СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир 4 класс "Субтропическая зона"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по окружаюшему миру в 4 классе. В ней вы найдёте много интересного, есть тесты.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир 4 класс "Субтропическая зона"»













Конспект урока по окружающему миру в 4 классе



учителя начальных классов

Тучковой Светланы Ивановны








МОУ ООШ №9

2014 г.



Тема: Субтропическая зона России

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом

Планируемые результаты:

  • сформируется уважительное отношение к иной точке зрения;

  • сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме, выстраивать речевые высказывания, работать в парах и группах;

  • сформируются начальные формы рефлексии;

  • сформируется базовый уровень умения характеризовать субтропическую зону России

Личностные (ЛР): формирование умения выстраивать речевые высказывания

Метапредметные (МПР):

Регулятивные – формирование начальных форм рефлексии

Познавательные – формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

- формирование умений отличать животных и растений субтропической зоны

Коммуникативные

- формирование умений работать в статичных группах и парах

Цель урока: Формирование образовательных компетенций(информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Субтропическая зона России».

Основные понятия: субтропики, парк «Дендрарий», Красная Книга России

Межпредметные связи: экология, история, география,

Место урока в разделе: заключительный урок по разделу «Природные зоны России»


Оборудование: (создание подготовленной информационно – образовательной среды): ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебники, цветные квадратики для групп, карточки для работы в парах, карточки для самооценки.



Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Результат, универсальные учебные действия

1. Организационный момент

Психологически настраивает учащихся, мотивирует на плодотворную работу


У. Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и теплая морская вода,

Зоны России раскроют тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

В этом учебном году мы с вами много путешествовали по природным зонам, где справлялись с труднейшими заданиями. Сегодня нам предстоит совершить ещё одно увлекательное путешествие. Во время путешествия мы с вами услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире этого удивительного края.


Слушают заданные установки учителя


Коммуникативные, регулятивные

2. Актуализация знаний

Организует беседу с учащимися:

Но это новое, а старое не стоит забывать! Прощаться с пустыней не будем спешить-О ней сейчас будем говорить.


Учатся понимать на слух.

Познавательные, коммуникативные

3. Проверка домашнего задания

Организует проверку домашнего задания. Проверка домашнего задания (в форме пресс-конференции).
У.Поставьте вопросы для своих одноклассников по теме «Пустыня».(Учитель по желанию вызывает четырёх учеников. Остальные дети задают им вопросы, играя роль журналистов)
Примерные вопросы.
-В какой части страны и какую по величине территорию занимает пустыня? (Небольшую территорию на юге страны)
-Какие особенности лета и зимы в пустыне? (Жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима)
-Какова поверхность пустыни? (глинистая, песчаная или каменистая)
-Какие животные обитают в пустыне? (Животные в основном некрупные, имеющие жёлтый окрас. Например, тушканчик, сайгак, верблюд и др.)
Какие растения обитают в пустыне? (У растений узкие листья или колючки, корни растений длинные или поверхностная корневая система. В пустыне растут саксаул, колосняк, джусгун)

-Назовите насекомых и птиц пустыни. (Скорпион, чернотелка, скарабей – насекомые. Рябок, канюк, сажда – птицы)
-Какой ты знаешь пустынный заповедник? (Заповедник «Чёрные земли»)
-Кто из обитателей пустыни занесён в Красную книгу? (Хорь – перевязка, тюльпан Шренка, стрепет)

  • Объясните, почему впустыне такая пышная растительность.

  • Это оазис.
    -Назовите некоторые экологические проблемы пустыни? (Неумеренный выпас скота, браконьерство, неумеренное орошение)

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.



Познавательные, коммуникатив

ные, личностные

4. Постановка цели урока

У. - А сейчас мы попробуем ответить на вопрос

«Как называется тема нашего сегодняшнего урока»

Для этого ответим на некоторые вопросы:

Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к выдвижению гипотез по принятию учебных задач.

Слайд 3

1.Обширное безлесное пространство СТЕПЬ

2.Кто свой дом на себе носит УЛИТКА

3.Делает запасы на зиму живёт в дупле БЕЛКА

4.Густой лес из хвойных деревьев ТАЙГА

5.как называют остров Врангеля РОДДОМ

6.грызунов в небе выслеживает ОРЁЛ

7.климат здесь суше и жарче чем в степи ПУСТЫНЯ

8.что снижают тонкие узкие листья растений пустыни ИСПАРЕНИЕ

9.дикие лошади КУЛАНЫ

10.как фамилия Маши и Миши ИВАНОВЫ


СУБТРОПИКИ

Субтропическая зона (слайд)

Работают группой, формулируют тему урока («Отгадай кроссворд») и соотносят её с темой предложенной учителем, конструируют учебные задачи урока. Слушают собеседника, взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, одноклассниками;


Регулятивные, познавательные

5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала3

Организует беседу с учащимися:

- Что же друзья, пора в дорогу!

Ждут с нетерпением нас:

Чудный берег, море пляж.

Но мы отправляемся не отдыхать,

А зону субтропиков России изучать.

