СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Охрана окружающей среды

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из основных принципов охраны окружающей среды – принцип платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде в соответствии со ст. 3 № 7-ФЗ. Виды негативного воздействия, за которые взимается плата:

А). Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

Б). Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

В). Хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Просмотр содержимого документа
«Охрана окружающей среды»

Охрана окружающей среды


Основные понятия и принципы в области охраны окружающей среды определены Федеральным законом № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды». Помимо основных понятий и определений данный ФЗ обязывает:

А). К обезвреживанию и безопасному размещению отходов.

Б). Нормировать образование и лимитировать размещение отходов.

В). Лицензировать некоторые виды деятельности в области охраны окружающей среды в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством РФ.

Один из основных принципов охраны окружающей среды – принцип платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде в соответствии со ст. 3 № 7-ФЗ. Виды негативного воздействия, за которые взимается плата:

А). Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

Б). Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

В). Хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Ст. 16 № 7-ФЗ определяет порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, лиц, обязанных вносить плату, порядок определения платежной базы, порядок и сроки внесения платы, и размеры платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Конституцией Российской Федерации (ст. 72) устанавливается, что законодательство об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению как Российской Федерации, так и ее субъектов. Нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в области обращения с отходами, являются частью законодательства об охране окружающей среды.

Обращение с отходами в Российской Федерации регламентируется нормативно-правовыми документами, подразделяющимися:

А). Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Кодексы (Административный, Уголовный и т.д.).

Б). Санитарные нормы и правила.

В). Строительные нормы и правила (СНиП).

Г). Технические условия, стандарты.

Д). Нормы и правила при обращении с опасными веществами и по работе на опасных объектах.

Определению целей и основных принципов политики государства в области обращения с отходами служит Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» . Им также устанавливается и регламентируется правовой порядок определения отходов как права собственности. Кроме того устанавливается нормирование, государственный учет, отчетность в данной отрасли. Устанавливаются правовые основы экологического контроля. В соответствии со ст. 4 указанного ФЗ, организация, которая покупает отходы I-IV класса опасности обязана быть лицензирована на осуществление своей деятельности по транспортировке, использованию, размещению, утилизации (обезвреживанию) отходов не меньшего класса опасности.

Федеральный закон № 128-ФЗ от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, использованию, утилизации (обезвреживанию), размещению отходов. В соответствии с этим законом лицензированию подлежит деятельность:

А). По сбору, транспортированию, использованию, утилизации (обезвреживанию), размещению отходов I-IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I-V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности.

Б). По заготовке, переработке, реализации лома черных металлов.

В). По заготовке, переработке, реализации лома цветных металлов.

Федеральный закон № 41-ФЗ от 26.03.1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» регулирует оборот лома и отходов драгоценных металлов. Все организации (воинские части, воинские формирования), в которых образуются лом и отходы драгоценных металлов и отходы драгоценных камней обязаны организовать сбор вышеуказанного лома и отходов, которые подлежат обязательному учету и могут подвергаться обработке или переработке собирающими их организациями (воинскими частями, воинскими формированиями), для вторичного использования или реализовываться организациям для последующего производства и аффинажа драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней.

Федеральный закон № 96-ФЗ от 04.05.1999г. «Об охране атмосферного воздуха» регламентирует требования к исключению вредного воздействия отходов производства и потребления при хранении, захоронении, обезвреживании на атмосферный воздух.

Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает санитарные требования к сбору, транспортировке, использованию, утилизации (обезвреживанию), хранению, захоронению отходов производства и потребления.

Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов, мусора к вопросам местного значения поселения. Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района. Организация сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.

Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002г. «О техническом регулировании» устанавливает минимальные требования технического регламента (технический регламент вводится в действие данным законом), которые обеспечивают безопасность продукции, технологического процесса и являются обязательными к выполнению. Законом отменяется обязательность применения государственных стандартов. Разработка и применение собственных стандартов, разработка и регистрация собственной системы сертификации может производиться любой организацией.

Закон РФ «О недрах». Регламентирует общие требования к обращению с отходами, возникающими при добыче, обогащении полезных ископаемых, использовании искусственных и естественных полостей, выемок недр для целей хранения и захоронения отходов.

