Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе примерной образовательной программы «Школа России» и на основе образовательной программы МБОУ «Школа №3». Программа по окружающему миру обеспечена УМК для 1-4 классов автора А.А. Плешакова.
Пояснительная записка
Цели курса:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи курса:
формирование уважительного отношения к семье, родному городу, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея целостности мира;
идея уважения к миру.
Общая характеристика учебного курса
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Для успешного решения задач курса важны: экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место курса в учебном плане
На изучение окружающего мира во 2 классе отводится 70 ч (2 ч в неделю, 35 уч/нед).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
человечество как многообразие народов, культур, религий;
международное сотрудничество как основа мира на Земле;
патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине;
семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению;
труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно – и социально – нравственное;
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко – культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Изучение курса играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования. У второклассника продолжается:
процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
процесс освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
формирование умения активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
формирование умения использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
процесс овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
формирование умения определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
процесс овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
процесс овладения базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
формирование умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
Второклассник учится:
понимать особую роль России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
Где мы живём? (3 часа)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные - всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (21 час)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников). Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 часов)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (10 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог)
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (6 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом..Культура поведения в общественных местах ( в магазине, кинотеатре, транспорте)
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (15 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
Повторение и обобщение (5 часов)
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
план | факт |
1 | | | Твой адрес в мире. Край, в котором мы живём. | 1 | Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями. |
2 | | | Стартовая диагностика. Россия – священная наша держава. | 1 | Проверить остаточные знания второклассников по предмету. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями. |
3 | | | Что нас окружает? Наше отношение к окружающему. | 1 | Приводить примеры объектов; различать объекты природы и рукотворного мира. |
4 | | | Живая и неживая природа. | 1 | Классифицировать объекты по существенным признакам. |
5 | | | Явления природы. | 1 | Рассказывать о результатах своих наблюдений, определять сезон по характерным явлениям природы. |
6 | | | Как измеряют температуру? Практическая работа «Измерение температуры». | 1 | Знакомиться с различными видами термометров, измерять и записывать температуру, работать в парах. |
7 | | | Что такое погода? | 1 | Наблюдать и описывать погоду за окном класса, характеризовать погоду, как сочетание температуры воздуха, осадков, облачности, ветра. Вести дневник наблюдений за погодой. |
8 | | | В гости к осени. Экскурсия. | 1 | Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязи между ними, формулировать выводы. |
9 | | | Неживая природа осенью. | 1 | Наблюдать изменения в неживой природе осенью, формулировать выводы. Рассказывать об осенних явлениях в неживой природе. Вести дневник наблюдений за погодой. |
10 | | | Живая природа осенью. Перелётные птицы. | 1 | Наблюдать изменения в живой природе осенью, формулировать выводы. Рассказывать об осенних явлениях в живой природе. Вести дневник наблюдений. |
11 | | | Звёздное небо. | 1 | Находить на рисунке знакомые созвездия, моделировать созвездия Ориона, Лебедя, Кассиопеи, формулировать выводы. |
12 | | | Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа «Знакомство с горными породами и минералами». | 1 | Исследовать с помощью лупы состав гранита, различать горные породы, формулировать выводы. Работать в паре. |
13 | | | Про воздух. | 1 | Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека. |
14 | | | Вода в жизни человека. | 1 | Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека. |
15 | | | Какие бывают растения? Практическая работа «Распознавание деревьев, кустарников и трав». | 1 | Устанавливать по схеме различия между группами растений, классифицировать растения и делать самопроверку, приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края. |
16 | | | Какие бывают животные? Проверочная работа. | 1 | Соотносить группы животных и их существенные признаки, знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию, выступать с сообщениями. Сравнивать животных. Выявлять зависимость между строением тела животного и местом его обитания. |
17 | | | Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира. | 1 | Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. |
18 | | | Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений». | 1 | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; приводить примеры, находить и обсуждать новую информацию. Формулировать выводы. Работать в парах. |
19 | | | Дикие и домашние животные. | 1 | Сравнивать и различать диких и домашних животных; моделировать значение домашних животных для человека. Формулировать выводы. Работать в парах. |
20 | | | Комнатные растения. Практическая работа «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями». | 1 | Узнавать комнатные растения на рисунках; осуществлять самопроверку. Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. Работать в группе. |
21 | | | Животные живого уголка. Про кошек и собак. Практическая работа «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка». | 1 | Рассказывать о животных живого уголка и особенностях ухода за ними. Определять породы кошек и собак; обсуждать роль кошек и собак в хозяйстве человека. Работать в группах. |
22 | | | Красная книга. | 1 | Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране. Работать в группах. |
23 | | | Будь природе другом. | 1 | Анализировать факты, угрожающие живой природе, знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил и предлагать свои правила. Работать в группах. |
24 | | | Обобщающий урок по теме «Природа». Тест. | 1 | Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов. |
25 | | | Город и село. Наш дом. Проект «Родной город». | 1 | Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село, формулировать вывод из изученного материала. Подбирать материал для проекта. Оформить стенд, сделать презентацию. |
26 | | | Что такое экономика? | 1 | Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, моделировать взаимосвязи отраслей экономики, читать тексты, находить в них ответы на поставленные вопросы. |
27 | | | Что из чего сделано? За покупками. | 1 | Классифицировать предметы по характеру материала, прослеживать производственные цепочки, моделировать их и составлять рассказ. |
28 | | | Строительство и транспорт. Виды транспорта. | 1 | Рассказывать о строительстве городского и сельского домов. Узнавать по фотографиям виды транспорта и классифицировать его. |
29 | | | Промежуточная диагностическая работа. | 1 | Анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых товаров и продуктов. |
30 | | | Культура и образование. Все профессии важны. | 1 | Различать учреждения культуры и образования, узнавать их и приводить примеры. Посещать музеи. |
31 | | | В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия. | 1 | Наблюдать над зимними природными явлениями. Обсуждать зимние явления за прошедший день, исследовать пласт снега и выявлять зависимость от чередования оттепелей, снегопадов и морозов. |
32 | | | Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц. | 1 | Обобщить наблюдения над зимними природными явлениями. Формулировать правила поведения на улице зимой. Работать с текстами учебника, делать выводы. |
33 | | | Невидимые нити в лесу. | 1 | Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. |
34 | | | Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села». Тест. | 1 | Выполнять тестовые задания. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. |
35 | | | Строение тела человека. | 1 | Называть и показывать внешние части тела человека, определять на страницах учебника или на муляже положение внутренних органов. |
36 | | | Если хочешь быть здоров. | 1 | Рассказывать о своём режиме дня, составлять рациональный режим дня школьника. Обсуждать сбалансированное питание школьника, формулировать правила личной гигиены. |
37 | | | Поговорим о болезнях. | 1 | Выяснить значение понятия «здоровье». Обсудить проблему, что может повредить здоровью, что поможет сохранить его. |
38 | | | Правила дорожного движения. Берегись автомобиля! Практическая работа «Отработка правил перехода улиц». | 1 | Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов, моделировать сигналы светофора. Практически учиться соблюдать правила дорожной безопасности. |
39 | | | Домашние опасности. | 1 | Объяснять с опорой на иллюстрацию учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций, формулировать правила безопасности в быту. |
40 | | | Пожар. | 1 | Характеризовать пожароопасные предметы, запомнить правила предупреждения пожара, моделировать вызов пожарной охраны по мобильному и обычному телефону по номеру МЧС. |
41 | | | Лесные опасности. | 1 | Характеризовать потенциальные опасности в лесу, определять с помощью дополнительной литературы опасных насекомых. |
42 | | | Как нужно купаться? | 1 | Характеризовать потенциальные опасности на воде, запомнить правила поведения во время купания. |
43 | | | Очень подозрительный тип. | 1 | Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми, предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, моделировать звонок в милицию и МЧС. |
44 | | | Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест. | 1 | Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов. |
