Окружающий мир
Тема: " Зона лесов"
Учитель: Каляева Е. Н.
Цель: сформировать у учащихся представление о лесной зоне
Задачи:
1 Обучающие: ознакомить с географическим положением зоны лесов ,с растительным и животным миром
2 .Развивающие: развивать познавательную активность детей,умение работать с картой.
3..Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту, способствовать формированию коммуникативных компетенций, навыков учебного сотрудничества.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, работа в парах
Оборудование: проектор, интерактивная доска,карта природных зон,карточки с вопросами, карточки с заданиями теста « Тундра» листья из бумаги ( зелёныеи жёлтые) листочки для самооценивания, клей, цв. карандаши, ИКТ.
Использование технологий: здоровье-сберегающее. ИКТ. Формируемые УУД: познавательные- умение извлекать информацию.
Коммуникативные: -задавать вопросы, слушать товарищей
Регулятивные :действовать по плану,контролировать процесс и результаты деятельности
Личностные: положительно относиться к учёбе, к познавательной деятельности.
Ход урока:
1. Орг. момент. Психологическая установки на урок
Здравствуйте, дети! Вы, наверное, заметили, что у нас много гостей. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им. А теперь возьмитесь за руки и попробуйте передать друг другу теплоту ваших рук и доброту ваших сердец. Пусть эта теплота согревает вас в течении всего урока , а доброта не покидает никогда.
В классе стало тепло от ваших улыбок. Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к другу всегда по доброму , мыслите„работайте, творите и всё у нас получится!
Стихотворение: ( читает заранее подготовленная ученица).
Снова пришёл долгожданный миг
Нам пора в дорогу.
Он зовёт в загадочный мир.
Таинственный мир природы.
2 Введение в тему. Проверка дом. задания
- Сегодня мы продолжим наше путешествие Но сначала давайте вспомним:
[Зона арктических пустынь, тундру)
_Скажите в каком направлении изменяется природные зоны?
-Что вы расскажете об Арктике?
-Где расположена зона тундры?
-Что интересного вы узнали о зоне тундры?( Слайд №1 «-Тундра»)
А)Индивидуальная работа по карточкам( зад. повышенной сложности- предлагаю сильным учащимся, выполняют 5 учащихся)
-Запишите две цепи питания, сложившиеся в тундре.
-Перечислите экологические проблемы тундры.
-Перечислите сходства и различия природных зон тундры и арктических пустын.
Б) Выполнение теста «Тундра» ( выполняют 6учащихся)
Тест
Зона тундры расположена:
а)севернее зоны арктических пустын.
б)южнее зоны арктических пустынь.
в) вдоль берегов южных морей.
2. В тундре:
а) ярко выражены все четыре времена года, одинаковые по продолжительности.
б)) длинная суровая зима и жаркое лето.
в) длинная суровая зима и короткое проохладное лето.
3. Главное занятие коренного населения тундры:
а)рыболовство.
б) оленеводство.
в) земледелие
4 К тундровым растениям относятся:
а) верблюжья колючка.саксаул, кактус.
б) карликовая ива, мох, ягель, черника.
в) кедр, осина, пальма.
5. В тундре обитают:
а) тюлени, моржи, киты
б) песцы , лемминги, волки.
в) верблюды, лошади, коровы.
6. Верная схема питания:
а) растения—лемминг—полярные совы.
б) комары, мошки—полярные куропатки—песцы.
в) растения—кречеты—волки.
7. Тундровый заповедник расположен на :
а) полуострове Ямал.
б)полуострове Таймыр.
( Самостоятельная проверка ~ слайд №2 « Тест « Тундра»)-задание выполняют 5 уч-ся Самооценка.
Остальным учитель предлагает учащимся решить кроссворд и прочитать ключевое слово
Вопросы к кроссворду:
1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики.
2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение.
3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу.
4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России:
«краснозобая …».
