№ уроков | Тема | Характеристика деятельности |
1 | Разнообразие природы. Значение природы для людей. | Знакомство с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Наблюдение за предметами живой и неживой природы. Наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека. Урок введения в новую тему. |
2 | Человек. Ступеньки познания. | Наблюдение над процессами памяти, проявлениями внутреннего мира человека. Стартовая диагностика. Урок-игра |
3 | Проект «Богатства, отданные людям» Экскурсия. | Уметь собирать иллюстративный материал, оформлять стенд Урок-проект |
4 | Общество | Пронаблюдать своё генеалогическое дерево. Анализ таблицы с целью необходимой информации. Изучение нового материала |
5 | Мир глазами эколога. | Наблюдение над связями каждой группы в природе. Комбинированный |
6 | Стандартизированная работа. | Проверить знания и умения обучающихся |
7 | Тела, вещества, частицы. | Практическая работа № 1 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе» Урок-исследование. |
8 | Разнообразие веществ. | Наблюдать и характеризовать свойства соли, сахара, крахмала, кислоты. Практическая работа № 2:«Умение определять наличие крахмала в продуктах». Урок-исследование. |
9 | Воздух и его охрана. | Практическая работа № 3 «Свойства воздуха» Опыт «Расширение воздуха» Урок-практика |
10 | Вода и жизнь. Свойства воды. | Практическая работа № 4 «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра». Анализ схемы (диаграммы) Урок-практика |
11 | Превращения и круговорот воды в природе. | Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе» Опыт: спиртовка, стакан с водой, треножник с сеткой, блюдце со льдом. Наблюдение за круговоротом воды. Урок-практика |
12 | Использование воды человеком. | Экскурсия. Наблюдение за тем, как человек загрязняет воду. Моделирование в виде схемы источников загрязнения воды. Урок-исследование |
13 | Разрушение твердых тел. Почва | Практическая работа № 6 «Свойства почвы» Опыт: Наблюдение за свойствами твёрдых тел. Урок-исследование. |
14 | Разнообразие растений. | Практическая работа № 7 «Рассматривание живых и гербарных растений» Подготовка сообщений об одном из видов растений любой группы. Урок развития умений и навыков |
15 | Дыхание и питание растений. | Опыт«Испарение воды листьями». Определение органов растений, сравнение органов различных растений» Моделирование процесса питания и дыхания растений, придумать схему. Урок изучения нового материала. |
16 | Размножение и развитие растений. Комплексная работа. | Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром животными. Изучение нового материала. |
17 | Охрана растений. | Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений» Пронаблюдать, какая деятельность человека приводит к исчезновению растений. Оформить памятку «Берегите растения» Изучение нового материала |
18 | Разнообразие животных. Проверочная работа. | Качество усвоения программного материала. Моделирование Урок формирования умений и навыков. |
19 | Цепи питания. Проект «Разнообра- зие природы родного края» | Моделирование цепей питания. Составить и презентовать «Книгу природы родного края» Урок-проект |
20 | Невидимая сеть и невидимая пирамида. | Наблюдение цепей питания в природе. Изучение нового материала |
21 | Размножение и развитие животных. | Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки. Урок развития умений и навыков. |
22 | Охрана животных. | Наблюдение в природе причин исчезновения животных. Создать книжку-малышку «Береги животных» Урок-конференция |
23 | В царстве грибов | Наблюдение различий в строении и окраске съедобных и несъедобных грибов. Моделировать различие грибов-двойников. Урок развития умений и навыков. |
24 | Великий круговорот жизни. Тест № 1. | Тест «Эта удивительная природа!» Моделирование « Круговорот веществ в природе» Изучение нового материала |
25 | Организм человека. | Практическая работа в паре: измерение роста и массы человека. Анализ схемы расположения органов человека. Урок введения в новую тему. |
26 | Органы чувств. | Наблюдение за работой органов чувств. Урок-исследование |
27 | Надёжная защита организма. | Практическая работа № 8 «Знакомство с внешним строением кожи». Первая помощь при небольших повреждениях кожи. Комбинированный |
28 | Опора тела и движение. Проверочная работа. | Наблюдение за работой различных групп мышц. Подбор упражнений по сохранению осанки. Урок развития умений и навыков |
29 | Наше питание. Органы пищеварения Проект «Школа кулинаров» | Подбор материала для проекта. Поиск материала по дополнительным вопросам. Урок-проект |
30 | Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа. | Практическая работа № 9«Подсчет ударов пульса» Урок-практика |
31 | Умей предупреждать болезни. | Промежуточная диагностическая работа. Составить инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний. Урок обобщения и систематизации знаний. |
