СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Охрана растений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему "Охрана растений" по человеку и миру.

Просмотр содержимого документа
«Охрана растений»

Тема: Охрана растений

Цель: систематизация знаний учащихся о значении растений для жизни человека и животных, природоохранных мерах по отношению к растениям, формирование представлений о растениях, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь, об их значении в природе и жизни человека.

Задачи: создать условия для усвоения учащимися знаний о значении и охране растений; способствовать формированию умений распознавать и описывать растения; содействовать осознанию связи между объектами живой природы, необходимости охраны растений, своей роли в реализации природо охранных мер по отношению к растениям; создать условия для актуализации потребности в гуманном отношении к растениям.

Ход урока

1. Организационный этап

2. Этап проверки выполнения домашнего задания

Выполнение теста (на карточках).

1. Почему ядовитые растения нельзя трогать руками?

а) Они слишком красивые;

б) они могут вызвать серьезное отравление;

в) чтобы не навредить растению.

2. По каким признакам можно узнать волчье лыко? Запиши. .

Слова для справок: цветки, кустарник, сидят, прямо, на, сиренево-розовые, ветка, ядовитые, ярко-красные.

3. Какие растения изображены на рисунках?










На доске размещены рисунки волчьего лыка и белены черной.

Выступления учащихся на тему «Кому нужны ядовитые растения?».

3. Актуализация знаний учащихся

— Получается, что даже ядовитые растения кому-то нужны.

Учитель предлагает учащимся расшифровать предложение, записанное на доске, заменив цифры соответствующими буквами по алфавиту.

2, 6, 9 18, 1, 19, 20, 6, 15, 10, 11 15, 6, 3, 16, 9, 14, 16, 8, 15, 1

8, 10, 9, 15, 30 8, 10, 3, 16, 20, 15, 29, 23 10 25, 6, 13, 16, 3, 6, 12, 1.

(Без растений невозможна жизнь животных и человека.)

Для ускорения процесса каждому учащемуся дается по две цифры. Работа проводится коллективно у классной доски.

— Согласны ли вы с данным утверждением? Докажите.

Целеполагание: доказать утверждение «Без растений невозможна жизнь».

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Схема «Значение растений» (заполняется на основе жизненного опыта учащихся, наблюдений на экскурсии (урок 10)).


Материал для учителя: рассказ «Какую пользу приносят деревья на улицах

города?» в книге для чтения.

— К сожалению, по вине человека многие растения встречаются все реже. В нашей стране под угрозой исчезновения находится более 270 видов растений, а на планете в опасности 25 тысяч видов.

На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

— Подумайте, почему некоторые растения становятся редкими в природе. Уточните правильность своих предположений, используя материал на с. 58—59 учебного пособия.

— Давайте вспомним, почему растения заносят в Красную книгу.

Пользуясь схемой «Охрана растений», учащиеся составляют рассказ о способах охраны растений.

Охрана окружающей среды

Красная книга


Охрана

растений




Выполнение правил поведения в природе

Национальные парки, заповедники







Рассказ учителя о Красной книге Республики Беларусь

— Красная книга Республики Беларусь — это перечень редких видов диких животных и дикорастущих растений на территории Беларуси, стоящих перед угрозой исчезновения. Книга получила название Красная в связи с тем, что красный цвет символизирует сигнал опасности.

Красная книга Республики Беларусь содержит сведения о состоянии вида, характере и степени угрозы его существованию. Одна из задач Красной книги — обеспечить доступ к информации о тех видах, которые подвергаются наиболее высокому риску исчезновения. С 2007 года существует электронная версия книги, которую можно найти на сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Зеленым цветом в книге обозначены растения, которые удалось спасти, но они еще малочисленны.

Учитель предлагает учащимся разгадать ребусы на с. 96 пособия «О чем в учебнике не прочитаешь».

Работа в группах на с. 59–60 учебного пособия.

Презентация работы групп.

— Почему важно сохранять растения в природе?

Коллективное составление памятки «Как сберечь растения».

Справочный материал для учащихся на с. 61 учебного пособия.

Выполнение задания 56 в рабочей тетради.


5. Этап первичной проверки понимания изученного

Рубрика «Проверьте себя» на с. 61 учебного пособия.


6. Этап закрепления новых знаний и способов действий

Установление причинно-следственных связей:

— Что может произойти с деревьями, если станет меньше птиц?

— Что было бы, если бы на Земле исчезли растения?

7. Этап применения знаний и способов действий

— На каких улицах более шумно: где мало или много деревьев? Почему? (На озелененных улицах шум менее слышен, так как кроны деревьев снижают его уровень.)

— Какой необходимый людям и животным газ выделяют зеленые растения? (Кислород.)

— Какое растение лучше задерживает пыль: с гладкой или шершавой поверхностью листа? (Чем шершавее листья, тем лучше они удерживают на своей поверхности пылинки. Очень хорошо задерживают пыль вяз и сирень, на их листьях много ворсинок.)

Работа в группах

— Составьте природоохранные меры по защите растений.

Группа 1 — как ученые.

Группа 2 — как деятели культуры.

Группа 3 — как руководители промышленных предприятий.

Группа 4 — как учащиеся школы.

8. Этап обобщения и систематизации знаний

— Как называется книга, в которую занесены названия редких и исчезающих видов живых организмов? (Красная книга.)

— Что означает красный цвет этой книги? (Цвет тревоги.)

— Каким цветом в Красной книге отмечены растения и животные,

спасенные от исчезновения, но еще малочисленные? (Зеленым.)

— Правда ли, что в Красной книге все страницы красного цвета? (Нет.)

Рубрика «Вопросы юным знатокам» на с. 62 учебного пособия.

9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

Учащиеся самостоятельно выполняют задания 53, 54 в рабочей тетради, после чего проводятся взаимопроверка, взаимооценка.

10. Этап коррекции знаний и способов действий

Учитель организует работу с целью устранения пробелов в знаниях учащихся, выявленных в ходе выполнения задания из рабочей тетради.

Опираясь на схемы «Значение растений» и «Охрана растений», учащиеся обобщают изученный материал.

11. Этап информирования о домашнем задании

С целью закрепления знаний учитель дает задание на дом: пользуясь текстом на с. 58—61 учебного пособия и схемами, подготовить сообщение на тему «Охрана растений» или «Значение растений» (по выбору учащихся).

С целью расширения кругозора учащихся учитель предлагает им ознакомиться с материалом рубрики «А вы это знаете?» на с. 97—98 пособия «О чем в учебнике не прочитаешь».

Подготовить страничку из Красной книги (название растения, рисунок, интересные сведения о растении).

12. Этап подведения итогов

Учитель анализирует работу класса и отдельных учащихся, возвращается

к цели урока и оценивает совместно с учащимися степень ее достижения.

13. Этап рефлексии

Прием «Продолжи фразу»

Учащиеся продолжают фразу: «Сегодня на уроке я понял, что...».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!