СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект «Охрана растений» Экологическое воспитание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ УРОКА:

1)образовательные – помочь учащимся понять, что нужно делать для сохранения удивительного мира природы; показать значимость растений в жизни человека; формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений; 2)воспитывающая –  познакомить с правилами охраны растений, с растениями, занесенными в Красную книгу;  закреплять нормы и правила поведения в природе, воспитывая бережное отношение к растениям

Просмотр содержимого документа
«Конспект «Охрана растений» Экологическое воспитание.»

Охрана растений.

ЦЕЛИ УРОКА:

1)образовательные – помочь учащимся понять, что нужно делать для сохранения удивительного мира природы; показать значимость растений в жизни человека; формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений;
2)воспитывающая – познакомить с правилами охраны растений, с растениями, занесенными в Красную книгу; закреплять нормы и правила поведения в природе, воспитывая бережное отношение к растениям;
3)развивающие – развивать у учащихся навыки умственного труда, умение анализировать, обобщать и делать выводы; чувство коллективизма.

ТИП УРОКА: получение новых знании.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Нарисованный на доске кроссворд.

  • Таблица «Развитие растения из семени».

  • Карточки со словами для схемы «Значение растений в жизни человека».

  • Разрешающие и запрещающие знаки охраны природы.

  • Красные и зелёные выделители цвета. Клей.

  • Памятки «Грибное лукошко», «Корзинка с ягодами», «Букет цветов».

  • Презентация «Растения Красной книги». Аудиокассета «Звуки природы».

  • Плакат «Луг».

  • Иллюстрации с изображениями растений, цветов из «Красной книги».

  • Учебники и рабочие тетради.

  • Книга «Великан на зеленой поляне» (А.А. Плешаков, А.А. Румян­цев).

ПЛАН УРОКА:


Этап

1

Организационный момент

2

Повторение пройденного материала

3

Сообщение темы урока

4

Работа по теме урока

5

Практическая работа

б

Итог урока


ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Дети садятся на свои места и готовятся к уроку.

Слайд 1. Учитель.

Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно.
Мы тайны разгадаем
И мир большой узнаем.

2.Объявление темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы с вами попробуем, как можно больше узнать о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, о необходимости охранять и беречь растения, о правилах поведения в природе.

3.Проверка домашнего задания.
Слайд 2. Учитель. А пока давайте вспомним, о чём говорили на прошлом уроке (о размножении и развитии растений). Проверим, как вы усвоили эту тему. Отгадайте кроссворд.
1.Сладкий цветочный сок.
2.Мельчайшие жёлтые зёрнышки, которые находятся в цветах.
3.Процесс переноса пыльцы с одного цветка на другой.
4.Насекомое-опылитель.
5.Что образуется на месте цветков после опыления?
6.Чем размножается большинство растений?
7.Насекомое-опылитель.

Учитель. Как происходит опыление растений? Что образуется на мес­те цветков? Как семена распространяются? Перечислите этапы развития растения из семени. Покажите их на таблице.

Дети выполняют задания № 1, 2 на странице 24 тетради «Проверим се­бя» и задание № 19 в «Тетради для проверочных работ».

4. Работа по теме урока.

Учитель. Давайте вспомним, какую роль играют растения в жизни человека. Откройте учебники на странице 84. Прочитайте первый абзац («Книга на руке», 2 человека читают вслух, остальные следят).

Слайд 3. Учитель. Как хорошо, что на Земле есть растения. Сколько радости доставляет нам их красота! Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых су­ществ. Для животных растения — это и дом, и пища.

Люди тоже питаются растениями и продуктами, по­лученными из них. Многие растения лекарственные. Из растений изготавливают бумагу. Волокна хлопчатника и льна идут на изготовление тканей. Не могут люди обойтись и без древесины. Из нее делают дома, мебель. Используют как топливо.


