Мотивационный 1.1. Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка проблемного вопроса, создание ситуации затруднения, постановка учебной задачи, решение ситуативной задачи, выявление индивидуальных затруднений, выявление отсутствующих знаний и др.) | I. Орг.момент -Ребята, приглашаю вас на урок окружающего мира. - Мы рады, что на нашем уроке присутствуют гости. Ведь недаром народная мудрость гласит: «Гости в доме – хозяевам радость!» Давайте поприветствуем наших гостей. - улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем наш урок. Будем работать в парах Правила работы в парах. 2.Повторение. Выберите рисунок, на котором изображён глобус. Что такое глобус? Уменьшенная модель земли. - А теперь вспомним , что может быть опасным в доме Если опасное — топаем ногами НЕОПАСНОЕ -хлопайте в ладоши спички, газовая плита, подушка,лекарства, одеяло, мыло, нож,стул,ножницы, иголки, стол, утюг. Как можно назвать одним словом: стол, кресло, шкаф рубашка, юбка, платье чашка, чайник, ложка. II Мотивация учебной деятельности -Прослушайте небольшой рассказ, и скажите о чем мы с вами будем говорить. - Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый. -Куда ты идешь? - спросил старик -Я иду искать место, где мне не будет так одиноко. -Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. - Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. - Как вы думаете, почему он стал счастлив(ответы детей) - Совершенно верно. А произошло это потому, что у него появилась семья. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. |
1.2. Целевая основа учебной деятельности (формулирование цели учебной деятельности, выдвижение гипотез, предположений) | III. Постановка целей и определение темы урока. - Сегодня наш урок посвящён… семье. Слайд 1 Нам этом уроке мы узнаем много нового о семье. Что такое семья? Какая семья называется дружной, счастливой? - В этом мы сегодня постараемся разобраться, и может быть, каждый из вас откроет для себя что-то новое. Если вдруг возникнут затруднения, я вам обязательно помогу. У нас всё получится, потому что вы уже настоящие ученики, знаете, как надо работать на уроке, как важно быть внимательным и вдумчивым. | Участвуют в беседе. |
2. Поисковый Планирование предстоящей учебной деятельности (поиск способа выхода из затруднения, коллективное составление плана решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в парах., фиксация плана в устной или письменной форме) | IV Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 1- Раньше на Руси говорили : семья – это семь Я. Слайд 2 - Ребята, а как вы думаете, почему семь «Я»? (дети высказывают своё мнение). А вот как на этот вопрос ответят дети: Лиля и Артём Семья-словечко странное, Хотя не иностранное. Как слово получилось Неясно нам совсем. Ну « Я» - мы понимаем, А почему их семь? Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать: Два дедушки, две бабушки, Плюс папа, мама, я. Сложили? Получается семь человек, Семь « Я»! - А если есть собака? Выходит восемь «Я»? -Нет, если есть собака, Выходит « Во»!- семья! - А где мы можем узнать точное лексическое значение слова.(В толковом словаре) - Ребята помогали мне искать в словарях значение слова «семья». Давайте их послушаем. Ученик: Амир Я искал значение слова «Семья» в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова: СЕМЬЯ - это группа живущих вместе близких родственников. Ученик:Елисей Я искал значение слова «Семья» в толковом словаре Дмитрия Николаевича Ушакова: Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. V.Первичное закрепление Учитель: - А как называется здание, где живёт семья? - Семья – это дом. Дом... Это слово знакомо всем с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. Сегодня к концу урока мы попробуем построить дом, в котором живёт счастливая семья. Но строительство дома начинается с закладки фундамента. Что такое фундамент?-строительная несущая конструкция, часть здания, сооружения, которая воспринимает все нагрузки от вышележащих конструкций и распределяет их по основанию На чём строится дом. Что же будет у нас фундаментом, узнаем из притчи о семье ПРИТЧА-это нравственное поучение, взятое из жизни Учитель: Слайд 5-7 В давние времена жила одна семья, в которой насчитывалось 100 человек. И в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано одно слово. Учитель: Работа в парах: Так что же нужно для счастливой жизни в семье? - Какое это слово , вы узнаете, переставив слоги? Работа в парах ( «понимание») Сл.8 Это и будет фундаментом нашего дома. Приклейте на фундамент нашего дома | С помощью учителя делают выводы. Работают со словарями Отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя делают выводы. Выполняют действия Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. |
