СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оккупация и освобождение Ростова-на-Дону в годы Великой Отечественной войны.Конспект урока по программе "Познавая малую Родину"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Оккупация и освобождение Ростова-на-Дону в годы Великой Отечественной войны.Конспект урока по программе "Познавая малую Родину"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону

«Юридическая гимназия №9 им М.М. Сперанского»





«Утверждаю»

Директор МАОУ «Юридическая гимназия №9 им М.М.Сперанского»

Приказ № ______от___..2022г.

Подпись руководителя

______________ Гаджиева Е.А. Печать







Конспект урока

по предмету «Познавая малую Родину»

учителя начальных классов высшей категории

Михайловой Светланы Борисовны



МАОУ «Юридическая гимназия №9

им М.М.Сперанского»











Дата проведения «20» апреля 2023г









Тема урока: Оккупация и освобождение Ростова-на-Дону в годы Великой Отечественной войны





Цели:

1.Воспитание гражданско-патриотических чувств.

2.Воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне. 

3.Формирование чувства уважения и почитания старшего поколения, бережного отношения к памяти прошлого.

Задачи:

 1.Развить интерес к истории своей страны, событиям прошлых лет.

2. Формирование у детей чувства уважения к истории родного города Ростова-на-Дону в военное время.

3. Познакомить детей с подвигом юного героя Вити Черевичкина.

 4.Знакомить с памятниками и памятными местами в Ростове – на - Дону, связанными с событиями Великой Отечественной Войны.

5.Развивать познавательный интерес



Планируемые результаты:

Личностные УУД : объяснять, что связывает тебя с историей, судьбой твоего народа и всей России .

Регулятивные УУД :уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата .

Познавательные УУД:  устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений;


Коммуникативные УУД –    умение слушать и вступать в диалог;· участвовать в обсуждении проблем;· умение выступать перед аудиторией.



Оборудование урока:  ноутбук, презентации Microsoft PowerPoint



Ход урока.

Вводная беседа.

Летней ночью, на рассвете , в 4 часа утра 22 июня 1941 г.

без объявления войны фашистская Германия

напала на нашу Родину, нарушив мир и покой

русского народа началась Великая Отечественная война.

Четыре года боли, горя, страданий. Четыре года человеческих смертей и беспримерных подвигов. Четыре года надежды и ожидания. Четыре года слёз и страха. Война.

- А что вы знаете о событиях, которые происходили в городе Ростове-на-Дону в годы Великой Отечественной Войны?

-Какой статус имеет наш город за заслуги во время ВОВ?



Основная часть

Во время Великой Отечественной войны город подвергся оккупации и освобождали дважды.

Первым освобождением Ростова-на-Дону считается 29 ноября 1941 года, когда немецкие войска оставили город, не выдержав атаки советских войск. Этому предшествовали 8 дней вошедших в историю как «кровавая неделя», когда шли ожесточенные бои на улицах города за каждый дом, за каждую улицу. Наряду с войсками Советской Армии и мирные жители защищали свой город.

Вторая оккупация Ростова длилась 205 суток. За эти 7 месяцев было угнано на принудительные работы 53 тыс. ростовчан, расстреляно около 40 тыс. ростовчан и военнопленных, только в карьере Змиевской балки уничтожили свыше 27 тыс. человек. Фактически город был полностью разрушен. 85% административных и жилых зданий было превращено в руины, из 286 заводов и фабрик взорвано и сожжено было 280.

С целью разгрома немецко-фашистских войск на Дону и освобождения Ростова, с 1 января 1943 года была проведена Ростовская наступательная операция.

Преодолевая ожесточенное сопротивление противника, и отражая его контратаки, к середине января войска фронта вышли на рубеж Северский Донец, Дон, Веселый, Целина, где разгорелись ожесточенные и затяжные бои.

В начале 1943 года развернулись решительные сражения за столицу Дона — город Ростов. Войска 28-й армии под командованием генерала В.Ф. Герасименко 7 февраля ворвались в Батайск.

Несколько дней в городе шли упорные бои. К этому времени 5-я ударная и 2-я гвардейская армии освободили Шахты и Новочеркасск и охватили Ростов с северо-запада, а 44-я армия двигалась вдоль Азовского моря.