Учитель. Назовите, какую роль играют растения в жизни человека (на доске постепенно открывается схема):

Учитель. Что можно сказать о роли растений в жизни человека, глядя на эту схему?
Вывод: растения играют очень большую роль в жизни человека.
Слайд 4. Учитель. Да, ребята, это так. Однако, очень часто растения гибнут из-за хозяйственной деятельности людей. Люди строят заводы, роют карьеры на месте леса, на месте луга устраивают фермы. Много дикорастущих растений при этом погибает.

Слайд 5. Учитель. Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Та­кие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас!

Учитель. Мы не раз говорили о том, что к природе надо относиться бережно. Она нас кормит, поит, одевает и обувает.

Учитель. К сожалению, деятельность человека наносит вред раститель­ному и животному миру.

Учитель. Рассмотрите растения, изображенные в нижней части страниц 84-85. Какие растения изображены?

Учитель. 0 каких растениях мы с вами уже говорили? Что вы помните о ландыше, колокольчике, сон траве, волчьем лыке, подорожнике?

Учитель. Какие из этих растений внесены в Красную книгу России? (Сон трава, ландыш.)

Слайд 6. Учитель. Многие растения, например подснежники, ятрыш­ники, водяной орех, внесены в Красную книгу Рос­сии.

Слайд 7. Учитель. Гораздо реже, чем раньше, попадаются на глаза кувшинка, волчье лыко, купальница. Возле больших го­родов осталось мало ландышей, колокольчиков. Все эти растения нуждаются в охране.

Слайд 8. Учитель. Многие растения становятся редкими из за того, что мы их рвем, а затем, через несколько дней, выбрасываем. 0 том, какие растения становятся ред­кими или уже занесены в Красную книгу, вам расскажут ребята.

Подготовленные ученики делают мини доклады.

Слайд 9. Учитель. Кувшинка. Многие считают этот цветок самым красивым в нашей местности. Ее чисто белые лепестки окружены кожистыми тем­но зелеными листьями правильной формы.

Слайд 10. Учитель. Очень красиво смотрятся они на фоне воды. Это один из самых крупных цветков наших мест.

Слайд 11. Учитель. Еще недавно во многих озерах и прудах можно было наблюдать утрен­нее появление кувшинок из воды. Сначала из глубины поднимался большой бутон, затем он превращался в прекрасный белый цветок. Бутоны всплыва­ли перед восходом солнца, а раскрывались с первыми лучами солнца. Когда солнце заходило, цветы кувшинок закрывались и опускались в воду до утра.

Слайд 12. Учитель. Сейчас увидеть кувшинку нелегко. Их безжалостно срывали. Но эти цве­ты не могут стоять в вазе. У них длинная ножка, так как растения пускают корни на глубину до 4 5 метров. Оборванный цветок теряет упругость, по­этому не будет стоять ни в какой вазе. Сорвав и выбросив цветок кувшинки, люди губят не только этот цветок, но и его потомство. После цветения кув­шинка опускается в воду, где у нее созревает плод. Семена, созревшие в плоде, будут плавать, пока не упадут на дно.

Слайд 13. Учитель. Славянские народы называли кувшинку «одоленьтравой», верили, что она излечивает от многих болезней, оберегает от бед.

Слайд 14. Учитель. Она бывает белой и жёлтой. Наши предки почитали её как самый сильный оберег от болезней, поскольку насылают их злые силы, а одолень-трава всю злобу отводит и с любой нечистью может справиться. По верованиям наших предков, цветок мог даже наградить человека талантом.

Слайд 15. Учитель. Кувшинка - царица вод и цветок русалок. Поскольку с закатом бутоны кувшинки закрываются и опускаются в воду, а наутро появляются, но лишь при ясной погоде, возникло поверье, что ночью они превращаются в прекрасных русалок, а на свету - опять в цветы

— Прочитаем рассказ «Как одолели одолень траву».

Дети читают рассказ в книге «Великан на зеленой поляне» на страни­цах 103-106.

Слайд 16. Учитель. Рассмотрите рисунок на страницах 104-105. Обратите внимание на длинные стебли, уходящие глубоко на дно. На поверхности воды мы видим листья и цветки. Рядом с белой кувшинкой изображен желтый цветок. Это растение часто называют желтой кувшинкой, потому что его листья напоми­нают листья белой кувшинки. Это кубышка.

