СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир "Моря, реки и озера России", 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир "Моря, реки и озера России", 4 класс»

ФИО обучающегося, который проводит урок:Гунина Я.Д.

Место проведения:БОУ г. Омска “СОШ №58”

Дата:18.12.2024г.Класс:

Предметокружающий мир

Тема урока «Мир древности: далекий и близкий».

Цель(начинается с отглагольного существительного: формирование, знакомство и т.д.): знакомство с эпохой Древнего мира, с такими древними цивилизациями как Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.


ЗАДАЧИ (ДЛЯ УЧИТЕЛЯ)

начинается с глагола в НФ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ДЛЯ УЧЕНИКА)

Начинается с глагола 3 лица н.в. (знает, умеет, демонстрирует и т.д.)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Создать условия для формирования знаний о эпохе Древнего мира, о древних цивилизациях, таких как Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.

Создать условия для формирования умений видеть отличительные особенности каждой цивилизации.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Знает о эпохе Древнего мира, о древних цивилизациях, таких как Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.

Умеет видеть отличительные особенности каждой цивилизации.

РАЗВИВАЮЩИЕ

Развивать умение строить речевое высказывание в соответствие с поставленной задачей.

Развивать умение распознавать достоверную и недостоверную информацию.

Развивать умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

К: строит речевое высказывание в соответствие с поставленной задачей.


П: распознавать достоверную и недостоверную информацию.


Р: планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

Воспитывать уважительное отношение и интерес к художественной культуре через беседу о достопримечательностях Древнего Египта, Древней Греции, Древнего мира.


ЛИЧНОСТНЫЕ

Демонстрирует уважительное отношение и интерес к художественной культуре через беседу о достопримечательностях Древнего Египта, Древней Греции, Древнего мира.

Учебные задачи для обучающихся (предложение с глаголом 1 лица мн.ч.. б.в.)

Узнаем

Научимся

Узнаем о Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме.

Научимся виыделять отличительные особенности каждой цивилизации.

Тип урока: открытие новых знаний.

Принципы обучения: наглядный, словесный, практический.

Методы обучения: научности.

Форма организации обучения на уроке: фронтальная, парная.

Средства и формы контроля: тест

Оборудование для обучающихся: раздаточный материал, учебник по окружающему миру (4 класс, 2 часть. Авторы: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова).

Оборудование для учителя: учебник по окружающему миру (4 класс, 2 часть. Авторы: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова).

Основные термины, понятия, определения, правила: Древний мир.


Оформление классной доски. 18 января

Мир древности: далекий и близкий



Ход урока

Этап/время

Деятельность учителя

(прямая речь + действия)

Сопровождение

(методические

материалы)

Деятельность обучающихся

(действия +примерные ответы)

Орг. этап

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

- Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по страницам всемирной истории.


Приветствуют учителя.

Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, сегодня мы отправимся в прошлое! Мы с вами станем путешественниками во времени. А что помогает путешествовать по времени?

- Посмотрите на слайд, здесь вы видите ленту времени. Скажите, в каком веке мы сейчас находимся?


- Мы живем в 21 веке. А ведь миллионы лет назад люди жили иначе, совсем не так как мы с вами. Хотите ли вы узнать, как жили наши далекие предки?

-Вы готовы начать наше временное путешествие, которое принесет нам много новых знаний?

- Машина времени.




- Мы находимся в 21 веке.




- Хотим.



- Готовы!

Актуализация знаний

- Прежде чем мы начнем работать с новой темой, хочу попросить открыть учебник на странице 3. Поработаем со шмуцтитулом. Шмуцтитул – это страница с заглавием крупного раздела учебника. Посмотрим, чему мы научимся, изучая раздел «Страницы всемирной истории».


- Прошу посмотреть на слайд. На нем вы видите ленту времени. Как называется первая эпоха в истории человечества?

- Древний мир – это самая первая эпоха. Эпоха начала возникать примерно 4000 годом до нашей эры и продолжалась до примерно 476 года нашей эры. То есть длилась практически до конца 5 века. На слайде это отмечено. В эпохе Древнего мира были созданы великие цивилизации.