Засевшие в городе гитлеровцы оказались почти в полном окружении. Был открыт только путь на Таганрог. Но в ночь на 8 февраля казаки корпуса генерала Н.Я. Кириченко и войска 44-й армии под командованием В.А. Хоменко форсировали по льду реку Дон и Мёртвый Донец, перерезав и этот путь. Войска 28-й армии форсировали Дон южнее Ростова.

Освобождение Ростова от немецкой оккупации началось 8 февраля 1943 года. 152-я, 156-я, 159-я стрелковые бригады под командованием майоров И.Е. Сиванкова и М.И. Дубровина ворвались в Ростов с юга. Отважно дрались на подступах к городу войска 248-й стрелковой дивизии подполковника И.Д. Ковалёва. Бои за город длились несколько дней. Фашисты оказывали ожесточённое сопротивление.

В ночь на 9 февраля 11-я гвардейская казачья кавалерийская Донская дивизия под командованием генерала С.И. Горшкова преодолела реку Мёртвый Донец и стремительно ворвалась в пригород Ростова, в станицу Нижне-Гниловскую, и удержала её до прихода стрелковых частей.

Сломив сопротивление противника, войска фронта 7 февраля освободили города Батайск и Азов, 12 февраля — Шахты, 13 февраля — Новочеркасск. 126-я и 87-я стрелковые дивизии 51-й армии трое суток вели бои в районе станиц Аксайской и Александровской, а

утром 14 февраля вошли в город. В тот же день частями 28-й и 51-й армии город Ростов был полностью освобождён от врага. Боевые операции наземных войск прикрывала авиация 8-й воздушной армии под командованием генерала Т.Т. Хрюкина.

Многие горожане нашего города во время оккупации, как могли, помогали нашим войскам. И сегодня ребята расскажут нам истории об одном юном мальчике, о Вите Черевичкине.

Сообщение учащихся.

1-й ученик.


Виктор Черевичкин родился в городе Ростов-на-Дону в рабочей семье. После окончания семилетней школы учился в ремесленном училище № 2 и, как многие, занимался содержанием голубей. Витя был страстным голубятником.  

У фашистов, ко всем лицам, разводившим голубей, отношение было очень подозрительным. Попал под подозрение оккупантов и  шестнадцатилетний Витя Черевичкин. Немецкий штаб располагался недалеко от дома Черевичкиных, и у гитлеровцев были все основания подозревать юного соседа в работе на советскую военную разведку.


2-й ученик.



Как-то мальчик увидел, что эсэсовцы выгоняют жильцов из большого здания. Туда протянули телефонные провода. И тогда Витя решил, во что бы то ни стало установить связь с советскими войсками. Они стояли в Батайске, по ту сторону Дона. Но как это сделать? Юный разведчик написал записку с важными сообщениями, привязал ее к лапке рыжего голубя и подбросил своего любимца вверх: «Лети в Батайск!». Витя волновался: «А что, если голубь не долетит? К кому попадет его посланник?  Кто передаст советским войскам его донесение?»

3-й ученик.


Как только над Ростовом показался советский самолет, из рук Вити еще раз поднялись и стали кружиться над фашистским штабом голуби. Лётчик вёл самолёт очень низко. Витя начал энергично подавать сигналы руками. И вдруг кто-то схватил его за плечо. Мальчика заметил фашистский офицер. Его отвели в комендатуру на допрос. Фашисты пытали, били мальчика, но никакие пытки не могли сломить его волю.

Вечером 28 ноября 1941 года подростка повели в сторону Дона. Он шел, тяжело передвигая ноги. Но голову держал высоко. Немцы вели избитого Витю в парк Фрунзе. Там его и расстреляли. Голуби дотемна  сидели на крыше сарая, а утром они улетели. В тот же день немцы были выбиты из города в результате успешного контрнаступления частей Юго-Западного фронта. 

Именем Вити названа улица и Детский парк в Пролетарском районе нашего города  Ростова-на-Дону. 


Минута молчания.


Давайте, ребята, сейчас встанем, и почтим память всех погибших на этой войне  Минутой молчания.

Рефлексия

-Какие чувства и эмоции возникли у вас в процессе нашей с вами совместной работы?

-Что нового вы узнали об истории нашего города в годы великой отечественной войны?