Экологические требования по обращению с отходами регламентируются кодексами РФ: Земельным, Водным, Лесном, Уголовном, Об административных правонарушениях. Так Земельный кодекс РФ обязывает землепользователей защищать свои земли от захламления отходами производства, потребления, загрязнения. Уголовный кодекс предусматривает ответственность за производство запрещенных видов опасных отходов, а также хранение, транспортировку, использование, захоронение химических, радиоактивных, бактериологических веществ, отходов с нарушением установленных правил. Кодекс «Об административных правонарушениях» устанавливает ответственность за нарушение, несоблюдение санитарно-эпидемиологических, экологических правил при обращении с отходами и ответственность за загрязнение лесных массивов бытовыми и промышленными отходами.

Постановление Правительства Российской Федерации № 554 от 24.07.2000г. «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации» устанавливает и регламентирует требования к санитарно-эпидемиологическому нормированию сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления.

Установленные законодательством полномочия субъектов РФ в области обращения с отходами:

А). Осуществление мероприятий по предотвращению/ ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного либо природного характера, возникающих при ведении деятельности в области обращения с отходами.

Б). Разработка, утверждение, осуществление программ регионального характера в части обращения с отходами (включая твердые отходы коммунального характера).

В). Участие в разработке и реализации федеральных программ в части обращения с отходами (в соответствии с редакцией Федерального закона № 404-ФЗ от 29.12.2015г.).

Г). Участие в проведении политики государства в части обращения с отходами на территории соответствующего субъекта РФ.

Д). Разработка (в соответствии с законодательством РФ), принятие, контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, устанавливающих правила ведения деятельности региональных операторов.

Е). Ведение государственного надзора в части обращения с отходами на объектах, входящих в область ответственности регионального государственного экологического надзора.

Ж). Предоставление информации в области обращения с отходами.

З). Определение нормативов образования отходов, установление лимитов на размещение отходов. Определение порядка разработки нормативов, их утверждения применительно к деятельности субъектов сферы обращения с отходами, осуществляющих свою деятельность на объектах, которые подлежат региональному государственному экологическому надзору.

И). Прием отчетности (предоставляется в уведомительном порядке) по образованию, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, которая предоставляется субъектами предпринимательства в ходе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, которые подлежат региональному государственному экологическому надзору. Установление порядка предоставления такой отчетности и контроля за соблюдением этого порядка.

К). Определение порядка ведения регионального кадастра отходов.

Л). Определение прогнозных показателей, а также мероприятий, направленных на сокращение количества твердых коммунальных отходов (предназначенных для захоронения) в программах развития субъектов РФ.

М). Определение и утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Н). Утверждение инвестпрограмм операторов обращения с твердыми коммунальными отходами, которые (операторы) осуществляют регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

О). Разработка и утверждение производственных программ организаций – операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

П). Установка нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Р). Организация деятельности по сбору (включая раздельный сбор), перевозке, обезвреживанию, утилизации, захоронению твердых коммунальных отходов.

С). Утверждение порядка сбора (включая раздельный сбор) твердых коммунальных отходов.

Т). Регулирование производственной деятельности региональных операторов обращения с отходами , исключая установление порядка проведения их конкурсного отбора.

У). Разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами (включая твердые коммунальные отходы).

Ф). Утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов, лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Региональное законодательство в области обращения с отходами обычно представлено законами, подзаконными актами, которые принимаются на уровне субъектов РФ. Действие таких нормативно-правовых актов распространяется только на территорию субъекта РФ, принявшего данные акты.

Местное законодательство в области обращения с отходами включает в себя нормативно-правовые акты органов местного самоуправления и в основном касается вопросов организации сбора и вывоза отходов с территории муниципальных образований. Разрабатываются генеральные схемы очистки населенных пунктов, порядок инвентаризации мест размещения отходов. Кроме того, определяются показатели образования и прогнозируемого роста отходов, производится расчет необходимого количества контейнеров и спецтехники для сбора, транспортировки и утилизации отходов, определяется необходимое количество пунктов сбора отходов (контейнерных площадок, полигонов, мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций).