Слайд 4

- Обратимся к карте- помощнице(стр. 60-61 учебника). Что же она нам расскажет?

Слайд 5 Она расскажет нам, что эта удивительная зона занимает
маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.

- В субтропической зоне России кроется секрет ее удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее - днем или вечером?

- Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Климат здесь умеренный. Солнце посылает сюда почти прямые лучи. Оно за лето нагревает море, а затем море отдает побережью тепло зимой. Посмотрите на карту. Какие горы находятся прямо у самого побережья?

- Да, это высокие молодые горы. Они являются преградой для холодного северного ветра, поэтому в этой зоне умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю много влаги, и она же задерживается горами.


-Что же обозначает слово «субтропики»?

(Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны экватора)

- а что означает приставка «суб-»?

- В переводе с латинского это означает «под». Значит, это территория под тропиками, точнее вблизи тропической зоны.



Выдвижение гипотез. Актуализация личного опыта.

Учатся строить высказывания в устной форме.

Учатся принимать и сохранять учебную цель и задачу. Отличают известную информацию от неизвестной.

Учатся понимать на слух.


Регулятивные, познавательные

6. Физминутка

(Включить шум моря)




7. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

Организует работу в статичных парах для определения темы урока.

Организует обмен мнениями по вопросам выступления учащихся.


-Предлагаю поделиться на 3 группы по цвету квадратика, которые получили в начале урока. Зеленый цвет- это группа ботаников, желтый – это зоологи, а красный цвет – экологи.


  1. Открытие новых знаний

Дети делятся на группы и работают с учебником


Начинаем выслушивать подготовку «научных разработок» групп на основании их исследований во время чтения в классе.

Ботаники (слайд 5 – 15)
Проблемный вопрос:
Разнообразен ли растительный мир этой зоны?
Группа должна выяснить :
- Причины разнообразия флоры; (растения)
- Отличительные особенности растений субтропиков;
- Растения . Виды растений.
Зоологи (слайд 15 – 29)

Проблемный вопрос:
Разнообразен ли животный мир этой зоны?
Группа должна выяснить :
- Причины разнообразия фауны; (животные)
- Обитатели суши;
- Обитатели суши, добывающие пищу в море.
- Обитатели моря.

Экологи (слайд 30 – 31)
Проблемный вопрос:
Как влияет человек на экологию Черноморского побережья?
- Чем является для людей черноморское побережье;
- Экологические проблемы;
- Растения и животные, занесённые в красную книгу.

Дикари

(Они обрывают цветы, ломаю деревья, разжигают костры, оставляют надписи на скалах и на стволах деревьев, выбрасывают мусор, уничтожают медуз, ловят крабов)
Примерные выступления:
Выступление ботаников (рассматривание гербария)
Благоприятные условия –тепло и влага– дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям. Это дуб, бук, каштан. Бук достигает высоты 25-40м, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды-орехи, но их нельзя есть. Бук живёт до 500 лет Каштан –дерево долгожитель, может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 м. Листья с острыми зубчиками. Плоды-орехи можно употреблять в пищу. Растения, привезённые из разных теплых стран: кипарисы, пальмы
Можно ещё добавить о растущих виноградниках. А на склонах гор раскинулись плантации чая. Очень ценится пробковый дуб и самшит – дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения
Выступление зоологов
Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья. В лесах обитают медведи, косули, кабаны, есть барсы, шакалы. В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Они кормятся рыбой. Баклан – хитрая, умная и очень прожорливая морская птица. Бакланы с трудом ходят по земле, но зато ловко лазают по деревьям, отлично летают и плавают. Они могут длительное время находиться под водой. Даже когда баклан сыт, он всё равно продолжает охотиться. Его глотка позволяет заглатывать очень больших рыб.
Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины Морские коньки -это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конёк на бурую водоросль – и сам станет бурым, сядет на зелёную –позеленеет. Морская игла-это тоненькая и длинная рыбка. Хоть и игла, а уколоть никого не может – мягкая. Дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Их блестящие тела идеально обтекаемой формы. Дельфины могут плавать со скоростью 45–50 км/ч. Дельфины питаются крупной и мелкой рыбой, моллюсками. Эти животные хорошо поддаются дрессировке, так как они сообразительнее собак и обезьян.
Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.
Выступление экологов
Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает, безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустарников, обрывает цветы, ловит жучков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. Если к медузе прикоснуться, она обжигает, словно крапива. Так медуза защищается. Но некоторые люди вместо того, чтобы купаться осторожнее, предпочитают уничтожать медуз: выбрасывают их на берег, где они погибают под лучами солнца. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться.
В Красную книгу внесены редкие растения этих мест: (слайд 32)
Иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный. В районе Сочи есть уникальная тисо-самшитовая роща, которая находится под особой охраной. На страницы Красной книги попали некоторые животные, например дельфин черноморская афалина, жужелица кавказская. Для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа в 1983 году создан Сочинский национальный парк. Он включает город-курорт Сочи и его окрестности, в основном горные леса.

- Очень стыдно за поведение людей, которые не задумываются о природе.

-Спасибо, за работу.


Обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.

