4. | Открытие новых знаний (15-20 мин) | Словесные: рассказ учителя, беседа, опрос. Наглядные: презентация учебник. Практические: работа с текстом, задание на карточках. | -У вас на партах лежат карточки (показывает) в ходе урока вам необходимо делать краткие записи относящиеся к картинкам. -Какую роль лес играет для природы? -А для человека? -Верно ребята, лес является домом для многих животных и растений, а еще его называют защитником водоемов, вы знаете почему? -А чтобы узнать, почему лес так называют, откройте стр. 104 учебника и прочитайте самостоятельно первый абзац. -Почему же лес называют защитником водоемов? -Вы совершенно правы, а еще лес является защитником почвы. Там где лес вырублен дожди и ветра очень быстро разрушают почву. -В жизни человека лес тоже играет большую роль, мы все любим отдыхать на природе, и любоваться красотой леса. В нем растут полезные растения, которые собирают люди для изготовления лекарств, он является источником древесины, из которой делают бумагу и мебель. Даже парты, за которыми вы сейчас сидите сделаны из древесины. Ну и конечно, как мы уже говорили, деревья поглощая углекислый газ, выделяют кислород. -Какие экологические проблемы ,связанные с лесными зонами вы можете назвать? -Вы правы, основной проблемой лесных зон является вырубка и незаконная охота. -А кто знает, как по -другому называется незаконная охота? -Как вы думаете, что нужно делать, чтобы предотвратить вырубку лесов? -Вы правы, а еще, можно сдавать использованную ненужную бумагу - макулатуру. 1 тонна макулатуры спасает от вырубки 10 деревьев. -Вы ,наверное, подумаете, да что нам эти 10 деревьев, но только подумайте сколько лет растет один маленький саженец чтобы превратиться в большое дерево, 10-15 лет, не меньше! -А как вы думаете, можно ли вырубать леса возле водоемов, городов и полей? Почему? -Верно ,вы правы. -С деревьями разобрались, а как мы можем защитить животных? -А вы слышали о красной книге? Для чего она нужна? -Верно, откройте учебник на странице 105, давайте узнаем, какие же животные и растения находятся в красной книге. Найдите иллюстрацию внизу странички. -У вас в конце тетради есть Красная книга, запишите животных и растения из учебника, в тетрадь. -Давайте подумаем, вот мы добавили растения и животных в Красную книгу, значит, больше ничего делать не нужно они теперь не вымрут, правильно? -Почему нет? -Да вы правы, для животных и растений , занесённых в Красную книгу, создаются заповедники и национальные парки, которые предотвращают их исчезновение, сохраняя естественную природную среду. -В нашей области тоже есть заповедники и национальные парки, посмотрите на слайд. (представлены фотографии и названия заповедников нашей области) -Мы все с вами любим отдыхать на природе, но знаете ли вы правила как нужно себя вести в лесу, ведь мы приходим к его жителям в гости. -Откройте страницу 106 учебника и прочитайте текст “Все зависит от каждого!” самостоятельно. -Что из прочитанного вами вы уже знали? -А что для вас стало новым? -А как вы думаете, почему некоторые люди не следуют правилам поведения в природе? -У вас на партах лежат карточки с фразами, которые нужно закончить, когда будете готовы руку на локоток. (фразы и вопросы на карточках: В лесу растут.., Лес защищает.., лес дает человеку.., как оберегать лес?, какие заповедники есть в нашем крае?) -Давайте проверим, в лесу растут... -У кого примерно также поднимите зеленую карточку. -Дальше, лес защищает... -У кого похожий ответ? Таким образом, выполняется проверка всех вопросов\фраз. | -Является домом для животных и растений. -Очищает воздух, дает грибы и ягоды, лекарственные растения. -Высказывают предположения. -Открывают учебник, читают текст. -В лесу талая и дождевая вода просачивается в почву и только потом попадает в реку, а там, где лес вырублен вода быстро стекает в реку, но потом долго нет притока, из-за этого река мелеет. -Загрязнение, вырубка и др. -Браконьерство. -Садить новые. -Нет. Потому что лес защищает водоемы от исчезновения, поля от ветра, а в городах очищают воздух и делают город красивей. -Высказывают предположения. -Да. В неё вносят животных и растения, которые могут в скором времени исчезнуть. -Открывают учебник, находят иллюстрацию. -Называют растения и животных, внесенных в Красную книгу России. -Нет. -Высказывают предположения. ………… -Читают текст. -То, что нельзя мусорить. -Узнали, как правильно разводить костер. -Они их не знают, не задумываются о последствиях, они их знают, некоторым просто все равно. -Выполняют задание на карточках. -Желающий отвечает: Полезные растения, ягоды, грибы. -Водоемы, почву, воздух. -Поднимают карточки. | Фронтальная, индивидуальная. | Текущий |
5. | Итог и рефлексия (3-5 мин). | Словесные: беседа, опрос. Наглядные: презентация | -Вернемся к плану урока. -Какую роль лес играет в природе? -А в жизни человека? -Какие экологические проблемы грозят лесным зонам? -Что делают люди ,чтобы сохранить лес? -Как нужно вести себя в лесу? Теперь я хочу узнать, как прошёл наш урок. -Если вам было интересно сегодня на уроке, и вы все поняли - поднимите зеленую карточку, если остались вопросы - красную. | -Защищает водоемы, почву, является домом для растений и животных. -Очищает воздух, является источником древесины и лекарственных растений, место для отдыха, собираем грибы и ягоды. Вырубка, браконьерство. -Садят деревья, собирают макулатуру, создают заповедники и национальные парки. -Не мусорить, правильно разводить костер, не шуметь, не рвать цветы, не ловить животных и тем более их нельзя убивать. -Поднимают соответствующую карточку. | Фронтальная | Текущий |