3 класс Тема урока: "Лес". Класс:3 Тип урока: урок открытия новых знаний Цель: формирование элементарных представлений о лесе как целом природном сообществе.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Мотивация учебной деятельности. | Проверяет готовность к уроку. И прежде чем приступить актуализируем мыслительную деятельность. -Речевая разминка: Артикуляционная гимнастика (несколько упражнений: “заборчик”, “трубочка”, “кошечка”, “грибочек”, “гармошка”, “лошадка”) Скороговорка. Прыгало, прыгало, пугало, пугало. На одной ножке в лес по дорожке. | Настраиватся на урок Повторяют за учителем артикуляционную гимнастику. Проговаривают сначала медленно, затем быстрее с различной интонацией .Передать горе, радость, вопрос, ответ, сопровождая все движениями. | Личностные: имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы, правильно идентифицируют себя с позицией школьника; формирование познавательных потребностей и учебных мотивов. |
2.Актуализация знаний | – Разгадайте мою загадку.. Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем. -Бывали ли вы в лесу? -Что вы видели в лесу? - Какой бывает лес? -Что можно найти в лесу? -На какие две группы делятся грибы? -Какие съедобные грибы вы знаете? -А какие несъедобные грибы вы знаете? | -Лес -Да бывали - В лесу мы видкли деревья, грибы, птиц, животных и т.д. -Деревья с листиями и хвойный - В лесу можно найти грибы и ягоды. -Грибы делятся на съедобные и несъедобные. -Подосиновики, подберезовики, опята и т.д. -Поганки, мухомор. | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. |
3.Построение проекта выхода из затруднения. | – Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке – Правильно. Мы будем беседовать о лесе. Что можно узнать о лесе. Мы узнаем, какие бывают леса, как устроен лес, кто в нем живет, что дает лес и как мы должны вести себя в лесу. -Запись в тетрадях темы урока “Лес”. | -Мы сегодня на уроке будем говорить о лесе. -Записывают число, и тему урока в тетрадь | Личностные: применяют навыки культурного поведения при общении; формируют уважительное отношение к иному мнению; готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. |
4. Реализация построенного проекта. | 1. Ребята, почти половина территории нашей страны покрыта лесами. Это национальное достояние нашего государства. Территория , покрытая лесами , в последнее время значительно уменьшилась. -Как вы думаете почему? Да, многие леса вырубают и на их месте вырастают города, заводы, дороги. А ведь леса дают приют многим растениям и животным. 1) Знакомство с типами лесов. – Какие деревья растут в лесу?
- Как можно назвать одним словом? Встречаются леса, в которых растут только сосны, ели. Такие леса называют хвойные. Показываю картинку. – Кто объяснит, почему их так называют? – Догадайтесь, как называются леса, в которых растут только лиственные деревья? Показывает картинку – А у нас на картине лиственный лес или хвойный? – Да. Деревья в нашем лесу смешались. Такой лес называют смешанный. – Кто запомнил, какие деревья растут в смешанном лесу?
2.Работа в тетрадях. Давайте зарисуем в тетрадь. Хвойный лес мы изобразим елочкой и сосной, лиственный – деревом , смешанный – елочкой/ сосной и лиственным деревом. | -Их вырубаю, не берегут. - Дети перечисляют названия деревьев, которые видят, большие и маленькие, и др. -Разные. - Потому что эти деревья хвойные. -Лиственные. - Обучающиеся скажут, что он не лиственный и не хвойный, потому что деревья перемешались. -В смешанном лесу растут хвойные и лиственные деревья. -Дети рисуют в тетрадях | Личностные: имеют мотивацию к творческому труду; осознают свои эмоции и чувства, контролируют их; определяют эмоции собеседников Познавательные: называют типы леса. Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. |
| 3.Физминутка: Спал цветок И вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Встрепенулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. | -Закрывают глаза, расслабляются, массируют веки, слегка надавливают на них по часовой стрелке и против нее. -Моргают глазами -Руки поднимают вверх (вдох). Смотрят на руки. -Руки сгибают стороны (выдох). -Трясут кистями, смотрят вправо-влево.) | Личностные: осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня |
5. Продолжение работы по теме. | Знакомство с ярусным строением леса. Посмотрите внимательно на нашу картину и скажите: Какие растения самые высокие? -Объясняют, почему? – Какие растения пониже? – Какие растения самые низкие? -Зарисовка в тетрадях. Дерево высокое, кустарник – ниже, травы – самые низкие. – Кого не хватает на нашей картине? Минутка релаксации. 1.Какой замечательный лес у нас получился! Мы сейчас войдем в него и послушаем его разговоры. А кто-то возможно увидит чудо. Для этого надо закрыть глаза и сидеть очень тихо. (Звучит композиция музыка леса.) 2.Прогулка закончилась. Вам понравилось в лесу? Что вы услышали? Давайте выразим свое восхищение лесом, любовь к лесу. Значение леса. У меня в руках карточки. Вы выбираете одну. Читаете и продолжаете речь от имени этого персонажа. – Я заяц. Лес для меня и для всех животных …дом. Берегите лес! – Я художник. Лес мне дарит …настроение и я пишу …картины. Берегите лес! – Я аптекарь. Лес дает … лекарство. Берегите лес! – Я строитель. Лес дает … строительные материалы. Берегите лес! – Я ученый. Я изучаю …законы природы. Берегите лес! – Я ученик. Лес дает …бумагу, карандаши, линейки. Берегите лес! – Я ребенок. Я люблю в лесу …гулять. Берегите лес! – Я грибник. Лес мне дает… грибы. Берегите лес! – Я ягодник. Лес дает мне …ягоды. Берегите лес! – Я писатель. Я пишу рассказы … . Берегите лес! – Я спортсмен. Я в лесу … . Берегите лес! | -Самые высокие деревья. -Потому что деревья самые сильные. У них крепкий ствол, большая крона, много листьев и им нужно много света. -Кустарники. У них более тонкие стволы, они не могут так высоко вырасти. Они приспособились к меньшему количеству света. -Самые низкие растения-трава. -Делают зарисовку в тетраде. -На картинке не хватает животных. - Дети закрывают глаза. Минутка отдыха. -Вставляют слова в предложения по смыслу. | Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания. Предметные: участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение. |
6. Рефлексия. | -Что мы узнали на уроке? -Составляем коллективно рассказ о лесе. Встаем в круг и каждый по одному предложению добавляет. | -На уроке мы узнали типы лесов, называли ярусы строения деревьев, определили значение лесов в нашей жизни и жизни животных. -У нас много лесов. Лес бывает хвойным, лиственным, смешанным. В лесу растут деревья, кустарники, травы. Самые высокие деревья, пониже – кустарники, самые низкие – травы. В лесу живут птицы и звери. Лес дает нам чистый воздух, грибы, ягоды, орехи и …. Мы любим лес. | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами, открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Личностные: понимают значение знаний человека и принимают его. Коммуникативные: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) ,как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;. |
Домашнее задание -Составить рассказ о лесе по опорным картинкам | -Записывают домашнее задание в дневник. | Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. |
Урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме: «Лес». (здоровьесберегающие технологии).
Хомова И.А.
2016 г.