СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир. 3 класс. Разнообразие животных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира в 3 классе. Разнообразие животных. Урок с интересной групповой работой.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир. 3 класс. Разнообразие животных.»

ГКОУ









ТЕМА УРОКА:

«Разнообразие

животных».



3 класс







учитель начальных классов

Ортабаева Ольга Борисовна

УМК: «Школа России».

Учебный предмет: окружающий мир.

Авторы учебника: А.А. Плешаков, «Окружающий мир»

Авторы тетрадей: А.А. Плешаков, «Окружающий мир»

Владикавказ, 2014 год

Разнообразие животных .

Цели урока:

Образовательная: сформировать представление о разнообразии животных на Земле;

познакомить с животными пяти типов: хордовые, иглокожие, членистоногие, моллюски, черви; познакомить с классами внутри этих типов: звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, паукообразные, насекомые, ракообразные; показать на основании каких признаков зоологи различают по типам и классам, (детям не требуется четко разграничивать понятия "класс" и "тип", просто называют "группа" животных, т.к. автор учебника не ставил целью разграничить эти понятия), научить определять к какому классу или типу относится определенное животное.

Развивающая: Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать внешний вид животных, рассуждать, делать выводы.

Воспитательная: Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, интерес к животному миру Земли, формировать ответственное, бережное отношение к животным.


Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:


Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже знают о мире животных и что ещё нужно узнать.

Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между представителями живой природы, учиться классифицировать животных.

Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнение.

Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других; умение работать в группах. (Дети садятся на урок по группам)

Метапредметные: ввести в урок понятия


Планируемые достижения учащихся.

-усвоить, что на Земле есть разнообразные животные и приводить примеры животных разных групп,

-понимать, что разнообразие животных на Земле возникло в процессе эволюции, и каждый вид животных является частью целого мира фауны.

Оборудование: макеты животных представителей разных видов и типов, презентация

для интерактивной доски карточки с тестами, учебник «Окружающий мир»

(Плешаков А.А)

листы А4 с темой "Разнообразие животного мира" и вопросами: "Как разделить животных по группам?","По каким признакам распределить животных?", "Действительно ли животный мир разнообразен?";

портрет Карла Линнея,

План урока .

1.Организационный момент. Психологический настрой. (1 мин)

2. Сообщение темы с мотивирующим приемом «Яркое пятно».(1 мин)

3. Актуализация знаний.(5 мин)

4. Постановка учебных задач.(4мин)

5. «Открытие » учащимися нового знания. Побуждение к гипотезам.(9мин)

6. Физминутка. (2 мин)

7 Продолжение работы по теме урока. Работа по учебникам

8.Составление правил по охране животных.

9. Первичное закрепление. (3 мин)

10. Закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4 мин)

Работа с компьютером.

11. Домашнее задание. (2 мин)

12. Итог урока. Рефлексия. (3 мин)


Ход урока:


1. Организационный момент. Психологический настрой. (1 мин)


Учитель: - Здравствуйте, ребята, приятно видеть вас всех сегодня

Скажите ребята, что вы ждёте от урока? Каким вы хотите, чтоб он был?

Ученики: - Мы хотим, чтоб урок был интересным и веселым, увлекательным, нескучным.

Учитель: - Мы с вами постараемся, чтобы ожидания наши оправдались и урок получился интересным и увлекательным.


2. Сообщение темы с мотивирующим приемом «Яркое пятно». Звуковой файл с записью звуков, издаваемые разными животными.

Учитель: - Ребята, послушайте сейчас звуки и подумайте, кто их издает, одинаковые ли они?

Учитель:- Можете ли вы сформулировать тему урока, о чем пойдет речь?

Ученики: - О разных животных.

Тема урока: Разнообразие животных.

(Тема фиксируется на доске.)


3. Актуализация знаний. (5 мин)

Учитель

Какую большую тему мы закончили изучать?

- Ребята, скажите, как называется наука о растениях?

( Ботаника)

- На предыдущем уроке вы познакомились с разнообразием мира растений.

Наш мир красив, удивителен и разнообразен и в этом мы убедимся на сегодняшнем уроке. Но сначала мы проверим ваше домашнее задание.

Проверка домашнего задания - тест.

Сильный уровень:

1. Как называется наука о растениях?