5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от
времени года.
6. Невысокий тундровый кустарник с синеватыми ягодами.
7. Растение тундры, ягоды которого похожи на малину.
8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками.
9. Основное занятие населения тундры.
10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет.
11. Олений мох.
12. Редкая птица с длинной шеей.
13. Самое крупное травоядное животное тундры.
14. Вечнозеленое растение с красными ягодами
Учитель –Где находится Таймырский заповедник? Какие птицы гнездятся здесь;
Ученики –Заповедник находится на Таймырском полуострове,занимает большой участок тундры ( Учащиеся рассказывают о редких птицах заповедника-краснозобой казарке и соколе-сапсане)
Молодцы. Учитель подводит итог.
3 Актуализация знаний Работа над новой темой.
_Готовясь к уроку меня привлекли необычные звуки Я предлагаю вам послушать эти звуки и предположить то место, где можно было бы их услышать (Слайд № 3 « Звуки леса») Звучит запись голосов птиц.
Что вы слышали где представлялми себя , слушая звуки? ( Предположения детей- в саду , в парке, в лесу)
- Определите , какой ответ вам больше всего понравился?( « В лесу»)
Лес- это природное сообщество. А что же такое сообщество? Воспользуемся словарём Ожегова
Учитель читает по словарю значение слова «сообщество» , далее проводится словарная работа.( правописание, выделение орфограммы в слове, определение количества морфем и т.. д)
Сообщество
Чтобы ответить на эти вопросы нам нужно отправиться в лесную зону.
Стадия вызова. Лриём « Верные., неверные утверждения»
-Поиграем в игру « Верите ли вы, что....» У каждого на парте таблица. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первом столбце, напротив высказывания плюс, если согласны с утверждением, верите ему, и минус, если не согласны. Второй столбец у вас остаётся пустым
Высказывание Знаю
Узнал.
Зона лесов находится севернее зоны тундры.
В зоне лесов выпадает мало осадков
Нашу страну называют великой лесной державой
4 Леса занимают более половины территории России
Почвы в лесных зонах бедны перегноем
Растительный и животный мир в лесных зонах гораздо разнообразнее, чем в зоне тундры.
Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.
Посмотрите на карту природных зон Найдите прриродную зону России. ( Слай№5- « Карта природных зон России» )
-Что вы можете рассказать , глядя на природную зону России.?
(Лесная зона расположена южнее тундры)
-Какая она в сравнении с другими природными зонами?
(Эта природная зона самая большая)
Где находится большая часть лесной зоны?
(На Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах)
-Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Что это?( Лесотундра)
-А какую роль она играет?( Это плавный переход к другой природной зоне)
-Внимательно посмотрите на природную зону леса и скажите, вас ничего не озадачило, не возникает вопрос? ( Почему зона лесов на
карте изображена тремья разными тонами зелёного цвета?)
-Обратитесь к условным обозначениям и сами объясните, почему
лесная зона обозначена тремя разными цветами.
( Темно- зелёный- тайга, зелёный-смешанный лес, насышенный зелёный цвет- широколиственный лес)
-Да. Действительно лесная зона делится на три подзоны ( Слайд№6-
« Виды лесов» )
_ Назовите их.-
-Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.
Самая большая - тайга. Учащиеся сравнивают на доске картины « Хвойный лес» и « Смешанный лес»
А) Работа в группах -. Открываем учебники поработаем в группах На странице 95-96 учебника вам на выбор предложены три
задания. Познакомтесь с ними, выберите то задание
,которое вам понраавилось,разделитесь на группы.
группа -побудут ботаниками и изучают растительный мир тайги.
План работы для 1 группы:
1. Что называется тайгой?
2. Природные условия тайги.
3.Что общего у всех растений тайги?
4.Какие растения растут в тайге?
группа – ботаники , изучают расположение смешанных и широколиственных лесов
План работы для второй группы.
1. Природные условия в этих лесах.
