Тема: Охрана растений
Цель: систематизация знаний учащихся о значении растений для жизни человека и животных, природоохранных мерах по отношению к растениям, формирование представлений о растениях, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь, об их значении в природе и жизни человека.
Задачи: создать условия для усвоения учащимися знаний о значении и охране растений; способствовать формированию умений распознавать и описывать растения; содействовать осознанию связи между объектами живой природы, необходимости охраны растений, своей роли в реализации природо охранных мер по отношению к растениям; создать условия для актуализации потребности в гуманном отношении к растениям.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Этап проверки выполнения домашнего задания
Выполнение теста (на карточках).
1. Почему ядовитые растения нельзя трогать руками?
а) Они слишком красивые;
б) они могут вызвать серьезное отравление;
в) чтобы не навредить растению.
2. По каким признакам можно узнать волчье лыко? Запиши. .
Слова для справок: цветки, кустарник, сидят, прямо, на, сиренево-розовые, ветка, ядовитые, ярко-красные.
3. Какие растения изображены на рисунках?
На доске размещены рисунки волчьего лыка и белены черной.
Выступления учащихся на тему «Кому нужны ядовитые растения?».
3. Актуализация знаний учащихся
— Получается, что даже ядовитые растения кому-то нужны.
Учитель предлагает учащимся расшифровать предложение, записанное на доске, заменив цифры соответствующими буквами по алфавиту.
2, 6, 9 18, 1, 19, 20, 6, 15, 10, 11 15, 6, 3, 16, 9, 14, 16, 8, 15, 1
8, 10, 9, 15, 30 8, 10, 3, 16, 20, 15, 29, 23 10 25, 6, 13, 16, 3, 6, 12, 1.
(Без растений невозможна жизнь животных и человека.)
Для ускорения процесса каждому учащемуся дается по две цифры. Работа проводится коллективно у классной доски.
— Согласны ли вы с данным утверждением? Докажите.
Целеполагание: доказать утверждение «Без растений невозможна жизнь».
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Схема «Значение растений» (заполняется на основе жизненного опыта учащихся, наблюдений на экскурсии (урок 10)).
Материал для учителя: рассказ «Какую пользу приносят деревья на улицах
города?» в книге для чтения.
— К сожалению, по вине человека многие растения встречаются все реже. В нашей стране под угрозой исчезновения находится более 270 видов растений, а на планете в опасности 25 тысяч видов.
На земле исчезают цветы.
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
— Подумайте, почему некоторые растения становятся редкими в природе. Уточните правильность своих предположений, используя материал на с. 58—59 учебного пособия.
— Давайте вспомним, почему растения заносят в Красную книгу.
Пользуясь схемой «Охрана растений», учащиеся составляют рассказ о способах охраны растений.
Охрана окружающей среды
Красная книга
Охрана
растений
Выполнение правил поведения в природе
Национальные парки, заповедники
Рассказ учителя о Красной книге Республики Беларусь
— Красная книга Республики Беларусь — это перечень редких видов диких животных и дикорастущих растений на территории Беларуси, стоящих перед угрозой исчезновения. Книга получила название Красная в связи с тем, что красный цвет символизирует сигнал опасности.
Красная книга Республики Беларусь содержит сведения о состоянии вида, характере и степени угрозы его существованию. Одна из задач Красной книги — обеспечить доступ к информации о тех видах, которые подвергаются наиболее высокому риску исчезновения. С 2007 года существует электронная версия книги, которую можно найти на сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Зеленым цветом в книге обозначены растения, которые удалось спасти, но они еще малочисленны.
Учитель предлагает учащимся разгадать ребусы на с. 96 пособия «О чем в учебнике не прочитаешь».
Работа в группах на с. 59–60 учебного пособия.
Презентация работы групп.
— Почему важно сохранять растения в природе?
Коллективное составление памятки «Как сберечь растения».
Справочный материал для учащихся на с. 61 учебного пособия.
Выполнение задания 56 в рабочей тетради.
5. Этап первичной проверки понимания изученного
Рубрика «Проверьте себя» на с. 61 учебного пособия.
6. Этап закрепления новых знаний и способов действий
Установление причинно-следственных связей:
— Что может произойти с деревьями, если станет меньше птиц?
— Что было бы, если бы на Земле исчезли растения?
7. Этап применения знаний и способов действий
— На каких улицах более шумно: где мало или много деревьев? Почему? (На озелененных улицах шум менее слышен, так как кроны деревьев снижают его уровень.)
— Какой необходимый людям и животным газ выделяют зеленые растения? (Кислород.)
— Какое растение лучше задерживает пыль: с гладкой или шершавой поверхностью листа? (Чем шершавее листья, тем лучше они удерживают на своей поверхности пылинки. Очень хорошо задерживают пыль вяз и сирень, на их листьях много ворсинок.)
Работа в группах
— Составьте природоохранные меры по защите растений.
Группа 1 — как ученые.
Группа 2 — как деятели культуры.
Группа 3 — как руководители промышленных предприятий.
Группа 4 — как учащиеся школы.
8. Этап обобщения и систематизации знаний
— Как называется книга, в которую занесены названия редких и исчезающих видов живых организмов? (Красная книга.)
— Что означает красный цвет этой книги? (Цвет тревоги.)
— Каким цветом в Красной книге отмечены растения и животные,
спасенные от исчезновения, но еще малочисленные? (Зеленым.)
— Правда ли, что в Красной книге все страницы красного цвета? (Нет.)
Рубрика «Вопросы юным знатокам» на с. 62 учебного пособия.
9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий
Учащиеся самостоятельно выполняют задания 53, 54 в рабочей тетради, после чего проводятся взаимопроверка, взаимооценка.
10. Этап коррекции знаний и способов действий
Учитель организует работу с целью устранения пробелов в знаниях учащихся, выявленных в ходе выполнения задания из рабочей тетради.
Опираясь на схемы «Значение растений» и «Охрана растений», учащиеся обобщают изученный материал.
11. Этап информирования о домашнем задании
С целью закрепления знаний учитель дает задание на дом: пользуясь текстом на с. 58—61 учебного пособия и схемами, подготовить сообщение на тему «Охрана растений» или «Значение растений» (по выбору учащихся).
С целью расширения кругозора учащихся учитель предлагает им ознакомиться с материалом рубрики «А вы это знаете?» на с. 97—98 пособия «О чем в учебнике не прочитаешь».
Подготовить страничку из Красной книги (название растения, рисунок, интересные сведения о растении).
12. Этап подведения итогов
Учитель анализирует работу класса и отдельных учащихся, возвращается
к цели урока и оценивает совместно с учащимися степень ее достижения.
13. Этап рефлексии
Прием «Продолжи фразу»
Учащиеся продолжают фразу: «Сегодня на уроке я понял, что...».