(Слайд на интерактивной доске)

Открывают учебник на странице 3. Знакомятся со шмуцтитулом. Читают задачи изучения раздела «Страницы всемирной истории».




- Древний мир – это самая первая эпоха.

Выявление места и причины затруднения

- А кто может сказать, какие древние цивилизации возникли в эту эпоху? (Если ответили на вопрос, то следующий вопрос: что вы можете рассказать о данных государствах?).

- У вас возникло затруднение.


Не могут ответить.

Построение проекта по выходу из затруднения

- Сегодня на уроке мы познакомимся с 3 древними цивилизациями. В начале урока мы говорили о эпохе Древнего мира. Как вы думаете, как будет звучать наша тема?

- Наша тема «Древний мир: далекий и близкий».

- Кто может сформулировать цель нашего урока?

- Нам нужно построить план изучения цивилизаций Древнего мира. У меня есть ключевые слова «Узнать» и «Научиться», что мы должны добавить, чтобы у нас получился план?






УЗНАТЬ

НАУЧИТЬСЯ




- Древний мир.

- Узнать о древних цивилизациях.

- Узнать о крупных цивилизациях Древнего мира.

- Научиться выделять ключевые особенности каждой цивилизации.

Реализация построенного плана № 1

- Перед тем как приступим к реализации первого пункта плана, немного поговорим про эпоху Древнего мира.

- Эпоха Древнего мира - это временной период в истории человечества, который охватывает период с появления первых цивилизаций.

- Скажите, знаете ли вы, когда появились древнейшие люди? Чтобы дать ответ прошу прочитать текст на странице № 4.

- Скажите, когда появились древнейшие люди и как их называли?

- В эпохе Древнего мира были созданы великие цивилизации. Эти цивилизации сделали значительные открытия и прогресс в таких областях, как искусство, наука, архитектура и литература.

Приступим к изучению одной из цивилизаций Древнего мира. Чтобы узнать, что это за цивилизация, прошу снова посмотреть на слайд. Скажите, о какой цивилизации идет речь?

Узнаем о Древнем Египте.

– Кто знает, на берегах какой реки возникло государство Египет?

- Примерно 5 тысяч лет назад лет назад Египетское царство. Возникло оно на берегах Нила и называли это царство «дар Нила». Так как во время разлива река выходила из берегов и орошала поля, поэтому в долине Нила собирали обильные урожаи.


Египтяне считали, что миром правят боги. Древние египтяне поклонялись более 2000 божествам. Посмотрите на слайд. Здесь вы видите различных богов, которым поклонялись в Древнем Египте. Посмотрим, на кого эти боги похожи и почему они так выглядят.






- Чтобы узнать, правы мы или нет, прошу прочитать текст учебника на странице 5. Найдите абзац, в котором говорится про богов Древнего Египта.

Скажите, кто такой бог Ра, Себек и Тот? С головами каких животных они изображены?



- Посмотрите на слайд. Что мы видим?

- Писали египтяне иероглифами. В одном случае иероглиф мог означать какой то предмет, а в другом – один или несколько согласных звуков. А вот гласных звуков в египетском письме не было. На странице 5 мы видим несколько иероглифов с обозначениями.


Грандиозные постройки – настоящая гордость египтян. Они умели возводить величественные храмы и пирамиды. Храмы считались жилищами богов, а пирамиды были гробницами царей Египта. Самыми известными пирамидами называют пирамиды Хеопса и Хефрена. Мы должны ценить древние постройки. Потому что памятники культуры являются своеобразными документами прошлого, они помогают человеку воссоздавать прошлое. Если человек каждодневно будет видеть памятник культуры прошлого, он никогда не забудет прошлое.


















Слушают учителя.







Читают текст учебника.


- Древнейшие люди появились около двух с половиной миллионов лет назад. Их называли первобытными людьми.





- О Древнем Египте.



(Если знают)

- Государство возникло на берегах реки Нил.

Слушают учителя.




