СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир, 3 кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рецензия на урок окружающего мира в 3 классе

учителю начальных классов

МБОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа»

 Борщенко Ирине Геннадьевне.

Класс 3б. УМК «Школа России». Тема урока «В царстве грибов». Тип урока: изучение нового материала.

Урок необычный, обучающий, воспитывающий.  Успеха в учебно - воспитательном процессе Ирина Геннадьевна достигает четким планированием предстоящего урока. Постановка конкретных задач на всех этапах урока. Учащиеся сами сформулировали тему и задачи урока. Организованы действия учащихся по принятию цели и задач урока Учитель создал в начале урока ситуацию успеха, был предложен план работы и организована ситуация. Содержание урока она построила таким образом, чтобы он был познавательным, проблемным, поисковым, интересным, занимательным. На этом уроке дети получили много новой информации, и эту информацию они добывали своей активной деятельностью, а не получением готовых знаний. И задания, и дополнительный материал, и методы работы были подобраны таким образом, чтобы дети смогли сами находить информацию, делать вывод, высказывать свои предположения, анализировать ситуацию, строить логические схемы,

Учительница использовала различные средства обучения и формы  организации учебной деятельности. Методы обучения обеспечили: а) мотивацию деятельности; б) сотрудничество учителя и учащихся; в) контроль и самоконтроль. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса посредством группового уровневого задания, поощрения учащихся в ходе выполнения индивидуальной работы, проведения выборочного слухового диктанта. Учителем подготовлены групповые задания в соответствии с познавательными возможностями детей. Метод беседы позволил вести диалог между детьми через учителя и друг с другом в процессе фронтальной и групповой работы. Согласованность действий учителя и учащихся проявлялась при обсуждении ответов на задания проблемно-познавательного характера. Программированный контроль (групповые задания) дали возможность учителю проверить уровень усвоения материала каждым учеником.      

  Формы познавательной деятельности обеспечили: а) сотрудничество учителя и учащихся; б) включение каждого ученика в деятельность по достижению цели урока. В ходе урока использовалась фронтальная, индивидуальная, групповая и парная форма. Учитель оказывал помощь в ходе организации практической работы. Каждый ученик выполнил самостоятельную работу.    

   Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии содержанием учебного материала. Метод беседы предполагал фронтальную работу, парную и групповую уровневую работу, выполнение индивидуальных заданий - индивидуальную форму. В результате все учащиеся принимали участие в уроке. Ученики успешно освоили содержание материала

      Для того, чтобы занятие было не только интересным, но и эффективным, учительница простроила его в виде игры (учитывая и возрастные особенности учащихся), игра позволяет ребятам проявлять свою активность, они учатся контролировать и оценивать свое поведение, свою работу, развивается и творческая активность. Игра должна занимать определенное место  в начальном обучении, так как способствует формированию ведущей деятельности - учебной.

      Разработанная и проведенная, при помощи ИКТ, презентация урока позволяет  отойти от традиционного проведения уроков. Уроки с использованием ИКТ проходят эффективнее, интереснее и позволяют учителю способствовать созданию ситуации успеха на уроке.

      Рефлексия является одним из основных средств, способствующих эффективному общению. В интересной форме проведена рефлексия урока. Благодаря  рефлексии, учащиеся  умело проанализировали свою деятельность.

 

 

                                                      Завуч по начальным классам:                       Е.А. Кондрашова.

 

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир, 3 кл.»

Автор: Борщенко Ирина Геннадьевна

Программа: УМК «Школа России»

Предмет: окружающий мир 3 класс, автор А.А.Плешаков.

Раздел «Эта удивительная природа»

Тема урока «В царстве грибов».

Тип урока: изучение нового материала

Вид учебных занятий: комбинированный урок с применением информационных технологий обучения

Цель урока: сформировать представления о грибах как об особом царстве живой природы.

Образовательные задачи урока: 1. организовать деятельность учащихся по ознакомлению с различными видами грибов, их разнообразием, с их местами обитания;

2. создать ситуации, где учащиеся будут формировать умения различать съедобные и несъедобные грибы; устанавливать взаимосвязь между природными компонентами леса (деревья и грибница); расширять и систематизировать знания о грибах; о правилах сбора грибов;

Развивающие задачи: 1. способствовать развитию умений работать с текстовым материалом различных источников;

формирование умения работать в группе сверстников;

формирование умений анализировать полученную информацию;

развивать кругозор, познавательный интерес.

