СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Окислительно-восстановительные реакции»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«« Окислительно-восстановительные реакции»»

Тема: « Окислительно-восстановительные реакции»


Цель урока: создать условия для развития общеучебных познавательных действий (анализа, синтеза и оценки), а также информационных УУД при изучении окислительно-восстановительных реакций.

Предметные результаты:

  1. сформировать понятие об окислительно-восстановительных  реакциях, как химических реакциях по признаку изменения степени окисления элементов.

  2. дать понятия «окислитель» и «восстановитель»;

  3. охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления;

  4. систематизировать знания о химических реакциях, о степенях окисления химических элементов;

  5. научить записывать уравнения окислительно-восстановительных  реакций, уравнивать записи ОВР методом электронного баланса.

Метапредметные результаты:

Познавательные УД: уметь оперировать понятийным аппаратом  химии; диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, находить и использовать нужную информацию;

Регулятивные УД:  Уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности уметь  действовать по плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Уметь в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УД: уметь сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Уметь слушать и понимать речь других людей.

Личностные результаты: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другой точке зрения.

Межпредметные связи: биология, экология, математика.


Оборудование и материалы: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости химических элементов веществ, мультимедийная доска, порошок магния, серная кислота, штатив с пробирками.


Базовые понятия и термины: степень окисления, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, метод электронного баланса.


Методы: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа, работа с учебником, групповая работа.

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, изучение нового материала.


Ход урока.

I.Организационный момент

II. Мотивация учебно- познавательной деятельности.

Сообщение темы урока, и цели.

Цель урока: «Знание этой темы необходимо для понимания и пояснения тех процессов, которые в дальнейшем будут изучаться в неорганической, органической химии, биологии, экологии, мы научимся составлять уравнения электронного баланса для окислительно - восстановительных реакций, усовершенствуем умение определять степени окисления».

Проблемный вопрос: Чем отличаюся окислительно - восстановительные реакции от других типов реакций?

III. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос

1. Какие типы химических реакций вам известны?

2. Что такое степень окисления?

3.Приведите примеры элементов, которые могут проявлять различные степени окисления?

Учитель предлагает учащимся разделиться на группы. Группам предлагается выполнить следующие задания, определить степени окисления атомов элементов в веществах.

I группа: H SO , SO ,

II группа:Ba(NO ) ,Al (SO ) ,P O .

III группа: O , H O, H O ,OF ,H .


IV. Изучение нового материала.

На мультимедийной доске демонстрируются 4 типа химических реакций:

Соединения: 4 Al+3 O =2 Al O

Разложения:

Ca C O =Ca O+C O

Замещения: Fe+H SO =Fe SO +H


Обмена:

Na SO +2HCl=2NaCl+SO +H O


Учащиеся вместе с учителем анализируют состав таблицы, выясняют, что некоторые реакции происходят с изменением степеней окисления элементов.

Учитель определяет, что среди разнообразных химических реакций выделяют такие, которые происходят с изменением степеней окисления. Таким образом, все химические реакции разделяют на два типа.

1.Окислительно-восстановительные реакции (с изменением степеней окисления).

2. Реакции, которые происходят без изменений степеней окисления.

Демонстрация: взаимодействие магния и серной кислоты.

На доске учитель записывает уравнения взаимодействия магния с серной кислотой и расставляет с учащимися степени окисления.


Mg+H SO =MgSO +H


Даёт определение: реакции, которые происходят с изменением степеней окисления элементов, называют окислительно-восстановительными.

Далее рассматриваются схемы процессов окисления и восстановления:


Восстановитель: Mg-2e=Mg (процесс окисления)


Окислитель: 2 H+2e=2H(процесс восстановления)


В представленной реакции магний-восстановитель. Отдавая электроны, он окисляется. Атом водорода со степенью окисления+1 присоединяет электроны и восстанавливается до молекулярного водорода H .

Далее учащиеся учатся составлять электронный баланс по такому плану (план демонстрируется на мультимедийной доске).

1. В уравнении реакции определяются степени окисления всех элементов.

2.Определяются, какие элементы изменяют степени окисления.

3.Записываются отдельно схемы процессов окисления и восстановления, указывая число электронов, которые берут участие в каждом процессе.

4.Определяется окислитель и восстановитель.

5.Находится общее кратное, делится на число электронов и определяются коэффициенты для окислителя и восстановителя.

6. Расставляются коэффициенты в начальном уравнении, проверяется количество атомов каждого элемента.


Далее разбирается следующий пример:

Пример 1.

H S + O =SO +H O

Окислитель: O + 4e=2 O 4 12 3 (восстановление)

Восстановитель:S-6e=S 6 2 (окисление)

Далее учащиеся самостоятельно составляют уравнения окислительно-восстановительных реакций по схемам:

Mg+O =MgO


Fe+Cl=FeCl Al+O=Al O


Составляется совместный вывод: окислительно-восстановительные реакции - это реакции с изменением степеней окисления. Электронный баланс помогает уравнивать сложные химические уравнения и показывает процессы окисления и восстановления.


V. Домашнее задание Изучить пар. 5-6, выполнить упражнения 1-3.



































МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БРАТСКИЙ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ











УРОК ХИМИИ В 9 КЛАССЕ


«ОКИСЛИТЕЛЬНО - ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ»














Подготовил

учитель химии

Аблаев Ленур Сабриевич









с. Братское, 2015



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!