2. | Актуализация знаний. Формулировка темы, цели урока. | Отгадайте загадку: Я бегу струёй из крана, Бью ключом из-под земли, Укачаю в океанах Великаны корабли. (Вода) - О чём мы будем говорить на уроке? Прочитайте пословицу и объяснение её смысла. «Капля воды дороже золота». - Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды) - С какими водоёмами познакомились? С океанами, морями. - Каков вкус морской воды? - Можно ли пить морскую воду? - Какую воду мы употребляем? (Как называют такую воду?) - Сформулируйте тему нашего урока. Пресные воды суши. - Послушайте и отгадайте загадку Не конь, а бежит, Не лес, а шумит. (Река). Тема урока: Пресные воды суши. Река. НА ДОСКУ. - Какую воду называют пресной водой? - В каких водоёмах бывает пресная вода? - Можно ли из водоёмов употреблять эту воду? -Что такое река? Какие части есть у реки? | Отвечают на вопросы; | П: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. П:Определение темы урока; |
3. | Усвоение новых знаний. Работа по учебнику. | -Откройте учебники на стр. 39. -Посмотрите внимательно на фотографии в учебнике, можно ли их объединить в одну группу? Водоёмы. - Назовите 1 – озеро, 2 – водопад, 3 – река, 4 – болото. СЛОВА НА ДОСКУ. - Как вы думаете, какая вода в этих водоёмах? - Какая вода называется пресной? РАБОТА ПО СЛОВАРЮ стр. 111. Чтение текста вслух. -Что называют ледником? Словарь стр. 110. | Смотрят; Отвечают на вопросы. | П: устанавливать причинно-следственные связи. |
4. | Физминутка | На уроке отдохнём – На рыбалку мы пойдём! Накопаем мы червей, Удочку возьмём скорей, И вприпрыжку побежим – Порыбачить мы хотим. В воду удочку закинем, Посидим тихонько. Рыбка, кажется, клюёт? Вытащим легонько. Ах, какая красота – Рыбка небольшая. Пусть живёт себе в реке, Выпущу тебя я! Быстро в школу побежим – Вот такой у нас режим. | Выполняют упражнение; | Р: Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий; |
5. | Усвоение новых знаний. Работа по учебнику. Эксперимент с водой. Закрепление полученных знаний. Работа в тетради. | - Мы с вами говорим о пресных водоёмах. Одним из таких водоёмов является река. - Какие реки протекают у нас? ПАСОЛ, ОБЬ. Есть и другие реки. - Наши реки, какие – бурные или спокойные? - Откройте учебник на стр. 40. 1. Виды рек, их отличие (чтение текста стр.40) с обращением к иллюстрации. Иногда на реках образуются водопады. Работа со словарём. - К каким водоёмам относится река – к естественным или к искусственным водоёмам. 2. Река и её части - В начале урока мы ставили цель, узнать какие части у реки. - Откройте с.41 рисунок с цифрами. Здесь дано задание. Сможем выполнить его сразу. (Нет) - Названия этих частей реки мы можем найти в тексте. Обратите внимание на выделенные слова. - Что нас просили выполнить? (Опрос: что под цифрой 1,2,3,4). -Ребята, как вы думаете, почему течёт река? Практическая работа - Рассмотрим опыт и найдём эту особенность. - Проще всего было бы понаблюдать за настоящей рекой, но на уроке у нас нет такой возможности. - Что же делать? (провести эксперимент). Эксперимент с водой: - Как переместить воду из одного стаканчика в другой? (ответы учащихся: перелить) - А можно перелить её, не поднимая стаканчик? (Нет.) - Вода может перетекать только из верхнего стаканчика вниз, но не наоборот. Какой вывод можем сделать? - Вывод: реки текут сверху вниз, с возвышенностей к низинам. Итак, делаем вывод, куда текут реки? ( Река течёт под воздействием притяжения Земли. С более высоких участков по наклону в низкие участки.) -Выполните задание №35. Что в нем нужно сделать? Откуда реки берут начало? Укажите стрелками направления их течения. | Отвечают на вопросы; Называют особенности; Слушают и воспринимают информацию. Отвечают на вопросы; | П: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Осмысленно читают упражнение, стоят речевые высказывания, строят синтез. Анализируют объекты с выделением существенных признаков. |
6. | Подведение итогов | - Какова тема урока? - Назовите цели сегодняшнего урока? - Достигли этих целей? Что нового узнали? - У кого были затруднения на уроке? - Что понравилось на уроке в своей работе? - Всё ли узнали о реке? О пресных водоёмах? | Подводят итог; Отвечают на вопросы; | Р: осуществлять итоговый контроль по результату. |