а) ботаника.

б) астрономия.

в) почвоведение.

2. Что относится к хвойным растениям?

а) липа.

б) сосна.

в) одуванчик.

3. Что содержит плод растения?

а) цветок.

б) семена.

в) стебель.

4. Орган растения, который находится в почве?

а) цветок.

б) лист.

в) стебель.

г) корень.

5. Какие растения размножаются спорами? а ) колокольчик б) дуб. в) папоротник


Средний уровень:

1. Как называется наука о растениях?

а) ботаника.

б) астрономия.

в) почвоведение.

2. Что относится к хвойным растениям?

а) липа.

б) сосна.

в) одуванчик.

3. Что содержит плод растения?

а) цветок.

б) семена.

в) стебель.

4. Орган растения, который находится в почве?

а) цветок.

б) лист.

в) стебель.

г) корень.

5. Какие растения размножаются спорами?

а) колокольчик.

б) дуб.

в) папоротник.




Низкий уровень:

1. Как называется наука о растениях?

а) ботаника.

б) астрономия.

в) почвоведение.

2. Что относится к хвойным растениям?

а) липа.

б) сосна.

в) одуванчик.

3. Что содержит плод растения?

а) цветок.

б) семена.

в) стебель.

4. Орган растения, который находится в почве?

а) цветок.

б) лист.

в) стебель.

г) корень.

6. Впиши пропущенные слова- Корни растений дышат _____, который содержится в почве


.

Они всасывают из почвы_____ и растворённые в ней___



Как называется мир растений?

Ученики: - Флора.

Приём создания проблемной ситуации "Задание на столкновение противоречивых мнений".

Материал для выдвижения гипотез.


Говорят, что человек часть природы. Что самое главное есть у человека? (жизнь) Жизнь - самое удивительное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воздухе, в воде. Всюду обитают живые существа

Ребята, а кто из вас знает как называется наука о животных?

Зоология - зоо - животные, логос – наука


Учитель: - Ребята, я расскажу вам одну историю.

Жили – были две сестры – царицы. Звали их Флора и Фауна. (На слайде рисунки двух цариц.) Жили дружно и мирно. У Флоры все было в порядке.Царство растений представляло единое целое. ( На доске прикрепляю ключевые слова: целое, часть.) Назовите из каких частей оно состоит?

Ученики: - Хвойные, цветковые, хвощи, плауны, папоротники, споровые.

Учитель: - У Фауны до некоторых пор царство тоже было единым целым, и состояло из частей -групп. Но однажды случилась беда: она потеряла «Домовую» книгу, где животные все были переписаны по группам, они разбежались, мечутся, растерялись - полный беспорядок. (Слайд с изображением множества животных, размещенных в беспорядке по всему полю: рак, заяц, щука, улитка, змея, черви, морской еж, орел, воробей, черепаха, лягушка, жаба, осьминог, паук, жук, пчела, и др.)

Учитель: - Давайте поможем царице Фауне навести порядок в её царстве, и распределим животных по группам. Посовещайтесь в своих группах и скажите: На какие группы можно разделить всех животных?

Работа в группах (1мин). Обсуждение мнений.

Ученики 1 группы: Наша группа считает, что животных можно разделитьна диких и домашних.

Ученики 2 группы: - Мы думаем, что животных можно разделить по месту обитания: на воде, на суше, в воздухе.

Ученики 3 группы: - Можно разделить по виду питания: травоядные, насекомоядные, хищники.

Ученики 4 группы: - Мы предлагаем разбить на группы птиц, зверей, насекомых, рыб.


4. Постановка учебных задач. (4 мин)

Учитель: - Ребята, я задала один вопрос, а мнений было много и разные? Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем? На какие вопросы нам надо найти ответ?

Ученики: - Кажется, что все правы, и говорят правильно, но по - разному, потому что не знаем на что обращать внимание, когда делим животных на группы.

Учитель: - Значит нам необходимо ответить на некоторые вопросы. И первый из них:

Как разделить животных по группам?

(Вывешиваю на доске на листочке первый вопрос.)


Учитель: - Есть ли ещё вопросы, на которые нам необходимо ответить?

Ученики: - Нам надо бы узнать, а действительно ли животный мир разнообразен?(Вопрос вывешивается на доске.)