Международные договоры, соглашения, конвенции в области обращения с отходами, в которых участвует Российская Федерация являются особым источником права. Эти нормы обладают приоритетом перед нормами, предусмотренными российским законодательством. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации в случае, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, то применяются правила международного договора. Такое наделение международного договора особым статусом вызвано насущной потребностью в поддержании и обеспечении мирового правопорядка в сфере взаимодействия общества и природы.

Наша страна активно сотрудничает с другими странами в области охраны окружающей среды. Россия не только является правопреемницей по международным договорам, конвенциям и протоколам, заключенным СССР, но и активно заключает новые договоры в области обращения с отходами.

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (29.12.1972г., Лондон). СССР ратифицировал ее в 1975г. Положения Конвенции:

А). Запрещается сброс в море отходов или других материалов, перечисленных в приложении I к Конвенции (устойчивые пластмассы и другие устойчивые синтетические материалы; сырая и топливная нефть; материалы в какой бы то ни было форме, изготовленные для ведения биологической и химической войны, и другие);

Б). Для сброса в море всех других отходов или материалов требуется предварительное разрешение (общее или специальное).

Базельская конвенция (22.03.1989г., г. Базель) о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением - один из важнейших международных документов в области обращения с отходами. Ратифицирована Россией 01.05.1995г.

Цели сторон конвенции: усиление контроля за трансграничной перевозкой опасных и прочих отходов, сокращение таких перевозок до минимума, а также защита здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия отходов. Для реализации целей Конвенции, стороны приняли на себя определенные обязательства, в том числе обязательство предоставлять заинтересованным государствам информацию относительно трансграничных перевозок опасных отходов, обязательство запрещать транспортировку и удаление отходов лицам, не получившим разрешение на проведение таких операций, и т.д. При этом, в каждом государстве - стороне Конвенции, должен быть определен компетентный орган, который отвечает за соблюдение норм, установленных Базельской конвенцией. В Российской Федерации данным органом является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Для обеспечения выполнения положений Базельской конвенции 12.04.1996г. в г. Москве было заключено Соглашение о контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов. Участниками данного Соглашения являются Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Россия утвердила данное Соглашение в 2002 году.

Договор об Антарктике (Вашингтон, 01.12.1959г.). В 1961г. Договор был ратифицирован СССР. 04.11.1991г. в Мадриде подписан Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике. Россия ратифицировала указанный Протокол в 1997г. Особый интерес представляет приложение III к Протоколу "Удаление и управление ликвидацией отходов", говорящее об удалении отходов на суше и в море, сжигании отходов и вывозе их из района действия Договора об Антарктике, о хранении отходов, о планировании и практике управления ликвидацией отходов и т.д.

Конвенция по защите природной морской среды района Балтийского моря (09.04.1992г., Хельсинки). Стороны Хельсинской конвенции: Германия, Дания, ЕС, Латвия, Литва, Польша, Россия, Финляндия, Швеция и Эстония. Для России эта Конвенция вступила в силу 17.01.2000г. В соответствии со ст. 11 Конвенции ее стороны запрещают захоронение (любое преднамеренное удаление в море или на морское дно отходов или других материалов с судов, прочих искусственных сооружений в море или самолетов) в районе Балтийского моря.

Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (21.04.1992г., Бухарест) включая Протокол о защите морской среды Черного моря от загрязнения, вызываемого захоронением, и Протокол о сотрудничестве в борьбе с загрязнением морской среды Черного моря нефтью и другими вредными веществами в чрезвычайных ситуациях. Стороны Конвенции: Болгария, Грузия, Россия, Румыния, Турция, Украина. В соответствии с Конвенцией стороны сотрудничают в предотвращении загрязнения морской среды Черного моря, вызываемого опасными отходами при их трансграничном перемещении и захоронении. Россия ратифицировала эту конвенцию в 1993г.