Подготовленные ученики делают мини доклад.

Слайд 17. Учитель. Кубышка. Кубышка растет в воде, как и кувшинка. Это ее близ­кий родственник. Свое название растение получило из за плода, который похож на кубышку. Цветет растение с конца мая по август. Кубышка — ле­карственное растение. Поэтому его обрывали не только из за цветков, но и из за лечебных свойств. Но, как и кувшинка, это растение не приспособлено для того, чтобы стоять в вазах.

5.Физкультминутка.

Слайд 18. Учитель.

Вот мы деревце сажали,
Семя в землю зарывали.
(Выпрямиться, потопать ногами и присесть).
Вырос тоненький росток,
Он и строен, и высок.
(Встать, потянуться, проверить осанку).
И другие распустились,
(Руки в стороны)
Дружно так зашевелились.
(Пальцы в стороны и пошевелить ими).
Налетел весёлый ветер
И раскачивает ветки.
(Поочерёдные взмахи руками вверх и вниз).

6. Продолжение работы по теме урока.

Слайд 19. Учитель. Есть в наших водоемах еще много водных растений. Часть из них прикреплена ко дну, а некоторые не имеют корней, как водяной орех или водокрас.

Откройте ваши атласы определители и найдите изображение водокраса.

Прочитайте об этом растении.

Кувшинки, кубышки, водяной орех занесены в Красную книгу России.

Это были растения водоемов. Теперь пойдем в лес. Там цветы не срыва­ются, они еще и вытаптываются. Какие растения леса просят у нас помощи и защиты?

Слайд 20. Учитель. Купальница. У скандинавских народов существовало поверье, что лесные духи — тролли — очень любят этот цветок. В Скандинавии он называется цветком тролля. И научное имя его «троллиус».

Слайд 21. Учитель. У нас это расте­ние называют купальницей. Почему — не совсем понятно. Это растение со­всем не любит купаться. Сырые места любит, но чрезмерную влагу — нет. Тугой, яркий, круглый, плотный цветок этого травянистого растения похож на бубенчик.

Слайд 22. Учитель. Купальница — многолетняя трава. Но зацветает она только на девятый год. Это довольно обычное растение, но во многих областях она взята под охрану из за того, что ее активно уничтожают любители букетов.

Слайд 23. Учитель.

Колокольчики мои, цветики степные!

Что глядите на меня, темно голубые?

И о чем звените вы в день веселый мая,

Средь некошеной травы головой качая.


(А. Толстой)

— О каком цветке пойдет речь? (О колокольчике.)

Один из учеников делает мини доклад.

Слайд 24. Учитель. Колокольчик. Колокольчики «звенят» не только в мае. Они цветут все лето. И не только «средь некошеной травы» на лугах, но и в перелес­ках, на обочинах дорог.

Слайд 25. Учитель. Существует много видов колокольчиков. Есть круп­ные и мелкие, широкие и узкие, темно фиолетовые и бледно голубые. Всего их около 150 видов. Но все требуют к себе бережного отношения. Некото­рые виды уже занесены в Красную книгу.

Найдите в атласе определителе растения валериану и пастушью сумку.

Прочитайте о них.

Дети читают.

— Послушайте и о других растениях леса.


Слайд 26. Учитель. Замечательное богатство природы — лекарствен­ные растения. Но собирать их нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Лучше заготавливать те ра­стения, которые часто встречаются: подорожник, па­стушью сумку, пижму, тысячелистник.

Учитель рассказывает о пижме и тысячелистнике.

Слайд 27. Учитель. Пижма. Увидев пижму хоть раз, вы обязательно запомните это расте­ние. Оно высокое, стройное и все цветы у него расположены на одном уров­не. Кругленькие, маленькие, величиной с горошину цветы — это целые кор­зиночки, состоящие из тоненьких трубочек, плотно прижатых друг к другу. Листья пижмы похожи на листья рябины. Из за них это растение получило свое второе название — дикая рябинка.

