СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окончания имён существительных во множественном числе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Окончания имён существительных во множественном числе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 26 ГОРОДА ТОРЕЗА »











Открытый урок
по русскому языку
в 5 классе

«Окончания
имён существительных
во множественном числе»



























Подготовила

учитель русского языка

Журба Н. Н.



Тема. Окончания имён существительных во множественном числе

Цели:

  • Образовательная: познакомить учащихся с особенностями образования множественного числа имен существительных; научить правильно использовать их в речи.

  • Развивающая: развивать исследовательскую деятельность учащихся; продолжить работу над развитием у учеников важнейших интеллектуальных качеств: речи, внимания, мышления, наблюдательности.

  • Воспитательная: воспитывать положительное отношение к процессу познания, интерес к родному языку, истории Донбасса;.

Планируемые результаты

Личностные:

осознание эстетической ценности русского языка; формирование уважительного отношения к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные:

самостоятельно формулировать тему и цели урока; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать версии решений; учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения;

Предметные:

знать особенности образования множественного числа имен существительных; образования форм родительного падежа множественного числа от имен существительных чулки, валенки, места и т. д.; освоение правописания окончаний имен существительных множественного числа.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: компьютер, мультимедийное обрудование, учебник, презентация к уроку, кубики с сюрпризом (внутри кубика – орешек)



Сценарий урока

  1. Мотивационный этап

– Здравствуйте!

Слайд 1

Традиционно мы начинаем урок с нового слова. Сегодня это слово «буквица». Как вы думаете, что это такое? Какое слово к нему близкое?

Бу́квица — крупная, отличная от прочих, первая буква главы, раздела или целой книги.

В рукописных книгах буквицы часто украшались орнаментами. Сказки в книге начинаются с буквицы.

– А какую букву вы хотели бы разукрасить сегодня?

(ответы детей, учитель на доске записывает буквы, названные детьми: 5 букв)

– Давайте подумаем, какими вы будете на уроке. (Например, А – активные)

(называют имена прилагательные на выбранные буквы)

Слайд 2

– Я желаю всем удачи и предлагаю стать работниками бюро лингвистических исследований. Скажите, чем занимаются исследователи? (исследуют что-то)

– А что мы можем исследовать на уроке русского языка? (языковые явления)

– Оценивать знания сегодня мы будем по стратегии «Светофор»

  1. Актуализация знаний и осуществление первого пробного действия. Определение темы урока

Работа в группах

Слайд 3

– Сегодня в почтовом ящике я обнаружила письмо. Но из-за дождя оно промокло, и в некоторых местах текст расплылся. Помогите мне восстановить письмо.

Здравствуй, любимая тётя!

Я с братом гостил у бабушки. Однажды она попросила в супермаркете купить продукт…. Я первый раз был в таком магазине. Чего там только не было! Я купил всё по списку: пять апельсин…, килограмм помидор…, шесть яблок…. Брату купил набор карандаш…, бабушке – пару чулк…, а себе – пару носк….

Домой я возвращался на автобусе. Всю дорогу стоял, потому что не было свободных мест….

Бабушка меня поблагодарила за выполненное поручение. Я стараюсь ей всегда помогать.

Следующим летом жди меня в гости.

Твой племянник Тёма

(Дети на карточках дописывают окончания в письме)

– В какой части слова отсутствуют буквы? (в окончании)

– В словах какой части речи отсутствуют окончания? (в именах существительных)

– В каком числе употреблены эти существительные? (во множ.ч.)

Н а доске запись: имя существительное множ. число

– Определите тему сегодняшнего урока.

Слайд 4

– Запишите в тетради число и тему урока «Окончания имён существительных во множественном числе»

  1. Целеполагание. Проблема урока

– Что вызвало затруднение при работе с письмом?

– Какую задачу мы поставим перед собой? (научиться правильно употреблять имена существительные множ.числа в родительном падеже)

–У каждого из вас на столе – кубик желаний. Напишите, пожалуйста, на гранях кубика, что хотите узнать, чему научиться, что хотите получить?

  1. Материал для наблюдения

– Прежде, чем приступить к исследованию, у ученых должна быть определённая информация.

А что мы знаем о множественном числе имён существительных? (обозначает много предметов)

Составление кластера «Множественное число имён существительных»

Знаю

Узнаю

обозначает много предметов


Работа в группах

Слайд 5

Исследование № 1. Образуйте от данных имён существительных форму мн. числа. Выделите окончания.

Море - …, озеро -…, буква - …, земля - …, человек - …, ребёнок - …

– Получилось ли выполнить задание?

–Как образовалась форма множественного числа имён существительных? Сделайте вывод (форма мн.ч. имён сущ-х образовалась от формы ед.ч.; изменилось окончание)

Знаю

Узнаю

обозначает много предметов

Имена сущ-е мн.ч. образуются от имён сущ-х в ед.ч.

Слайд 6

Проверка по эталону

– А во всех ли словах изменилось окончание? (нет)

– А как изменились слова человек, ребенок? (изменилась корень слова: человек – люди, ребенок – дети)

Знаю

Узнаю

обозначает много предметов

Имена сущ-е мн.ч. образуются от имён сущ-х в ед.ч.


Есть слова, в которых во мн.ч. изменяется корень

Проверка по эталону. Самооценка.

– Поставьте себе оценку:

Нет ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3».

Слайды 7 – 18

Исследование № 2

Картинный диктант.

– На слайдах будут появляться картинки, изображающие предметы, названия которых имеют форму множественного числа. Запишите эти слова в столбик.

– Образуйте форму ед.ч.

Учитель демонстрирует предметные картинки, изображающие предметы, названия которых имеет форму множественного числа (некоторые из них имеют форму только множественного): стулья, книги, санки, очки, тетради, дома́, ножницы, деньги, деревья, весы, брюки, птицы. (Учащиеся записывают имена существительные в тетрадь и находят те имена существительные, которые употребляются только во множественном числе).