Подготовленные учащиеся читают сообщения, остальные слушают и задают вопросы.


Познавательные, коммуникатив-

ные, личностные

8 Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

Организует самостоятельную работу учащихся, побуждает учащихся к выдвижению гипотез

6. Закрепление пройденного материала _

-Мы сегодня совершили путешествие на Черноморское побережье Кавказа.. В заключение я проверю, насколько вы были внимательны и наблюдательны.
Ребята выполняют тест самостоятельно.
ТЕСТ “ Черноморское побережье Кавказа”
1. Черноморское побережье Кавказа расположено ….
а) в лесной зоне страны
б) в субтропической зоне страны
в) в степной зоне страны
2. Субтропики России – это
а) обширная зона в центре страны
б) обширная зона на востоке страны
в) небольшая зона на побережье Черного моря
3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:
а) бук, каштан
б) лиственница, брусника
в) ольха, липа
4. На Черноморском побережье обитают:
а) цикады, богомолы, саранча
б) кобылки, жуки-чернотелки
в) жук-скоробей, водомерки
5. В Черном море обитают:
а) крокодилы, анаконды, тюлени
б) медузы, дельфины, камбала
в) акулы, морские котики, черепахи
6. В субтропической зоне:
а)умеренно жаркое лето и теплая зима
б)жаркое лето и умеренно холодная зима
в)умеренно теплое лето и холодная зима.



Читают текст, сопоставляют свои ответы с предложенными выводами.



Ребята работают самостоятельно.


Познавательные,

личностные





Регулятивные, личностные

9. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов

-Предлагаю придумать правила безопасности поведения на море, составить памятку для отдыхающих на море

«Как правильно загорать» проверка



Подводит к оценке усвоения с материалом.

-Наше путешествие подошло к концу.

Слайд 7

  • Спасибо за работу, справились.


Выполняют упражнение

Регулятивные,

10.Объяснение и понимание домашнего задания

Объясняет домашнее задание.

-Ребята, откройте дневники. Запишите задание на дом: стр. 177-181, чтение и ответы на вопросы. ТПО на стр. 37, № 59.


Дети записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению

Познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные

11. Рефлексия

Выдаёт листы самооценки, даёт инструктаж по их заполнению

- Какие трудности были сегодня на уроке?

- Остались ли вы довольны своей работе на уроке?

-Спасибо за работу на уроке …(перечислить активно работающих на уроке). Урок окончен!

Заполняют листы самооценки, продолжают фразы

Регулятивные

















Игра «Да – нет»

  1. Пустыня – это место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)

  2. У саксаула ствол в несколько раз длиннее корня. (-)

  3. В январе пустыня кажется не пустой: цветут маки, пахнет и розами, и жасмином, и сиренью. (- )

  4. У черного саксаула не бывает листопада, но зато случается веткопад, так как на саксауле нет листьев, вместо них – зеленые веточки. (+ )

  5. Самое быстрое животное пустыни – дикий осел, он пробегает за одну секунду 2 м. (- )

  6. Самый чуткий в пустыне клещ – он бежит к человеку за 5 м. ( + )

  7. Самая сонная в пустыне - обыкновенная черепаха. Она может спать, не просыпаясь 5 лет. ( + )

  8. Пустынный сверчок до того пугливый, робкий, что его пугает даже стук сердца человек. (+ )

  9. В пустыне непривычно и непонятно: озера без воды, реки никуда не впадают, дождь высыхает, не долетев до земли. ( + )



































ТЕСТ “ Черноморское побережье Кавказа”
1. Черноморское побережье Кавказа расположено ….
а) в лесной зоне страны
б) в субтропической зоне страны
в) в степной зоне страны

  1. Субтропики России – это
    а) обширная зона в центре страны
    б) обширная зона на востоке страны
    в) небольшая зона на побережье Черного моря


3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:
а) бук, каштан
б) лиственница, брусника
в) ольха, липа


4. На Черноморском побережье обитают:
а) цикады, богомолы, саранча
б) кобылки, жуки-чернотелки

в) жук-скоробей, водомерки

  1. В Черном море обитают:
    а) крокодилы, анаконды, тюлени
    б) медузы, дельфины, камбала
    в) акулы, морские котики, черепахи

  1. В субтропической зоне:
    а)умеренно жаркое лето и теплая зима
    б)жаркое лето и умеренно холодная зима
    в)умеренно теплое лето и холодная зима.





Ботаники
Проблемный вопрос:
Разнообразен ли растительный мир этой зоны?
Группа должна выяснить :
- Причины разнообразия флоры;
- Отличительные особенности растений субтропиков;
- Растения . Виды растений.


Зоологи
Проблемный вопрос:
Разнообразен ли животный мир этой зоны?
Группа должна выяснить :
- Причины разнообразия фауны;
- Обитатели суши;
- Обитатели суши, добывающие пищу в море.
- Обитатели моря.

Экологи
Проблемный вопрос:
Как влияет человек на экологию Черноморского побережья?
- Чем является для людей черноморское побережье;
- Экологические проблемы;
- Растения и животные, занесённые в красную книгу.

Дикари




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!