Модельный (типовой) закон (15.06.1998г., Санкт-Петербург) об отходах производства и потребления, принят на 11 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ. Данный закон носит рекомендательный характер и принят с целью сближения национального законодательства стран - участниц СНГ. Закон об отходах включает в себя 7 глав: "Общие положения"; "Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обращения с отходами"; "Требования при обращении с отходами"; "Контроль за обращением с отходами"; "Нормирование и государственный учет при обращении с отходами"; "Экономическое регулирование в области обращения с отходами"; "Ответственность за нарушение требований законодательства об отходах". Принятый 24.06.1998г. в РФ Закон "Об отходах производства и потребления" повторяет структуру и большинство положений вышеуказанного Модельного закона. Стоит отметить, что в Модельном законе отдельная статья посвящена контролю органов местного самоуправления за обращением с отходами, в то время как в российском Законе такая статья отсутствует.

Соглашение о сотрудничестве в области переработки ртутьсодержащих отходов (28.05.1997г., Киев) заключенное между Правительством РФ и Правительством Украины. Кроме того, Правительством РФ заключены Соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды с правительствами таких государств, как: ФРГ, Япония, Испания, КНР, Беларусь и т.д. В них закреплены основные направления сотрудничества сторон в области охраны окружающей среды: по удалению, обезвреживанию, переработке и использованию промышленных, бытовых и иных отходов, по контролю за перемещением токсичных отходов.

Шестой Программой действий Европейского сообщества в области охраны окружающей среды от 22.07.2002г. (принята на 10 лет решением Европейского Парламента и Совета № 1600/2002/EC) утверждается, что "законодательство остается центральным звеном при решении экологических проблем". В соответствии с данной Программой обращение с отходами - одна из приоритетных сфер действия Сообщества. Программа специально подчеркивает необходимость корректировки законодательств об отходах.


Плата за негативное воздействие на окружающую среду (экоплатежи).


Экоплатежи (экологические платежи) – плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов производства и потребления, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Платежи за загрязнение окружающей среды взимаются с предприятий, организаций, учреждений, юридических и физических лиц (как отечественных, так и иностранных), которые осуществляют деятельность, связанную с природопользованием, на территории РФ с целью компенсировать вред, наносимый окружающей среде посредством деятельности предприятий. Поступление в бюджет экоплатежей осуществляется через систему налоговых органов. Контроль над расходованием экоплатежей осуществляется государственными органами.

Платежи за загрязнение окружающей среды взимаются за следующие нарушения:
А). Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ;
Б). Сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и водные объекты;
В). Размещение отходов.

Порядок определения платы за размещение отходов производства и потребления установлено Постановлением Правительства РФ № 632 от 28.08.92 г. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Постановлением Правительства РФ №344 от 12 июня 2003 года "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" устанавливаются следующие базовые ставки платежей за размещение отходов различного класса опасности:

Отходы I класса опасности - 1739,2 руб./т.
Отходы II класса опасности - 745,4 руб./т.
Отходы III класса опасности - 497 руб./т.
Отходы IV класса опасности - 248,4 руб./т.
Отходы V класса опасности добывающей промышленности - 0,4 руб./т.
Отходы V класса опасности перерабатывающей промышленности - 15 руб./т.
Отходы V класса опасности прочие - 8 руб./т.

При расчете платежей применяются поправочные коэффициенты приведения базового уровня цен к текущему в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ. Письмо Ростехнадзора от 27.04.2007 N 04-09/452О разъясняет применение поправочного коэффициента к нормативу платы.

При сверхлимитном размещении отходов размер платежей увеличивается в 5 раз. За отсутствие разрешения на размещение отходов (оформленного в установленном порядке) размер платежа увеличивается в 25 раз.

Предприятия, осуществляющие природоохранные мероприятия, могут получить снижение суммы платежей за размещение отходов в пределах объема затрат на проведение природоохранных мероприятий. Перечень этих мероприятий приведен в Приложении № 2 «Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды», утвержденных Министерства природных ресурсов и экологии РФ 26.03.1993г.

Платежи, произведенные за размещение отходов в пределах установленных лимитов учитываются в себестоимости продукции, тогда как платежи за несанкционированное, сверхлимитное размещение отходов выплачиваются в счет прибыли организации.


Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.


Данные общие требования отражены в главе VII ст. 34 «Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов» Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

1. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

2. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

3. Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

Экологический контроль.


