Урок
«Прикидка и оценка результатов вычислений». (математика, 5 класс УМК Г.В.Дорофеева)
Представлен один из видов проблемного обучения: привлечение учащихся к поиску способов решения на отдельных этапах изложения знаний.
Учитель выдвигает перед учениками проблему, сам излагает учебный матариал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них включаться в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную познаватнльную задачу.
Цель: создать условия для закрепления и развития навыков умножения и деления натуральных чисел.
Задачи: Образовательные: рассмотреть способы прикидки результата (округление, последняя цифра). Развивающие: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Воспитательные: воспитывать позновательный интерес к предмету.
Планируемые результаты: Предметные: освоить различные способы прикидки результата, обобщить знания, умения по теме «Деление и умножение». Метапредметные: способствовать развитию умения выбирать наиболее эффективные способы решения различных задач. Личностные: развивать умение применять полученные знания в новых ситуациях, творческие способности.
-
Актуализация опорных знаний. Вводное повторение. Игра «Диагональ».
-
Изучение нового материала. Начнём с проблемы
11628:38=
Какой ответ верный?
36 306 3006
Что нужно знать и уметь, чтобы дать ответ быстро? Попытаемся сегодня на уроке получить способ оценки, быстрой оценки, арифметического действия.
Начинаем поиски способа, опираясь на имеющиеся навыки.
Игра «Головоломка Стивенса» .
Выслушав предположения учащихся, предлагаем защитить предложенные варианты решения.
Метод «округления».
-
900000-600000 =300000
-
73000+3000=76000
-
2
6000:50=500
-
300*500=150000
Вероятно, верным является ответ №3. Как проверить? 1) деление в столбик; 2) умножение делителя на частное.
Какой из способов занял меньшее время?
Итак, решая пример, полезно прикинуть, каким будет ответ. Вернёмя к нашей проблеме:
11628 : 38
А) 36 Б) 306 В)3006
Какой ответ верный?
Ч
тобы быстро ответить на этот вопрос замени компоненты данных близкими по значению круглыми числами 11628≈12000 38≈40
12000 : 40 = 300.
Вероятно, верный ответ б), так как в частном 3 сотни, а не 3 десятки, или 3 тысячи. Как будете проверять?
III. Решение задач.
№ 1.
№ 2. Определите последнюю цифру результата:
а)24*24 в)215*33 д)520*107
б)689*13 г)8624*22 е)4991*217
№3. Из четырёх равенств только одно верно. Найдите его, не выполняя вычислений.
1)915*25=22870 3)4880:45=108
2)735:35=201 4)206*42=852
IV.Физкультминутка.
Учащиеся встают, повторяют за учителем движение – иммитирующие работу на кухне.
Прикидка нужна в обычной жизни, например, хозяйке на кухне.
№
1. В столовую ложку помещаетс 25 г. муки, в стакан- 130 г. муки. Сколько, примерно,столовых ложек муки вмещает стакан?
130:25≈120:30=4(ст.л.) (или 125:25=5(ст.л.))
№2. В столовую ложку помещается 30 г. соли, а в стакан 220 г.- соли. Сколькими столовыми ложками можно отмерить стакан соли?
№3. Сколько понадобиться 3-х литровых банок, чтобы разлить 50 литров молока.
50:3≈51:3=(30+21):3=10+7=17
Ответ.17 банок.
№4. В одну лодку помещается 4 человека. Сколько лодок необходимо, чтобы перезти одновременно 45 человек?
45:4≈44:4=11(лодок), но 1 человек остаётся. Условие задачи не выполнено, возьмём 12 лодок.
Ответ.12лодок.
V. Рефлексия.
- Какие способы прикидки результатов арифметических действий мы узнали?
- Где возможно применить знание этих способов?
- Могут ли они заменить «деление в столбик»?
VI. Домашнее задание.
Составте пример на деление так, чтобы:
а) делитель был двузначным числом, а делимое - однозначным;
б) делитель был четырёхзначным числом, аделимое – двузначным.