–Какие слова остались? Санки, очки, ножницы, деньги, весы, брюки

Слайд 19

Проверьте. Поставьте себе оценку.

Нет ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3».

Сделайте вывод (те, что употребляются только во мн.ч.)

Составление кластера «Множественное число имён существительных»

Знаю

Узнаю

обозначает много предметов

образуются от имён сущ-х в ед.ч.


Есть имена сущ-е, в которых во мн.ч. изменяется корень


Есть имена сущ-е, употребляющиеся только во мн.ч.

Слайд ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

– А сейчас немного отдохнём. Найдите и назовите в кабинете предметы во мн. ч. (двери, компьютеры, обои, шторы, жалюзи, парты, стулья, стенды)

  1. Решение проблемы

– Вернёмся к письму, которое вы восстанавливали. Как узнать, правильно ли вы восстановили текст? (найти эти имена существительные в словаре, окончания имён сущ-х во мн.ч. проверить по словарю)

Слайд 20

Исследование № 3

Работа со словарем Время работы – 3минуты

–Вы не в первый раз работаете со словарем.

Сидорова, Василенко, Козлюменко – работают по словарю, проверяют окончания имён сущ-х из письма (апельсинов, помидоров, чулок, носков, мест).Записывают парами и выделяют окончания:

Апельсины – апельсинов, помидоры – помидоров, чулки – чулок, носки – носок, места - мест

Проверка на слайде

– Проверьте, правильно ли вы записали окончания имен существительных.

Сделайте вывод: такие слова нужно ЗАПОМНИТЬ!

СЛАЙД 21

Нет ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3».

Работа с учебником.

Упр. 554 (с. 75) – остальные уч-ся

1 группа: 1,2 абзацы

2 группа: 3 абзац

3 группа: 4,5 абзацы

Проверка работы

Составление кластера «Множественное число существительных»

Знаю

Узнаю

обозначает много предметов

образуются от имён сущ-х в ед.ч.


Есть имена сущ-е, в которых во мн.ч. изменяется корень


Есть имена сущ-е, употребляющиеся только во мн.ч.


Окончания имён сущ-х во мн.ч. проверить по словарю и запомнить

  1. Первичное закрепление нового знания

– Обратите внимание на кластер, составленный нами. Что в ходе исследований нам удалось узнать?

– Вы во время исследования делали выводы, но теории без практики не бывает. Поэтому сейчас каждый из вас проверит, как усвоил материал.

Слайд 22

«Лишнее слово» (устно)

Какое слово «лишнее» в каждом ряду? Докажите.

  1. Скрепки, кнопки, очки, спички. Только во мн.ч.

  2. Дни, сутки, будни, каникулы. День - дни

  3. Горе, беда, счастье, веселье. Беда - беды

  4. Куртки, брюки, джинсы, шорты. Куртка - куртки

  5. Щи, борщи, сливки, макароны. Борщ - борщи

Первая практическая работа – это цифровой диктант

Слайд 23

– Я буду назвать слова во мн.ч. в Р.п. Ваша задача – записать номер правильно употреблённого слова

  1. Цветов +

  2. Мандаринов +

  3. Человеков –

  4. Морей +

  5. Яблоков –

  6. Помидор –

  7. Успехов +

  8. Карандашей +

  9. Ребёнков –

  10. Детей +

Самопроверка. Поставьте себе оценку.

Нет ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3».

Слайд 24

  1. Самостоятельная работа в группах Время выполнения – 3 минуты

Задание. Списать, подчеркнуть имена сущ-е во мн.ч., выделить окончания

Группа 1

Известный краевед Донбасса археолог Виктор Евсеев у Амвро́сиевки обнаружил крупное скопление костей древних бизонов.

Под руководством известного археолога Аллы Моруже́нко в ходе раскопок кургана в Шахтёрском районе было найдено множество археологических находок, таких, как уникальный золотой скифский шлем.

Группа 2

Известный краевед Николай Сибилёв открыл по течению реки Донец сотни стоянок первобытных людей.

Под руководством управителя Н. Вепре́йского и капитана С.Чирко́ва  в районе города Ба́хмут началась разработка угля, который использовался на местных заводах и в ку́зницах.

Группа 3

Известный ученый и горный инженер Евгра́ф Ковале́вский в 1827 г. составил первую геологическую карту Донбасса, на которую нанес 25 известных ему месторождений минералов.

Григорием Капу́стиным были открыты месторождения драгоценных металлов и иных руд, но главное его открытие – первосортные угли Донецкого края.

Проверка по группам

– О чем говорится в тексте? Какие слова подчеркнули?

– Сейчас вы назвали исследователей, которые прославили Донецкий край. А чем бы вы хотели заниматься в будущем? Составьте предложения, употребив существительные во множественном числе.

Слайд 25

  1. Домашнее задание

1 группа: выполнить упр. 551 (вставить пропущенные запятые, определить падеж имён сущ во мн.ч.);

2 группа: написать сочинение-миниатюру «Мой город», употребив имена сущ-е во мн.числе.

  1. Оценивание

– Вы сегодня хорошо поработали. Я проверю тетради и выставлю оценки.

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

– Работа нашего лингвистического бюро закончена. Возьмите свои кубики и скажите, удалось ли достичь цели?

Слайд26, 27

– Добывать знания – это тяжёлый труд. Это всё равно, что грызть скорлупу ореха.

Орешек знаний твёрд, но всё же

Мы не привыкли отступать!

Нам расколоть его поможет

Желание «хочу всё знать»!

Внутри кубика желаний вас ждет сюрприз. Наш урок окончен. Всем спасибо!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!