Контроль за деятельностью в области обращения с отходами производится в соответствии с Модельным законом «Об отходах производства и потребления» (новая редакция), принятым постановлением на 29-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 31.10.2007г. № 29-15, глава 6, ст. 68-70.

Контроль может быть:

А). Государственный.

Б). Производственный и ведомственный.

В). Общественный.

Государственный контроль (надзор) осуществляется специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами, местными государственными органами, а также иными уполномоченными на то государственными органами в пределах их компетенции.

Государственный контроль (надзор) включает в себя надзор:

А). Над соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства государства по обращению с отходами, выявление нарушений законодательства государства и принятие мер по их устранению;

Б). Над соблюдением хозяйствующими субъектами требований в области обращения с отходами, в том числе предусмотренных международными соглашениями и договорами о контроле над трансграничным перемещением опасных отходов (вторичного сырья);

В). Осуществлением природоохранных, гигиенических, противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных и природоохранных правил, норм, гигиенических и экологических нормативов при обращении с отходами, в том числе предусмотренных международными договорами, ратифицированными государством;

Г). Соблюдением требований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе требований пожарной, радиационной и химической безопасности при обращении с отходами;

Д). Соблюдением условий осуществления деятельности в области обращения с отходами, установленных соответствующими лицензией и разрешением;

Е). Влиянием объектов размещения отходов на состояние окружающей среды;

Ж). Над полнотой и достоверностью информации и отчетности об отходах, представляемой хозяйствующими субъектами;

З). Осуществлением мероприятий по минимизации образования отходов и вовлечением их в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов;

И). Соблюдением права свободного доступа населения к информации в области обращения с отходами;

К). Над предпроектной и проектной документацией на организацию работ в области обращения с отходами.

Государственные органы, уполномоченные осуществлять государственный контроль (надзор) над обращением с отходами, имеют право в пределах своей компетенции:

А). Привлекать лиц, нарушивших законодательство государства об отходах, к ответственности в установленном порядке;

Б). Предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде и здоровью человека, причиненного в результате осуществления обращения с отходами;

В). Принимать в порядке, установленном законодательством государства, решения об ограничении, приостановлении, запрещении экономической деятельности, связанной с обращением с отходами и представляющей потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека;

Г). Выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства государства, причин их совершения и способствующих им условий;

Д). Осуществлять иные права в соответствии с законодательством государства.

Действия (бездействие) государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль над обращением с отходами, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством государства.

Производственный и ведомственный контроль. Хозяйствующие субъекты, в процессе экономической деятельности которых имеет место обращение с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль над обращением с отходами, целью которого является проверка соблюдения нормативов образования отходов, а также природоохранных, санитарных, противопожарных и иных требований законодательства государства.

Порядок организации производственного контроля над обращением с отходами регулируется положениями о контроле над обращением с отходами, разработанными и утвержденными предприятиями и организациями на основе устава предприятия, Модельного Закона и иных нормативных правовых актов и нормативных документов, касающихся обращения с отходами и согласованных с компетентным государственным органом.

Ведомственный контроль над обращением с отходами осуществляется государственными органами либо организациями в целях обеспечения выполнения подведомственными им организациями требований законодательства государства об отходах.

Порядок осуществления ведомственного контроля над обращением с отходами устанавливается государственным органом либо организацией, выполняющими такой контроль в подведомственных им организациях, в соответствии с требованиями Модельного Закона и иных актов законодательства государства об отходах.

Общественный контроль деятельности по обращению с отходами осуществляется общественными и некоммерческими объединениями, трудовыми коллективами и гражданами в порядке, предусмотренном законодательством государства в области охраны окружающей среды и иным законодательством государства, с целью проверки выполнения требований Модельного Закона органами государственной власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами.

Общественные и некоммерческие объединения, представители трудовых коллективов, граждане вправе вносить предложения об участии в проверке выполнения Модельного Закона исполнительными органами государственной власти, производственными объединениями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами.


Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.


Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды указан в главе XIV ст. 78 «Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды» Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

2.1. При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.































13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!