МАОУ Гимназия №1 Крутикова Светлана Владимировна.
Тема: «Животные луга» Цель: формирование представлений об обитателях луга | Тип урока: урок открытия новых знаний. |
Задачи: познакомить детей с обитателями луга; распределять животных по классам; различать животных одного класса по внешнему виду; моделировать луг; развивать наблюдательность, внимание |
Планируемые результаты: |
Предметные: Усвоение представлений об обитателях луга; Владение базовым понятийным аппаратом по теме «Природное сообщество»; Умение наблюдать, исследовать ( сравнивать, получать информацию), выделять характер, особенности природного сообщества-луг; Формирование навыка выявлять причинно-следственные связи по теме «Правила поведения на лугу». | Метапредметные: Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы; Умение систематизировать информацию; Способность работать с моделями (предметными, рисованными); Умение задавать вопросы, адекватные данной ситуации, строить монологическое высказывание. |
Метапредметные связи: окружающий мир. | УМК: «Начальная школа 21 века» |
Ресурсы урока: 1. учебник «Окружающий мир», 2 класс (2 часть) Н.Ф.Виноградова, рабочая тетрадь по окружающему миру, 2 часть. М.: Вентана- Граф 2013. Мультимедийные средства: компьютер, проектор, интерактивная доска. Раздаточный материал: карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы . Презентация «Животные луга». Цветные восковые мелки. |
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, самоконтроль, взаимоконтроль. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. Организационный момент (1 мин) | Мотивация, настрой на урок С добрым утром, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте себе успехов. - Я вам тоже желаю успехов. | Слушают, желают друг другу успехов, настраиваются на работу. | Регулятивные: принимают учебную задачу. |
II.Актуализация опорных знаний. (10 мин) Проверка домашнего задания | Организует проверку домашнего задания. А сейчас мы проверим домашнее задание -О чём мы с вами узнали на прошлом уроке? Давайте проверим, как вы хорошо знаете растения луга. | Отвечают на вопросы учителя, делают дополнения к ответам товарищей, осуществляют самоконтроль. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций на интерактивной доске, осуществляют самоконтроль | Коммуникативные: -включаются в диалог со сверстниками; -оценивают качество подготовки д/з. Познавательные: осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Регулятивные: осуществляют самоконтроль. |
III.Самоопределение к деятельности (5 мин) | Организует погружение в проблему. Обратите внимание, на доске прикреплены картинки животных. Как бы вы их расселили? Рак утка рыба лягушка бабочка на доске появляется схема: река болото рыба лягушка рак утка А как вы думаете, где может жить бабочка? Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. Какова же тема сегодняшнего урока. Открываются на доске карточки с темой урока | Пытаются определить место обитания животных, доказывают своё мнение, определяют тему урока, ставят учебные задачи. Ответы детей Предположения детей | Познавательные: -высказывают свои; предположения, -фиксируют проблему. Коммуникативные: -строят понятные для собеседника высказывания. Регулятивные: -определяют тему урока; -самостоятельно ставят новые учебные задачи. |
IV. Подходы к открытию новых знаний (10 мин) смысловой этап | Организация работы групп по исследованию учебных задач. Работа в группах. 1 группа - «Исследователи »: - Распределите по основным группам обитателей луга. Приведите примеры. (Среди обитателей животных луга есть обитатели другой среды...заяц) 2 группа - «Аналитики»: 3 группа «Энтомологи» 4 группа «Экологи» - Прочитайте текст. Составьте памятку: «Как вести себя на лугу» | Работают с информацией на карточке , с учебником(с.118-119) Строят свои предположения об обитателях луга, различают их вид. Задают вопросы своим одноклассникам. Знакомят с профессией-энтомолог и рассказывают о бабочках. Составляют правила поведения на лугу. | Регулятивные: -самостоятельно вносят необходимые коррективы в учебное действие; -осуществляют контроль. Познавательные: -анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, -строят рассуждения на основе полученной информации; -работают с книгой. Коммуникативные: -осознанно строят речевые высказывания; -задают вопросы для получения от партнёра необходимых сведений. |
V. Физминутка (1 мин) | Организует деятельность обучающихся. Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, подтянулась. Раз-росой она умылась. Два- изящно покружилась. Три- нагнулась и присела. На четыре- улетела и на цветок тихонько села. | Участвуют в разминке | Личностные: -формирование личного, эмоционального отношения к себе, своему здоровью |
