2. Актуа- лизация знаний 3. Целепо лагание и мотивация. | Проблемный вопрос. | - Сегодня, ребята, мы вновь отправляемся в путешествие по лесу и проведем свое расследование. – Нам для работы на уроке надо разделиться на группы (жеребьевка по фишке – правила друзей природы). Приложение 1. - Прослушайте загадку, отгадав ее, вы сможете, сказать о чем мы будем сегодня на уроке говорить. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка. Шляпка есть – нет головы. (Гриб) - Как вы думаете, почему эта тема актуальна сегодня? Что вам уже известно о грибах? Тема нашего урока «В царстве грибов». - Что же мы должны сегодня узнать? Чему научиться? Я предлагаю составить кластер. Приложение 2. - Итак, мы должны узнать: *какие бывают грибы(съедобные и несъедобные); *как отличать съедобные грибы от ядовитых; *место обитания различных грибов; *узнать как правильно собирать грибы; *познакомится с грибами, растущими в нашей местности; *и ответите на вопрос: «Грибы – враги или друзья?» | На каждом этапе учащиеся самостоятельно себя оценивают по оценочным листам. Приложение 7. Отгадывают загадку. Формулируют тему. Высказывают свое мнение. Формулируют собственное мнение и свою позицию. Составляют кластер (самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы) Формулируют задачи урока(учатся ставить вопросы) |
4. Работа по теме. | Интеллектуальная разминка «Мы в группе», групповая работа. Рассказ-эстафета. Учитель задает проблемные вопросы. Работа с литературой. | 1. - Рассмотрите иллюстрации в учебнике (стр. 120-121), плакат и картинки на доске: -Названия каких грибов вам встретились? - Как вы думаете, это съедобные грибы? -Давайте поразмышляем, почему же они так называются: подосиновик, подберезовик, масленок, рыжик, белый, сыроежка и др. - О чем говорят нам названия грибов? Какие у вас предположения? 2. - Каждая группа выбирает по два гриба – стихотворения из корзинки на доске. - Прочитайте сами в группе, обсудите, а потом всем ребятам подскажите. Посмотрим, подтвердятся ли ваши предположения о названиях грибов. 3. – Рассказ-эстафета. - Слушаем выступление 1-ой группы. -- Что значит «растет в бору»? Что такое бор? (Хвойный лес). - С какими деревьями дружит боровик? Еще раз обратите внимание на внешний вид. - Подтвердились ваши предположения, почему он называется подосиновик, где обитает? - Как, вы, думаете, где растет масленок? - Слушаем выступление 2-ой группы. - Так почему же назвали этот гриб масленок? - Совпали ваши предположения с мнение автора стихотворений? - Эстафету принимает 3-я группа. – Опята. Обратите внимание, как растут эти грибы и где? - Чем отличаются от всех грибов опята? – А какие красавчики эти сыроежки. Некоторые виды сыроежек, а их около 60, можно употреблять даже сырыми. - Ребята, а как вы думаете, почему грибы так любят селиться около деревьев? | Ответы детей. Выдвигают свои гипотезы. Учащиеся выбирают стихотворения и работают в группах. Приложение 3. Выступления от групп: (учатся работать в группе, аргументировать свою позицию, определять общую цель и пути ее достижения, вести устный диалог, слушать собеседника). 1 группа: 1-й ученик рассказывает стихотворение «Белый гриб- боровик», 2-й уч. – «Подосиновик» 2 группа: 1-й ученик – «Масленок», 2-й уч. – «Рыжик» 3 –я группа: 1-й уч. – «Опята» 2-ой уч. – «Сыроежки» Высказывают предположения. Поиск информации в литературе (на столах) в учебнике. Делают вывод: - У деревьев с грибами очень тесная дружба. Гриб без дерева и дерево без грибов не жильцы. В почве можно увидеть густую сеть тонких белых нитей, похожих на паутинки, это грибница. Нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница - самая важная часть каждого гриба. Грибница становится как бы продолжением корней. Она всасывает из почвы и отдает дереву воду и минеральные соли. Через корни дерева в грибницу поступают органические вещества, которые очень нужны грибу. |