Запах у этого цветка терпкий. Он служит не для того, чтобы привлекать насекомых, а для того, чтобы отпугивать их. Люди раньше приносили домой эти цветы, чтобы отпугнуть тараканов и других паразитов. Пижму использу­ют в медицине.

Слайд 28. Учитель. Тысячелистник. Посмотрите на листья растения, и вы сразу поймете: почему его так назвали. Каждый лист разрезан на мелкие дольки, а каждая долька имеет еще и ажурные края. Это растение издавна применяли при ле­чении ран, останавливая кровотечения. В народе его недаром называли и порезник, и кровавник. Во время Великой Отечественной войны им залечи­вали раны. Поэтому тысячелистник называется еще и солдатской травой.

Это растение не боится ни жары, ни заморозков. Оно может расти под палящим солнцем, цветет до поздней осени.

Слайд 29. Учитель. Валериана. Это лекарственное растение. Об этом говорит даже на­звание: «валериана» по русски — «здоровье». Капли валерианы упот­ребляют как успокаивающее средство при нервном и сердечном возбуж­дении. Промышленный сбор растения начался еще при Петре I. Собирают валериану и сейчас. Но делать это трудно .

Увидеть само растение не сложно. Оно высокое и встречается доволь­но часто на опушках и полянах. Его цветы, собранные «метелкой» хорошо заметны издали. Лекарственными средствами обладает корень растения, но только осенью, когда цветы уже отцвели, стебель засох, и листья пожел­тели. Вот тогда валериану увидеть сложно. В некоторых местах стали за­кладывать плантации валерианы, чтобы легче было ее собирать.

Слайд 30. Учитель. Пастушья сумка. Это невысокая травка с кистью белых цветов на тон­ком стебельке. На нее обычно не обращают особого внимания. Пастушья сумка также лекарственное растение. Она останавливает кровотечения.

7. Практическая работы по теме урока. Составление памяток поведения в природе.

Слайд 31. Учитель. Каждая сломанная веточка, сорванный цветок, каждая пойманная бабочка, разоренный муравейник, костер, мусор – это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну такую рану нанесёте вы, другую – кто-то ещё, что же будет с природой? Зачем бы вы ни пришли в лес – собрать лукошко грибов или просто полюбоваться красотой, - помните: вы в гостях. Вы в чужом доме, где много своих жильцов и правил. Выполняйте эти правила.
Сейчас вы по группам составите памятки поведения в той или иной ситуации.
(Ребята по группам работают с красным и зелёным выделителями текста. Получившиеся памятки у доски зачитывают по 2 человека от команды).

Звучит музыка «Звуки природы»
Памятка №1.
Грибное лукошко.
1.При сборе грибов нельзя разрывать и раскидывать в стороны мох.
2.Увидев съедобный гриб, возьми его за ножку и рывком выдерни из земли.
3.Ножку гриба нужно срезать ножом или вывернуть её из земли аккуратно, чтобы не повредить грибницу.
4.Собирай в лесу подряд все грибы.
5.Незнакомые грибы нельзя брать – среди них могут оказаться ядовитые.
6.Пинай и дави ядовитые грибы.
7.Не трогай ядовитые грибы, они могут пригодиться животным.

Слайд 32. Учитель. На доске появляется запрещающий знак.

Памятка №2.
Корзинка с ягодами.
1.Собирать ягоды надо аккуратно, не топтать их.
2.Бери все ягоды подряд: спелые и неспелые.
3.Срывай только зрелые ягоды.
4.Не вырывай кустики ягод с корнем.
5.Собирай ягоды все до одной – птицы обойдутся.
6.Оставь ягодки птицам, которые ищут корм в природе.

Памятка №3.
Букет цветов.
1.Собери на прогулке большой букет полевых цветов. Они украсят твой дом.
2.Если хочешь, собери в конце прогулки немного цветов, которые только начинают распускаться.
3.Старайся любоваться цветами в природе.
4.Подари маме охапку полевых цветов.

