К уроку допущена _______ 2023 г.
Руководитель практики _______ (Клестова Н. И.)
Учитель: Каспарова С. Н.
Руководитель практики: Клестова Н. И.
Предмет | Окружающий мир | Класс 3 | Скребцова Лера Сергеевна |
Тема урока | «Цветок – самый красивый и важный орган растения» |
УМК | «Начальная школа XXI века» |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Цель | Создание условий для формирования представлений обучающихся о цветке и его значении в жизни растения. |
Задачи урока | Образовательные: - повторить строение растения с помощью фронтальной формы работы; - изучить одиночные цветки и соцветия на примерах растений; - изучить, как происходит опыление цветов растений. |
Развивающие: - развивать мышление, память умение анализировать; - развивать умение планирования деятельности на уроке при помощи постановки цели и задач; - развивать умение работать с информацией при помощи учителя, при выполнении самостоятельной и парной работы. |
Воспитательные: Воспитывать стремление к изучению окружающего мира, чувство товарищества, взаимопомощи и сотрудничества с помощью выполнения задания, требующее парную работу. Воспитывать умение давать самооценку при выполнении самостоятельной работы. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
-Умеют отличать одиночные цветки растения от соцветия. -Знают, что опыление происходит с помощью ветра и насекомых. | Познавательные УУД: умеют работать с учебником; умеют воспринимать, осознавать и анализировать полученную информацию. Регулятивные УУД: умеют ставить цели и задачи урока; умеют принимать и сохранять учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; умеют оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные УУД: умеют формулировать собственное мнение и позицию; умеют договариваться относительно способов действий. | Продолжают формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу; проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Оборудование | Презентация, учебник, рабочая тетрадь, работа по карточкам. |
Методы и приёмы | Словесный, практический, наглядный. |
Формы обучения | Фронтальная, парная, индивидуальная. |
Формы контроля | Самоконтроль, взаимоконтроль. |
Этапы урока | Содержание педагогического взаимодействия | Методические примечания |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Мотивация (2 мин.) | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Сергеевна, я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Можете садиться. Проверим вашу готовность к уроку. На столах у вас должны быть учебник, рабочая тетрадь, тетрадь, ручка, карандаш, карточки на краю стола, которые вы пока что не трогаете. Я предлагаю вам посмотреть на экран. На нём представлено высказывание древнегреческого поэта -драматурга Софокла. (На экране пословица «Успех зависит от усилий».) Ребята, как вы понимаете смысл пословицы? Действительно, для того, чтобы добиться успеха, нужно стараться, прикладывать усилия, иначе добиться желаемого не получится. А для того, чтобы у нас сегодня все получилось, необходимо активно работать в течение урока. Я уверена, если мы будем прикладывать усилия, обязательно добьемся успеха! | Приветствуют учителя, - настраиваются на урок . Проверяют свою готовность к уроку. Выдвигают мнения: -Если мы не будем стараться, то не добьёмся цели. | |
2. Актуализация пробного учебного действия (2 мин.) | Ребята, какие царства живой природы вы знаете? О каком царстве вы говорили на прошлом уроке? А что такое растения? Верно. А почему они являются живыми организмами? Верно. Чем растения полезны для человека? Вы правы. Давайте с вами вспомним строение растения. Перед вами на экране представлена картинка, на которой пропущены названия органов растения, вам необходимо их назвать: Молодцы! Что является основной частью растения? А чем является стебель? Какие задачи (функции) выполняет стебель растения? Молодцы! Я вижу, что вы хорошо усвоили материал прошлых тем. | -Животные, растения, грибы и бактерии. -О царстве растений. -Растения – это живые организмы. -Потому что они питаются, дышат, растут, развиваются, размножаются, стареют и отмирают. -Человек питается растениями, делает из них лекарственные средства, получает древесину, изготавливает ткани и бумагу. Ответ: -Побег. -Частью побега. -Стебель служит опорой листьям, почкам, цветкам и плодам. По стеблю ко всем частям растения движутся вода и питательные вещества. В стебле откладываются питательные вещества. | |