7.Работа по теме урока. 8. Закрепление полученных знаний. 9. Игра «Сон ежа Егорки» | Загадка «Мы в группе», групповая работа. Работа в паре. Задание «Найди пару» Индивидуальная работа. Задание «Найди лишнее слово» Презентация анимации | 1.- Отгадайте загадку. Я стою в красивой шляпке На изящной тонкой лапке, Но обходят все меня, Мух морю от скуки я. - Что это за гриб? (Мухомор). - Он съедобный или ядовитый? - Какие еще ядовитые грибы вы знаете? - Почему мухомор так назвали? - Продолжаем свое расследование. -Как бы вы поступили, если бы заметили в лесу мухомор? 2. Загадка. Я старушка вредная, На мне шляпка бледная, А нога в ботинке, На чулке пестринки. Кто меня коснется, Уже не проснется. (Бледная поганка). - Очень ядовитой считается бледная поганка. 1. - Некоторые несъедобные грибы очень сильно походят на съедобные. - Составьте пары: съедобный гриб – ядовитый, с которым можно его спутать - Какие пары у вас получились? (Слайд 3 – 4, рубрика «Проверь себя»). 2. - А кто знает, как правильно собирать грибы? (Слайд 5, рубрика «Проверь себя») - Это полезно знать. - Если гриб не срезать, а выдернуть, то можно повредить грибницу, а вслед за этим пострадает и дерево, растущее рядом, да и на этом месте уже никогда не вырастет гриб. Важно помнить, что собирать грибы можно тогда, когда вы уверены, что это съедобные грибы. - А как надо поступать с ядовитыми грибами. - Можно их уничтожать? - Нужно ли грибы охранять? - Кто из вас знает, какие грибы растут в нашей местности? 3. -«Найди лишнее слово или высказывание» (можно использовать конверты с картинками), (слайд 6 – 8, рубрика «Проверь себя»). Приложение 5. Взаимопроверка. Примечание: если позволяет время, можно проводить, можно не проводить. | Работа в группе. 1-я группа работает за компьютером. Поиск информации в интернете. 2-я и 3-я работа с литературой. Делают вывод: Во впадине шляпок старых мухоморов иногда скапливается дождевая влага. Насекомые, желая напиться, прилетают на «водопой». Утолив жажду из шляпки мухомора, они погибают и падают замертво возле гриба. Отсюда и его название. Выступление от групп. 1. - Как часто человек, проходя по лесу, сбивает палкой мухоморы, так как они не съедобные. Поступать так, значит не уважать лес, не любить его, не понимать. Даже если гриб несъедобный для человека – это совсем не значит, что он не приносит пользу. 2. - Например, мухомор помогает расти соснам, елям, березам и другим деревьям. А для некоторых животных, например для лосей, мухомор – это лекарство. Возможно и другие животные тоже лечатся им. Не отказываются от мухомора сороки и белки. Работа в группе. 2-я группа работает за компьютером. Поиск информации в интернете. 1-я и 3-я работа с литературой. Делают вывод: 2.- Берегитесь бледной поганки. В ней содержится самый сильный яд из всех грибных ядов. Съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. 3. Вот В.Солоухин написал: «Я думаю, что и бледная поганка зачем-нибудь нужна, если ее создала природа» Если встретите ее в лесу, просто пройдите мимо. Люди должны собирать грибы только те, когда уверены в том, что это съедобный гриб. У учащихся на столах картинки Выводы: желтый гриб можно спутать с белым грибом или подберезовиком, опята – с ложными опятами, лисички – с ложными лисичками, шампиньон с бледной поганкой. Делают вывод: * Срезай гриб ножом, или аккуратно выкручивай, чтобы не повредить грибницу. * Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться). * Не знаешь гриб - не бери его! (Можно сорвать ядовитый). * Не собирай грибы у дороги (они вбирают в себя вредные ядовитые вещества как губка). * Не собирай перезрелые, старые грибы (В них скапливаются продукты разложения). Ответы детей. У учащихся карточки, где они должны вычеркнуть лишний ответ. Работа по презентации. Игровая форма |