На доске появляется запрещающий знак. Название знака записывается в рабочую тетрадь.

Учитель. Вы хорошо справились с данной работой. Составили памятки поведения в лесу. Но ведь зачем-то люди рвут огромные букеты цветов, ломают в лесу ветки, собирают берёзовый сок, вырезают ножом на деревьях собственные имена. Попробуем разобраться в этой ситуации. Поиграем в игру «Потребители и юные хранители природы».
Учитель показывает рисунок «Сломанная ветка дерева».

Дети высказывают свои мнения. На доске появляется запрещающий знак:


Учитель показывает рисунок: «Сбор берёзового сока».

Дети высказываются. На доске появляется запрещающий знак:

Учитель. И всё-таки, несмотря на запрещающие знаки, человек стремительно вторгается в природу. Это привело к тому, что многие замечательные растения находятся под угрозой исчезновения. Люди создали «Красную книгу» природы. Красный цвет книги – сигнал опасности. Эта книга – забота о том, чтобы не скудело волшебное царство природы.

Слайд 33. Учитель. Красная книга Иркутской области.

Слайд 34. Учитель. От нашего поведения в лесу часто зависит не только судьба животных, но и судьба растений. Конечно, растения не подвержены беспокойству. Но зато они реагируют на вытаптывание.

Слайд 35 Учитель. Любка двулистная, венерин башмачок, ятрышник.

Слайд 36. Учитель. Венерин башмачок. Легенда говорит, что некогда, спасаясь в северных лесах от преследования, богиня красоты Венера оступилась среди топких болот и кочек, и с ноги ее слетел башмачок. Прекрасная туфелька богини тут же превратилась в цветок – так и появился башмачок Венеры.

Форма лепестка-чашечки этой редкой орхидеи действительно напоминает башмачок, а остальные лепестки – бархатные ленты. Недаром где бы ни росли башмачки (а их около 50 видов), они напоминают обувь. В Америке их называют мокасинами, в Европе – дамскими туфельками, научное название – башмачок Киприды, то есть той же самой Венеры – покровительницы Кипра.

А в России, где особенно распространена орхидея венерин башмачок настоящий, ее в народе называют «кукушкины башмачки», «богородицины сапожки».

Развитие сеянцев башмачков от прорастания семени до первого цветения занимает целых 18 лет!

Везде, где растет венерин башмачок, это цветок охраняемый и редкий. Он занесен в Красную книгу.

Слайд 37. Учитель. Любка двулистная или Ночная фиалка. (Растет на Пойменском лугу, на Лесниках) Ещё одно растение получившее чуть меньшую известность чем Венерин башмачок - это Любка двулистная или Ночная фиалка.

Растение имеет нежный аромат усиливающийся ночью, для привлечения ночных бабочек Бражников опыляющих это растение.


Слайд 38. Учитель. Ятрышник. (Растет на Пойменском лугу, на Лесниках) — А еще на лесной полянке, не часто, правда, но можно увидеть краси­вый цветок, называющийся ятрышник. Прочитаем о нем в книге «Великан на
поляне».

Дети читают рассказ «Кукушкины слезки» на страницах 101-102.

— Почему ятрышник получил второе название — «кукушкины слезы»?

Слайд 39. Учитель. Прострел раскрытый (сон-трава). Загадка.

Не успело солнце появиться,

В земле его бутону не сидится.

Голубовато - лиловые колокольчики раскрывает,

Листья свои к свету не пускает.

Народ верил, что он сон навевает,

Людям радость и горе предвещает.

Носит мохнатую шубу в холодную погоду,

Не боится мороза и украшает природу.

Слайд 40. Учитель. Какое удивительное изобретение природы! Маленькие чашечки Сон-травы напоминают собой пушистый подснежный тюльпан. И название сон пришло к ней из древности. Цветет, даже если температура воздуха нулевая. Почему? Внутри цветка температура +8 °С. Оказывается, чашечка цветка - это вогнутое зеркальце, которое собирает солнечное тепло. Крупные цветы напоминают - по форме колокольчик.