Как разделить животных по группам?

По каким признакам распределить животных?

Действительно ли животный мир разнообразен?


  • Видов животных на нашей планете настолько много, что этим занимается целая наука, которая называется ЗООЛОГИЕЙ.

  • Учёные- зоологи разделили всех животных на группы. Так их легче изучать.

  • С некоторыми группами животных мы уже знакомы.


5. «Открытие » учащимися новых знаний. Побуждение к гипотезам. (9 мин)

Учитель:-Вопрос «Как разделить животных по группам?» с давних пор интересовал ученых разных стран. Существовали разные мнения и ученых. Основателем классификации, т. е. разделения животных на группы, был шведский ученый Карл Линней. По его мнению, нужно было делить на группы по признакам сходства. (Портрет Карла Линнея.)


Ребята, а есть ли у вас предположения, гипотезы по поводу того, по каким признакам животные могут быть схожими?

Ученики: - Перьями, шерстью и чешуёй.

Учёные зоологи делят царство животных на большее число групп.


Работа в группах.

Вы тоже маленькие ученые-зоологи изучали жизнь животного мира. Давайте попробуем помочь Фауне решить её проблему.


Повторим правила работы в группе.(вывешиваются на доску).

  1. Уважай мнение товарища.

  2. Соблюдай тишину и порядок. 3.Критикуя – предлагай.

Групповая работа.

Давайте рассмотрим основные признаки каждой группы и заполним таблицу

Ребята, я предлагаю вам найти общие признаки этих животных и определить, к какой группе позвоночных они относятся

Помните, работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы.

Свои выводы запишите в таблицы.

Выступление групп.

Группа сообщает. Доклады детей о некоторых группах животных:

Звери.

Звери появились 160 – 170 миллионов лет назад. Сейчас на Земле насчитывается около 3500 видов зверей. Живут звери в самых разнообразных условиях: на поверхности земли, в почве, в морской и пресной воде. Звери рождают детёнышей и вскармливают их молоком. Для зверей характерны волосяной покров на теле – шерсть.

А вы знаете ,ребята, какое животное самое крупное из отряда

«млекопитаюшие»?(Кит). А самое маленькое?(Землеройка) (Слайд6


Пресмыкающиеся.

Ученики третьей группы рассказывают о том, что какие ещё животные относятся к группе пресмыкающихся, за что они получили такое название,

Пресмыкающиеся произошли от древних земноводных. 200 миллионов лет назад пресмыкающиеся (динозавры, ихтиозавры, птерозавры) были самой многочисленной группой животных, они освоили сушу, воду и воздух.

Сейчас насчитывается около 6000 видов пресмыкающихся, которые обитают в воде и на суше. Кожа у этих животных сухая, снаружи покрыта чешуйками или панцирем. К этой группе животных относятся ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.


Земноводные. четвертая группа выяснила, что земноводные отличаются от пресмыкающихся тем, что потомство появляется в воде, а пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.

Земноводные появились около 350 миллионов лет назад. Это самая малочисленная группа животных: насчитывается всего 4500 видов земноводных. Эти животные приспособлены к жизни и на суше, и в воде.

У земноводных голое тело, кожа мягкая и влажная. К этой группе животных относятся лягушки, жабы, тритоны. Земноводные уничтожают большое количество насекомых.

Насекомые.

Насекомые происходят от наземных животных. Первые насекомые появились около 400 миллионов лет назад. Это самая многочисленная группа животных, известно около 1 миллиона видов. Обитают они на суше и в воде. У насекомых 6 ног, а тело чётко разделено на голову, грудь и брюшко. Насекомые устойчивы к неблагоприятным условиям среды: некоторые выживают даже после того, как замёрзнут при температуре – 30’С.

Паукообразные.

Рыбы.

Рыбы появились более 400 миллионов лет назад. Известно около 30000 видов рыб. Среда обитания рыб – вода.

Тело рыб покрыто чешуёй и слизью. Передвигаться им помогают хвост и плавники. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворённым в воде.


Птицы.

Существует теория, что птицы произошли от древних пресмыкающихся, которые жили на деревьях, могли перепрыгивать с ветки на ветку и планировать. Существует около 10000 видов птиц.

