Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №2»
г. Осташкова Тверской области
Окружающий мир
Тема: Родная природа. Сентябрь- первый месяц осени
План-конспект
1 класс
Разработала:
учитель начальных классов высшей категории
МБОУ «Гимназия №2»
г. Осташкова Тверской обл.
Дмитриева Маргарита Евгеньевна
2017 год
Тема: «Сентябрь - первый месяц осени».
Тип урока: усвоение новых знаний
Вид урока: комбинированный
Технологии: игровая, здоровьесберегающая, перспективно - опережающего обучения С.Н.Лысенковой
Задачи:
познакомиться с признаками 1-го осеннего месяца;
развивать наблюдательность, память, мышление, речь;
формировать умение устанавливать причинно- следственные связи;
воспитывать любовь к родной природе,
прививать интерес к чтению
Оборудование :
-изображение осеннего пейзажа;
- картинки осенних цветов (астра, георгин, гладиолус);
- условные обозначения солнца, облачности, дождя, ветра для демонстрации с доски и такой же раздаточный материал у детей (солнце, туча, капля, стрелка), эти же знаки используются для итоговой диагностики в конце урока;
- предметные картинки с изображением обуви;
- изображение дерева с листьями, которые можно открепить
( количество листьев соответствует плановым этапам урока);
- ваза для сбора листьев в букет;
- аудиозапись голосов птиц,
- таблица «Перелётные птицы»;
- таблички с условными обозначениями этапов урока для обобщения;
- учебник Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» 1 класс,
- «Большая книга Смешариков» под ред. М.Корниловой
Ход урока:
Проверка готовности к уроку.
Настрой на урок:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Мотивация.
( на доске перевёрнута обратной стороной картинка с изображением дерева)
- Ребята, отгадайте загадку.
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвало все рубашки.
-Посмотрите, какое у нас красивое дерево. Как оно называется? (клён) А как вы догадались, что это клён?
У клёна очень красивые резные разноцветные листочки.
–Что происходит осенью с листьями на деревьях?
Мы соберём кленовые листья и поставим в вазу. Они ещё долго будут радовать нас своей красотой. За каждое выполненное задание мы будем получать кленовый лист. К концу урока у нас будет восхитительный букет.
4.Сообщение темы урока. Контроль уровня подготовки к усвоению нового.
- Посмотрите, пожалуйста, на картину. Какое время года на ней изображено? (осень)
- Как вы догадались?
- Тема нашего урока « Родная природа. Сентябрь».
Новый материал.
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение из книги Смешариков. О каком осеннем месяце в нём говориться?
(чтение учителя)
- Скажите название месяца, о котором я прочитала. Кто назовёт все осенние месяцы по порядку?
- Почему приходится больше сидеть дома, а не гулять?
( похолодало)
-У вас на партах картинки с изображением обуви. Прикрепите к доске ту обувь, в которой надо ходить на улицу осенью. Почему выбрали именно эту обувь?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
В такой правильной и подходящей обуви отправляемся на прогулку.
-Мы шли, шли, шли.
Мы листочек нашли.
Наклонились, подняли, опять пошли.
Мы шли, шли, шли и на место пришли.
За парты садимся, тишиной гордимся.
Ежедневно перед выходом на улицу, необходимо узнать прогноз погоды.
-Отгадайте, какая может быть погода в сентябре?
Загадки о солнце, туче, дожде, ветре.
Работа с раздаточным материалом.
- Подумайте и покажите мне, как условно обозначить солнечную погоду, дождливую погоду, облачную погоду, ветреную погоду.
Работа с учебником.
Сегодня погода хорошая и мы идём гулять в цветущий осенний сад.
-Открываем учебник на стр. 14.
Вспомните осенние прогулки, рассмотрите иллюстрацию вверху. Сравните свои наблюдения с рисунком. Начните свои высказывания со слов «Когда я гулял, то на улице было…»
- А на иллюстрации как?
Найдите значок «Открытая книга».
-Кто прочитает стихотворение? Кто его автор? О чём оно?
- Рассмотрите цветы. Назовите каждый цветок.
В какое время года цветут эти цветы?
9. ( На доске предметные картинки цветов)
Игра « Найди цветок»
- Если я показываю осенний цветок, то вы хлопаете в ладоши. Если я показываю цветок, который цветёт летом или весной- вы топаете ногами. (Игра выполняет функцию физкультминутки.)
Молодцы. Красотой природы надо любоваться и никогда не вредить природе.
10. Слушание.
(Включается запись голосов птиц.)
-Чьи голоса вы услышали на фоне музыки? (птиц)
-Посмотрите на таблицу. Назовите птиц. Как назвать одним словом: какие это птицы? (перелётные)
11. Обобщение.
(Признаки осени на примере сентября называют дети по опорным табличкам на доске.)
На память о сегодняшнем уроке возьмите домой кленовый лист. На нём сзади сюрприз, а какой- прочитаете дома с родителями.
12. Экспресс - диагностика.
К
ому урок понравился, было легко работать, было хорошее настроение на уроке - прикрепите к доске солнышко, кому было тяжело работать, плохое настроение- прикрепите тучку.
Образцы опор:
ясная погода, хорошее настроение, всё получилось

облачная, пасмурная погода, плохое настроение, не всё понял, получилось не очень хорошо
дождь, слякоть, совсем ничего не понял, ничего не получилось