3. Практический Реализация намеченного плана: -открытие нового знания, освоение учащимися новой информации, конструирование нового способа действия, решение практической задачи, самостоятельная работа с самопроверкой и/или взаимопроверкой по эталону; - включение нового способа действий в систему сложившихся знаний умений, применение знаний, умений для решения учебно-практических, учебно-познавательных задач, выполнение творческих заданий; - внесение необходимых корректив, создание алгоритма действий, проверка возможности его использования. | VI.Работа в паре: СЛ. 12, 13 - Как вы считаете, какая семья считается счастливой? Для этого я предлагаю достроить наш дом, и положить 6 кирпичиков, которые подходят для счастливой семьи. Выберите и наклейте на домик Взаимопомощь Злость Недоверие Отзывчивость Забота Ласка Любовь Грубость Уважение (ПРОЧИТАТЬ, какие слова выбрали) Сравнить со слайдом. - ВОТ МЫ И ПОСТРОИЛИ ДОМ СВОЕЙ МЕЧТЫ. Хорошо нам будет в нём? 1. А теперь давайте немного отдохнём. ФИЗМИНУТКА - Давайте ещё раз вспомним всех членов семьи Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама, Этот пальчик – Я. Вот и вся моя семья. Посмотрите на доску и соберите пословицу На что клад, когда в семье лад. Как вы её понимаете? -А теперь давайте разберёмся, кто в семье для кого кем является: -Кто ты для мамы? СЫН ДОЧЬ Кто называет тебя сыном, дочерью кроме мамы? Кто ты для бабушки? ВНУК, ВНУЧКА У мамы или папы есть сестра, кто она тебе? ТЁТЯ У маминой или папиной сестры или брата есть дети, кто они тебе? ДВОЮРОДНЫЕ БРАТЬЯ И СЁСТРЫ МОЛОДЦЫ - В любой семье происходит немало интересных событий. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы приготовили рисунки на которых изобразили ваши семьи, как живет ваша семья, чем занимается я предлагаю наклеить ваши рисунки в раб тет с. 35 А теперь напишите имена членов вашей семьи. (ПОКАЗЫВАЮ , КУДА ПИСАТЬ) с. 35 там же. ЛАБИРИНТ. А сейчас предлагаю отправиться в лабиринт. Шарики у членов семьи запутались, помогите распутать. У кого какого цвета шарик? ПРОВЕРКА Фото нашего класса -Посмотрите на экран. Почему здесь появилась фотография нашего класса? Можно ли назвать наш класс семьей? ПОЧЕМУ( Ответы детей) | Работают в парах Объясняют свой выбор. Выполняют действия Рассказывают о жизни своей семьи по рисункам (3 ученика). Защита проектов (2 ученика) Ответы детей |
4. Рефлексивный Осознание учащимися результатов своей учебной деятельности, способов достижения результатов, оценка результатов с точки зрения достижения цели, осознание необходимости коррекции своей деятельности и перспектив дальнейшего обучения, эмоциональная рефлексия. | VII. Итог урока. - Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня мы с вами говорили о самом главном, что есть в жизни человека - о семье. Солнце источник жизни как и семья, пусть над вашими семьями светит солнце. Только чего то не хватает у нашего солнышка- лучиков. - Прикрепите лучики солнца и произнесите пожелания семье (Дети крепят лучик солнышку и произносят пожелание) VIII. Рефлексия: - Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Пусть наша жизнь течет рекою, В пути не знающей преград! И пусть над нашею семьёй Лишь три созвездия горят: Одно созвездие - Любви. Другое - Верности и Счастья, А третье - просто Доброты. Пусть над семьёй они искрятся, Чтобы исполнились мечты. Учитель: - Мне было очень приятно работать с вами. - Молодцы, вы отлично работали на уроке, справились со всеми заданиями. Урок окончен. Нашим гостям хочется подарить Эмблему семьи. Пусть в их семьях царит любовь и прнимание. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Дети крепят лучик солнышку и произносят пожелание |