3. Выявления места и причины затруднения (3 мин.) | Ребята, мы с вами вспомнили органы растения, сегодня нам предстоит познакомиться ещё с одним, чтобы узнать с каким послушайте сказку: Заспорили как-то органы растения: кто из них самый важный. Первым выступил Корень: – Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас! – Позвольте! – вступил в разговор Стебель. - А кто передает влагу от корня к другим частям растения и наоборот - от листьев к корню? Это я самый главный! Возмутились Листья: - Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте! Это мы готовим растению пищу, питаясь солнечным светом! Да и дышится рядом с нами легко». Учитель. И тут заговорил красивый… - Ребята, а кто заговорил? Обратите внимание на слайд, что на нём изображено? Верно. Откройте свои учебники на странице 74. Посмотрите, изучению какой темы мы с вами посвятим наш сегодняшний урок? Вы правы. Тема нашего урока «Цветок – самый красивый и важный орган растения». Какую цель мы поставим перед собой? Верно, сегодня мы изучим цветок и его значение в жизни растений. | - Цветок. -Тема урока «Цветок – самый красивый и важный орган растения». -Изучить цветок и его значение в жизни растения. | |
4. Построения проекта выхода из затруднения (2 мин.) | Для того чтобы достичь нашей цели нам нужно составить план урока. Продолжите фразы: Мы сегодня на уроке: Изучим... Узнаем… Проверим... Итак, поднимете руки, если готовы реализовывать план. | Мы сегодня на уроке: Изучим орган растения – цветок. Узнаем значение цветка. Проверим, как усвоили новый материал, выполняя задания. Поднимают руки. | |
5. Реализация построенного проекта (10 мин.) | Повсюду на земле встречаются растения: в лесах, горах, степях и даже в безжизненной пустыне. Это удивительные живые организмы, без которых невозможна жизнь на Земле. Цветок является очень важным органом этих растений. Действительно , мы узнаём растение прежде всего по его цветкам . Они очень разнообразны по цвету, форме величине, запаху. Давайте рассмотрим с вами цветки разных растений в учебнике на странице 75. Прочитайте подписи, какие здесь изображены? Ребята цветки растений бывают одиночными. Они расположены на стебле в отдельности от остальных цветков растения. Они могут быть расположены сверху или сбоку на стебле, и имеют обычно более яркую окраску, чем остальные цветки растения. Например, одним из наиболее известных растений с одиночными цветками является роза. У розы есть большое количество разнообразных сортов, но все они имеют одиночные цветки. Также одиночные цветки имеет тюльпан. Соцветие — это группа цветков, которые растут очень близко друг к другу и расположены в определенном порядке. Когда мы смотрим на растение, мы видим, что у него есть несколько цветков, которые собраны вместе и образуют такую группу. Примером растения с соцветием является сирень и колокольчик. Попробуем с вами определить одиночные цветки и соцветия. Цветки каких растений можно назвать одиночными, смотря на картинки в учебнике? А у каких цветки расположены группами соцветиями? Как вы их определили ? Умницы! | -Ландыш, мак, хохлатка, черёмуха, фиалка. -Одиночные: мак; соцветия: черёмуха, ландыш, фиалка, хохлатка. -По цветкам, если растение имеет один цветок, то оно одиночное, если оно собранно группами, то соцветие. | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 мин.) | Вы, наверное, часто замечали, что возле цветов всегда есть много насекомых. Как вы думаете, что они там делают? Ребята, насекомых привлекает нектар цветов, нектаром является сладкий цветочный сок, чем больше его у растений, тем чаще насекомые будут к нему прилетать. Бабочки, шмели, пчёлы прилетают за нектаром. Когда насекомое садится на цветок, к его тельцу прилипает пыльца. Пыльцой являются мельчайшие жёлтые зёрнышки в цветках. Однажды учёные поставили опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей — ни одной! Как вы считаете, почему