СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окончание Смутного времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Окончание Смутного времени»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема урока

Окончание Смутного времени

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Сформировать у учащихся представление о роли народа в ликвидации Смуты, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности.

Задачи урока

На основе работы с текстом учебника, с исторической картой и презентацией определить причины распада тушинского лагеря; оценивать деятельность «семибоярщины»; определять роль народного ополчения в борьбе за независимость. Охарактеризовать позицию патриарха Гермогена в отношении призвания на российский престол польского королевича Владислава.

Образовательные ресурсы

Поурочные разработки по истории России к учебнику Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др., Москва.: Просвещение., 2018 год; рабочая тетрадь к учебнику, презентация, карта «Россия в XV — начале XVII в.», карточки для проверки домашнего задания

План урока

1) Распад тушинского лагеря. 2) Семибоярщина. 3) Первое ополчение.

4) Второе ополчение. 5) Освобождение Москвы. 6) Воцарение династии Романовых

Личностно значимая проблема

Почему день 4 ноября отмечается в России как государственный праздник.

Какое значение для России имело освобождение Москвы?

методы и формы
обучения

Методы: метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Формы: фронтальная

Основные понятия

Гетман. Семибоярщина. Народное ополчение. «Совет всей земли». День народного единства.

Основные даты 1610 г. — убийство Лжедмитрия II. 1611 г. — захват Смоленска польскими интервентами. 4 ноября 1612 г. — день окончательной сдачи Кремля польским гарнизоном. 1613 г. — Земский собор. Воцарение династии Романовых. 1613—1645 гг. — правление Михаила Фёдоровича Романова

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока


Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.Организационно-

мотивационный

3

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся. Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Прочитайте фрагмент из «Курса русской истории» В. О. Ключевского. (Приложение 1)

Как оценивает историк положение Московского государства в период Смуты? Каковы могли быть последствия Смуты для Русского государства? Как вы думаете, какие силы могли положить конец Смутному времени?

Приветствуют учителя. Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Высказывать и аргументировать

собственные суждения.

Определять причинно-следственные связи. Ставить учебную задачу урока (под руководством учителя)

Отвечают на вопрос учителя

Фронтальная

Работа



Беседа.

Работа с текстом


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Отвечают на опросы учителя

Включение в учебный процесс Постановка учеб-

ной задачи урока

II.

Актуализация

знаний

5

Беседа

Вспомните примеры из истории России, свидетельствующие об объединении русских земель против общей опасности.

Что заставило российский народ объединиться во имя спасения Отечества? Почему день 4 ноября является в России государственным праздником?

Актуализировать предметные знания.

Определять главные причинно-

следственные связи событий и процессов

Беседа.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.


Беседа

III.

Изучение

нового

материала



20

1. Беседа






2. Работа с параграфом





3. Работа с картой








4.Беседа





5. Работа
с документом



Прочитайте п. 1и 2 параграфа. Назовите причины распада «тушинского лагеря», назовите и охарактеризуйте претендентов на российский престол.

Охарактеризуйте деятельность «семибоярщины»

Кто выступил против приглашения на престол королевича Владислава?

Работая с 4,5 п параграфа охарактеризуйте деятельность Первого и Второго ополчения.

Заполните сравнительную таблицу (приложение 2)

Покажите на карте путь следования Второго ополчения к Москве.

Для чего был создан «Совет всей земли»? Почему действия Второго ополчения (в отличие от действий Первого ополчения) были удачными?




Освобождение Москвы (рассказ учителя)

(рассмотреть изображения в учебнике стр.26

Составьте рассказ «Освобождение Москвы». (Используйте материал п. 5 параграфа, карту.)


Анализируя фрагмент из «Курса русской истории» В. О. Ключевского (см. рубрику «Изучаем документ»), укажите главную особенность Земского собора 1613 г.

Аргументировать вывод на основе

материалов параграфа.




Работа с материалом параграфа





Показывать по карте и называть

географические объекты.

Самостоятельно извлекать и комментировать информацию из исторических источников.

Использовать изученный материал для аргументации вывода.

Слушают, записывают в тетрадях хронологию освобождения Москвы



Указывают главную особенность Земского собора

Беседа.






Работа с пунктом параграфа


Работа с картой









Индивидуальная работа







Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания

Работа с текстом.




Проверка заполнения таблицы



Работа в карте





Беседа.





Беседа

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

10

6.Работа с учебником

Охарактеризуйте позицию патриарха Гермогена в отношении призвания на российский престол польского королевича Владислава.

Какова в целом была роль Русской православной церкви в годы Смуты? Почему распался Тушинский лагерь? Закономерен ли, с вашей точки зрения, исход авантюры Лжедмитрия II? Какое значение имело освобождение Москвы от поляков?

Раскрывать роль РПЦ в укреплении Русского государства.

Давать оценку последствиям исторического события, процесса.

Раскрывать историческое значение события. Высказывать аргументированные

собственные суждения.


Фронтальная работа с текстом

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Устные ответы


V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

В связи с чем потребовалось избрание на российский престол нового царя? Почему выбор пал на Михаила Романова?

Оцените, ответили ли мы в полной мере на главный вопрос нашего урока: Почему день 4 ноября отмечается в России как государственный праздник.

Какое значение для России имело освобождение Москвы?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Участвовать в контрольно-оценочной, рефлексивной деятельности. Планировать свою дальнейшую познавательную деятельность по изучаемой теме


Фронтальная работа


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 16прочитать, ответить на вопросы после №


Конкретизирует домашнее задание

Составьте итоговую таблицу «Основные события Смуты XVII в.» (даты, события, участники, последствия).


Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа



















Дополнительный материал к уроку

Приложение 1.


ИЗУЧАЕМ ДОКУМЕНТ

В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ. «КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ» (ФРАГМЕНТ)

В конце 1611 года Московское государство представляло зрелище видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжёг Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города; шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол; на смену убитому второму Лжедмитрию в Пскове уселся третий, какой-то Сидорка; первое дворянское ополчение под Москвой со смертью Ляпунова расстроилось. Между тем страна оставалась без правительства. Боярская дума, ставшая во главе его по низложению Василия Шуйского, упразднилась сама собой, когда поляки захватили Кремль, где сели и некоторые из бояр со своим председателем князем Мстиславским. Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части; чуть не каждый город действовал особняком, только пересылаясь с другими городами.





Приложение 2

Первое и Второе народное ополчение


Народное ополчение

Центр формирования

Руководители

Основной состав

Итоги деятельности

Первое ополчение (январь- июль 1611год)

Рязань


Прокопий Ляпунов

Дворяне, казаки, черносошные крестьяне, горожане, «тушинские» бояре и воеводы, служилые люди из лагеря Лжедмитрия 2

Не удалось освободить Москву. В результате противоречий между казаками и дворянами был убит П. Ляпунов.

Второе ополчение (сентябрь 1611-октябрь 1612 г.)

Нижний Новгород

Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин

Мелкие и средние дворяне, горожане, крестьяне, казаки. Многонациональный состав

Капитуляция польского гарнизона и полное освобождение Москвы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!