3. Воспитательные задачи: формировать бережное отношение к природе; воспитывать чувства уважения, любви и гордости за природу своего села и страны; повышать эрудицию учащихся по экологическим проблемам;


Оборудование к уроку: демонстрационный материал; презентация; справочная литература; раздаточный материал «Дерево-гриб», «Найди лишнее слово», «Собери грибы в корзинку», конверты с заданиями для групповой работы; компьютер, проектор, диск с игрой «Сон ежа Егорки», рубрика «Проверь себя», лист – оценивания, авторский медиапродукт - слайдовые презентации.


Ход урока.

Этап урока

Формы и методы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Органи

зацион

ный момент

Создание

мотивации.

Эмоциональный настрой.

Создание положительного эмоционального настроя учащихся на работу.

- Я рада снова видеть вас и хочу поделиться хорошим настроением.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

- А у вас какое сегодня настроение? Покажите его на карточке настроения.

- На партах у вас приготовлены улыбки-солнышки.

Проявление интереса к предстоящей деятельности на уроке.




Д ети выбирают свое настроение на сигнальной карточке.


2. Актуа-

лизация знаний







3. Целепо

лагание и мотивация.














Проблемный вопрос.

- Сегодня, ребята, мы вновь отправляемся в путешествие по лесу и проведем свое расследование.

– Нам для работы на уроке надо разделиться на группы (жеребьевка по фишке – правила друзей природы). Приложение 1.

- Прослушайте загадку, отгадав ее, вы сможете, сказать о чем мы будем сегодня на уроке говорить.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка.

Шляпка есть – нет головы. (Гриб)

- Как вы думаете, почему эта тема актуальна сегодня? Что вам уже известно о грибах?

Тема нашего урока «В царстве грибов».

- Что же мы должны сегодня узнать? Чему научиться? Я предлагаю составить кластер. Приложение 2.

- Итак, мы должны узнать:

*какие бывают грибы(съедобные и несъедобные);

*как отличать съедобные грибы от ядовитых;

*место обитания различных грибов;

*узнать как правильно собирать грибы;

*познакомится с грибами, растущими в нашей местности;

*и ответите на вопрос: «Грибы – враги или друзья?»

На каждом этапе учащиеся самостоятельно себя оценивают по оценочным листам. Приложение 7.






Отгадывают загадку.

Формулируют тему.






Высказывают свое мнение. Формулируют собственное мнение и свою позицию.




Составляют кластер (самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы)


Формулируют задачи урока(учатся ставить вопросы)

4. Работа по теме.

Интеллектуальная разминка








«Мы в группе», групповая работа.


Рассказ-эстафета.




Учитель задает проблемные вопросы.










Работа с литературой.

1. - Рассмотрите иллюстрации в учебнике (стр. 120-121), плакат и картинки на доске:

-Названия каких грибов вам встретились?

- Как вы думаете, это съедобные грибы?

-Давайте поразмышляем, почему же они так называются: подосиновик, подберезовик, масленок, рыжик, белый, сыроежка и др.

- О чем говорят нам названия грибов? Какие у вас предположения?


2. - Каждая группа выбирает по два гриба – стихотворения из корзинки на доске. - Прочитайте сами в группе, обсудите, а потом всем ребятам подскажите. Посмотрим, подтвердятся ли ваши предположения о названиях грибов.


3. – Рассказ-эстафета.

- Слушаем выступление 1-ой группы.

-- Что значит «растет в бору»? Что такое бор? (Хвойный лес). - С какими деревьями дружит боровик? Еще раз обратите внимание на внешний вид.

- Подтвердились ваши предположения, почему он называется подосиновик, где обитает?

- Как, вы, думаете, где растет масленок? - Слушаем выступление 2-ой группы.

- Так почему же назвали этот гриб масленок?

- Совпали ваши предположения с мнение автора стихотворений?

- Эстафету принимает 3-я группа.

– Опята. Обратите внимание, как растут эти грибы и где? - Чем отличаются от всех грибов опята? – А какие красавчики эти сыроежки.

Некоторые виды сыроежек, а их около 60, можно употреблять даже сырыми.

- Ребята, а как вы думаете, почему грибы так любят селиться около деревьев?












Ответы детей.


Выдвигают свои гипотезы.



Учащиеся выбирают стихотворения и работают в группах. Приложение 3.


Выступления от групп: (учатся работать в группе, аргументировать свою позицию, определять общую цель и пути ее достижения, вести устный диалог, слушать собеседника).


