Этап урока | Краткое содержание, виды организации учебной деятельности | Ход урока, учебные задания | Оборудование | Формируемые УУД |
1. Оргмо- мент | | У каждого ученика на столе цветной жетон (понадобится для работы в группах) | | |
2. Актуали- зация знаний | Фронтальная работа Дети среди картинок находят и убирают лишнюю. Называют одним словом остальные. Сравнивают их по разным основаниям. | - Назовите картинки. - Что лишнее? Почему? (лягушка-животное, остальные растения) - Сравните растения: Щавель и лук по вкусу Колокольчик и одуванчик по цвету Берёзу и малину по высоте Колокольчик и лук по месту произрастания | Картинки (фото): Берёза (дерево), щавель, колокольчик, одуванчик, лягушка, смородина(куст), лук (овощ) | Познавательные соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием сравнивать объекты природы, находить противоречия в рассматривае- мых объектах формулировать выводы и подкреплять их доказательствами Коммуникативные Построение речевого высказывания соблюдать правила ведения диалога и дискуссии |
3. Определе- ние темы и цели урока | Проблемный вопрос Прогнозирование Фронтальная работа | - Все растения разные, почему тогда мы называем их одним словом? Что у них общего? Сформулируем тему нашего урока (Что общего у разных растений?) -Прочитаем её в учебнике (с.20) -Прочитайте, какие учебные задачи стоят перед нами сегодня. Повторите их. | Учебник | Коммуникативные корректно и аргументированно высказывать своё мне- ние |
4. Первичное усвоение новых знаний. | Самостоятельный поиск решения проблемы: дети классифицируют объекты, дают свои названия группам. Практическая работа группами (сначала работает одна колонка, потом другая соглашается с предыдущей или показывает своё решение) | - У меня на столе разные части растений. Попробуйте объединить их в группы. Не забудьте, в группы мы объединяем только сходные объекты. Объясните, почему так объединили? Назовите каждую группу. | Части растений: ( стебли злаков, астр, подсолнечника; листья берёзы, рябины, подорожника; корни : подорожника, пырея, одуванчика; плоды: яблоко, рябина, огурец, помидор; цветы гладиолуса, хризантемы, бархатцев; семена фиников, подсолнечника, арбуза и др.) | объединять части объекта (объекты) по определённому при- знаку классифицировать предложенные объекты |
Работа в парах : учитель называет части, один показывает, сосед по парте проверяет) | - Откройте учебник. Какое растение изображено? (кабачок) Прочитайте, как называются его части. - Найдите эти части у других растений, изображенных на рисунке. (Яблоня, крыжовник) | Учебник | Регулятивные осуществлять контроль процесса и результата своей деятель- ности |
5. Первичная проверка понимания | Сравнение своего решения проблемы с информацией учебника. | - Правильно ли мы назвали и распределили части растений на столе? (исправьте ошибки, если есть) | | Регулятивные находить ошибки в своей работе , корректировать свои действия при необходимости |
Составление простейшей схемы (для читающих детей) Моделирование | - Составьте схему на доске : | Схема начерчена на доске Таблички со словами: корень, плод, семена, цветок, стебель, лист, части растений | Познавательные фиксировать полученные результаты в графическом виде |
6. Закрепление. | Чтение учителем сказки «Спор частей растений». Учитель демонстрирует героев сказки. | - Послушайте сказку и решите спор. Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень. – Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас! – Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню? Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Да и дышится рядом с нами легко». Цветок: :– Друзья! Бесспорно самый важный – это Я! Потому что я образую плоды и семена, что бы растение могло размножаться. А кроме того я самый красивый из Вас…А какой чудесный аромат исходит от меня… – Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания. | Части растений | Познавательные анализировать звуковую информацию в соответствии с учебной задачей |
Проблемный вопрос. | - Как вы думаете, какая часть растения главная? (Каждая часть растения выполняет свою работу) - Какую работу выполняет корень? листья? Почему Плод считает, что без него растения исчезнут? | | Коммуникативные Признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мне- ние; приводить доказательства своей правоты |
Практическая работа в группах. | - Образуйте группы по цветным жетонам. - У каждой группы растение из гербария . Задание1 (одинаковое для всех): Найдите у растений их части, покажите и назовите их. (выполняет задание каждый ) Выполните задание1 в рабочей тетради. Выступает 1 из группы (по выбору учителя) Выступление по плану: Название растения Части растения (показ, название) Задание 2 ( у каждой группы своё) - Выберите одну часть растения. Рассмотрите её на фото и рисунках. Зарисуйте на общем листе, какая она бывает. Сделайте вывод : одинаковая или разная . Представьте работу классу. Выступление по плану: У разных растений…… бывают …. Доказательства (примеры) | Рабочая тетрадь (задание1) Гербарии Листы А4, фломастеры, Конверты с картинками: Для группы «Стебель»: мышиный горошек, живучка ползучая, ежа сборная, вьюнок полевой Для группы «Корень»: подорожник, одуванчик, морковь, бодяк полевой Для группы «Плод , семя»: яблоко, мак, кукуруза, земляника Для группы «Цветок»:люпин, анютины глазки, роза, ландыш | Коммуникативные выполнять правила совместной деятельности конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений подкреплять их доказательствами; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (рисунки) к тексту выступления. |
Ознакомление с понятием «соцветие» (После выступления группы «Цветок») Работа в парах | - Мудрая черепаха хочет дополнить ответ ребят. Прочитаем её слова (с.23) -Как вы поняли, что такое соцветие? | Учебник | |
- Выполните в парах задание из учебника: узнайте, у каких растений цветы собраны в соцветия. Проверьте себя на с.88. | Регулятивные осуществлять контроль процесса и результата своей деятель- ности |
7. Итог урока | Контроль усвоения. Индивидуальная работа с карточкой с проверкой | - Вспомните, какие задачи стояли перед нами в начале урока? Проверим, удалось ли нам их выполнить. ( Учитель называет части растений по порядку и показывает цвет, в который нужно закрасить соответствующий квадрат) -Проверим работу (на слайде-эталон) -Оцените работу . (дети показывают смайлик) | карточка смайлики | Регулятивные объективно оценивать результаты своей деятельности |
Контроль усвоения Игра «Крестики-нолики» Фронтальная работа | - Мудрая Черепаха хочет сыграть с вами в игру «Крестики - нолики». Если вы правильно отвечаете на вопрос, в квадрате ставлю крестик, если нет –нолик. Если крестиков больше - выиграли вы, больше ноликов – Черепаха. Назовите части растения. Какая часть растения находится под землёй? Что образуется на месте цветка, когда он отцветает? Какая часть растения вырабатывает питательные вещества, используя солнечную энергию? У каких растений цветки собраны в соцветия? Где «прячутся» семена? Одинаковы ли у разных растений корни и листья? Одинаковы ли у разных растений стебли и плоды? Верно ли утверждение: главная часть растения - корень? | На доске начерчено игровое поле: |
8. Рефлексия | Игра «Молчанка» | Покажите жестами: Е сли вы довольны своей работой на уроке, тема лёгкая для вас – Е сли в целом вы справились, но иногда было трудно - Б ыло очень трудно, и вы ничего не поняли - | | |