это произошло? Да, молодцы, насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Перелетая с одного цветка на другой, насекомое опыляет растения. Опыление - это перенос пыльцы с одного цветка на другой. Рассмотрите опыление яблони в учебнике на странице 77. Как вы думаете, чем цветок привлекает насекомых? Верно. Цветки привлекают насекомых ярким цветом, запахом, формой. Лучшие опылители цветковых растений - бабочки, пчёлы, шмели. Цветки растений, которые опыляют насекомые, обычно крупные, яркие и имеют сильный приятный запах. Как мы с вами выяснили опыление может происходить с помощью насекомых, также опыление может происходить и с помощью ветра. Цветки, которые опыляются ветром,- мелкие и невзрачные. В этом легко можно убедиться, сравнив цветки берёзы и яблони в учебнике на странице 77. Ветер переносит пыльцу с одного цветка на другой. Так опыляется берёза. В её цветках не выделяется нектар, у них нет запаха и они не привлекают насекомых. Ребята, что же такое опыление? А что же такое пыльца? Как опыляются цветки? Умницы! Ребята, предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить физминутку: А теперь ребята встали! Руки дружно все подняли, Развели их в стороны, Посмотрели, ровно ли, Повернулись вправо, влево, Тихо сели - вновь за дело! | Выдвигают предположения. - Благодаря пчёлам на ветке грушевого дерева появились плоды. На другой ветке марля являлась преградой для пчёл, они не смогли пробраться к цветкам, поэтому на ней не оказалось плодов. -Запахом, цветом. - Опыление - это перенос пыльцы с одного цветка на другой. - Пыльцой являются мельчайшие жёлтые зёрнышки в цветках. -При помощи ветра или насекомых. Выполняют физминутку. | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4 мин.) | Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. Вам необходимо выполнить упражнение 56 на странице 32 в рабочей тетради. Подпишите называние растений, вы их уже изучали, поэтому должны знать. Я предлагаю вам провести самопроверку по эталону. Сравните свои ответы с ответами на слайде. Поставьте себе отметки. Если у вас нет ошибок – «5»; 1-2 ошибки – «4»; 3 и более ошибок – «3». Ребята, поднимите руки те, кто получил отметку 5, 4, 3. Молодцы. | Выполняют самостоятельную работу. Самопроверка по эталону. Поднимают руки.. | Эталон: |
8. Включения в систему знаний и повторения (3 мин.) | Следующее задание вы будете выполнять в парах. Я для вас подготовила его на карточках, чтобы вам было проще его сделать. Но перед этим давайте вспомним, какие правила вы должны соблюдать, работая в парах? Давайте соблюдать эти правила. Каждая пара выполняет задание на своей карточке, которые вам были розданы. В задании вам необходимо будет соотнести пояснения к словам. Если у вас нет вопросов, приступайте к выполнению. Когда будете готовы покажите ручку, выставленную вперёд рукой. Я вижу вы готовы проверять , каждая пара прочитает по одному определению. Ребята, поднимите руки, кто согласен с ответами. Молодцы. Вы правильно выполнили задание. | Ответы детей: - Работать должны оба; - Один говорит, другой слушает; - Своё несогласие высказывай вежливо; - Работать тихо, не мешать другим. Выполняют задание в парах. Ответы детей: Нектар – сладкий цветочный сок. Пыльца – мельчайшие жёлтые зёрнышки в цветках. Опыление – перенос пыльцы с одного цветка на другой. Насекомые- опылители – насекомые, которые опыляют цветы. Поднимают руки. | |
9. Рефлексия учебной деятельности (2 мин.) | Ребята, давайте вспомним, какая была тема нашего урока? А какая была цель урока? Удалось ли нам её достичь? А осуществили ли мы план? Давайте вспомним его. Ребята, сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Посмотрите на слайд, продолжите предложения, выбрав подходящее для вас слово. Ребята, вы сегодня молодцы, отлично справились с заданиями! Я хочу отметить самых активных детей и поставить им оценки. Я была рада с вами работать. До новых встреч! | -Тема: Цветок – самый красивый и важный орган растения. Да, мы изучили цветок и его значение. -Мы сегодня на уроке: Изучили орган растения – цветок. Узнали значение цветка. Проверили, как усвоили новый материал, выполняя задания. Оценивают свою деятельность. | |