Окружающий мир А.А.Плешаков 2 кл.
Т.В.Храмова- учитель начальных классов МБОУ ЛСОШ№2 г.Лаишево.
Тема: Где мы живем… Наш дом – Татарстан.
Цели: - познакомить с целями и задачами раздела Где мы живем…;
- расширить представления о Татарстане;
- воспитывать любовь к родному краю.
Планируемые результаты:
- учащиеся осознают себя жителями Республики Татарстан;
- научатся различать государственные символы Татарстана;
- научатся приводить примеры народов Татарстана;
- научатся добывать информацию из разных источников, анализировать ее;
- научатся делать выводы из изученного материала.
Оборудование:
- учебники: Окружающий мир А.А.Плешаков; Наследие Татарстана
М.М.Гибатдинов, Л.Р.Муртазина;
- компьютеры;
- раскраски, цветные карандаши;
- картинки – эмблемы: герб Татарстана, дети в национальных костюмах, эмблема
ЮНЕСКО, Казанский театр кукол, памятник Мусы Джалиля, вопросы и восклица-
тельные знаки;
- презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
- Начинаем урок Окружающего мира.
- Ребята, отгадайте загадку:
Открыть свои тайны
Любому готова.
Но ты от неё
Не услышишь и слова. Книга.
Не дерево, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. Книга.
- Книга является проводником в мир знаний.
Откроите учебник Окружающий мир на стр.3. Познакомьтесь с первым разделом.
- Как называется первый раздел, который мы будем с вами изучать?
Ответ на вопрос читает уч-ся.
- Где мы живем?
Ответы уч-ся.
- Правильно ребята, мы живем в городе Лаишево, в Республике Татарстан. Тема урока …(учитель вывешивает на доске) Наш дом – Татарстан. (Дети читают).
-У меня для вас есть сюрприз. Нам с вами пришло электронное письмо. Откроем его?
1слайд. – Здравствуйте ребята. (Читает учитель) К кому это обращение?
2 слайд. – Тут есть и фото. Раз это письмо вам, вы и читайте.
Один из уч- ся читает письмо.
- Вы, поняли, откуда эти ребята?
Ответ уч-ся на вопрос.
- О чем они мечтают?
Ответ уч-ся на вопрос.
- А что они хотят от вас?
Ответ уч-ся на вопрос.
- Что означает слово путеводитель?
Ответ уч-ся на вопрос.
- (Учитель) Путеводитель — это печатный, электронный или аудиовизуальный справочник о каком-нибудь городе, историческом месте, музее, туристическом маршруте.
- Вот печатный, электронный в телефоне, компьютере и аудиовизуальный – Алиса в телефоне рассказывает и показывает одновременно.
- Поможем им, составим путеводитель?
- Я знала, что вы у меня отзывчивые.
- Они нас спрашивают о городе? Историческом месте? Музее? О Республике? Значит надо составлять туристический маршрут.
- Какой путеводитель будем составлять?
Ответы уч-ся.
- Я думаю, эта работа для нас новая и мы попробуем ее выполнить на доске. Вы, знаете, я всегда готова придти вам на помощь и уже подготовила немного доску. Но пока там одни вопросы. Откуда можно взять информацию для путеводителя?
Ответы уч-ся.
- Правильно, в этом нам поможет учебник Наследие Татарстана, буклеты: Здравствуй, мой Татарстан и наши компьютеры. Читаем письмо дальше?..
Один из уч- ся читает письмо.
Слайд 3.
Ответы уч-ся.
Итог: - Наша республика была образована в 1920 году. В этом году мы отмечаем 100 лет –
ТАССР. Но с 1992 года она называется Республика Татарстан.
(Вешается на доску эмблема).
Один из уч- ся читает письмо.
Слайд 4.
Ответы уч-ся.
(Открывается первый вопрос).
Итог:- Молодцы. Красавица Казань – столица Республики Татарстан. Герб нашей республики имеет форму круглого щита. На фоне красного солнца изображен крылатый белый Барс. Государственный флаг Республики Татарстан прямоугольной формы имеет три цвета. Верхняя часть – зеленая, нижняя часть - такого же размера, но красная, а в середине – узкая белая полоса.
- Начало нашего путеводителя есть, какие правильные вопросы задают дети. Знакомство с любой страной, республикой начинается с изучения ее государственной символики. Запомните это. Читаем дальше?...
Один из уч- ся читает письмо.
Слайд 5.
Ответы уч-ся.
- Точный ответ мы можем найти в учебнике Наследие Татарстана на стр.4. Откройте учебник. Нашли?
( Работа с учебником).
- Кто уже нашел и может нам прочитать?