2.Что объединяет растения леса?
3. Какие растения растут в этих лесах?
группа. побудут зоологами и расскажут нам о животном мире лесной зоны.
План работы для третьей группы.
1. Животный мир тайги
2.Краткие рассказы о животных и птицах
3. Цепи питания, характерные для тайги.
Физминутка( Слайд№7 -« Песня Красной Шапочки»)
Первичное закрепление.
Сообщения детей
Учащиеся каждой группы делают сообщения ,сопроваждая презентацией. учитель дополняет ответы( Слайд № 8—22 )
« Раст и жив. леса»)
-Есть ли в наших окрестностях лес? К какому типу он относится?
( Слайд № 23-24- « Эколог. проблемы. Значение леса») ( Беседа.
Далее заранее подготовленный ученик делает сообщение на тему « Значение леса» )
А теперь, давайте вернёмся к нашей игре «Верите ли вы что....»
Я снова читаю вопросы. Вы снова отвечаете на них и проверяем
не ошиблись пли вы в своих предположениях
Во второй строчке вы ставите знак «+» «»
Но каким вопросам мнение совпало, не совпало?
Продолжение работы по новой теме. Работа в рабочих тетрадях
Учитель предлагает составить схему « Леса России» в тетрадях .и указать в каждом столбике названия деревьев , которые растут в том или инлм лесу.
- Поработаем в парах и выполним задание № 1 на стр. 46.
( Ученики подбирают нужный цвет карандаша и раскрашивают
лесные зоны на контурной карте)
- Выполним задание № 2 на стр.47, работая в группах.
- Выполним задание № 3 на стр. 48.( Ученики закрашивают животных. Составляют список животных.
Проверка: летяга, соболь, рысь, бурундук, кедровка, бурый медведь)
Учитель. Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 100–101 учебника, запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса.
Растения заяц-беляк рысь;
Растения мышь-полевка соболь;
Растения белка сокол.
4 Рефлексия
Лес прекрасен в любое время года . О его красоте не мало песен. стихов. Художники изображают его в своих картинках. Давайте узнаем о каком лесе писали поэты ( Слайд № 25-26 -«Хв.лес» )
С .А, Есенин « Поёт зима - аукает»] -( Тёмны мохнатый хвойный лес- сосна)
И. А. Бунин « Крупный дождь в лесу зелёном..»( Слайд №27- «Широколиственные леса» )
Н. А. Некрасов « Мороз- воеда» ( из « Мороз Красный нос) ( Слайд№28-- Тайга» )
- Сегодня вы хорошо поработали. Перед вами лежит лист
самооценивания. Дополните предложение: «Теперь я знаю, что……
- Где могут пригодиться мои знания?
-Что на уроке у вас хорошо получалос?
-Над чем надо ещё поработать?
Кого можно поблагодарить за урок?
( Самооценка)
5. Подведение итогов урока.
- У каждого на столе лежат листья-зелёные и жёлтые.Пусть каждый из вас приклеит их к этому дереву ( на доске плакат с изображением дерева)
Зелёный- если ты доволен уроком жёлтый- если не доволен..( Дети подходят , приклеивают зелёные листья)
-Зелёный цвет - цвет жизни Пусть вас всегда окружает цвет леса - Посмотрите какое дерево получилось? Как оно называется? -Берёза. Чем является берёза для нас россиян? ( Символом страны))
- « Леса учат человека понимать прекрасное»- А. П Чехов -. Берегите лес!
( Дети подходят и открыват надпись на таблице.
-Закончить этот урок хочу стихотворением С.Погорельского
« Дремучий лес», с которым и начинали урок.
(Читает заранее подготовленная ученица)
,6 Домашнее задание ( Прочитать текс на стр. учебника 95- 101. выполнить зад. в рабочей тетради № 3-7)
( Слайд№ 29)
Спасибо за урок.( Слайд № 30)