1 группа: 1-й ученик рассказывает стихотворение «Белый гриб- боровик»,


2-й уч. – «Подосиновик»


2 группа: 1-й ученик – «Масленок»,


2-й уч. – «Рыжик»




3 –я группа: 1-й уч. – «Опята»

2-ой уч. – «Сыроежки»

Высказывают предположения.




Поиск информации в литературе (на столах) в учебнике. Делают вывод:

- У деревьев с грибами очень тесная дружба. Гриб без дерева и дерево без грибов не жильцы. В почве можно увидеть густую сеть тонких белых нитей, похожих на паутинки, это грибница. Нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница - самая важная часть каждого гриба. Грибница становится как бы продолжением корней. Она всасывает из почвы и отдает дереву воду и минеральные соли. Через корни дерева в грибницу поступают органические вещества, которые очень нужны грибу.

5. Физми

нутка


Приложение 8.

Повторяют хором и выполняют движения за учеником-дежурным, который проводит физкультминутку.

6. Закрепление. Практическая работа.

Работа по карточкам «Дерево – гриб».


- Вы прочитали текст в учебнике, послушали стихи о грибах, где они обитают, возле каких деревьев. Задание на карточках – составьте пары: дерево – гриб. Соедините в карточке. Приложение 4.

– Проверяем. (Слайд 1-2, рубрика «Проверь себя» Каталог файлов).

Работа в парах. Учащиеся составляют логические цепочки.

7.Работа по теме урока.




































8. Закрепление полученных знаний.























9. Игра «Сон ежа Егорки»

Загадка









«Мы в группе», групповая работа.


























Работа в паре. Задание «Найди пару»


















Индивидуальная работа.

Задание «Найди лишнее слово»


Презентация анимации

1.- Отгадайте загадку.

Я стою в красивой шляпке

На изящной тонкой лапке,

Но обходят все меня,

Мух морю от скуки я.

- Что это за гриб? (Мухомор).

- Он съедобный или ядовитый?

- Какие еще ядовитые грибы вы знаете?

- Почему мухомор так назвали?

- Продолжаем свое расследование.

-Как бы вы поступили, если бы заметили в лесу мухомор?














2. Загадка. Я старушка вредная,

На мне шляпка бледная,

А нога в ботинке,

На чулке пестринки.

Кто меня коснется,

Уже не проснется. (Бледная поганка).

- Очень ядовитой считается бледная поганка.








1. - Некоторые несъедобные грибы очень сильно походят на съедобные. - Составьте пары: съедобный гриб – ядовитый, с которым можно его спутать

- Какие пары у вас получились? (Слайд 3 – 4, рубрика «Проверь себя»).



2. - А кто знает, как правильно собирать грибы? (Слайд 5, рубрика «Проверь себя»)

- Это полезно знать. - Если гриб не срезать, а выдернуть, то можно повредить грибницу, а вслед за этим пострадает и дерево, растущее рядом, да и на этом месте уже никогда не вырастет гриб. Важно помнить, что собирать грибы можно тогда, когда вы уверены, что это съедобные грибы.

- А как надо поступать с ядовитыми грибами. - Можно их уничтожать? - Нужно ли грибы охранять?



- Кто из вас знает, какие грибы растут в нашей местности?

3. -«Найди лишнее слово или высказывание» (можно использовать конверты с картинками), (слайд 6 – 8, рубрика «Проверь себя»). Приложение 5. Взаимопроверка.





Примечание: если позволяет время, можно проводить, можно не проводить.

Работа в группе. 1-я группа работает за компьютером. Поиск информации в интернете. 2-я и 3-я работа с литературой.

Делают вывод: Во впадине шляпок старых мухоморов иногда скапливается дождевая влага. Насекомые, желая напиться, прилетают на «водопой». Утолив жажду из шляпки мухомора, они погибают и падают замертво возле гриба. Отсюда и его название.

Выступление от групп. 1. - Как часто человек, проходя по лесу, сбивает палкой мухоморы, так как они не съедобные. Поступать так, значит не уважать лес, не любить его, не понимать. Даже если гриб несъедобный для человека – это совсем не значит, что он не приносит пользу.

2. - Например, мухомор помогает расти соснам, елям, березам и другим деревьям. А для некоторых животных, например для лосей, мухомор – это лекарство. Возможно и другие животные тоже лечатся им. Не отказываются от мухомора сороки и белки.