(Открывается второй вопрос).
Итог: - Спасибо. (Вешается на доску информация). Представители более 100 национальностей проживают в Татарстане, из них 48% татары и 42% русские. Читаем?...
Один из уч- ся читает письмо.
Слайд 6.
Ответы уч-ся.
- Спасибо. Давайте обратимся за помощью к компьютеру, откроем папку Достопримечательности Татарстана.
( Работа с компьютером).
-Какие достопримечательности вы нашли?
Ответы уч-ся. (Учитель показывает картинки).
(Открывается третий вопрос).
Итог: - Это эмблема всемирной организации, которая называется ЮНЕСКО. Казанский Кремль – жемчужина Казани, Болгарский историко-археологический комплекс, он находится в городе Болгар, Остров- град Свияжск, он находится недалеко от Казани на месте слияния двух рек Волги и Свияги, имеют эту эмблему. Она, как бы говорит, что эти достопримечательности имеют большую историческую ценность. Охраняются и являются достоянием всего человечества. (Вешаются на доску картинки). Читаем дальше.
Один из уч- ся читает письмо.
Слайд 7.
Ответы уч-ся.
(Открывается четвертый вопрос).
- Что изображено на картинке?
Итог: - Правильно Татарский государственный театр кукол «Экият». (Вешается на доску информация). В Казани существует 10 театров. Три из них академические: Казанский государственный академический русский Большой драматический театр им. В.И.Качалова; Татарский государственный академический театр им. Галиаскара Камала; Татарский академический государственный театр оперы и балета им. Мусы Джалиля. Читаем.
Один из уч- ся читает письмо.
Слайд 8.
Ответы уч-ся.
(Открывается пятый вопрос).
- Этот год для нашей большой страны и Татарстана знаменателен, мы отмечали 75 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне над фашисткой Германией. Мы помним и чтим героев той войны. У стен Казанского Кремля находится памятник национальному герою-поэту Мусе Джалилю, даже находясь в застенках фашисткой тюрьмы, где не было бумаги и чернил, он смог написать сборник стихов «Моабитская тетрадь». Он погиб, но тетрадь смог передать на волю и она хранится в Национальном музее Республики Татарстан. Мемориал Памяти Героям Великой Отечественной войны в Парке Победы на проспекте Ямашева.
- А в Лаишево, есть такие памятники героям В.О.войны?
-Парк Победы и Музей Боевой Славы.
- В этом году Казани было присвоено звание «Город трудовой доблести» за неоценимые трудовые заслуги в годы войны.
- Все вопросы открыты, туристический маршрут построен. А вы заметили, что дети оформили свое письмо рисункам?
- Я предлагаю вам наш путеводитель оформить вашими рисунками. У вас на партах уже готовые рисунки их только надо раскрасить. Ими мы оформим наш путеводитель.
3. Практическая работа.
(Раскрашивают рисунки).
- У кого готовые рисунки?
(Прикрепляют по одному рисунку)
4. Рефлексия.
-Мы с вами проделали огромную работу. Я так и предполагала, что вы у меня справитесь с этой новой сложной работой и немного вам помогла. Посмотрим. (Слайды 9-13)
- Почему так названа первая страница?
Ответы уч-ся.
( Символика Татарстана,
Народы Татарстана,
Достопримечательности Татарстана,
Казань таетральная,
Помним и чтим)
5. Итог:
-Наш путеводитель стал каким? Электронным.
-Спасибо за урок, все работали отлично.
-Здравствуйте. (Дети встают)
-Уважаемые гости приглашаем вас, присоединиться к нашему уроку.
- Ребята, давайте введем гостей в курс нашей работы.
1. Какой у нас урок?
2. Тема нашего урока?
3. Чем мы занимаемся?
- Уважаемые гости, мы предлагаем вам принять участие в нашей работе, помогите нам разгадать небольшой кроссворд. (Передаю компьютер).
1. Первый президент Татарстана.
(Минтимер Шарипович Шаймиев)
2. Чье имя носит Казанский театр в котором ежегодно проводится международный Нуриевский фестиваль?
(Муссы Джалиля)
3. Чье имя носит главная площадь г.Лаишево?
(Гавриила Романовича Державина)
- Ребята, в нашем путеводители отсутствует очень важная страничка и нам ее помогли составить наши гости. Это «Знаменитые люди нашей республики». (Вывешиваются портреты).
Итог: Минтимер Шарипович Шаймиев первый президент Татарстана – наш современник; Муссы Джалиля поэт-герой погиб во время Великой Отечественной войны с фашистской Германией; Гавриила Романовича Державина знаменитый поэт ХVIII в.родившейся в Лаишевском районе.