Слайд 41. Учитель. С этим растением связано очень много легенд, сказаний и поверий. Народное название "сон-трава" родилось из поверья: цветок этот будто бы навевает сны. Рассказывают, что однажды в начале зимы медведь откопал неведомый корень, лизнул его несколько раз и ушел в берлогу спать; увидя это, человек и сам лизнул корень, после чего рухнул наземь и проспал в лесу до самой весны. Когда он пробудился, люди уже пахали землю и сеяли хлеб. Это и был корень сон – травы.

Слайд 42. Учитель. Встречается более двадцати видов прострелов и большинство из них нуждается в охране. Исчезновение растения связано с варварским сбором весной в период цветения

Слайд 43. Учитель. Ирис. В мифологии этот цветок связан с богиней Иридой. Она спускается с высот Олимпа на землю по мосту – радуге, чтобы возвестить людям волю богов. Древние греки почитали ирис, считая его осколками радуги. Отсюда и пошло его название — в переводе с греческого ирис означает радуга.

Слайд 44. Учитель. (Загадка).

Не успел сойти белый снег,

Появился ранний, смелый побег,

А цветочки у него все разные:

Фиолетовые, синие, голубые, красные…

Они меняют окраску, следуя моде,

Красуются при холодной погоде,

Цветы ароматные - содержат много нектара,

Цветут в садах, очень любят дубравы. Медуница.

Слайд 45. Учитель. Волчье лыко (Волчеягодник) Волчье лыко – небольшой кустарник, цветками напоминающий сирень. В середине лета созревают плоды - блестящие красные ягоды. По внешнему виду плодов волчье лыко часто путают с жимолостью обыкновенной, которую также называют волчьими ягодами. Ягоды волчьего лыка очень ядовиты. Ядовито и все растение - его листья, ветви и корни. Волчье лыко встречается преимущественно в еловых лесах, но лишь там, где более богатая почва. Волчье лыко и прежде встречалось нечасто, а теперь становится все более и более редким. Причина в сокращении мест произрастания растения. Восстанавливается численность волчьего лыка очень медленно - от прорастания семени до формирования небольшого цветущего кустика проходит иногда более десяти лет.

Слайд 46. Учитель. Люди любят цветы и собирают их, чтобы любоваться дома. «ничего, я немножко…» - оправдывает себя каждый. Конечно, заставить людей отказаться от букетов нелегко. Это прочно вошедшая в быт традиция. Но времена изменились – надо менять традиции. И защиту растений надо начинать с этого. Поэтому каждый сам должен твердо следовать правилу – возвращаться домой без букета сорванных цветов.

Слайд 47. Учитель.

Учитель. Мы с вами узнали о некоторых растениях нашего края. Какие из них — водные? Какие лекарственные? Какие растения занесены в Красную книгу?

Если у педагога есть диафильм «Растения Красной книги», то можно по­знакомить учеников еще с несколькими растениями.

Слайд 48. Учитель. Люди любят цветы и собирают их, чтобы любоваться дома. «ничего, я немножко…» - оправдывает себя каждый. Конечно, заставить людей отказаться от букетов нелегко. Это прочно вошедшая в быт традиция.

Но времена изменились – надо менять традиции. И защиту растений надо начинать с этого. Поэтому каждый сам должен твердо следовать правилу – возвращаться домой без букета сорванных цветов.

Бывает, что люди, даже не срывая растений, губят их. Причина этого — вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломают­ся, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.

5. Практическая работа

— Что надо делать для охраны растений? Рассмотрите знаки, изображенные на странице 86. О каких правилах поведения в природе они рассказывают?

Дети читают текст на странице 86.

Слайд 49. Учитель.

Правила друзей природы

1.Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком. 2.Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе. 3.В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.


Слайд 50. Учитель. Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках, национальных парках. Много растений со всего мира выращивают в ботанических садах.

Важно оберегать зелёные насаждения в городах посёлках, больше деревьев и кустарников сажать возле домов и школ, в скверах и парках. Нельзя забывать и о том, что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых-опылителей, птиц.

