Тема урока: Что общего у разных растений.
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и привести их знания в систему.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Задачи урока:
Научить детей различать части растений;
Изучить понятия: «корень», «стебель», «лист», «цветы», «плод с семенами».
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Методы обучения:
Репродуктивные – словесные, наглядные, практические.
Продуктивные – частично-поисковые, наблюдение.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
образцы растений;
картины: куст смородины, дуб с желудями, мох сфагнум, водоросль валлиснерия, одуванчик, земляника с ягодой, вьюнок, пастушья сумка.
плоды растений – яблоко, семечко подсолнуха, орех, жёлудь; корнеплоды – картофель, морковь, свёкла; растения у которых человек использует в пищу листья – капуста, петрушка, укроп, салат.
учебник «Мир вокруг нас» А.П. Плешаков 1 класс.
рабочая тетрадь на печатной основе «Мир вокруг нас» А.П. Плешаков
1 класс.
Ход урока:
1. Организационный этап. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Отгадайте загадки и скажите, что это?
1. Сладок он, друзья, на вкус.
А зовут его… Арбуз.
2. Масляна головушка, летом в огороде,
Светит, словно солнышко, при любой погоде? Подсолнух
3. Что за куст – ни с кем не знается.
Не собачка, а кусается. Крапива.
4. Стоит Алёна: платок зеленый,
тонкий стан, белый сарафан. Береза.
5. Вроде сосен, вроде елок
А зимою без иголок. Лиственница.
6. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.
Что за ягодка? Рябина.
7. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. Ромашки.
(По мере отгадывания на Слайде 2 появляются: фотографии цветка подсолнечника, плода арбуза, листьев крапивы, веточки березы, веточки лиственницы с иголками и шишками, кисти рябины, букета ромашек).
– Как назвать одним словом? Растения (Появляется слово на слайде: Растения)
- Жизнь на Земле начиналась в море. И первыми на нашей планете появились растения. Многие из них потом выбрались на сушу и стали совсем другими. Одно из древнейших наземных растений – торфяной мох сфагнум. Он образует сплошной ковёр на поверхности клюквенных болот.
– Растения такие разные: и по высоте, по месту обитания, по цвету и т.д. Но называем одним словом «растения». Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений? Что же? (они живые, любят воду, свет, за ними нужно ухаживать и т.д. Анализируем рассуждения, выясняем, что всё это не является главным в определении растений. Знаний для ответа не хватает).
– Хотите узнать, что объединяет все растения?
4. Первичное усвоение новых знаний. Введение материала с учётом закономерностей процесса познания (восприятие и первичное осознание нового материала), осмысление связей и отношений в объекте изучения.
– На какой вопрос будем отвечать сегодня на уроке? (Что общего у разных растений?)
(После постановки вопроса детьми появляется Слайд 3 «Что общего у разных растений?»)
– Муравьишка Вопросик и Мудрая черепаха выслушали ваши ответы и хотят вам помочь. Посмотрите, как они сгруппировали картинки – ответы на загадки. Слайд 4.
Подумайте, почему так?
1 группа: листья березы, крапивы, лиственницы.
2 группа: плоды рябины, арбуз.
3 группа: цветы ромашки, подсолнечника.
(В результате такого подводящего диалога дети приходят к выводу, что у всех растений есть листья, плоды с семенами, цветы, стебель. Одновременно на магнитной доске прикрепляются карточки со словами – в виде схемы)
ЛИСТЬЯ
СТЕБЕЛЬ
ЦВЕТЫ
ПЛОДЫ С СЕМЕНАМИ
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо, (дети машут руками)
Покачнулось деревцо, (поднимают руки ладошками вверх и покачивают руками)
Ветерок всё тише - тише, (наклоняются вниз)
Деревцо всё ниже – ниже.(опускают руки вниз и покачивают руками)
Мы не указали еще одну часть растения. Она не всегда бывает видна сразу. Но без нее растение не живет. Что же это? (Добавляем слово КОРЕНЬ)
– Для чего нужен корень? (Растения получают через корни питательные вещества из земли).
– Что у нас получилось? (Целое растение)
– Из чего мы его собрали? (Из частей)
– Значит… (Общее у разных растений – это части.) Слайд 5
Заполните «кластер». Слайд 6
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/04/s_5bb65a10c1056/962988_1.png)
5. Первичная проверка понимания.
(Цель: применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели)
Практическая работа. Слайд 7
– Давайте укажем общие части у растения. (Работа в группах)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/04/s_5bb65a10c1056/962988_2.jpeg)
– А вы знаете, что…Слайд 8 … у многих растений цветки собраны в группы. Найдите на стр. 23, как называются эти группы. (Соцветия)
– Узнайте по рисунку, у каких растений цветки собраны в соцветия. Почему вы так решили?
– Проверьте себя по стр. 88. Кто правильно определил? Молодцы!
6. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу.
- Давайте откроем рабочую тетрадь на странице 8. И нарисуем цветок в тетради.
(Рисуют самостоятельно)
7. Обобщение и систематизация знаний.
- Давайте посмотрим в учебнике на страницу 18, какое ещё растение нарисовано на этой странице? (кабачок)
- Покажите нижнюю часть растения. Как она называется? (корень)
- Как называется часть растения, идущая от корня? (стебель)
- Что крепится к стеблю с помощью черешка? (лист)
- Какие ещё части растения вы можете выделить? (цветы, плод с семенами)
«Береги природу»
- Как мы должны относиться к растениям ?
Обсуждение ситуаций «Как бы вы поступили?»
1.
Мальчик сделал острый меч и давай кустарник сечь
Да кричать: «Я здесь храбрец!»
-Что, он вправду молодец?
-Что будет с тем кустарником, который порубил мальчик?
2.
Посмотрите на Захарку, он нарвал цветов охапку.
А подумайте вот только: Ну, зачем цветов рвать столько?
Где лучше и дольше сохранятся цветы?
3.
Деревья садят дети,
А две подружки эти
Глядят со стороны.
Стоят, не помогают
И деток убеждают:
«Деревья не нужны»
- Верно ли это утверждение девочек?
Какой вывод мы сделаем? Как нужно относиться к растениям?
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Не забывайте об этом. Берегите то, что нас окружает!
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
1. Если у тебя дома есть растение в горшочке, рассмотри его и найди главные части: побеги (стебли и листья), цветы, плоды. Подготовь к следующему уроку рассказ о своем любимом комнатном растении.
2. Если у тебя есть дачный участок и ты помогаешь старшим в саду, вырви сорное растение, рассмотри его и найди главные части.
9. Рефлексия.
- Пригодится ли знание как устроено растение в повседневной жизни?
- Как вы думаете людям каких профессий необходимо знать что общего у растений?
- На следующем уроке мы познакомимся кто такие насекомые. Узнаем как насекомые помогают растениям опыляться. А насекомые даром опылять не будем. Его надо чем – то приманить. И тут уж цветочным хитростям нет конца.
4