Тело птиц покрыто перьями. Передвигаются по земле на двух ногах. Большинство птиц способны к полёту.


Задание – Заполнять таблицу в группах.

6. Физминутка. (2 мин)


7.Продолжение работы по теме урока.

- Всех ли животных удалось распределить на группы.

Работа по учебникам.


Где мы можем прочитать, узнать информацию об этих животных? .\Средства массовой информации, интернет, энциклопедические справочники, взрослые,....в учебниках.\

Прочитайте в учебнике и найдите нужную информацию о других животных?

остались Черви Ракообразные

Моллюски Иглокожие

Знакомство с беспозвоночными. Чтение материала учебника стр.88-89


Я предлагаю вам ответ на этот вопрос найти самим в учебнике стр.88.

Рассмотрим группы беспозвоночных животных.

Давайте ещё раз скажем почему они так называются?

К беспозвоночным животным относятся:

Слайд. Черви . Чтение учащимися о червях

Моллюски. Чтение о моллюсках

Иглокожие. Чтение об иглокожих

Ракообразные. Чтение о ракообразных.

Практическая работа. Проверка заполнения таблицы.

Классификация животных

Группы животных

Признаки группы

Численность группы

Беспозвоночные животные


Черви: дождевой червь, пиявка



Моллюски: улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы

Мягкое тело обычно защищено раковиной


Иглокожие: морские звёзды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы

На коже имеются иголки


Ракообразные: раки, крабы, креветки, мокрицы



Паукообразные: скорпионы, сенокосцы, пауки, клещи

Имеют 8 ног


Насекомые: жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы, мухи

Имеют 6 ног

Более 1000000

Позвоночные животные


Рыбы

Живут в воде, тело покрыто чешуёй, передвигаются при помощи плавников, дышат жабрами

20000

Земноводные: лягушки, жабы, тритоны

Часть жизни живут на суше, часть – в воде. Кожа голая, нежная.

3400

Пресмыкающиеся (рептилии): ящерицы, змеи, черепахи крокодилы

Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем

6000

Птицы

Тело покрыто перьями

8600

Звери, или млекопитающие

Тело покрыто шерстью. Детёнышей кормят молоком.

4000


На звездочке у каждого типа проявляются классы, использовала анимацию на интерактивной доске, чтобы классы скрыть вначале.

Учитель: - Всех распределили?


Ученики: - Да!

Учитель: - На какие вопросы нам удалось ответить?

Учитель: - Какой вопрос остался?

Ученики: - Многообразен ли животный мир?

Учитель: - Ученые в каждом типе животных выделили ещё и классы по схожести и родству.

Ученики: - Сколько много!

Учитель: - Как вы считаете, в чем кроется причина наших затруднений, почему так трудно определить к какой группе относится то или иное животное?

Ученики: - Потому что животных очень много! И они все разные.


Учитель: - Молодцы, ребята, вы справились с поручением царицы Фауны и она благодарит вас.



Учитель: - Обратимся к вопросам. Научились ли мы распределять животных по группам? (Снимаю вопрос)


Узнали ли мы признаки, по которым распределяют животных? Убедились ли мы в том, что мир животных разнообразен? Каким разнообразным не был животный мир, но мы должны беречь каждого животного, и, по – возможности, предотвращать их гибель и исчезновение с лица Земли.


8. Составление правил по охране животных.

Ребята, вы конечно же знаете, что многие животные охраняются особо, потому что их на земле осталось очень мало. Такие животные занесены в Красную книгу.

Что такое Красная книга?

Красный цвет - цвет опасности. Поэтому в Красную Книгу заносят только те растения и тех животных, которым грозит полное исчезновение.

Я предлагаю вам заглянуть на страницы Красной книги Северной Осетии.

Слайд "Красная книга"

  • 1 страница - птицы

  • 2 страница – насекомые

  • 3 страница - млекопитающие

Ребята, о чем должны подумать и что должны сделать люди, чтобы сохранить все виды животных? Молодцы, ребята. Эти советы очень важны для жителей нашей планеты.

Я надеюсь, что все вы будете помнить их и соблюдать. И напоследок послушайте стихотворение:

Ершов Алексей «О защите природы»

Люблю природу русскую.
Хочу сберечь от всех
Её творенья чудные
Дающие успех.

Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»

Не будем больше мусорить
Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!