В «Красной книге» рядом с описанием видов растений говорится о грозящей опасности. «Не истреби, не сорви, не затопчи, не испорти» - словно наказ людям. «Сбереги и дай вырасти – и ты станешь богаче не только цветами и лесами, но и душой». Давайте внесём посильную лепту в дело охраны природы: посадим вот на этом лугу по одному цветочку, занесённому в «Красную книгу». Быть может, кто-нибудь из вас, будучи взрослым, вспомнит этот урок, и действительно будет заниматься созданием заповедников для исчезающих растений.
Дети подходят к доске и приклеивают на плакат нарисованные цветы (устно говоря их названия).

8.Итог урока.
Учитель.
Какой вывод вы можете сделать для себя из сегодняшнего урока?

Учитель. Откройте тетради «100 заданий по природоведению» на страни­цах 34-35. Расскажите, пользуясь рисунком задания № 70, почему в приро­де многие растения становятся редкими.

Учитель. Рассмотрите условные знаки в № 71. Запишите, какие правила поведе­ния здесь «зашифрованы».

Учитель. Раскрасьте растения, изображенные в № 72. Подпишите их названия. Подпишите названия лекарственных растений в задании № 23 «Тетради для проверочных работ».

9.Домашнее задание.
Стр. 84-88 – читать, пересказывать, отвечать на вопросы, в тетради нарисовать природоохранные знаки

10. Работа на опережение

Учитель: Давайте прочитаем, о чём пойдёт речь на следующем уроке. Откройте учебник на странице 88.

Дети читают самостоятельно и сообщают о прочитанном.

Учитель: А сейчас самое приятное. Все угощайтесь витаминизированным напитком из лекарственного растения, занесённого в Красную книгу Республики Башкортостан. Попробуйте и узнайте на вкус что это за растение? Правильно, это – шиповник. Будьте здоровы и берегите природу!




Дополнительно: (при наличии времени)


Дети отвечают на вопросы рубрик «Подумай» и «Проверь себя» на странице 87. Если у педагога остается время, то он может предложить детям прочитать материал рубрики «Для самых лю­бознательных», в котором рассказывается о ботанических садах.


Подумай!

1. Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек?

2. Что произойдёт с деревьями, если в лесу станет мало птиц?

Проверь себя

1. Какую роль играют растения в жизни людей? 2. Почему многие виды дикорастущих растений ста­новятся редкими? 3. Назови несколько растений, нуж­дающихся в охране. 4. Что люди делают для охраны растений? 5. Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?

Из-за хозяйственной деятельности людей, сбора букетов, вытаптывания многие дикорастущие расте­ния становятся редкими. Их охраняют в заповед­никах, выращивают в ботанических садах. Собирать эти растения в природе запрещено. Каждый чело­век должен бережно относиться к растениям.


Задания

1. В книге «Великан на поляне» прочитай рас­сказы «Кукушкины слёзки», «Как одолели одолень- траву», «Ещё немного о редких растениях». Подумай
о своём поведении в природе. Всегда ли ты береж­но относишься к растениям? Обрати внимание, какие растения внесены в Красную книгу России.

2. Оформи для своих младших товарищей книжку-малышку «Берегите растения!». На первой страни­це напиши, что сказали бы растения ребятам, если
бы могли говорить.


Сейчас мы рассмотрим несколько различных ситуаций о поведении человека в природе и поиграем в игру «Экологический светофор».
Ситуация 1.
Каждую осень Галя и Маша собирали семена цветов: календулы, бархоток… Весной девочки проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах всё больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом.
Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения. На доске появляется разрешающий знак.

Ситуация 2.
Валера встал поздно, кое-как, чтобы не опаздывать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь – побежал через сад. Оказалось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полосу земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда, и Валера пустился напрямик, затаптывая нежные росточки. Когда он вбежал в класс, раздался звонок.  «Не опоздал!» - радостно подумал Валера.
Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения. На доске появляется запрещающий знак. Название знака записывается в рабочую тетрадь.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!