Предположения детей.

1 картинка –человек с головой птицы. На голове шар, предположительно – это солнце. Возможно это бог солнца.

2 – картинка –человек с головой птицы.

3 картинка –человек с головой крокодила. Так как крокодилы обитают в воде, то это может быть бог воды.


- Бог Ра – это бог Солнца. Он изображен с головой сокола.

- Бог Себек – это бог воды и разлива. Он изображен с головой крокодила.

- Бог Тот – это бог мудрости. Он изображен с головой птицы ибис.




- Иероглифы.

Первичное закрепление №1

- Узнали чуть больше про Древний Египет. Чтобы закрепить наши знания сыграем в игру «Верно. Неверно». На доске будут написаны различные утверждения, а ваша задача определить – верно это утверждение или нет.


  1. Древний Египет возник на берегах Нила.

  2. В долине Нила собирали скудные урожаи.

  3. Многие боги египтян были похожи на животных.

  4. Грандиозные постройки египтян – парки и скверы.


Слушают учителя.






- Это верное утверждение.

- Неверно, в долине Нила собирали обильные урожаи.

- Верно.

- Нет. Грандиозные постройки египтян – храмы и пирамиды.

Реализация построенного плана № 2

- Познакомимся со следующей цивилизацией. Чтобы узнать, что это за цивилизация, посмотрите на картинку.

Древняя Греция возникла намного позже, чем Древний Египет.


-Назовите такое спортивное событие, на которое съезжаются спортсмены во всего мира.

- Знаете ли вы Родину олимпийских игр? Чтобы узнать ответ на этот вопрос прочитайте текст учебника на странице 7.

- Можете ли вы теперь назвать Родину олимпийских игр и город, в котором прошли первые олимпийские игры.

- Как часто проводились олимпийские игры?



-Уже в древности появилась более простая и удобная письменность, чем письмо древних египтян. Жители Финикии придумали такой алфавит, в котором каждая буква передавала определенный согласный звук. На основе финикийского алфавита создали и свой алфавит древние греки. В греческом письме появились буквы для обозначения гласных звуков. Буквы современного русского алфавита произошли от древнегреческих букв.


-Архитектура Древней Греции не менее красива, чем архитектура Древнего Египта. Главной задачей архитектуры у греков было строительство храмов. В архитектуре Древней Греции сложилась ордерная система – это определенный порядок положения частей здания с колонами.Уже много веков сердцем Афин, столицы Греции, является Акрополь. Так называется архитектурный ансамбль – прекрасное творение греков. Это прекрасный храм, которым можно любоваться со всех концов города.


















- Это Древняя Греция.





- Это олимпийские игры.





- Родиной олимпийских игр является Древняя Греция. Игры проводились в городе Олимпия и туда съезжались спортсмены со всей Греции.

- Один раз в 4 года.

Первичное закрепление № 2

- Узнали чуть больше про Древнюю Грецию. Чтобы закрепить знания выполните задание на карточке № 1 в паре с соседом.

Ваша задача найти ошибки в тексте, который вам дан. Даю вам на это 3 минуты.












- Кто готов назвать ошибки и исправить их?

Карточка № 1

«Лови ошибку»

Древняя Греция – государство, которое возникло раньше, чем Древний Египет. Древняя Греция славится тем, что является родиной Олимпийских игр. Соревнования проводились один раз в 4 года в городе Афины.На соревнования съезжались спортсмены со всего мира! Архитектура Древней Греции не менее красива, чем архитектура Древнего Египта. Главной задачей архитектуры у греков было строительство пирамид.

















Один ученик отвечает, другие проверяют.

- Древняя Греция – государство, которое возникло намного позже, чем Древний Египет. Древняя Греция славится тем, что является родиной Олимпийских игр. Соревнования проводились один раз в 4 года в городе Олимпия. На соревнования съезжались спортсмены со всей Греции! Архитектура Древней Греции не менее красива, чем архитектура Древнего Египта. Главной задачей архитектуры у греков было строительство храмов.