VI. Подведения итогов исследования проблемы (Демонстрационно-дискуссионный этап)(10 мин) | Организация проверки работы групп по исследованию учебных задач, сверка со слайдами на экране. | 1,2, 4 группы работают с информацией на карточке, выполняют конкретные задания для своей группы, делают вывод. (Приложение 1) 1 группа «Исследователи»- составление схемы обитателей луга Животные луга насекомые птицы грызуны Среди обитателей животных луга есть обитатели леса — заяц. 2 группа «Аналитики» -зачитывают свои вопросы для групп. 3 группа по учебнику «Окружающий мир» пытается найти информацию о бабочках и рассказать о стадиях её развития. Познакомиться с профессией -энтомолог. 4 группа-»Экологи» знакомят детей с памяткой «Как вести себя на лугу» -нельзя ловить бабочек, -рвать охапками цветы, -сжигать сухую траву, -разорять птичьи гнезда | Познавательные: -анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения; -обобщают текстовую информацию и относят её содержание к известным понятиям; -выявляют причинно-следственные связи при исследовании природного сообщества-луг. Коммуникативные: -участвуют в обсуждении; -строят осознанно речевые высказывания Регулятивные: -исследуют условия учебной задачи; - обсуждают предметные способы решения; -осуществляют самоконтроль и оценивают работу товарищей. |
VII. Моделирование модели природного сообщества-луг флэшмоб (Закрепление изученного материала) (5 мин) | А сейчас выполним творческое задание. Используя цветные мелки нанести на картон растения и животные луга и выложить в определённом порядке. Организует учебное взаимодействие учеников и следующее обсуждение составленной модели. | Работают в паре и индивидуально | Регулятивные: -планируют последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; -осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. Познавательные: -фиксируют на модели определённую окраску земной поверхности; -осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Коммуникативные: -строят рассуждения, учатся формулировать собственное мнение, работать сообща. |
IX. Подведение итогов урока (1 мин) | С какими животными вы познакомились сегодня на уроке? На какие группы можно разделить этих животных? Приведите примеры. Как надо вести себя на лугу? Организует контрольно-оценивающую деятельность | Слушают учителя, отвечают на вопросы . (с животными луга) (насекомые, птицы, грызуны) Приводят примеры животных. Ответы детей | Личностные: -выражать положительное отношение к процессу познания. |
Рефлексия (1 мин) | Благодарит обучающихся за хорошую работу на уроке и просит составить панно «Поляна успеха» своего настроения. -Оцените свою работу на уроке. На доске зелёный луг. Если вам всё понятно и комфортно было на уроке, то прикрепите красный цветок. Если было трудно,но интересно, то прикрепите жёлтый цветок. Если было непонятно и скучно – прикрепите зелёный цветок. | Осуществляют оценку своей собственной учебной деятельности на уроке. | Личностные: -оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. |
XI. Домашнее задание (1 мин) | Задаёт и комментирует д/з творческое: нарисовать бабочку. конструктивное; Р.т.с.36 № 32 репродуктивное; ответы на вопросы Уч.с.124 | | Регулятивные: -записывают в дневник |
Приложение 1.
Животные луга.
Крупные животные на лугу не живут — им негде прятаться от опасности. Зато мелких животных множество!
Особенно разнообразны насекомые. На цветах — пчёлы, шмели, бабочки. Они кормятся нектаром, опыляют цветы. Между травинок плетут свою паутину— пауки.
В зелени трав можно увидеть гусениц, жуков. Со всех сторон доносится стрекотание кузнечиков.
Насекомые являются основной пищей для луговых птиц— перепела, коростеля, трясогузки. Перепел и коростель взлетают редко, в основном бегают по земле. Легко узнать трясогузку: она постоянно потряхивает хвостиком. Свои гнёзда эти птицы устраивают на земле среди травы.
На лугу живут грызуны — полёвки и мьши. Часто бывает, что ребята рвут на лугах цветы, ради забавы ловят бабочек, а то и разоряют гнёзда шмелей, птиц. Иногда ребята уничтожают на лугу гусениц, считая их вредными. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносят. Зато в каких красивых бабочек превращаются!
Весной люди поджигают на лугах прошлогоднюю траву. Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают многие растения. Погибают в огне божьи коровки, гнёзда птиц, шмелей. Очень бережно нужно относиться к живущим на лугу птицам. Если их станет меньше, то насекомые быстро размножатся и погубят множество растений. Очень важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей.