СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру, 3 класс. "Мы и наши органы" ( урок-исследование)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок исследование по теме "Органы чувств". Очень интересный материал. Авторская работа.  

Просмотр содержимого документа
«Технолог. карта урока Органы чувств Збкова В.В.»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Зубкова Валентина Васильевна
Предмет: окружающий мир ( УМК «Школа России», автор А.А.Плешаков)
Класс: 3 «Б»
Тип урока: урок открытия новых знаний



Тема

 Органы чувств

Цель

 показать роль и специфику разных органов чувств, связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают

Задачи

  • Образовательные: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;

расширить знания о работе данных органов, о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.

  • Развивающие: Развивать навыки исследовательской деятельности; мышление, внимание, речь, познавательную активность учащихся; закреплять умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются;

совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в парах;
Воспитательные: формировать эмоционально-положительное отношение к предмету; содействовать развитию творческих способностей личности.

УУД

Личностные УУД:  

- положительное отношение и интерес к изучению человека

познавательная активность, внимательность, наблюдательность, любознательность;

–– желание вести здоровый образ жизни.

способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда;

Регулятивные УУД:

–– умение осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;

-по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать и принимать учебную задачу (перед чтением текста, перед выполнением задания, перед проверкой знаний и умений в рабочей тетради и тетради для тестовых заданий);

проверять насколько правильность выполнены действия, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;

осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;

планировать все свои учебные действия для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач; (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя)

оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы культуры речи;

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению

высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, в группе учащихся, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным; ( работа в группах)

Познавательные УУД:

- воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации (заголовки с установками на цель чтения и вопросы после текста для осмысления прочитанного);

понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;

выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;



осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом;

представлять результаты учебной работы в разных формах.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать названия органов обоняния и вкуса.

  • Уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.

Личностные: формирование чувства ответственности и заботы о собственном здоровье
Метапредметные: умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам, уважать мнение одноклассников.

Основные понятия

 Органы чувств

Исследование

Восприятие

Ресурсы:

  •  основные

  •  дополнительные

 Электронная презентация, наборы для практической работы.

Карточки с названиями органов чувств, система голосования и опросов PROClass; мандарины.

Формы урока

фронтальная, групповая











Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Материалы и оборудование

Результаты:

формируемые УУД


1.Организационный момент



1 минута

-Рада всех вас видеть на уроке окружающего мира. Давайте поприветствуем наших гостей.

Сегодня копилка знаний каждого из вас вновь пополнится новым знанием. Для этого вы должны постараться.



;

Включаются в учебную деятельность.



Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение

2.Актуализация знаний учащихся













5 минут


- 1.Ведёт подводящий диалог. (Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)

Давайте вспомним, с каким разделом мы начали знакомиться на прошлом уроке?

Для чего же нам надо знать свой организм?



Для проверки ваших знаний, полученных на прошлом уроке, мы с вами сейчас поработаем с тестом. Пульты системы голосования и опроса PROClass лежат у вас на партах..

На выполнение теста у вас 3 минуты.

Приступаем к работе.

Спасибо.

Участвуют в диалоге:

Отвечают на вопросы

Организм человека.



Чтобы мыслить, трудиться, правильно использовать свои силы.



Дети работаю с пультами.



(Итоги тестирования будут объявлены учащимся на следующем уроке окружающего мира)




Презентация


















Цель: Готовность

мышления и

осознания

потребности к

построению нового

способа действий.

Формируемые УУД:

Познавательные:

общеучебные; логические;


Коммуникативные:

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение работать в парах

3.Постановка учебной задачи.

Создание проблемной ситуации.


4-5 минут

1.Ведет диалог.

Человек сложный организм в нем все нужное и необходимое.

На прошлом уроке мы с вами только начали знакомиться …и уже знаем, сколько нужных органов существует в нем.

А сегодня мы продолжим знакомство с организмом человека, и познакомимся еще с одной группой органов «Органы чувств». Роль их в нашей жизни огромна. Без работы этих органов мы не можем обойтись в повседневной жизни.

- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Какова их «профессия»?


А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. И мы с вами сегодня будем исследователями. А кто такие исследователи?

А работать мы будем с предметами, которые вы будете исследовать при помощи этих незаменитых помощников, органов чувств. Нам предстоит с вами понять, на сколько важны эти органы.

Ну что…приступаем к работе?



2. Организует деятельность

Для работы, я разделила вас на пять групп. У каждой группы предмет для изучения находится в черном ящике.

Обратите внимание, что у каждой группы на столе, кроме черного ящика имеется бланк. В этот бланк вы будете вписывать результаты своего исследования. И в зависимости от того, насколько правильно, четко и подробно вы опишите свой предмет, и будет успешность вашего исследования. Постарайтесь, чтобы ваш предмет остался загадкой для остальных ребят. Так как в конце исследования мы постараемся разгадать его по описанию, которое нам предоставит каждая группа.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – пять групп молодых учёных. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Повторим правила работы в группе.




Ответы учащихся



Участвуют в диалоге





















(Ответы учащихся)























Высказывают свои мнения




















Ответы учащихся:


1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.





Распределяют роли в группе; планируют свою деятельность;


Ответ по плану

Приложение 1



Цель: Выявление

места и причины

затруднения,

постановка цели

урока.

Формируемые УУД:

Познавательные:

постановка и

формулирование

проблемы; поиск и

выделение

необходимой

информации

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
























4.Физминутка

(снятие напряжения)

2 минуты

Зарядка для глаз

+ ритмичные движения

Выполняют упражнения

Музыкальная презентация для глаз



5.Изучение нового материала




Первичное закрепление материала



15 минут
























































Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек. И мы должны ему помочь.

По ходу работы мы превратим этого манекена в настоящего, полноценного человека.

1. Орган зрения

Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
 
Помогают нам... (глаза)

Глаза –это орган зрения.

Какую помощь нам оказывают глаза?

В чем их важность и необходимость?

Глаза прикрепляются на человека

Какие правила охраны зрения вы знаете?

А теперь давайте вместе с вами попробуем провести исследование вот этого предмета (мяч) с помощью нашего помощника, органа зрения.

Мяч- форма, цвет, размер


Приступаем к исследованию.

Откройте свои коробки. Посмотрите, что за предмет у вас там находится. Найдите на бланке строчку с надписью «Орган зрения». И проведите исследование вашего предмета. Какие признаки предмета с помощью зрения мы можем определить.

2. Орган обоняния


Запах хлеба, запах меда, 
Запах лука, запах роз
Различить поможет ... (нос)


Что же мы чувствуем благодаря этому органу ?

То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху

А умение человека различать запахи получило название «обоняние».


Скажите, необходимо ли беречь нос?

А как это можно сделать?


Картинка нос перемещается на манекена.

Найдите, пожалуйста, строку «Органы обоняния» и продолжаем исследование.


3. Орган вкуса


Первым пробовать привык

Угощенья все…(язык)

А в чем заключается его помощь?

- Какие ещё качества пищи различает язык?

(горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое и густое)

Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойствами предмета, когда не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха.

-Давайте дадим определение этому органу. Язык-это орган (чего?) вкуса.

(Появляется запись «орган вкуса» .)

Рисунок языка перемещается на изображение человечка.

Какие правила можно составить?

Кто знает, что слово язык обозначает ещё?

г) Язык - слово многозначное. Язык омоним. (Картинки- язык орган человека, языки пламени, язык колокола, русский язык),

Найдите на бланке строку «Органы вкуса» и исследуйте свой предмет.


4. Орган слуха


Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше…(ушки)

Для чего нам нужны наши уши?

Чем они нам помогают?

Уши – это орган чего? (Орган слуха)

- Правильно.

Вывод: Уши - орган слуха. Именно он помогает нам ориентироваться в мире звуков.

(На доске появляется запись « орган слуха»).

Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, чтобы ушки не болели?

Рисунок уши перемещается на человека.


6. Физминутка (двигательная)

2 минуты



5. Орган осязания

Мы в нее зимой и летом 

С головы до ног одеты, 

Даже на ночь снять не можем, 

Потому что это…(кожа)



(На доске появляется запись «кожа».)

Что же может нам рассказать кожа о том, что нас окружает?

Осяза́ние (такти́льное чувство) — одно из пяти основных видов чувств, к которым способен человек, заключающееся в способности ощущать прикосновения, воспринимать что-либо рецепторами, расположенными в коже, мышцах...

На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа- это орган осязания.

( Напротив слова «кожа» появляется запись «орган осязания».)

Правила гигиены…..

Ну и в заключении проведите исследование предмета с помощью «Органа осязания»















Ответы учащихся













Коллективная работа.



















Обсуждение в группах



(На доске плакат с изображением человека, но без лица). Карточки с названиями органов чувств.















Цель: Построение

детьми нового способа

действий и

формирование

способности к его выполнению

Формируемые УУД:

Познавательные:





Построение

логической цепи

рассуждений;

самостоятельное

создание способов

решения проблем

поискового характера;








Коммуникативные:

Инициативное

сотрудничество в

поиске и сборе

информации со

сверстниками и с

учителем;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Познавательные:

Извлечение из текста необходимой информации, поиск и выделение необходимой информации

Личностные:

следование моральным нормам и этическим требованиям


Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов и подготовка отчета.









Делают вывод о значении и важности органов чувств для человека.










Коробочки с предметами, (для проведения исследования), бланки для ответов.





































Коммуникативные: (инициативное сотрудничество:умение работать в группе – распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле)

Познавательные (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, практические действия, умение работать с несколькими источниками информации: учебниками, текстами и иллюстрациями).

Личностные(развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы)

Коммуникативные (полные ответы уч-ся, готовые речевые высказывания, использование средств языка и речи для получения и передачи информации)

Личностные(развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы)


Коммуникативные

(самовыражение: монологические высказывания разного типа)

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка).



Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Регулятивные: овладение новыми понятиями, умение анализировать



7.Самоанализ и самоконтроль

4-5 минут






















8.Подведение итогов

РЕФЛЕКСИЯ

5 минут



Ну что ребята, мы закончили наше исследование. И сейчас я попрошу первую группу определить представителя, который сейчас огласит нам результаты исследования вашего предмета. А вы постараетесь отгадать, что это за предмет.

Далее каждая группа выходит и по алгоритму рассказывает о своем предмете.

Класс отгадывает, что за предмет.

Вы молодцы!

Мне очень понравилось, как вы работали. Какие вы смогли самостоятельно провести исследования, используя наших помощников.


Посмотрите на доску (учитель показывает на лицо человека )

Есть ли различие с тем, что было в начале нашего урока?


Но в окружающем нас мире, есть люди, у которых не все так хорошо, как у нас с вами. Это могут быть и врожденные недостатки и приобретенные в жизни. Люди теряют зрение, слух и т.д. Но на этом их жизнь не останавливается. Они продолжают смеяться, работать. И мы должны с уважением относиться к ним. Они такие - же как и мы, а во многом даже сильнее нас.


Итак, перед нами стояла цель ( напомните мне пожалуйста). Смогли ли мы ответить, на вопросы, которые ставили перед собой в начале урока?



Что это были за вопросы?

( ответы учащихся)

- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Какова их «профессия»?


( ответы учащихся)

Если вы обратили внимание, то у меня тоже есть черный ящик. Я тоже провела исследование. А что внутри этого ящика вы отгадаете, прослушав мои признаки, которые я определила с помощью наших помощников (органов чувств).

Орган зрения: он яркий.

Орган слуха: не издает ни каких звуков.

Орган обоняния: ароматный.

Орган осязания: гладкий.

Орган вкуса: очень сладкий, сочный, состоит из частей ,есть кожура.

Ответ учащихся!

Посмотрите на мандарин. Какой орган включается? (Орган зрения) Потрогайте кожу на ощупь. (Орган осязания). А теперь ощутите его запах. (Орган обоняния).

А сейчас, снимите пожалуйста салфетку, которой прикрыта тарелочка у вас на столе. Возьмите по одной дольке и съешьте. (Орган вкуса)

Какой орган помог всё услышать? (Орган слуха).

И все это _

-Назовите их. (Хоровой ответ)

(Органы чувств)



Как бы оценили своё настроение после урока? Как считаете, хорошо ли усвоили тему урока? Все ли было понятно и интересно?

Сейчас каждый оценит свою работу на уроке, если считаете, что работали в полную силу, отвечали всегда верно, отнесите свой смайлик к зеленому сигналу. Если вы могли работать лучше, то отнесите к желтому сигналу. Если вообще ничего не делали и не усвоили урок, то к красному сигналу.

Выставление оценок













Оценивают свою работу

























Ответы детей


Толерантность






Глядя на этого улыбающегося человека можно понять, что он счастлив. У него есть все. Это полноценный человек.





















Ответы учащихся














Смайлы для оценивания





Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания

Регулятивные:

саморегуляция; самооценка.

коммуникативные

(самовыражение: монологические высказывания разного типа)

8.Домашнее задание



Д/з с. 126-129, РТ с. 73-74



Записывают в дневники











Группа №1 ( образец бланка)

Предмет

Признаки

«Орган зрения»



«Орган обоняния»

«Орган вкуса»

«Орган слуха»

«Орган осязания»


Яблоко


Круглое, красное, с плодоножкой, с зеленым бочком, среднее по размеру.

Ароматный, пахучий, нежный , фруктовый запах.

Съедобный, сладкий с кислинкой.

Не издает звуков.

Гладкий, холодный, твердый.
















































Просмотр содержимого презентации
«тест»

Урок окружающего мира  3 класс Организм  человека

Урок окружающего мира 3 класс

Организм человека

Назови слово, которое не относится к строению человека.    А) Внешнее Б) Среднее   В) Внутреннее

Назови слово, которое не относится к строению человека.

А) Внешнее Б) Среднее

В) Внутреннее

КАКАЯ НАУКА ИЗУЧАЕТ ВНУТРЕННЕЕ  СТРОЕНИЕ  ЧЕЛОВЕКА     А) ФИЗИОЛОГИ Б) АНАТОМИЯ   В) ЗООЛОГИЯ      8 4 7 3 2 5 1 6

КАКАЯ НАУКА ИЗУЧАЕТ ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

А) ФИЗИОЛОГИ Б) АНАТОМИЯ

В) ЗООЛОГИЯ

8

4

7

3

2

5

1

6

Укажите лишнее слово. ( внутренние органы человека)      А) Печень Б) Уши В) Сердце

Укажите лишнее слово.

( внутренние органы человека)

А) Печень Б) Уши В) Сердце

Без какого органа не возможно было бы слышать, видеть, ощущать запахи и вкус?      А) Без кишечника Б) Без головного мозга  В)Без селезёнки.

Без какого органа не возможно было бы слышать,

видеть, ощущать запахи и вкус?

А) Без кишечника Б) Без головного мозга

В)Без селезёнки.

В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?   А) Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий; Б) Горбатый, бледный, хилый, низкий; С) Стройный, сильный, ловкий, статный.

В какой строчке указаны слова, описывающие

здорового человека?

А) Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;

Б) Горбатый, бледный, хилый, низкий;

С) Стройный, сильный, ловкий, статный.

Какие предметы ухода за кожей  указаны правильно?  А) Зубная щётка, зубная паста,  жевательная резинка;  Б) Мочалка, мыло, полотенце, крем;  В) Гуталин, обувная щётка, клей.

Какие предметы ухода за кожей

указаны правильно?

А) Зубная щётка, зубная паста,

жевательная резинка;

Б) Мочалка, мыло, полотенце, крем;

В) Гуталин, обувная щётка, клей.