Работа в группе. 2-я группа работает за компьютером. Поиск информации в интернете. 1-я и 3-я работа с литературой.

Делают вывод: 2.- Берегитесь бледной поганки. В ней содержится самый сильный яд из всех грибных ядов. Съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи.

3. Вот В.Солоухин написал: «Я думаю, что и бледная поганка зачем-нибудь нужна, если ее создала природа» Если встретите ее в лесу, просто пройдите мимо. Люди должны собирать грибы только те, когда уверены в том, что это съедобный гриб.



У учащихся на столах картинки

Выводы: желтый гриб можно спутать с белым грибом или подберезовиком, опята – с ложными опятами, лисички – с ложными лисичками, шампиньон с бледной поганкой.



Делают вывод: * Срезай гриб ножом, или аккуратно выкручивай, чтобы не повредить грибницу.

* Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться).

* Не знаешь гриб - не бери его! (Можно сорвать ядовитый).

* Не собирай грибы у дороги (они вбирают в себя вредные ядовитые вещества как губка).

* Не собирай перезрелые, старые грибы (В них скапливаются продукты разложения).

Ответы детей.


У учащихся карточки, где они должны вычеркнуть лишний ответ.






Работа по презентации. Игровая форма

10. Итог урока.

Пакет вопросов от Шерлока Холмса.


Пакет вопросов от Шерлока Холмса. Приложение 6.

- Я вам читаю вопрос, а вы хором ответ.

- Делаем вывод: Грибы враги или друзья?

- Вернемся к кластеру. Ответили мы на поставленные вопросы в начале урока. (Работа по кластеру). Оценивание.

Делают вывод. Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред здоровью. Их нельзя уничтожать, потому, что они приносят пользу деревьям и животным.

11. Рефлексия.

Чудо-дерево.

фразы из рефлексивного экрана на доске

сегодня я узнал….было интересно….было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

-Вот так мы поработали. Спасибо всем!

Н а доске ствол дерева, ученики помещают на него фразы-листочки, настроение.


12. Домашнее задание.

Задание по выбору.

1.Сочинить сказку о грибах и нарисовать к ней рисунки.

2. Подготовить интересную информацию о каких-нибудь грибах. 3. Составить кроссворд о грибах.

Если хотите пополнить свои знания о грибах, обратитесь в классный уголок к рубрике «Это интересно».


Развитие УУД обучающихся данном на уроке

Познавательных

Коммуникативных

Личностных

Регулятивных

Общенаучных:

1.Стовить,формулировать и

решать проблемы.

2. Искать и выделять учащимися

нужную информацию для

решения стоящих перед ними

проблем.

Логических:

3. Устанавливать причинно-

следственные связи.

4.Строить логические цепи

рассуждений.

5.Выдвинать гипотезы.

Постановка и решение

проблем:

6.Самостоятельно искать способ

решения проблем поискового

характера (открывать новые

знания)

1. Умение слушать и вступать в

диалог; участвовать в

коллективном обсуждении

проблем; интегрироваться в

группу сверстников и строить

продуктивное взаимодействие и

сотрудничество со сверстниками

и взрослыми;

умение с достаточной полнотой

и точностью выражать свои

мысли в устной речи,

конструируя предложение в

соответствии с грамматическими

и синтаксическими нормами;

1.Проявлять любознательность

при получении знаний.

2.Проявлять интерес к изучению

истории, как науки.

3.Прявлять чувство

взаимовыручки, взаимоуважения.

1.Определять цель урока на

основе соотнесения того, что уже

«мне известно и что еще не

известно, но предстоит узнать».

2.Контролировать себя в форме

сличения способа действия и его

результата с заданным эталоном

с целью обнаружения

отклонений и отличий от

эталона.

3.корректировать способ

действия в случае расхождения

эталона и результата.

4.Оценивать –осознавать

качество и уровень усвоения

нового знания.

5.Регулировать мобилизацию

своих усилий и энергии для

достижения цели.


Литература. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас –определитель для учащихся нач. кл. – М. : Просвещение, 2007.

-Зотов В. В. Лесная мозаика.-М.: Просвещение, 1993.

-Популярная энциклопедия растений / Сост. Ю. И. Смирнов. -СПб.: МиМ-Экспресс, 1997.

-К о з а к О. Н. Загадки и скороговорки. - СПб.: Со­юз, 1997.

-Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»:3 класс.- М.: Издательство «Экзамен», 2007.

 

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!