45 | | | Наша дружная семья. | 1 | Формировать понятие «культура общения», рассказывать о семейных взаимоотношениях, моделировать ситуации семейной трапезы. |
46 | | | В школе. | 1 | Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, в школе. Обсуждать вопрос о культуре общения в школе, моделировать различные ситуации. |
47 | | | Правила вежливости. | 1 | Обсуждать, какие правила вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. Формировать правила поведения, моделировать ситуации общения в различных ситуациях. |
48 | | | День рождения. Практическая работа «Отработка основных правил этикета». | 1 | Обсуждать морально-эстетические аспекты дружбы, правила поведения за столом. Формулировать правила этикета в гостях. Моделировать различные ситуации за столом. |
49 | | | Мы – зрители и пассажиры. Проверочная работа. | 1 | Обсуждать правила поведения в театре, в общественном транспорте, формулировать их на основе иллюстраций учебника. |
50 | | | Обобщающий урок по теме «Общение».Тест. | 1 | Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов. |
51 | | | Посмотрите вокруг. | 1 | Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; находить на схеме и называть указанные стороны горизонта. |
52 | | | Для чего нужен компас? Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу». | 1 | Находить ориентиры на рисунке учебника, на дороге от дома до школы, в своём городе. Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним. Знакомиться со способами ориентирования по местным признакам. |
53 | | | Формы земной поверхности. | 1 | Сопоставлять фотографии равнин и гор, анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Сравнивать по схеме гору и холм, описывать красоту гор. |
54 | | | Водоёмы. | 1 | Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения. Анализировать схему частей реки. |
55 | | | В гости к весне. Экскурсия. | 1 | Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, появлением первых птиц и т.д., используя дополнительную литературу. Формулировать выводы о весенних явлениях природы. |
56 | | | Путешествие по родной стране. | 1 | Сравнивать изображение России на глобусе и карте, осваивать приёмы чтения карты, учиться правильно показывать объекты на настенной карте. |
57 | | | Что такое карта и как её читать? Практическая работа «Освоение основных приёмов чтения карты». | 1 | Учиться правильно показывать объекты на настенной карте, осваивать приёмы чтения карты. |
58 | | | Путешествие по Москве. Московский Кремль. | 1 | Находить Москву на карте России, знакомиться с планом Москвы. Обсуждать значение Московского Кремля для каждого россиянина, извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Москвы. |
59 | | | Город на Неве. | 1 | Находить Санкт-Петербург на карте России, знакомиться с планом Санкт-Петербурга. Извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Санкт-Петербурга. |
60 | | | Путешествие по Оке. | 1 | Рассказать по фотографиям в учебнике о достопримечательностях городов на Оке. Моделировать в виде схемы, чем знаменит каждый из городов на Оке. |
61 | | | Путешествие по планете. | 1 | Сравнивать глобус и карту мира, находить, называть и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны. |
62 | | | Страны мира. | 1 | Сравнивать политическую и физическую карты мира. Приводить примеры стран, расположенных на разных материках. |
63 | | | Путешествие в космос. Тест за учебный год. | 1 | Работать с готовыми моделями – глобусом и картой. Изучать дополнительную информацию о звёздах, планетах, метеоритах. Выявить главные факторы жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Выполнять тестовые задания. |
64-65 | | | Обобщающий урок по теме «Путешествие». Итоговая диагностическая работа. | 2 | Обобщить знания по теме «Путешествие». Выполнять тестовые задания. |
66 | | | Впереди лето. | 3 | Приводить примеры летних явлений в живой и неживой природе, определять цветущие травы с помощью дополнительной литературы. |
67-70 | | | Повторение и обобщение. | 5 | Обобщить знания по темам, изученным в учебном году. Выполнять тестовые задания. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебные пособия:
Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы ( +диск). В двух частях. Часть1,2 / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2013.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1,2 / Плешаков А.А. – М.: - Просвещение, 2014.
Окружающий мир. Тесты. 2 класс / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2014
Учебно – методическая литература:
Плешаков А.А. окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение,2014.
Плешаков А.А., Соловьева А.Е. Окружающий мир. Методические рекомендации. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012
Плешаков А.А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 2013
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас – определитель. – М.: Просвещение, 2012
Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. – М.: Просвещение, 2013.
Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 1 – 2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / В.В. Мещерякова, С.В. Савинова. – М.: Планета, 2014 – (Качество обучения)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического объединения учителей начальных классов От 2 августа 2016 год №1 Руководитель МО начальных классов Фридман Е.А._____________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Пушкина Е.В.________________ 2 августа 2016 год |
8