32 | Здоровый образ жизни | Наблюдение отличий между людьми, ведущими здоровый образ жизни и курящими людьми. Урок обобщения и систематизации знаний |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения. | Тест. Контрольно-обобщающий урок. |
34 | Презентация проектов « Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | Урок-конференция. |
35 | Огонь, вода и газ. | Составление памятки по ОБЖ. Анализ схемы эвакуации из школы и смоделировать эвакуацию в ходе учебной тревоги. Урок введения в новую тему. |
36 | Чтобы путь был счастливым? | Тест № 2. «Поведение на улице и в транспорте» Создание модели светофора Комбинированный |
37 | Дорожные знаки. | Тест № 3 «Дорожные знаки». Создание моделей дорожных знаков Контрольно-обобщающий урок |
38 | Проект «Кто нас защищает» | Сбор и обработка материала для проекта. Урок-проект |
39 | Опасные места. | Составление схемы своего двора и окрестностей с указанием опасных мест; составление памятки правил поведения в экстренных ситуациях Урок систематизации знаний. |
40 | Природа и наша безопасность. Проверочная работа. | Проверочная работа по теме «Наша безопасность» Создание памятки «Как сберечь природу» Контрольно- обобщающий урок. |
41 | Экологичес- кая безопасность. | Практическая работа10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды» Составление цепей питания. Урок-практика. |
42 | Для чего нужна экономика? | Урок введения в новую тему. |
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | Урок введения в новую тему. |
44 | Полезные ископаемые. | Практическая работа 11 «Полезные ископаемые» Комбинированный урок. |
45 | Растениеводство как отрасль сельского хозяйства? | Практическая работа 12 «Знакомство с культурными растениями». Исследовать сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. Урок-практика |
46 | Животноводство как отрасль сельского хозяйства? | Исследование: какие продукты животноводства использует семья в течение дня. Урок-исследование. |
47 | Какая бывает промышленность? | Выявление отраслей промышленности, крупных предприятий Перми, их продукции. Урок-исследование. |
48 | Проект « Экономика родного края» | Составление книги-справочника «Экономика родного края» Урок-проект |
49 | Что такое деньги? | Практическая работа13 «Знакомство с различными монетами» Планирование семейного бюджета Урок-практика |
50 | Государственный бюджет. | Моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач. Урок изучения нового материала. |
51 | Семейный бюджет. | Моделирование семейного бюджета. Урок изучения нового материала |
52 | Экономика и экология. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Тест №4 | Тест № 4 «Чему учит экономика» Контрольно-обобщающий урок. |
53 | Экономика и экология. Взаимозависимость экономики и экологии. | Выяснение мер экологической безопасности региона. Урок-исследование. |
54 | Золотое кольцо России. | Работа с картой. Урок-путешествие. |
55 | Золотое кольцо России. | Работа с картой. Моделирование маршрута. Урок-путешествие. |
56 | Золотое кольцо России. Стандартизированная работа. | Составление вопросов к викторине по Золотому кольцу. Урок-викторина |
57 | Проект «Музей путешествий» | Сбор экспонатов для музея, оформлять экспозицию музея Урок-проект. |
58 | Государства, граничащие С Россией. | Работа с картой ( государства, граничащие с Россией, их столицы) Урок-путешествие. |
59 | Страны севера Европы | Работать с картой. Урок-путешествие. |
60 | Страны Бенилюкса. | Работать с картой. Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса. Урок-путешествие. |
61 | Страны центра Европы. Комплексная работа | Работа с картой. Моделировать достопримечательности из пластилина. Урок-путешествие. |
62 | Франция и Великобритания ( Франция) | Работа с картой. Составлять вопросы для викторины о Франции. Урок-путешествие. |
63 | Франция и Великобритания ( Великобритания) | Работа с картой. Составлять вопросы для викторины об Англии. Урок-путешествие. |
64 | Страны юга Европы. | Работа с картой. Составлять вопросы для викторины о Греции и Италии. Урок-путешествие. |
65 | Знаменитые места мира. Тест № 5 | Тест № 5 «Путешествия по городам и странам» Находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщение. Комбинированный. |
66 | Экскурсия «Достопримечательности нашего города» | Учащиеся должны знать памятники архитектуры и искусства своего города. Изучение нового материала |
67 | Стандартизированная работа | Тест «Качество усвоения программного материала за учебный год». Выполнять задания, проверять свои знания. Контрольно- обобщающий урок. |
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий | Выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся. Урок-конференция. |
2.Рабочая тетрадь- Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях.- М.: Просвещение.2012
2. Тесты по окружающему миру. – Плешаков А.А.. Окружающий мир. 3 класс. Просвещение. 2012
3.Атлас – определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. Плешаков А.А «От земли до неба»