети!». Соответственно свой отдых мы тоже должны уметь организовывать правильно. Отдыхать и душой, и телом.

- Помните «Хороший старт – залог успеха!», главное, взять правильный курс.

Спасибо за внимание!




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!