СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели курса:

  • изучение  курса  в начальной школе  направлено  на  достижение  следующих  целей:
  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного  осмысления ребёнком  личного опыта общения с людьми  и природой;
  • духовно – нравственное  развитие и воспитание личности гражданина  России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского  общества.

 

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир 2 класс»

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе примерной образовательной программы «Школа России» и на основе образовательной программы МБОУ «Школа №3». Программа по окружающему миру обеспечена УМК для 1-4 классов автора А.А. Плешакова.


  1. Пояснительная записка



Цели курса:

    • изучение курса в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.


Задачи курса:

  • формирование уважительного отношения к семье, родному городу, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;

  • идея целостности мира;

  • идея уважения к миру.


  1. Общая характеристика учебного курса


Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.

Для успешного решения задач курса важны: экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.






  1. Место курса в учебном плане



На изучение окружающего мира во 2 классе отводится 70 ч (2 ч в неделю, 35 уч/нед).


  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета



  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;

  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

  • человечество как многообразие народов, культур, религий;

  • международное сотрудничество как основа мира на Земле;

  • патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине;

  • семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению;

  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

  • ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно – и социально – нравственное;

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко – культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


  1. Планируемые результаты освоения предмета



Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

  • формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:


Изучение курса играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования. У второклассника продолжается:


  • процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • процесс освоения способов решения проблем творческого и по­искового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • формирование умения использовать знаково-символические средства пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • формирование умения активно использовать речевые средства и средства ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • формирование умения использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

  • процесс овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • формирование умения определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • процесс овладения начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

  • процесс овладения базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • формирование умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».


Предметные результаты:


Второклассник учится:

  • понимать особую роль России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • осваивать доступные способы изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


  1. Содержание учебного предмета





Где мы живём? (3 часа)

Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета -  Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные - всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.


Природа (21 час)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.

Сезонные изменения в природе (осенние явления).  Кошки и собаки различных пород. Уход  за домашними питомцами. Животные живого уголка.

Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.  

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников). Охрана растений и животных своего края.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.


Жизнь города и села (10 часов)

Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.

Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины  посёлка.

Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры,  их охрана.

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений  природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.


Здоровье и безопасность (10 часов)

Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.

Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог)

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде.

Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем,  не собирать ягоды и грибы возле шоссе.

Практическая  работа: Отработка правил перехода улицы.

 

Общение (6 часов)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом..Культура поведения в общественных местах ( в магазине, кинотеатре, транспорте)

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.


Путешествия (15 часов)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.

Знакомство с другими городами нашей страны.

Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей.

Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.

Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.

       

Повторение и обобщение (5 часов)







  1. Тематическое планирование

    1. п/п

    1. Дата

    1. Тема урока

    1. Кол-во часов

    1. Основные виды

    2. учебной

    3. деятельности

    1. план

    1. факт

    1. 1

    1. Твой адрес в мире. Край, в котором мы

    2. живём.

    1. 1

    1. Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями.

    1. 2

    1. Стартовая диагностика.

    2. Россия – священная наша держава.

    1. 1

    1. Проверить остаточные знания второклассников по предмету. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями.

    1. 3

    1. Что нас окружает? Наше отношение к окружающему.

    1. 1

    1. Приводить примеры объектов; различать объекты природы и рукотворного мира.

    1. 4

    1. Живая и неживая природа.

    1. 1

    1. Классифицировать объекты по существенным признакам.

    1. 5

    1. Явления природы.

    1. 1

    1. Рассказывать о результатах своих наблюдений, определять сезон по характерным явлениям природы.

    1. 6

    1. Как измеряют температуру? Практическая работа «Измерение температуры».

    1. 1

    1. Знакомиться с различными видами термометров, измерять и записывать температуру, работать в парах.

    1. 7

    1. Что такое погода?

    1. 1

    1. Наблюдать и описывать погоду за окном класса, характеризовать погоду, как сочетание температуры воздуха, осадков, облачности, ветра. Вести дневник наблюдений за погодой.

    1. 8

    1. В гости к осени. Экскурсия.

    1. 1

    1. Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязи между ними, формулировать выводы.

    1. 9

    1. Неживая природа осенью.

    1. 1

    1. Наблюдать изменения в неживой природе осенью, формулировать выводы. Рассказывать об осенних явлениях в неживой природе. Вести дневник наблюдений за погодой.

    1. 10

    1. Живая природа осенью. Перелётные птицы.

    1. 1

    1. Наблюдать изменения в живой природе осенью, формулировать выводы. Рассказывать об осенних явлениях в живой природе. Вести дневник наблюдений.

    1. 11

    1. Звёздное небо.

    1. 1

    1. Находить на рисунке знакомые созвездия, моделировать созвездия Ориона, Лебедя, Кассиопеи, формулировать выводы.

    1. 12

    1. Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа «Знакомство с горными породами и минералами».

    1. 1

    1. Исследовать с помощью лупы состав гранита, различать горные породы, формулировать выводы. Работать в паре.

    1. 13

    1. Про воздух.

    1. 1

    1. Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека.

    1. 14

    1. Вода в жизни человека.

    1. 1

    1. Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека.

    1. 15

    1. Какие бывают растения?

    2. Практическая работа «Распознавание деревьев, кустарников и трав».

    1. 1

    1. Устанавливать по схеме различия между группами растений, классифицировать растения и делать самопроверку, приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края.

    1. 16

    1. Какие бывают животные? Проверочная работа.

    1. 1

    1. Соотносить группы животных и их существенные признаки, знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию, выступать с сообщениями. Сравнивать животных. Выявлять зависимость между строением тела животного и местом его обитания.

    1. 17

    1. Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.

    1. 1

    1. Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей.

    1. 18

    1. Дикорастущие и культурные растения.

    2. Практическая работа «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений».

    1. 1

    1. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; приводить примеры, находить и обсуждать новую информацию. Формулировать выводы. Работать в парах.

    1. 19

    1. Дикие и домашние животные.

    1. 1

    1. Сравнивать и различать диких и домашних животных; моделировать значение домашних животных для человека. Формулировать выводы. Работать в парах.

    1. 20

    1. Комнатные растения. Практическая работа «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями».

    1. 1

    1. Узнавать комнатные растения на рисунках; осуществлять самопроверку. Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. Работать в группе.

    1. 21

    1. Животные живого уголка. Про кошек и собак.

    2. Практическая работа «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка».

    1. 1

    1. Рассказывать о животных живого уголка и особенностях ухода за ними. Определять породы кошек и собак; обсуждать роль кошек и собак в хозяйстве человека. Работать в группах.

    1. 22

    1. Красная книга.

    1. 1

    1. Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране. Работать в группах.

    1. 23

    1. Будь природе другом.

    1. 1

    1. Анализировать факты, угрожающие живой природе, знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил и предлагать свои правила. Работать в группах.

    1. 24

    1. Обобщающий урок по теме «Природа». Тест.

    1. 1

    1. Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов.

    1. 25

    1. Город и село. Наш дом. Проект «Родной город».

    1. 1

    1. Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село, формулировать вывод из изученного материала. Подбирать материал для проекта. Оформить стенд, сделать презентацию.

    1. 26

    1. Что такое экономика?

    1. 1

    1. Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, моделировать взаимосвязи отраслей экономики, читать тексты, находить в них ответы на поставленные вопросы.

    1. 27

    1. Что из чего сделано? За покупками.

    1. 1

    1. Классифицировать предметы по характеру материала, прослеживать производственные цепочки, моделировать их и составлять

    2. рассказ.

    1. 28

    1. Строительство и транспорт. Виды транспорта.

    1. 1

    1. Рассказывать о строительстве городского и сельского домов. Узнавать по фотографиям виды транспорта и классифицировать его.

    1. 29

    1. Промежуточная диагностическая работа.

    1. 1

    1. Анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых товаров и продуктов.

    1. 30

    1. Культура и образование. Все профессии важны.

    1. 1

    1. Различать учреждения культуры и образования, узнавать их и приводить примеры. Посещать музеи.

    1. 31

    1. В гости к зиме. Сезонные изменения в природе.

    2. Экскурсия.

    1. 1

    1. Наблюдать над зимними природными явлениями. Обсуждать зимние явления за прошедший день, исследовать пласт снега и выявлять зависимость от чередования оттепелей, снегопадов и морозов.

    1. 32

    1. Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц.

    1. 1

    1. Обобщить наблюдения над зимними природными явлениями. Формулировать правила поведения на улице зимой. Работать с текстами учебника, делать выводы.

    1. 33

    1. Невидимые нити в лесу.

    1. 1

    1. Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей.

    1. 34

    1. Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села». Тест.

    1. 1

    1. Выполнять тестовые задания. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

    1. 35

    1. Строение тела человека.

    1. 1

    1. Называть и показывать внешние части тела человека, определять на страницах учебника или на муляже положение внутренних органов.

    1. 36

    1. Если хочешь быть здоров.

    1. 1

    1. Рассказывать о своём режиме дня, составлять рациональный режим дня школьника. Обсуждать сбалансированное питание школьника, формулировать правила личной гигиены.

    1. 37

    1. Поговорим о болезнях.

    1. 1

    1. Выяснить значение понятия «здоровье». Обсудить проблему, что может повредить здоровью, что поможет сохранить его.

    1. 38

    1. Правила дорожного движения. Берегись автомобиля! Практическая работа «Отработка правил перехода улиц».

    1. 1

    1. Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов, моделировать сигналы светофора. Практически учиться соблюдать правила дорожной безопасности.

    1. 39

    1. Домашние опасности.

    1. 1

    1. Объяснять с опорой на иллюстрацию учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций, формулировать правила безопасности в быту.

    1. 40

    1. Пожар.

    1. 1

    1. Характеризовать пожароопасные предметы, запомнить правила предупреждения пожара, моделировать вызов пожарной охраны по мобильному и обычному телефону по номеру МЧС.

    1. 41

    1. Лесные опасности.

    1. 1

    1. Характеризовать потенциальные опасности в лесу, определять с помощью дополнительной литературы опасных насекомых.

    1. 42

    1. Как нужно купаться?

    1. 1

    1. Характеризовать потенциальные опасности на воде, запомнить правила поведения во время купания.

    1. 43

    1. Очень подозрительный тип.

    1. 1

    1. Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми, предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, моделировать звонок в милицию и МЧС.

    1. 44

    1. Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест.

    1. 1

    1. Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов.

    1. 45

    1. Наша дружная семья.

    1. 1

    1. Формировать понятие «культура общения», рассказывать о семейных взаимоотношениях, моделировать ситуации семейной трапезы.

    1. 46

    1. В школе.

    1. 1

    1. Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, в школе. Обсуждать вопрос о культуре общения в школе, моделировать различные ситуации.

    1. 47

    1. Правила вежливости.

    1. 1

    1. Обсуждать, какие правила вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. Формировать правила поведения, моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

    1. 48

    1. День рождения. Практическая работа «Отработка основных правил этикета».

    1. 1

    1. Обсуждать морально-эстетические аспекты дружбы, правила поведения за столом. Формулировать правила этикета в гостях. Моделировать различные ситуации за столом.

    1. 49

    1. Мы – зрители и пассажиры. Проверочная работа.

    1. 1

    1. Обсуждать правила поведения в театре, в общественном транспорте, формулировать их на основе иллюстраций учебника.

    1. 50

    1. Обобщающий урок по теме «Общение».Тест.

    1. 1

    1. Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов.

    1. 51

    1. Посмотрите вокруг.

    1. 1

    1. Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; находить на схеме и называть указанные стороны горизонта.

    1. 52

    1. Для чего нужен компас? Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу».

    1. 1

    1. Находить ориентиры на рисунке учебника, на дороге от дома до школы, в своём городе. Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним. Знакомиться со способами ориентирования по местным признакам.

    1. 53

    1. Формы земной поверхности.

    1. 1

    1. Сопоставлять фотографии равнин и гор, анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Сравнивать по схеме гору и холм, описывать красоту гор.

    1. 54

    1. Водоёмы.

    1. 1

    1. Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения. Анализировать схему частей реки.

    1. 55

    1. В гости к весне. Экскурсия.

    1. 1

    1. Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, появлением первых птиц и т.д., используя дополнительную литературу. Формулировать выводы о весенних явлениях природы.

    1. 56

    1. Путешествие по родной стране.

    1. 1

    1. Сравнивать изображение России на глобусе и карте, осваивать приёмы чтения карты, учиться правильно показывать объекты на настенной карте.

    1. 57

    1. Что такое карта и как её читать? Практическая работа «Освоение основных приёмов чтения карты».

    1. 1

    1. Учиться правильно показывать объекты на настенной карте, осваивать приёмы чтения карты.

    1. 58

    1. Путешествие по Москве. Московский Кремль.

    1. 1

    1. Находить Москву на карте России, знакомиться с планом Москвы. Обсуждать значение Московского Кремля для каждого россиянина, извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Москвы.

    1. 59

    1. Город на Неве.

    1. 1

    1. Находить Санкт-Петербург на карте России, знакомиться с планом Санкт-Петербурга. Извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Санкт-Петербурга.

    1. 60

    1. Путешествие по Оке.

    1. 1

    1. Рассказать по фотографиям в учебнике о достопримечательностях городов на Оке. Моделировать в виде схемы, чем знаменит каждый из городов на Оке.

    1. 61

    1. Путешествие по планете.

    1. 1

    1. Сравнивать глобус и карту мира, находить, называть и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны.

    1. 62

    1. Страны мира.

    1. 1

    1. Сравнивать политическую и физическую карты мира. Приводить примеры стран, расположенных на разных материках.

    1. 63

    1. Путешествие в космос. Тест за учебный год.

    1. 1

    1. Работать с готовыми моделями – глобусом и картой. Изучать дополнительную информацию о звёздах, планетах, метеоритах. Выявить главные факторы жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Выполнять тестовые задания.

    1. 64-65

    1. Обобщающий урок по теме «Путешествие».

    2. Итоговая диагностическая работа.

    1. 2

    1. Обобщить знания по теме «Путешествие». Выполнять тестовые задания.

    1. 66

    1. Впереди лето.

    1. 3

    1. Приводить примеры летних явлений в живой и неживой природе, определять цветущие травы с помощью дополнительной литературы.

    1. 67-70

    1. Повторение и обобщение.

    1. 5

    1. Обобщить знания по темам, изученным в учебном году. Выполнять тестовые задания.

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Учебные пособия:

  1. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы ( +диск). В двух частях. Часть1,2 / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2013.

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1,2 / Плешаков А.А. – М.: - Просвещение, 2014.

  1. Окружающий мир. Тесты. 2 класс / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2014

  1. Учебно – методическая литература:

  1. Плешаков А.А. окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение,2014.

  1. Плешаков А.А., Соловьева А.Е. Окружающий мир. Методические рекомендации. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012

  1. Плешаков А.А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 2013

  1. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас – определитель. – М.: Просвещение, 2012

  1. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. – М.: Просвещение, 2013.

  1. Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 1 – 2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / В.В. Мещерякова, С.В. Савинова. – М.: Планета, 2014 – (Качество обучения)

    1. СОГЛАСОВАНО

    2. Протокол заседания

    3. Методического объединения

    4. учителей начальных классов

    5. От 2 августа 2016 год №1

    6. Руководитель МО начальных

    7. классов Фридман Е.А._____________

    1. СОГЛАСОВАНО

    2. Заместитель директора по УВР

    3. Пушкина Е.В.________________

    4. 2 августа 2016 год

8