2. Постановка проблемы, определение темы урока. | Слайд 1 Сегодня наш волшебный клубочек приглашает нас в… А куда , попробуйте угадать. Послушайте разговор наших одноклассников Слайд 2 (разговор ведут двое детей , подготовленных заранее) - «Я буду задавать вопросы, а ты на них отвечать» — «Хорошо». — «Это место находится в городе или селе?» — «Оно может находиться и в городе, и в селе». — «Там живут или работают?» — «Там работают люди, а вот живут —вещи». — «А вещи дорогие?» — «Дорогие. Но для сердца и памяти». — «Там бывают гости?» — «Да». — «А на какую букву начинается название?» — «На “м”». — «Это магазин!» — «Нет. Вещи там не продаются». — «Почему?» — «Потому что они принадлежат всем людям». — «А зачем они людям?» — «Чтобы знать свое прошлое. Любоваться красотой. Думать. Познавать окружающий мир» — «Ничего не понимаю! Ребята, помогите!» (Ученики высказывают предположения. Вместе с учителем определяют, что это музей.) О чем мы будем говорить на уроке? Как вы думаете, что мы должны узнать? Посмотрите на какие вопросы мы должны будем ответить в конце урока. Мы не просто будем искать ответы на эти вопросы, а в ходе урока попробуем создать свой музей. Слайд 3. Что такое музей? Что храниться в музее? Какие бывают музеи? Как нужно вести себя в музее? |
3.Работа над темой урока. Подготовка к проекту. 4. Проект. 5. Практическая работа. | 1.Итак, с чего начнем? ( Найдем определение , что такое музей) Где мы это можем узнать? ( толковый словарь, Детская энциклопедия) Слайд 4. Правильно! Молодцы! А чтобы точно найти определение слова «Музей» обратимся к умным книгам. Откроем «Детскую энциклопедию». Музей – это греческое слово. Музей – это место под открытым небом, здания, дворцы, где собраны коллекции вещей по темам, по видам. Но бывают и малые музеи: дом, квартира, комната. Музеи бывают разные. А вы ходили в музей? Расскажите, в какой музей и с кем вы ходили. Показ презентации о музеях с комментариями учителя. ( Слайды с 5-12) «Наши помощники все правильно сказали. В музее живут вещи. Дорогие. Но дорогие они не потому, что дорого стоят, а потому, что они дороги сердцу, памяти. Одни из них могут подарить посетителю новые знания, другие просто радуют глаз своей красотой. Третьи заставляют задуматься. Музеи бывают самые разные Музей–место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидишь каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. Экспонаты позволят больше узнать о своём и других народах, их быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о природе и достопримечательностях 2.Работа по учебнику. Стр.28-31 -Давайте теперь заглянем в залы того музея, в который поведет нас волшебный клубочек».( Звучит торжественная маршевая музыка. Дети открывают учебники на с. 28-29) - Прочтите задание, которое предлагается нам выполнить. Какие незнакомые слова вам встретились? ( Экспонаты). Учитель «ведет экскурсию по экспозиции». Затем показывает портреты А. В. Суворова и М. И. Кутузова — кавалеров ордена Святого Георгия. Обращает внимание на ленточку, которая обвивает наградную серебряную Георгиевскую трубу, и объясняет, почему на ней чередуются черные и оранжевые полоски: Черный цвет символизирует порох, оранжевый цвет означает пламя. Это цвета сражения на поле битвы.) Учитель просит запомнить, как выглядит ленточка, что означают цвета ее полосок. Это будет необходимо для следующего урока. - Какой из экспонатов им понравился больше всего? Почему? - Предлагаю желающим мальчикам «поработать экскурсоводами» и описать предметы на с. 31. (Отвечающему на грудь прикрепляется бирка «экскурсовод».) Звучит запись вокального произведения в исполнении Л. В. Собинова или другого певца-тенора, исполняющего произведение из репертуара прославленного артиста. Учитель помогает отвечающему вопросами: «Старинная это вещь или новая? Для чего служила? Как называется?» Дети также могут сами задавать вопросы. Учитель предлагает пофантазировать, кто мог быть хозяином той или иной вещи. Читает из Приложения (с. 76) рассказ о Л. В. Собинове. Спрашивает, что объединяет все эти разные предметы на одном развороте (эти предметы принадлежали мужчинам разного возраста и разных профессий, создают мужской облик), и уточняет, можно ли судить по предметам этой экспозиции, какие качества в мужчине всегда ценили люди? (Мужество, верность Родине, порядочность, трудолюбие, чувство долга, ответственность.) Физкультминутки по принципу игры «Море волнуется раз». После команды дети застывают в позах, изображающих те или иные музейные экспонаты (фарфоровые фигурки пастуха и продавщицы цветов, военный мундир и дамское платье, полковая труба и дамский зонтик).
Затем учитель предлагает детям «перейти в другой зал (с. 32—33 учебника), посмотреть другую экспозицию» и выяснить, какой теме она посвящена. Звучит нежная классическая музыка. Работа идет по такому же принципу, как в «мужском зале». Учитель исполняет роль экскурсовода, рассказывая о предметах на с. 32, затем предлагает одной из девочек (по желанию) провести экскурсию и рассказать детям о предметах женского туалета на с. 33 (так, как будто дама собирается пойти в театр). Можно сделать музыкальную заставку — отрывок из музыки к популярной оперетте. Дети-«посетители» задают вопросы, девочка-«экскурсовод» отвечает, а учитель помогает, если та затрудняется с ответом. Затем учитель спрашивает: «Какой теме посвящена экспозиция на с. 32—33? (Образ женщины в культуре прошлого времени.) Можно ли судить по предметам этой экспозиции, какие качества в женщине всегда ценили люди?» (Женственность, чистоту, умение уютно обустроить свой дом, аккуратность и изящество в одежде, заботливость, чувство долга, любовь к природе и культуре.) Чтение текста на стр.21. Что хранится в музее?( Слайды 10 -14.) Обучающиеся по представленным фото определяют и называют предметы, которые могут быть представлены в музее. Игра «Попробуй – угадай» (Слайды 16-26 )Дети стараются сами по экспонатам на слайдах картинкам, вид музея 4.Создание мини – музея класса. 1. этап. - Кто создает музеи? А можно ли создать маленький музей дома, в школе, классе, на заводе, в библиотеке ит.д.? Так кто является хранителем культуры? ( человек) Я предлагаю вам создать свой небольшой музей. Посмотрите, какие уже экспонаты есть в нашем музее. ( в классе расположен мини – музей, в котором уже помещены предметы из школьного музея) Что вы можете о них рассказать? 2 этап. Давайте поместим сюда те предметы, которые вы принесли сегодня с собой. Расскажите о них. ( защита и презентация тех предметов, которые дети принесли для музея) 3 этап. Работа в группах. Я думаю, будет интересно, если мы начнем создавать музей своего класса. Поработайте в группах. Из предложенных предметов отберите те, которые связаны с нашим классом. Старший в группе расскажет об этих экспонатах.( у каждой группы набор предметов, среди которых есть те, которые как то связаны с жизнью класса. Это могут быть фотографии с уроков, коллективные поделки, творческие проекты и т.д.) 5. На все ли вопросы мы с вами ответили ? Какой еще вопрос остался? Как нужно вести себя в музее? Каково ваше мнение? Я предлагаю вам посетить музей, который у нас получился. Внимательно рассмотрите его экспонаты, но помните о правилах поведения в музее. ( дети проходят к экспонатам, рассматривают их) |