И будем мы наказывать
Вредителей таких...
Природу защищать
Учить мы будем их.

И будет она пышная
Цвести, благоухать.
Природу наша русская
Век будет процветать.

10. Первичное закрепление.(3 мин)

Группы ребят задают друг другу вопросы.

Учитель: - Ребята, посовещайтесь в группах и задайте вопросы другим группам по новой теме урока.

Ученики: - К какой группе принадлежат …

Ученики: - Как называется группа, если у животных 6 ног, 8 ног, чешуя, шерсть, и т.д.


11. Закрепления новых знаний

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4 мин)

Работа в рабочей тетради. Учитель: - Прочитайте задание. Соедините линией планшетку - название животного с рисунком животного. Оценивать свою работу будете сами по эталону. Только договоримся о критериях. Предложите, как будем оценивать. Учтите, что тема новая.


Учитель: - На работу отводится 2 мин, проверка - 1 мин. Успехов вам!

Самостоятельно выполняют задание.

Работа с компьютером .Задания по классификации животных из электронного приложения.

Учитель: - Посмотрите на доске открылся эталон. Исправлять нельзя. Поставьте себе оценку. Отложите тетради на край стола.

А теперь хором отвечаем, к какой группе животных относятся животные на слайде.

и др.

Показ учителем разных видов животных.


12. Домашнее задание (2 мин):

1. Прочитать статью «Разнообразие животных» (учебник, с. 87-93); ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (с. 95).

2. Выполнить задания 1, 2, 3 (с. 95).

3.* Задание №6 с. 43 в рабочей тетради.


13. Итог урока. Рефлексия. (3 мин)

Подведение итогов занятия

- Какие группы животных вы узнали? Назовите их.

Рефлексия. «Дерево творчества»

По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья.

Учитель: - Что у нас получилось хорошо? Что не получилось? Над чем ещё надо поработать?

Над какой темой мы сегодня работали? Какой вывод сделаем?

Какой процесс развития животного мира мы с вами узнали?

Что на уроке вы бы назвали целым? Какие части этого целого вы узнали? На все ли вопросы мы ответили? Оправдались ли ваши ожидания?

Учитель: - Если вам всё было понятно, поднимите карточку зеленого цвета,

если есть один или два вопроса непонятных, поднимите синий цвет, если вообще всё трудно и непонятно, поднимите красный цвет. Хорошо, что больше зеленых, но молодцы и те ребята, которые не боятся признаться, что есть ещё непонятное.

Оценивание.

Спасибо за урок. Урок окончен.


Самоанализ урока:

Урок окружающего мира по теме «Разнообразие животных» \учебник А.А. Плешакова\ относится к разделу «Эта удивительная природа», проведён во 2 четверти в 3 «А» классе.(Неделя окружающего мира)

На уроке мне удалось достигнуть поставленных целей, дети усвоили что целый животный мир можно разбить на составные части по признакам сходства и родства, расширилось общее представление о животных, интерес к изучению природы, бережному отношению к живому на Земле. До урока не все дети знали о червях, иглокожих, пресмыкающихся, земноводных, моллюсках, ракообразных, паукообразных. Научились по числу конечностей различать насекомых, ракообразных, паукообразных

В ходе урока использовала презентацию с видеофрагментами, индивидуальные сообщения-доклады детей, справочную литературу, которые дают более полное представление о жизни некоторых животных. Я испытывала затруднение при подготовке к уроку. Оно заключалось в том, что автор учебника просит классифицировать множество животных, сразу указывая признаки. Мне же хотелось внести в урок проблемность. Следующее затруднение я ощутила от того, что животные классифицируются по типам и классам смешанно, пришлось сделать поэтапное усвоение материала, сначала ввести пять типов , а затем внутри типов познакомить с классами. Но не смотря на мои трудности, в конце урока я испытала от урока удовлетворение. Дети почти все показали мне зеленый цвет, и лишь двое - синий. Они затруднялись в отличии паукообразных и ракообразных, и трудно было запомнить названия пресмыкающиеся и земноводные. Урок получился ярким, дети удивлялись что внутри типа существует столько разных классов животных, их поразило разнообразие животного мира. В процессе урока дети познакомились с различными интересными сведениями из жизни различных животных.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!