Реализация построенного плана № 3

- Сейчас мы познакомимся с еще одной цивилизацией. Снова постарайтесь угадать, что же это за цивилизация, в которую нас перенесла машина времени.


-Предание гласит, что Рим был основан Ромулом 21 апреля 753 года до н. э. Согласно легенде, братья Ромул и Рем, рождённые от весталки Реи Сильвии и бога Марса, выросли на берегу Тибра, вскормленные волчицей.


Основным занятием населения стало разведение крупного рогатого скота. Также традиционно разводили коз, овец, свиней. Развитие сельского хозяйства в Риме достигло высокого уровня.


-Ребята, как вы считаете, сохранились ли в современном Риме какие-то древние постройки?

Ответ на этот вопрос вы можете найти на странице 12.



- Скажите, а какой город был погребен под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувия?



- Взгляните на слайд. Колизей – самый большой амфитеатр, где проходили всевозможные представления и соревнования. Колизей сохранился до наших дней, как вы уже могли узнать из учебника.

















- Это Древний Рим.
















Читают текст учебника.

- В современном Риме сохранились постройки из Древнего Рима. До наших дней в Риме сохранился Колизей, Римский форум, Пантеон – храм всех богов.

- Город Помпеи был погребен под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувия.

Первичное закрепление № 3

- Чтобы проверить, как вы меня слушали, я задам вам несколько вопросов. Ваша задача ответить на них правильно.

- Назовите основное занятие населения?


- Назовите самый большой амфитеатр, где проходили всевозможные представления и соревнования.


- Достигло ли развитие сельского хозяйства в Риме высокого уровня?





- Разведение крупного рогатого скота. Также традиционно разводили коз, овец, свиней.

- Колизей.



- Да¸ достигло.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Мы выполнили все пункты плана. И сейчас вы напишите самостоятельную работу. Она небольшая и состоит всего из 5 вопросов. У каждого на столе есть карточка с самостоятельной работой. Можете приступать к выполнению. На это у вас есть 7 минут.




Проверка самостоятельной работы. Учитель просит обменяться работами с соседом по парте. Озвучивает правильные ответы, учащиеся проверяют ответы.







Самостоятельная работа:

  1. Эпоха Древнего мира является…

А) Самой первой эпохой

Б) Самой последней эпохой


  1. Перечислите эпохи Древнего мира, с которыми мы познакомились на уроке.

  2. На берегах какой реки возникло государство Древнего Египта?

А) Нил

Б) Амазонка

В) Темза

4. Какое государство является родиной Олимпийских игр?


5. Назовите самый большой амфитеатр, где проходили всевозможные представления и соревнования.


Правильные ответы:

1. А

2. Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.

3. А

4. Древняя Греция

5. Колизей

Выполняют самостоятельную работу.










Проверка самостоятельной работы. Учащиеся проверяют ответы своего соседа по парте.

Включение в систему знаний и умений

- Мы познакомились с такими цивилизациями как Древний Египет, Древняя Греция и Древний Рим. Применим наши знания. Выполним задание на карточке № 2.

Ваша задача выбрать правильный ответ и поставить возле него «+» в квадратик. Читайте вопросы внимательно!


- Кто может озвучить свои ответы? Итак, что не относится к истории Древнего Египта?


- Назовите название древнего города.

- Что не является архитектурным сооружением?

- А что такое Везувий?

- Что является географическим названием?

Выполняют задание.









- Акрополь не относится к истории Древнего Египта. Это греческий храм.

- Помпеи.


- Везувий.

- Это вулкан.

- Нил. Это река, на берегах которой возник Древний Египет.

Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Время подвести итоги. Скажите, как звучала тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили в начале урока? Добились ли мы поставленной цели?


- Скажите, выполнили ли мы все пункты плана?


-Хочу попросить вас оценить свою деятельность на уроке с помощью карточек самооценивания. Возьмите их, выберите то, что подходит вам.


- Тема нашего урока «Мир древности: далекий и близкий».

- Узнать о древних цивилизациях.

Да, добились.

- Да. Мы выполнили все пункты плана.